Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Мигель Светлана Николаевна

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».

Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о шестом океане Земли  – атмосферы

Тип урока - урок изучения нового. Для урока был отобран учебный материал соответствующий информации в учебнике Окружающий мир. Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии «Теории развития критического мышления»(ТРКМ), что позволило реализовать поставленные цели формирование  положительной мотивации как основы учебной деятельности; вовлечение учащихся в активную   образовательную деятельность.

Используемые примы по технологии ТРКМ на уроке:Стадия вызова: Кластер.  Стадия осмысления: Верные и неверные утверждения.  Стадия рефлексии Синквейн.

Выбранные методы и приемы ТРКМ соответствуют, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx389.8 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Зарубинская СОШ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет  Окружающий мир           Класс 3         Учитель    Мигель С.Н.

Тема   Океан, которого нет на карте и глобусе

Дидактическая цель

создание условий для  организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о шестом океане Земли  – атмосферы

Содержательная цель: Познавательный аспект

- Создать условия для усвоения обучающимися знаний о том,   как называется, из чего состоит, где находится  и какое значение в жизни Земли играет шестой океан планеты Земля, формирования умений работать с текстом;

осознания учащимися ценности изучаемого материала о воздушной оболочке Земли – атмосфере.

создать условия для воспитания бережного  отношения к живой и неживой природе

Содержательная цель: Развивающий аспект

Создание условий для формирования УУД:

познавательных :

-умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; -строить сообщения в устной форме;

-осуществлять анализ, сравнение;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

коммуникативных:   

-умение адекватно использовать речевые средства для решения задач;

- строить монологическое высказывание;  учитывать различные мнения;

- договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

регулятивных: 

умение принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-оценивать правильность выполнения действий.

Содержательная цель: Воспитательный аспект

-формирование умения понимать причины успеха в учебной деятельности;

-развитие  положительной мотивации как  основы учебной деятельности;  

-активное   участие в образовательной деятельности;

-формирование способности к самооценке.

Тип урока

урок изучения нового

Учебный материал

Учебник, Тетрадь для самостоятельной работы,

 Методы

объяснительно-иллюстративный;

частично-поисковый ( эвристический);

практический

Приемы

Эвристическая беседа, рассказ учителя, презентация, работа в группах, работа по инструкции,  рефлексия , приемы - «Верные и неверные высказывания», «Кластер», «Синквейн»

Учебные ситуации

Учебная ситуация с элементами исследования

Формы организации деятельности учащихся

Групповая,  фронтальная,

Виды деятельности

Чтение, слушание, ответы на вопросы, самостоятельная работа, обобщение, построение умозаключений,  самоанализ и самооценка деятельности

Материал для домашнего задания

Учебник с. 96 – 99, ответить на вопросы

Средства обучения

ТСО: Презентация PowerPoint, проектор, компьютер,

ДСО: Учебник «Окружающий мир» 3класс, листы для составления кластера, для опытов инструкции проведения, мелкие кусочки бумаги, стаканы с водой, кусочки мела, кирпича. тетрадь для самостоятельной работы О.Н. Федотова, Г.В, Трофимова и др., карточки с вопросительными и восклицательными знаками.

Этапы урока

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Личностных УУД: положительная мотивационная основа учебной деятельности;  

Дети сидят по группам

-Ребята, сегодня, как и на всех уроках мы получим капельку знаний, которые сольются в один огромный океан знаний. А для того чтобы все у нас получилось напоминаю правила работы на уроке  

слайд 2

Глаза смотрят и видят.

Уши слушают и слышат.

Сначала думаю, а потом говорю,

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнение других.

- осуществляют самоконтроль готовности к уроку;

- настраиваются на урок;

- определяют личностный смысл учения

II. Актуализация знаний

Стадия вызова (Повторение, проверка д/з)

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий

Домашним заданием было повторить тему «Океаны и материки»

- Истинно или ложно  утверждение «На планете Земля 6 океанов».

-Кто, как считает? Почему?

-Назовите океаны Земли слайд 3

-Где будем искать подтверждение?

-Нашли?

(потому, что на карте и глобусе только 5 океанов)

(на карте и глобусе)

(нет)

Отвечают на вопросы

III. Формулировка темы, постановка цели и задач

Регулятивные УУД: умения принимать и сохранять учебную задачу;

-Кто может сформулировать тему нашего урока. ( Открывается тема слайд4)

Океан, которого нет на карте и глобусе

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем изучать шестой океан

- Давайте составим план изучения.

Фронтальная работа по составлению кластера

Учитывая особенности детей, учитель может их подвести к нужным формулировкам. Учащиеся на листках составляют кластер.

-(слайд 5). Сформулируем цель нашего урока

Определяют тему урока

Формулируют цель урока, задачи

Составляют кластер

Формулируют цель

(Выяснить как называется, из чего состоит, где находится  и какое значение для Земли имеет шестой океан планеты Земля)

IV. Усвоение новых знаний.

Стадия Осмысление.

Физкультминутка. Молекулы

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

 строить сообщения в устной форме; осуществлять анализ, сравнение; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативных  УУД: умения адекватно использовать речевые средства для решения задач; строить монологическое высказывание;  учитывать различные мнения; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Регулятивных УУД: умения принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

строить сообщения в устной форме; осуществлять анализ, сравнение; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативных  УУД: умения адекватно использовать речевые средства для решения задач; строить монологическое высказывание;  учитывать различные мнения; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Регулятивных УУД: умения принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивать правильность выполнения действий.

Личностных УУД: активное   участие в образовательной деятельности; способность к самооценке.

-Прочитайте внимательно тему нашего урока. Поясним каждое слово.

-Что такое океан? на доске слово огромный слайд 6

-Каким цветом изображены океаны на карте и глобусе? на доске слово синий, голубой слайд 6

-Если нет возможности изобразить объект, какими свойствами он обладает? на доске прозрачный, невидимый слайд 6

-Как вы думаете, что такое шестой океан, возврат к словам на доске- огромный, синий, прозрачный, невидимый слайд 6

-Давайте  проверим наши предсказания? (слайд7 видеоряд с изображение неба, облаков, Земли с космоса)

-Как выглядит Земля на этих снимках?( Как шар голубого  цвета)

-Этот цвет дает не только вода пяти океанов Земли, но и облака в её атмосфере.

слайд 8От греческого «атмос» - воздух, «сфера» - шар. Атмосфера – воздушная оболочка Земли - это шестой океан планеты. Дном этого голубого, воздушного океана является сама Земля.Она вместе с Землей вращается вокруг своей воображаемой оси.

-Какие наши предположения оказались верные

-На какие вопросы мы с вами нашли ответ? Продолжаем заполнять кластер. Запишите название 6 океана. Продолжаем работать по нашему плану.

-Прежде чем вы будете искать ответ на следующий вопрос, давайте поиграем в игру Прием - «Верные и неверные высказывания»(в таблице даны высказывания верные и неверные по теме, ученики, используя свои знания должны предположить верно данное высказывание или неверное) У каждого на столе таблица

Утверждения

До чтения

+/ –    

После чтения

+/ –

1.Слой воздуха не дает Земле нагреваться и охлаждаться

2.Атмосфера не защищает Землю от метеоритов (огромных каменных глыб, которые летят к нам из космоса)

3.Объект неживой природы не может давать жизнь всему живому

4.Стакан может быть пустым

Учитель: Откройте учебник на с. 97. Прочитайте текст, проверив свои утверждения

-Оправдались ли ваши предположения?

- У кого по 1 утверждению поменялось мнение?

Пояснения к 1 утверждению

 -Слой воздуха, нагретый у поверхности Земли, удерживает тепло. Он не дает Земле нагреваться или охлаждаться до такой температуры, при которой все живое гибнет. Слайд 9-10 У Луны атмосферы нет, оттого там резкие перепады жары и холода. Поверхность луны освещенная солнцем, нагревается до +130º, а ночью остывает до -180º

- У кого по 2 утверждению поменялось мнение?

Слайды 11- 17  Пояснения ко 2 утверждению

 -На пути Земли в космическом пространстве встречается немало мелких камней и огромных каменных глыб, которые движутся вокруг Солнца. Свернуть с дороги и избежать столкновения невозможно. (Слайд 11)Когда метеоры (так называются небольшие камни) пролетают вблизи Земли, некоторые из них влетают в земную атмосферу со скоростью от 30 до 200 тыс км в час. (Слайд 12)Вы знаете, что если потереть  сильно ладони рук друг о друга, то они разогреются. Это результат трения. То же происходит и с камнями во время полета в атмосфере. Они так сильно разогреваются, что сгорают в атмосфере, не достигнув поверхности земли. (Слайды13-14)

Однако некоторым наиболее крупным из небесных камней удается пробить «броню» Земли и достичь её поверхности. (Слайд 15)Камни, упавшие на Землю, называются метеоритами. (Слайд 16)Если бы воздушной оболочки у Земли не было, небесные камни сыпались бы сплошным дождем. (Слайд 17)

- У кого по 3 и 4  утверждению поменялось мнение?(ответы детей)

-Какие вопросы у вас возникли? (Ответы детей.)

-На какой вопрос вы нашли ответ работая с учебником. (ответы детей) продолжаем заполнять кластер.

Прежде чем начнем физминутку доскажите предложения

В жидком состоянии молекулы находятся на …(небольшом  расстоянии),

в газообразном на …(большом расстоянии),

в твердых телах на (близком расстоянии).

Я называю состояние тела, а вы группой показываете как в нем находятся молекулы.

Самостоятельная работа

-Какой вопрос у нас остался. Искать ответ на этот вопрос вам помогут опыты.

Проведение опытов.

Опыт 1. С  листом и  кусочками бумаги.

Опыт 2. Стакан воды и кусочки мела, сухаря, кирпича.

Опыт3. Стакан с водой.

Продолжаем заполнять кластер

- Как ответим на последний вопрос из кластер?

(огромные водные пространства окружающие материки и острова)

(синим)

(прозрачный, невидимый)

Ответы детей

Записывают в кластер название Атмосфера

Состоит из воздуха

Самостоятельная работа, заслушивание ответов.

Чтение статьи учебника.

(Ответы детей.)

(ответы детей)

Записывают в кластер значение атмосферы

Слой воздуха не дает Земле нагреваться и охлаждаться

Защита от метеоритов и метеоров

Дает жизнь всему живому на земле

Где находится воздух?

Учащиеся берет необходимое оборудование для проведения опытов

Учащиеся используя инструкции в тетради проводят самостоятельно в группах опыты, а результаты записывают в тетрадь для самостоятельной работы (№50)

После выполнения результаты обсуждаются всем классом, каждая группа зачитывает по одному выводу.

Вывод. Группа1.Воздух вокруг нас.

Группа 2. Воздух есть и в кусочке мела, кирпича и сухаря. Вода вытесняет его и появляются пузырьки воздуха.

Группа 3. Воздух есть и в воде.

Воздух находится везде: вокруг нас, в жидких и твердых телах.

V. Проверка понимания. Стадия Рефлексии

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий

Личностных УУД: способность к самооценке

 -Что мы изучали на уроке?

-Какая она?

-Какие действия характерны для него?

Подведем итоги нашего урока, составив синквейн (можно в группах)

Приём «Синквейн»слайд 18

Напоминаю правила его составления:

Первая строка – тема (1 существительное)

Вторая строка – описание темы (2 прилагательных)

Третья строка – описание действия (3 глагола)

Четвёртая строка – ваше отношение к изучаемой теме (предложение из 4 слов)

Пятая строка – суть темы (синоним).

слайд 19 Самостоятельная работа детей на уроке (3- 4минуты).

- У кого есть желание поделиться написанным с нами?

(Слайд 20

ПРИМЕР:

Воздух

Прозрачный, бесцветный

Защищает, заполняет, сохраняет

Без воздуха жизни нет!

Жизнь.

Атмосфера

Огромная, голубая

Удерживает, защищает, закрывает

Атмосфера прочный щит

Защита

(6 океан атмосферу.Воздушную оболочку)

(прозрачная, бесцветная, невидимая… )

(защищает, сохраняет, удерживает, заполняет)

Заслушиваются ответы желающих

Самопроверка и самооценка.

VI. Итог урока.

Рефлексия.

Личностных УУД: умение понимать причины успеха в учебной деятельности; положительная мотивационная основа учебной деятельности;  активное   участие в образовательной деятельности; способность к самооценке.

-Подведение итогов

-Подведем итоги. Что нового вы узнали на уроке?

-С какими затруднениями столкнулись на уроке?

-Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

Учитель просит показать карточки  с  вопросительным или восклицательным знаками.

Восклицательный знак - всё понял, со всем справился.

Вопросительный знак – есть вопросы.

Оба знака - работой доволен, но есть вопросы.

Показывают карточки с соответствующими вопросами

VII. Информирование о домашнем задании

Регулятивных УУД: умения принимать и сохранять учебную задачу;

Домашнее задание.

Учебник с. 96 – 99,  ответить на вопросы

Записывают задание в дневник

VIII. Выставление отметок

Выставление отметок

IX. Формулирование вопроса на опережение для мотивации изучения следующей темы.

-Урок наш заканчивается, а у меня возник вопрос -  Атмосфера состоит из воздуха, а что такое воздух, из чего он состоит?

Для тех, кого заинтересовал этот вопрос, подумайте над ним.

слайд 21 -Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

      И знания точно уж вам пригодились


Утверждения

До чтения

+/ –    

После чтения

+/ –

1.Слой воздуха не дает Земле нагреваться и охлаждаться

2.Атмосфера не защищает Землю от метеоритов (огромных каменных глыб, которые летят к нам из космоса)

3.Объект неживой природы не может давать жизнь всему живому

4.Стакан может быть пустым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Город, в котором мы живём" в 1 классе ("Школа 2100")

Данная технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе технологии деятельностного метода....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов."

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов." разработана  для 1 класса УМК "Школа России"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. «Океан, которого нет на карте и глобусе»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Океан, которого нет на карте и глобусе» Цели деятельности учителя: формирование знаний о воздушном океане Земли – атмосфере и каково ее ...

Презентация урока окружающего мира "Океан, которого нет на карте и глобусе".

Презентация урока окружающего мира "Океан, которого нет на карте и глобусе"....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира "Какие звери живут в морях и океанах. Морские звери: названия и краткое описание" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о морских зверях.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Сформировать у обучающихся общее представление о морских зверях и условиях их о...