Урок окружающего мира по теме "Что такое карта"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Наталья Ивановна Лысенко

Урок окружающего мира во 2 классе (курс А. Плешакова) по теме "Что такое карта"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2-ом классе

(Автор курса:  А. А. Плешаков)

Тема: Что такое карта и как её читать

Цели урока: 

Образовательная: Ввести определение понятия «карта», обеспечить освоение основных приемов чтения карты и правильного показа объектов на карте; познакомиться с картой России и картой Республики Карелия.

Воспитательная: Воспитывать умение слушать и слышать, дополняя, но не перебивая друг друга. Воспитывать любовь к родному краю

Развивающая:  Развивать внимание, память; пополнять словарный запас.

Оборудование:

  1. Презентация «Что такое карта и как ее читать»;
  2. Глобус, физическая карта России;
  3. Условные знаки: реки, горы, озера, болота, границы, города;
  4. Конверты с вырезанными деталями для контурной карты; контурные карты Республики Карелия; клей, ножницы, цветные карандаши или фломастеры (на каждого ученика);

Ход урока:

  1. Организационный момент:

- Придумано кем-то просто и мудро –

  При встрече здороваться: Доброе утро!

  Доброе утро солнцу и птицам!

  Доброе утро улыбчивым лицам!

  И каждый становится добрым, доверчивым…

  Пусть доброе утро длится до вечера!

- Доброе утро всем: вам, ребята, вам, гости…

- Меня зовут …   Сегодня мы вместе попробуем совершить маленькие открытия на уроке окружающего мира. Делать это нужно всегда в хорошем настроении, поэтому давайте сейчас подарим друг другу улыбку на весь день!  (Здороваются друг с другом глазками и дарят улыбку)

  1. Проверка домашнего задания:

- Ребята, я знаю, что вы на прошлых уроках познакомились с различными видами водоемов. Эти знания пригодятся нам сегодня на уроке. Я думаю, вам хочется проверить себя. Разгадайте, какие виды водоемов зашифрованы:

АНОКЕ (ОКЕАН); ОРОЗЕ (ОЗЕРО); КАРЕ (РЕКА); РЕМО (МОРЕ)

        - К какому виду относятся все эти водоемы?

        - Какие искусственные водоемы вы знаете? (пруд, водохранилище, канал)                                                

3. Введение в тему урока:

- Ребята, мы живем с вами в великой и прекрасной стране, а кто мне напомнит, как называется наша страна? (Россия)

- Как вы думаете, наша страна очень большая или не нет?  ( … )

- Открою вам небольшой секрет: если представить, что это яблоко – наша планета Земля и разделить его на 6 частей, то один из этих кусочков будет принадлежать нам, а остальные 5 – почти двумстам остальным странам мира!

- Наша страна занимает огромную территорию. И чтобы попасть из одного конца страны в другой, понадобится ни один день путешествия поездом.

- Как вы думаете, а можно ли совершать путешествия по такой огромной стране, не выходя из класса?  ( … )

- Что нам поможет это сделать?  ( … )

Слайд (КАРТА)

Загадки:

  1. С этой буквы начинается название вашего родного поселка (Куркиёки)
  2. А на эту букву начинается слово, которое обозначает всем вам известный вид транспорта. На нем можно всем классом съездить на экскурсию в город Сортавала или Санкт-Петербург. (Автобус)
  3. В переводе на русский язык Куркиёки – «журавлиная …» (Река)
  4. Летом в наши края приезжает много людей, чтобы полюбоваться нашими красотами, отдохнуть. Как их называем? (Туристы)
  5. К сожалению, через поселок Куркиёки не проходит железная дорога, а есть только… (Автомобильная)

- Итак, сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы: Что такое карта и как ее читать?

- Ребята, а, может быть, кто-нибудь из вас уже знает, что это такое, или догадывается? Какие у вас будут предположения?   ( … )

- Так как мы заговорили о путешествиях, нас будет интересовать карта, на которой есть изображения земной поверхности. Посмотрите, какие бывают виды карт:

Слайд (Виды карт)

- Что вы разглядели на картах? Настоящие моря и океаны или их изображения? ( … )

- Это все изображено так, как на самом деле или в уменьшенном виде?

( … )

- Как вы поняли, что такое карта? ( … )

- Карты все разные, но всем им подходит определение, которое у вас есть в учебнике (стр. 95)

Учитель вывешивает карту России на доску

Учебники (90-91)

  1. Как читают карту:

- Ребята, а почему мы смогли прочитать определение в учебнике? (Умеем читать, знаем буквы)

- А водитель автобуса что должен уметь читать, чтобы без происшествий доставить вас на экскурсию? (Дорожные знаки)

- Как вы думаете, а чтобы путешествовать по карте, нужно уметь ее читать? А как это делать? Что нужно для этого знать?

- Читать карту – это не только читать надписи на ней. Надо понимать и ее особый язык – условные знаки. 

- Сначала вспомним, какие есть стороны горизонта ( … ); научимся определять их по карте. (Показывают в учебнике)

Слайд (Карта России)

- Подумайте, о чем могут рассказать различные цвета на карте ( … )

- Синим – вода, зеленым, желтым и коричневым – суша.

- А почему для обозначения выбрали именно такие цвета?

Слайд (Картинка – цвет)

- Покажите кружок нужного цвета:

Вода – синий; горы – коричневый; равнины – желтый и зеленый.

- Не только надписи на карте и ее цвет помогут нам ее прочесть.

У карты есть еще и особые знаки:

- Как прожилки на листочке голубые – это … (реки) Карточка

- Кусочки суши среди воды – это … (острова) Карточка 

- Белого цвета кусочки среди воды – это … (ледники) Карточка

- Кружочки с надписями – это … (города) Карточка

- Прерывистые линии (пунктирные) – это … (границы) Карточка

- Небольшие синие кусочки на суше – это … (озера и водохранилища) Карточка

Физкультминутка (Мы охотимся на льва…)

- Ребята, а вы знаете, где расположена на карте России наша республика? Кстати, как она называется?  Вот здесь! (Учитель специально встает так, чтобы не было видно, что он показывает)

- Все увидели? Нет? А почему?

-Оказывается, существуют определенные правила показа объектов на карте.

Как показывать на стенной карте (Учебник, стр. 95)

Учитель и несколько человек пробуют показать что-либо на карте в соответствии с правилами.

  1. Закрепление изученного:

- Ребята, а давайте с помощью условных знаков попробуем составить рассказ о нашем родном крае – Республике Карелия.

        Мы – жители удивительно прекрасного края, богатого бескрайними лесами, бесчисленными голубыми (озерами), порожистыми (реками). В Карелии нет очень высоких (гор), зато множество суровых скал. Самые большие (озера) Европы – Ладога и Онега – наша гордость. Знаменитый на весь мир (остров) Кижи находится в Онежском (озере). А Ладожское (озеро) привлекает множество туристов своими красотами и (островом) Валаамом. Нет места на свете прекраснее, чем наша Карелия!

        А теперь сделаем себе небольшой подарок – свою собственную небольшую карту Карелии.

Практическая работа

Слайд (Карта Республики Карелия)

  1. Итог урока: - Кому сегодня понравилась работа с картой?

                           - Кто сегодня для себя сделал открытие?

8. Домашнее задание:

1) Кто не успел, доделать карту Карелии дома (Пусть и родители помогут)

2) Учебник (стр. 94-95)

3) Задание (стр. 92-93)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К А Р Т А Что такое и как её читать?

Слайд 3

Карта России С З В Ю

Слайд 5

Карта Республики Карелия



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема "Кто такие насекомые"

Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Кто такие насекомые"....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...

Конспект урока окружающего мира. Тема: Что такое Бенилюкс

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развивитие кругозора учащихся, их познавательного интереса.Планируемые результаты: Предметные:- знать...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Такие разные праздники", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях.Задачи урокаДидактические:Познакомить с праздниками, которые отмечают ...