Конспект урока окружающий мир 3 класс «В царстве грибов»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока окружающий мир 3 класс по программе "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._griby_sedobnye_i_nesedobnye.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Автор: Климова Ольга Александровна учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МОУ «Лицей № 16» г. Троицка, Челябинской области.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Название материала: Конспект и презентация «Грибы съедобные и несъедобные»
УМК : учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова для 3 класса.
Продолжительность использования на уроке: в течение урока.
Предназначение:
- для этапа объяснения новой темы на уроке;
- для обобщения и закрепления пройденного.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Цели:
- Обобщить представление детей об отличительных признаках съедобных и несъедобных грибов.
- Совместно с ребятами вывести правила сбора грибов и недопустимости определения вида грибов на вкус.
- Систематизировать знания детей по оказанию первой медицинской помощи при отравлении грибами.
- Способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно- следственные связи.
- Способствовать формированию бережного отношения к природе.
Авторские комментарии: Эффективность урока складывается из многих компонентов. Один из основных - это количество активно задействованных детей в определенный промежуток времени.
В предлагаемом конспекте урока используются активные методы обучения: работа с текстом в четверках, выполнение тестов, решение проблемных ситуаций. Очевидно, что при работе в малых группах активность учащихся повышается и создаются условия для получения знаний в ходе обмена мнениями и естественного общения детей.
Данная презентация может использоваться во внеурочной работе и по другим программам обучения. Она оживляет урок, делает его более интересным и наглядным.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку - 25 слайдов.
План
- Целеполагание
- Встреча с лесом
- Строение грибов.
- Несъедобные грибы. Работа в группах
- Физминутка
- Первая помощь при отравлении грибами
- Правила сбора грибов
- Сбор съедобных грибов. Загадки
- Значение грибов в природе.
- Работа с тестом
- Итог. Ответ на контрольный вопрос урока
- Домашнее задание
Ход урока.
1. Целеполагание.
- Тему урока узнаем, разгадав загадку:
«Стоит Антошка - на одной ножке, в красной шапочке горошком». (Гриб мухомор)
Тема урока «Грибы съедобные и несъедобные ». СЛАЙД 1
- В конце урока нам предстоит ответить на контрольный вопрос:
«Грибы- враги или друзья?» СЛАЙД 2
- Для этого вы должны внимательно слушать, активно работать на уроке.
- Встреча с лесом.
Поможет нам в изучении темы зеленый друг: Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, весной оживает. ( Лес)
- Что называют словом лес? СЛАЙД 3
- (Большую местность, занятую деревьями, кустарниками, травами, мхами, грибами.)
- Какие виды лесов вы знаете? (Лиственный, хвойный, смешанный)
- Чтобы зайти в лес, поздороваемся с ним.
( Чтение учеником под звуки природы стихотворения С. Погореловского).
Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
- Лес пускает нас к себе в гости.
- Кого мы можем встретить в лесу?
- Что можем там найти?
3. Строение и грибов.
-Наши леса славятся грибами.
-Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами? СЛАЙД 4
- Из каких частей состоит видимая часть гриба? Шляпка и ножка.
-Что находится в земле? Грибница.
-Проверим верность наших знаний, прочитав стр.118, 1 абзац
- Что называют грибницей?
(Грибница- это и есть сам гриб. То, что на поверхности, только его плод.
Грибница растет более 100 лет, а гриб появляется лишь на 3 - 7 дней.)
-Какие названия грибов вы знаете?
-Почему названия некоторых грибов похоже на название дерева? СЛАЙД 5
- Сейчас мы узнаем, есть ли взаимосвязь между грибами и растениями.
- Прочитаем об этом во 2 абзаце текста.
- Что грибница всасывает из почвы? ( Влагу с солями и отдает ее деревьям)
-Что грибница не может производить? (Питательные вещества, образуемые при свете в листьях)
- Где гриб берет эти питательные вещества?
(Деревья дают грибам вещества, вырабатываемые на свету в листве.
Грибница «выращивает» дерево.)
- Есть ли дружба между грибами и растениями?
(Многие грибы дружат с определенными видами деревьев. Эта дружба полезна грибам и деревьям. Корни их срастаются и питают друг друга.)
ВЫВОД: Грибы дружат с растениями.
4 . Несъедобные грибы. Работа в группах. СЛАЙД 6
- Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»?
- Прочитаем 1 абзац на стр.120.
- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.
- Нам сейчас предстоит работа в группах.
В учебнике на с.120 прочитайте памятки, рассмотрите рисунки на индивидуальных листах и на стр. 121.
Работая в четверках, найдите, обсудите и запишите в таблицу отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами.
(Групповая работа по заполнению таблиц.)
Отчеты - обобщения групп. Сверка с таблицей на слайде.
1 группа СЛАЙДЫ 7-8
2 группа СЛАЙДЫ 9-10
3 группа СЛАЙДЫ 11-12
4 группа СЛАЙДЫ 13-14
Грибы- двойники.
Гриб | Шляпка снизу | Ножка | На срезе мякоть | Съедобность |
1 группа |
Белый гриб | Белая или желтоватая. | Рисунок в виде белой сеточки. | Белая. | Съедобный |
Желчный гриб | Розовая. | Рисунок в виде черной сеточки. | Розовеет. | Несъедоб-ный, очень горький! |
Сатанин-ский гриб | Серовато- зеленоватая. Под шляпкой розоватая. | Клубневидная с красным сетчатым рисунком. | Краснеет и синеет. | Ядовитый. |
2 группа |
Опенок | Желтовато- белая с темными пятнышками. | Пленочное кольцо, «воротничок» | Белая с приятным запахом | Съедобный |
Ложный опенок | Темная, пластинки зеленоватые. | Пленочного кольца нет | Желтоватая с неприят-ным запахом. | Ядовитый. |
3 группа |
Шампинь-он | Пластинки розовые или фиолетовые | Нет мешочка у корня. | Съедобный |
Бледная поганка | С зеленоватым оттенком. Пластинки под шляпкой белые. | Пленочное кольцо под шляпкой «воротничок». Клубневидное утолщение с мешочком. | С неприятным запахом. | Смертель- но ядовитый. |
4 группа |
Лисичка | Неровный край, светло- желтые. | Не крошатся. | Съедобный |
Ложная лисичка | Ровный край, красновато- оранжевые. | Полая. | Выделяет белый сок. | Несъедоб-ный |
-Поделимся выводами о различии сходных грибов.
Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников.
Нужно уметь их различать!
5. Физминутка.
Ежик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют)
Поднял грибок. Положил в кузовок. (Наклоны)
-А теперь я буду называть названия грибов.
Если это съедобный гриб,– вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку.
Если несъедобный гриб,- разводите руки в стороны.
6. Первая помощь при отравлении грибами.
-Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей. Расскажу вам несколько случаев из жизни. Обратите внимание на правила 1 помощи при отравлении грибами.
Случай 1. Маленькая девочка, гуляя на даче недалеко от домика, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса развилась рвота и расстройство кишечника. Возникло обильное слюнотечение. Развилось отравление. К счастью, родители быстро вызвали врача.
Случай 2. 5-летняя девочка нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее началась рвота, тошнота. Девочку отвезли в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. Девочке стало лучше. Родители вопреки советам врача забрали ее домой, где состояние резко ухудшилось. Вскоре девочка умерла. Причина- отравление бледной поганкой.
- Назовите признаки отравления грибами?
- Что нужно предпринять при отравлении грибами?
- Сверьте свои ответы с верными ответами.
При отравлении грибами: СЛАЙД 15
- Немедленно вызвать врача.
- Промыть желудок.
- Выпить активированный уголь
7. Правила сбора грибов.
- А чтобы не отравиться. Нужно соблюдать правила сбора грибов!
- Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы?
- В тетрадях на печатной основе на стр.31 во 2 задании отметьте знаком плюс верные высказывания.
- Перефразируйте неправильные высказывания в правильные.
- Обоснуйте каждый пункт памятки лесника.
Правила сбора грибов. СЛАЙД 16
- Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться)
- Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)
- Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества как губка)
- Не собирай старые, перезрелые грибы! (В нем скопились продукты разложения)
- Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой.
- Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.
8. Сбор съедобных грибов в корзинку. СЛАЙД 17-19
- Отгадайте загадки о грибах, узнайте их на слайде и покажите номер, под которым этот гриб изображен.
- Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)
- Нет грибов дружней, чем эти - знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)
- Очень дружные сестрички, золотистые… (Лисички)
- Под осинками на кочке гриб в малиновом платочке (Подосиновик)
- Люблю я в разных шапках быть. В зеленоватой, красной, сероватой…
Собирай меня, не мешкай. Я ведь… (Сыроежка)
- Я стою на гладкой толстой ножке. Под коричневой шляпкой, с нежной бархатной прокладкой. (Белый)
- Под сосенкой у ребят шляпки блестят. (Масленок)
- Название гриба говорит о его цвете. (Рыжик)
- Как называются все эти грибы?
- Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены?
9. Роль грибов в природе:
- Каково значение грибов в природе? Проверим высказывания, прочитав 3 абзац.
Роль грибов в природе: СЛАЙД 20
- Их любит собирать и есть человек
- В них насекомые откладывают личинки
- Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям
- Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.
- Ими питаются животные. (Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей для животных.) СЛАЙД 21
-Посмотрите на тех животных, которые питаются грибами.
Вывод: В природе ничего лишнего нет! Относитесь к ней бережно!
10. Работа с тестом. СЛАЙД 22
-Проверим ваши знания о грибах. На партах у каждого лежит тест. Отметьте плюсом высказывание, с которым вы согласны.
- Ядовитые грибы лесу не нужны.
- Ядовитые грибы надо уничтожать.
- В лесу нужны все только съедобные грибы.
- В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.
- Кто считает 1 высказывание верным? 2? 3? 4?
- Почему выбрали 4 высказывание?
Вывод: В природе ничего лишнего нет!
11. Итог СЛАЙД 23
- Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья?
Вывод: Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.
- С какими группами грибов мы с вами познакомились на уроке?
- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали?
- Приведите примеры грибов-двойников.
- Какой вид работы понравился?
- Что было трудно?
12. Домашнее задание. СЛАЙД 24
- 1.Рассказ о грибах читать (с. 120-121)
- Памятки выучить (с.122)
3.* Заполнить сравнительную таблицу съедобных и ядовитых грибов по рисункам и памятке в учебнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира по теме "Царство грибов"
Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "В царстве грибов". Урок разработан с использованием технологии критического мышления....
Интегрированный урок в 3 классе "В царстве грибов"
Интегрированный урок математики, окружающего мира и технологии в 3 классе по теме: "Круг.Окружность.Грибы." с мультимедийным приложением.УМК "Школа России"...
Презентация к уроку в 3 классе "В царстве грибов"
Презентация является мультимедийным приложением к интегрированному уроку математики, окружающего мира и технологии в 3 классе....
Урок окружающего мира в 1классе "Царство грибов"
Урок построен в форме проблемного диалога. В процессе урока ученики находят ответы на вопросы: что такое грибы и каково их значение в природе. Ученики учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. На ур...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс
Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...
Урок окружающего мира. Тема: «В царстве грибов»
- Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам прод...
Урок окружающего мира Тема: В царстве грибов. Разнообразие грибов. Правила сбора грибов.
Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир»....