урок окружающего мира 2 класс по теме "План и карта"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
урок по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_om_2_klass_tema_plan_i_karta.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема :План и карта
Цели:
познакомить ребят с понятиями “план”, “карта”, “масштаб”;
выяснить как можно ориентироваться в пространстве с помощью плана и карты; показать значимость умений ориентироваться в пространстве с помощью плана и карты;
начать вырабатывать у них навыки применения планов и карт;
развивать умение находить ответы в иллюстрации и тексте,
формировать интерес к предмету,
ОБОРУДОВАНИЕ: разнообразные планы и карты, различные предметы, их рисунки и планы.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Учитель. Утром я обнаружила странный конверт, и адресован он не нам, а Ивану –царевичу. Но самое главное, что тут написано- вскрыть не позднее 10 часов. Мы не успеем найти Ивана, а вдруг там что-то важное. Откроем?
2. Актуализация знаний.
Учитель. На конверте ещё надпись: “ Вскрыть только после ответа на вопрос”. Вопросы напечатаны на конверте. Дети по одному выбегают к доске, читают вопрос и отвечают на него. Если ответили, открывают конверт, а там по принципу матрёшки ещё конверты с вопросами . Если затрудняются с ответом, помогает класс.
-- Как изменяются предметы при удалении?
-- Как можно ориентироваться по солнцу? .
-- Куда тень в полдень показывает ?
-- Назовите стороны горизонта.
--С какой стороны восходит солнце? Где садится?
-- Представьте, что вы птица , летите и смотрите на землю. Какими кажутся вам все предметы? Почему?
Учитель. Вы правильно ответили на все вопросы и можно вскрывать конверт. ( Из конверта учитель достаёт нарисованный план.
--Что это такое?
Дети делают предположения. Если звучит слово “план”, учитель выставляет это слово на доске.
--По силам ли нам рассказать, как дойти до клада? Дети высказывают свои мысли. Учитель подводит итог детским предположениям:
* мы не можем подробно рассказать, как дойти до клада;
* мы не можем сказать, какое расстояние придётся пройти;
* на плане написано слово “масштаб”, а мы такое слово не знаем.
Формулирование темы урока:
--Сформулируйте тему урока.
Мы должны узнать, что такое “план”, “масштаб”, научиться читать план.
3. Совместное открытие нового материала.
Введение понятия “рисунок”.
Учитель. Посмотрите на предметы: яблоко, кукла, конфета, чашка. Для каждого предмета найдите пару (учитель открывает на доске рисунки данных предметов, дети без труда к каждому предмету прикрепляют его рисунок)
--Почему вы сделали это легко?
--Что же такое рисунок? (Это изображение предмета таким, каким мы видим его перед собой.)
4. Введение понятия “план”.
Учитель. Предлагаю более сложное задание: подберите к каждому предмету соответствующее изображение ( учитель открывает на доске план данных предметов. Сообща дети к каждому предмету подбирают его изображение сверху).
--Как вы догадались?
--Что же такое план? План – это чертёж, на котором все предметы изображены так, как мы их видим сверху.
-- Зачем люди чертят планы? Кому они нужны? Прежде чем построить нашу дом, составляли план здания, каждого этажа в отдельности. По плану этажа можно мысленно “ходить”, ведь на нём видно всё: где двери и окна, где коридоры и лестницы.
Так же можно начертить и план города, деревни, окружающей местности. План местности нужен строителям, агрономам, геологам, солдатам, туристам. Планы местности используют при строительстве фабрик и заводов, посёлков и дорог. В городах составляют планы линий электропередач, водопроводов и канализаций. К плану прилагаются условные знаки- подсказки что как изображено. Используя их, давайте попробуем найти путь до замка Кощея.
На доске краткая запись:
План
* чертёж,
* вид сверху,
* предметы уменьшены,
* условные знаки.
Учитель. Мы почти у цели.
-- Как же ответить на вопрос, какое расстояние надо пройти? Какие есть предложения? (Если ни один ребёнок не предложит измерить дорогу линейкой, а затем увеличить это расстояние, учитель подводящим диалогом подводит детей к этой идее:
--на что похожа дорога на плане? (это отрезки),
--как мы измеряем длину отрезков? (линейкой),
--сможете измерить? (конечно), сколько сантиметров получилась дорога? ( 9см),
--а что написано внизу плана? ( в 1см – 1м), что это значит? (значит, наш путь 9метров)!
5. Введение понятия “масштаб”.
Масштаб – это число, показывающее, во сколько раз расстояния или размеры предметов уменьшены (увеличены) при изображении их на плане.
Учитель. Мы нашли Василису ! А у неё в руках красивые пятёрки, но они достанутся только тем, кто сможет ответить на вопросы в конце урока.
6. Закрепление.
Учитель. Что такое план? Начертите план кубика. Что для этого надо сделать? (Приложить кубик к доске или к листку и обвести).
Учитель. Начертим план парты. Как это сделать? (Мы не можем поднять парту и приложить её к доске, чтобы начертить вид сверху). Можно парту измерить и перенести эти размеры на доску.
( Дети измеряют длину и ширину парты. Учитель на доске записывает размеры ). Но такой размер на доске поместится, а на ваших листках нет. Что будем делать дальше? Надо уменьшить изображение.
Уменьшим размеры стола в 10 раз. Длина – 11см, ширина – 7см. Начертите на своих листах план стола. Обязательно укажем масштаб: Масштаб: в 1см -10 см
7. Введение понятия “карта”.
Учитель. На плане все предметы уменьшены, но сохраняют свою форму. Но если нам надо изобразить очень большую территорию сможем ли мы прорисовать каждый предмет? (нет)
-- Посмотрите на изображение.( показываю карту)
-- Похоже ли оно на план? Чем? Уменьшены размеры, условные знаки, масштаб.
Такое изображение называется картой.
--Чем карта отличается от плана? (Она похожа на план: предметы на ней изображены условными знаками в уменьшенном виде. Только на карте изображена очень большая местность: целая область, страна или даже вся Земля. На карту наносят большие города, крупные реки и озёра, горы.)
Работа с учебником
Условные знаки на карте, стр выполняем задания
5. Применение полученных знаний.
Учитель. Откройте рабочую тетрадь на странице. Выполним задание № 1, 2, 4.
6. Итог.
Учитель.
Что нового сегодня узнали?
Что такое план и карта?
Как на них обозначены предметы?
Что показывает масштаб?
Зачем нужны план и карта?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока окружающего мира "Пищеварительная система человека" (технологическая карта, понятийная гроздь по теме, дидактические карточки с разноуровневыми заданиями.
В данной разработке представлены технологическая карта урока, понятийная "гроздь" по теме и дидактические карточки с разноуровневыми заданиями....
Урок окружающего мира по теме "Что такое карта"
Урок окружающего мира во 2 классе (курс А. Плешакова) по теме "Что такое карта"...
Конспект урока окружающему миру по теме: "Россия на карте"
Цели деятельности учителя: формирование представлений о географической карте; формирование первоначальных умений, связанных с чтением картПланируемые результатыПредметные: знать понятие «географ...
технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс
Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО...
Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте
Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для организации деятельности ...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...