урок окружающего мира 2 класс по теме "План и карта"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

урок по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_om_2_klass_tema_plan_i_karta.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :План и карта

Цели:

познакомить ребят с понятиями “план”, “карта”, “масштаб”;

выяснить как можно  ориентироваться в пространстве с помощью плана и карты;  показать значимость умений ориентироваться в пространстве с помощью плана и карты;

начать вырабатывать у них навыки применения планов и карт;

развивать умение находить ответы в иллюстрации и тексте,

формировать интерес к предмету,

ОБОРУДОВАНИЕ: разнообразные планы и карты, различные предметы, их рисунки и планы.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Учитель. Утром я обнаружила странный конверт, и адресован он не нам, а Ивану –царевичу. Но самое главное, что тут написано- вскрыть не позднее 10 часов. Мы не успеем найти Ивана, а вдруг там что-то важное. Откроем?

2. Актуализация знаний.

Учитель. На конверте ещё  надпись: “ Вскрыть только после ответа на вопрос”. Вопросы напечатаны на конверте. Дети по одному выбегают к доске, читают вопрос и отвечают на него. Если ответили, открывают конверт, а там по принципу матрёшки ещё конверты с вопросами . Если затрудняются с ответом, помогает класс.

-- Как изменяются предметы при удалении?

-- Как можно ориентироваться по солнцу? .

-- Куда тень в полдень показывает ?

-- Назовите стороны горизонта.

--С какой стороны восходит солнце? Где садится?

-- Представьте, что вы птица , летите и смотрите на землю. Какими кажутся вам все предметы? Почему?

Учитель. Вы правильно ответили на все вопросы и можно вскрывать конверт. ( Из конверта учитель достаёт нарисованный план.

--Что это такое?

Дети делают предположения. Если звучит слово “план”, учитель выставляет это слово на доске.

--По силам ли нам рассказать, как дойти до клада? Дети высказывают свои мысли. Учитель подводит итог детским предположениям:

* мы не можем подробно рассказать, как дойти до клада;

* мы не можем сказать, какое расстояние придётся пройти;

* на плане написано слово “масштаб”, а мы такое слово не знаем.

Формулирование темы урока:  

--Сформулируйте тему урока.

Мы должны узнать, что такое “план”, “масштаб”, научиться читать план.

3. Совместное открытие нового материала.

Введение понятия “рисунок”.

Учитель. Посмотрите на предметы: яблоко, кукла, конфета, чашка. Для каждого предмета найдите пару (учитель открывает на доске рисунки данных предметов, дети без труда к каждому предмету прикрепляют его рисунок)

--Почему вы сделали это легко?

--Что же такое рисунок? (Это изображение предмета таким, каким мы видим его перед собой.)

4. Введение понятия “план”.

Учитель. Предлагаю более сложное задание: подберите к каждому предмету соответствующее изображение ( учитель открывает на доске план данных предметов. Сообща дети к каждому предмету подбирают его изображение сверху).

--Как вы догадались?

--Что же такое план? План – это чертёж, на котором все предметы изображены так, как мы их видим сверху.

-- Зачем люди чертят планы? Кому они нужны? Прежде чем построить нашу дом, составляли план здания, каждого этажа в отдельности. По плану этажа можно мысленно “ходить”, ведь на нём видно всё: где двери и окна, где коридоры и лестницы.

 Так же можно начертить и план города, деревни, окружающей местности. План местности нужен строителям, агрономам, геологам, солдатам, туристам. Планы местности используют при строительстве фабрик и заводов, посёлков и дорог. В городах составляют планы линий электропередач, водопроводов и канализаций. К плану прилагаются условные знаки- подсказки что как изображено. Используя их, давайте попробуем найти путь до замка Кощея.

На доске краткая запись:

           План

* чертёж,

вид сверху,

предметы уменьшены,

условные знаки.

Учитель. Мы почти у цели.

-- Как же ответить на вопрос, какое расстояние надо пройти? Какие есть предложения? (Если ни один ребёнок не предложит измерить дорогу линейкой, а затем увеличить это расстояние, учитель подводящим диалогом подводит детей к этой идее:

 --на что похожа дорога на плане? (это отрезки),

--как мы измеряем длину отрезков? (линейкой),

 --сможете измерить? (конечно), сколько сантиметров получилась дорога? ( 9см),

--а что написано внизу плана? ( в 1см – 1м), что это значит? (значит, наш путь 9метров)!

5. Введение понятия “масштаб”.

Масштаб – это число, показывающее, во сколько раз расстояния или размеры предметов уменьшены (увеличены) при изображении их на плане.

Учитель. Мы нашли Василису ! А у неё в руках красивые пятёрки, но они достанутся только тем, кто сможет ответить на вопросы в конце урока.

6. Закрепление.

Учитель. Что такое план? Начертите план кубика. Что для этого надо сделать? (Приложить кубик к доске или к листку и обвести).

Учитель. Начертим план парты. Как это сделать? (Мы не можем поднять парту и приложить её к доске, чтобы начертить вид сверху). Можно парту измерить и перенести эти размеры на доску.

( Дети измеряют длину и ширину парты. Учитель на доске записывает размеры ). Но такой размер на доске поместится, а на ваших листках нет. Что будем делать дальше? Надо уменьшить изображение.

Уменьшим размеры стола в 10 раз. Длина – 11см, ширина – 7см. Начертите на своих листах план стола. Обязательно укажем масштаб: Масштаб: в 1см -10 см

7. Введение понятия “карта”.

Учитель. На плане все предметы уменьшены, но сохраняют свою форму. Но если нам надо изобразить очень большую территорию сможем ли мы прорисовать каждый предмет? (нет)

-- Посмотрите на изображение.( показываю карту)

-- Похоже ли оно на план? Чем? Уменьшены размеры, условные знаки, масштаб.

 Такое изображение называется картой.

--Чем карта отличается от плана?  (Она похожа на план: предметы на ней изображены условными знаками в уменьшенном виде. Только на карте изображена очень большая местность: целая область, страна или даже вся Земля. На карту наносят большие города, крупные реки и озёра, горы.)

Работа с учебником

Условные знаки на карте, стр      выполняем задания

 

5. Применение полученных знаний.

Учитель. Откройте рабочую тетрадь на странице. Выполним задание № 1, 2, 4.

6. Итог.

Учитель. 

Что нового сегодня узнали?

Что такое план и карта?

Как на них обозначены предметы?

Что показывает масштаб?

Зачем нужны план и карта?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающего мира "Пищеварительная система человека" (технологическая карта, понятийная гроздь по теме, дидактические карточки с разноуровневыми заданиями.

В данной разработке представлены технологическая карта урока, понятийная "гроздь" по теме и дидактические карточки с разноуровневыми заданиями....

Урок окружающего мира по теме "Что такое карта"

Урок окружающего мира во 2 классе (курс А. Плешакова) по теме "Что такое карта"...

Конспект урока окружающему миру по теме: "Россия на карте"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о географической карте; формирование первоначальных умений, связанных с чтением картПланируемые результатыПредметные: знать понятие «географ...

технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс

Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО...

Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...