Конспект урока окружающий мир 3 класс «В царстве грибов»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Климова Ольга Александровна

Конспект урока окружающий мир 3 класс по программе "Школа России". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._griby_sedobnye_i_nesedobnye.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Автор: Климова Ольга Александровна  учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МОУ «Лицей № 16» г. Троицка, Челябинской области.

Предмет:   Окружающий мир  

Класс: 3

Название материала:  Конспект и презентация  «Грибы съедобные и несъедобные»

УМК : учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова для 3 класса.

Продолжительность использования на уроке:  в течение урока.

Предназначение:

  1. для этапа  объяснения новой темы на уроке;
  2.  для обобщения и закрепления пройденного.

Оборудование:  мультимедиа проектор, экран, компьютер.

Форма использования:  проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Цели: 

  1. Обобщить представление детей   об отличительных признаках съедобных и несъедобных  грибов.
  2. Совместно с ребятами вывести  правила  сбора грибов и   недопустимости определения вида грибов на вкус.
  3. Систематизировать знания детей по оказанию первой медицинской помощи при отравлении грибами.
  4. Способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно- следственные связи.
  5. Способствовать формированию бережного отношения к природе.

Авторские комментарии:  Эффективность урока складывается из многих компонентов. Один из основных - это количество активно задействованных детей в определенный промежуток времени.         

 В предлагаемом конспекте  урока  используются активные методы обучения: работа с текстом в  четверках, выполнение тестов, решение проблемных ситуаций.   Очевидно, что при работе в малых группах активность учащихся повышается    и  создаются условия для получения знаний в ходе обмена мнениями и  естественного общения детей.

 Данная презентация может использоваться во внеурочной работе   и по другим программам обучения.  Она оживляет урок, делает его более интересным и  наглядным.

Авторский медиапродукт: презентация  к уроку - 25 слайдов. 

План

  1. Целеполагание
  2. Встреча с лесом
  3. Строение   грибов.  
  4. Несъедобные грибы. Работа в группах
  5. Физминутка
  6. Первая помощь при отравлении грибами
  7. Правила сбора грибов
  8. Сбор съедобных грибов. Загадки
  9. Значение грибов в природе.
  10. Работа с тестом
  11. Итог. Ответ на контрольный вопрос урока
  12. Домашнее задание

Ход урока.

1. Целеполагание.  

- Тему урока  узнаем, разгадав загадку:

«Стоит Антошка - на одной ножке, в красной шапочке горошком». (Гриб мухомор)

Тема урока «Грибы съедобные и несъедобные ».    СЛАЙД 1

 - В конце урока нам предстоит ответить на контрольный вопрос:

«Грибы- враги или друзья?» СЛАЙД 2

- Для этого вы должны внимательно слушать, активно работать на уроке.

  1. Встреча с лесом.

 Поможет нам в изучении темы  зеленый друг:  Весной веселит, летом холодит,

                                                                   Осенью умирает, весной оживает. ( Лес) 

  1. Что   называют  словом  лес?  СЛАЙД 3
  2. (Большую местность, занятую деревьями, кустарниками, травами, мхами, грибами.)
  3. Какие виды лесов вы знаете? (Лиственный, хвойный, смешанный)
  4. Чтобы зайти в лес,  поздороваемся с ним.

      ( Чтение учеником под звуки природы стихотворения С. Погореловского).

Здравствуй, лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

  1. Лес пускает нас к себе в гости.
  2. Кого мы можем встретить в лесу?  
  3. Что можем там найти?

3. Строение и  грибов. 

-Наши леса славятся грибами.

-Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами? СЛАЙД 4

- Из каких частей состоит видимая часть гриба? Шляпка и ножка.

-Что находится в земле? Грибница.

-Проверим верность наших знаний, прочитав стр.118, 1 абзац

-   Что называют грибницей?

(Грибница-  это и есть сам гриб. То,  что  на поверхности,  только его плод.  

Грибница  растет    более 100 лет,  а гриб появляется лишь на 3 - 7 дней.)

-Какие названия грибов вы знаете?

-Почему названия некоторых грибов похоже на название дерева? СЛАЙД 5

- Сейчас мы  узнаем, есть ли взаимосвязь между грибами и растениями.  

- Прочитаем об этом во  2 абзаце  текста.

- Что грибница  всасывает из почвы?    ( Влагу с солями и    отдает ее деревьям)

-Что грибница не может производить?  (Питательные вещества, образуемые при свете в листьях)

- Где гриб берет эти питательные вещества?    

  (Деревья дают грибам вещества, вырабатываемые на свету в листве.  

Грибница  «выращивает» дерево.)

- Есть ли дружба между грибами и растениями?    

  (Многие грибы дружат с определенными  видами деревьев.  Эта дружба полезна грибам и деревьям. Корни их срастаются и питают друг друга.)

ВЫВОД:   Грибы дружат с растениями.

 4 . Несъедобные грибы. Работа в группах. СЛАЙД 6

- Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»?

- Прочитаем 1 абзац на стр.120.  

- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

- Нам сейчас предстоит работа в группах.

В учебнике на с.120 прочитайте памятки,  рассмотрите рисунки  на  индивидуальных листах и на   стр. 121.

Работая в четверках, найдите, обсудите  и запишите  в таблицу отличия между похожими  съедобными и ядовитыми грибами.

(Групповая  работа по заполнению таблиц.)

Отчеты - обобщения групп. Сверка с таблицей на слайде.

1 группа   СЛАЙДЫ 7-8

2 группа   СЛАЙДЫ 9-10

3 группа   СЛАЙДЫ 11-12

4 группа   СЛАЙДЫ 13-14

Грибы- двойники.

Гриб        

Шляпка снизу

Ножка

На срезе мякоть

Съедобность

1 группа

Белый гриб

Белая или желтоватая.

Рисунок в виде белой сеточки.

Белая.

Съедобный

Желчный гриб

Розовая.

Рисунок в виде черной сеточки.

Розовеет.

Несъедоб-ный, очень горький!

Сатанин-ский гриб

Серовато- зеленоватая. Под шляпкой розоватая.

Клубневидная с красным сетчатым рисунком.

Краснеет и синеет.

Ядовитый.

2 группа

Опенок

Желтовато- белая с темными пятнышками.

Пленочное кольцо, «воротничок»

Белая с приятным запахом

Съедобный

Ложный опенок

Темная, пластинки зеленоватые.

Пленочного кольца нет

Желтоватая с неприят-ным запахом.

Ядовитый.

3 группа

Шампинь-он

Пластинки розовые или фиолетовые

Нет мешочка у корня.

Съедобный

Бледная поганка

С зеленоватым оттенком. Пластинки под шляпкой белые.

Пленочное кольцо под шляпкой  «воротничок».   Клубневидное утолщение с  мешочком.

С неприятным запахом.

Смертель-

но ядовитый.

4 группа

Лисичка

Неровный край, светло- желтые.

Не крошатся.

Съедобный

Ложная лисичка

Ровный край, красновато- оранжевые.

Полая.

Выделяет белый сок.

Несъедоб-ный

-Поделимся выводами о различии сходных грибов.  

Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников.

 Нужно уметь их различать!

5. Физминутка.

Ежик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют)

Поднял грибок. Положил в кузовок.  (Наклоны)

-А теперь я буду называть названия грибов.

Если это съедобный гриб,– вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку.

Если несъедобный гриб,- разводите руки в стороны.  

6. Первая помощь при отравлении грибами.

-Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей. Расскажу вам несколько случаев из жизни. Обратите внимание на правила 1 помощи при отравлении грибами.

Случай 1. Маленькая девочка, гуляя на даче недалеко от домика, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса развилась рвота и расстройство кишечника. Возникло обильное слюнотечение. Развилось отравление. К счастью, родители быстро вызвали врача.

Случай  2. 5-летняя девочка нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее началась рвота, тошнота. Девочку отвезли в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. Девочке стало лучше. Родители вопреки советам врача забрали ее домой, где   состояние резко ухудшилось. Вскоре девочка умерла. Причина- отравление бледной поганкой.

- Назовите  признаки отравления грибами?

    - Что нужно предпринять при отравлении грибами?

- Сверьте свои ответы с верными ответами.

При отравлении грибами: СЛАЙД 15

  1. Немедленно вызвать врача.
  2. Промыть желудок.
  3. Выпить активированный уголь

7. Правила сбора грибов.

- А чтобы не отравиться. Нужно соблюдать правила сбора грибов!

- Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы?  

- В тетрадях на печатной основе на стр.31 во 2 задании отметьте знаком плюс верные высказывания.

- Перефразируйте неправильные высказывания в правильные.

-  Обоснуйте каждый пункт памятки лесника.

 

 Правила  сбора грибов. СЛАЙД 16

  1. Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться)
  2. Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)
  3. Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества как губка)
  4. Не собирай старые, перезрелые грибы! (В нем скопились продукты разложения)
  5. Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой.
  6. Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.

8.   Сбор съедобных грибов в корзинку. СЛАЙД 17-19

 - Отгадайте  загадки о грибах, узнайте их на слайде и покажите номер, под которым этот      гриб изображен.

  1. Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)
  2. Нет грибов дружней, чем эти - знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.  (Опята)
  3. Очень дружные сестрички, золотистые… (Лисички)
  4. Под осинками на кочке гриб в малиновом платочке (Подосиновик)
  5. Люблю я в разных шапках быть. В зеленоватой, красной, сероватой…

      Собирай меня, не мешкай. Я ведь… (Сыроежка)

  1. Я стою на гладкой толстой ножке. Под коричневой шляпкой, с нежной бархатной прокладкой. (Белый)
  2.  Под сосенкой у ребят  шляпки  блестят. (Масленок)
  3. Название гриба говорит о его цвете. (Рыжик)

- Как называются все эти грибы?

- Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены?

9. Роль грибов в природе: 

- Каково значение грибов в природе? Проверим высказывания, прочитав   3 абзац.

 Роль грибов в природе: СЛАЙД 20

  1. Их любит собирать и есть человек
  2. В них насекомые откладывают личинки
  3. Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям
  4. Санитары  леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.
  5.  Ими питаются животные. (Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей для животных.) СЛАЙД 21

     -Посмотрите на тех животных, которые питаются грибами.

Вывод:  В природе  ничего лишнего нет! Относитесь к  ней  бережно!

10.  Работа с тестом. СЛАЙД 22

-Проверим ваши знания о грибах. На партах у каждого лежит тест. Отметьте  плюсом высказывание, с которым вы согласны.

  1.  Ядовитые грибы лесу не нужны.
  2.  Ядовитые грибы надо уничтожать.
  3.  В лесу нужны все  только съедобные грибы.  
  4.  В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

- Кто считает 1 высказывание верным?  2? 3? 4?

- Почему выбрали 4 высказывание?

Вывод:  В природе ничего  лишнего    нет!

11. Итог СЛАЙД 23

- Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья?

 Вывод: Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.

- С какими группами грибов мы с вами познакомились на уроке?

- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали?

- Приведите примеры грибов-двойников.

- Какой вид работы  понравился?

- Что было трудно?

 

12. Домашнее задание.  СЛАЙД 24

  1. 1.Рассказ о  грибах  читать (с. 120-121)
  2. Памятки выучить (с.122)

3.*  Заполнить сравнительную таблицу съедобных и ядовитых грибов по рисункам и памятке в учебнике.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "Царство грибов"

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "В царстве грибов". Урок разработан с использованием технологии критического мышления....

Интегрированный урок в 3 классе "В царстве грибов"

Интегрированный урок математики, окружающего мира и технологии в 3 классе по теме: "Круг.Окружность.Грибы." с мультимедийным приложением.УМК "Школа России"...

Презентация к уроку в 3 классе "В царстве грибов"

Презентация является мультимедийным приложением к интегрированному уроку математики, окружающего мира и технологии в 3 классе....

Урок окружающего мира в 1классе "Царство грибов"

Урок построен в форме проблемного диалога. В процессе урока ученики находят ответы на вопросы: что такое грибы и каково их значение в природе. Ученики учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. На ур...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс

Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...

Урок окружающего мира. Тема: «В царстве грибов»

- Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам прод...