Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Солдатова Елена Ивановна

Рабочая программа по системе Л.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx53.7 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру, авторской программы Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Мы и окружающий мир»,  рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система общего развития Л.В.Занкова) и соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г)

Программа рассчитана на 68 часов в год.

Количество часов в неделю – 2 ч

I четверть – 18 часов

II четверть – 14 часов

III четверть – 20 часов

IV четверть – 16 часов

Целями обучения окружающему миру  являются:

Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать;

Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе;

Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи обучения окружающему миру:

Формировать целостную картину мира с опорой на современные научные достижения.

Познакомить с взаимосвязями между природой, обществом и человеком.

Развивать логичность и самостоятельность мышления, историческое мышление.

Формировать экологическую культуру.

Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, делать обобщение и выводы, развивать устную и письменную речь.

Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к родине, гордость за свой край.

Учебно-методическое обеспечение

Учебники (автор, название,

год издания,

кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Мы и окружающий мир. Учебник. 3 класс, 2011 г.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Окружающий мир. Методика. 3 класс, 2011 г. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
CD диск «Окружающий мир». Поурочные планы по курсу «Окружающий мир»

Окружающий мир. Мы и окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс, 2011 г.

Н.Я. Дмитриева

Учебный курс «Окружающий мир» интегрирован знаниями из области истории, географии, биологии, что предусматривается проектом Образовательных государственных стандартов нового поколения.

Рабочая программа предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования.

         Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных  мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков.

В содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями окружающего мира.

                         Особенности организации контроля по "Окружающему миру"

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартных ситуациях с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированное™ его логического мышления, воображения» связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам: поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ- определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Критерии и нормы оценки

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания,
аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень 0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"

Требования к уровню подготовки учащихся к концу третьего года обучения

Устанавливать связи:

Внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных;

Между деятельностью человека и условиями его жизни в разных природных зонах;

Между условиями жизни человека в разных природных зонах и устройством его быта (строения, одежда, питание).

Владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

Проводить наблюдения за природой родного края ( на примере одного из сообществ);

Оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;

Уметь выделить главное в письменном тексте.

Знать:

Состав и свойства почвы;

Характерные признаки сезонов года родного края;

Названия основных сообществ ( лес, луг, водоем);

Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;

Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;

Особенности природы своего края;

Правила поведения в природе;

Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.

Уметь:

Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;

Находить на физической карте России природные зоны;

Характеризовать природные зоны и природные сообщества России;

Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта);

Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней.

Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими дополнительными умениями и знаниями:

Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп).

Иметь представление об истории человека в древние времена.

Знать имена исторических лиц древности: Аристотель, Александр Македонский; имена зарубежных ученых и путешественников: Ф. Магеллан, Х. Колумб, Н. Коперник, И. Ньютон.

Иметь представление об истории родного края.

Календарно-тематическое планирование                                 

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

Вид
контроля

Дата

План

Факт

Природные условия земли (12 ч.)

Приглашение к путешествию

Часть I,

с. 3–5,

РТ № 1–5

Стороны горизонта, материки, океаны.

Знать:

- расположение на глобусе, карте.

Уметь:

-  показывать материки, океаны  на глобусе, карте.

Текущий. Фронтальный опрос

Масштаб

с. 5–7

РТ № 6–8, 13

Карта, масштаб, крупный и мелкий масштаб.

Уметь:

-  определять крупный и мелкий масштаб.

Текущий. Фронтальный опрос

Лента времени

с. 7–9

РТ № 9–12

Планета Земля, ее форма, размер, место в Солнечной системе; лента времени.

Уметь:

-  определять место событий на ленте времени.

Текущий

Практическая работа

Погода

с. 10–11

РТ № 14, 17

Понятие о погоде, ее составляющие (температура, облачность, осадки, ветер), причины изменения погоды.

Уметь:

-  записывать наблюдения за погодой с помощью условных знаков, использовать знания о погоде в практической деятельности.

Текущий. Фронтальный опрос

Погода. Народные приметы погоды

с. 12–15

РТ № 16

Народные приметы Погода и ее составляющие, причины изменения погоды, значение погоды для человека, предсказания погоды: научные прогнозы, народные приметы.

Использовать знания в повседневной жизни:  определение погоды (облачность, осадки, ветер), прогнозирование

Текущий.

Письменный опрос

15 мин

Климат

с. 16–18

РТ № 15, 18

Показатели погоды, показатели климата

(в сравнении), тепловые пояса, причины образования на Земле разных климатов. 

ПДД. Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах

Уметь:

-  делать выводы, вести наблюдения.

Текущий. Фронтальный опрос

Климат

с. 17–20

РТ № 19

Почва (практическая работа).

Состав почвы

с. 20–22

РТ № 20–22

Цели: познакомить учащихся с понятием «почва», с составом почвы и ее главным отличием от горных пород – плодородием; развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности,  любознательности.

Использовать знания в повседневной жизни, знать состав почвы

Текущий. Практическая работа.

Образование почв. Плодородие

с. 22–25

РТ № 26, 27

Виды почв. Причины плодородия почв. 

ПДД. Новое о светофоре. Информационно-указательные знаки

Знать:

- причины образования почв

Текущий. Фронтальный опрос

Защита почв

с. 24–27

РТ № 23–25

Культура обработки почвы. Разрушение  плодородия и способы его восстановления.  Важность почвы для жизни человека и опасность ее загрязнения. Взаимосвязь деятельности человека и благополучия природы.

Знать:

- значение охраны почвы.

Текущий. Фронтальный опрос

Природные зоны суши Земли

с. 27–30

РТ № 28–30

Природные связи Земли: климат + почва – растительность + животные  - природные зоны – условия жизни человека, климатические пояса.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Текущий. Фронтальный опрос

Обобщение знаний по теме

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа.

Человек в далеком прошлом (9 ч.)

Особенности Африки

с. 31–33

РТ № 31

Географическое положение Африки. Климат

Знать:

- географическое положение,  климат Африки.

Текущий. Фронтальный опрос

Особенности Африки

с. 33–46

РТ № 32, 33

Природные зоны Африки

Иметь представления о природных зонах Африки; Знать:

- растения и животных Африки.

Текущий. Фронтальный опрос

Родина человечества

с. 47–49

РТ № 34, 35

Особен природы Юго-Вост Африки. Гипотезы появления человека. Расселение людей

Знать:

- версии происхождения человека.

Иметь представления о природных условиях, повлиявших на происхождение человека.

Текущий. Фронтальный опрос

Как появился человек. Особенности

жизни древних людей

с. 50–53

РТ № 36, 37

Древнейшие люди, образ жизни и занятия, расселение древних людей.

ПДД. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте. Безопасность пассажиров

Устанавливать причинно-следственные связи, удовлетворять познавательный интерес

Текущий. Фронтальный опрос

(карточки).

Древние государства

с. 53–57

РТ № 38

Государства Средиземноморья.

Лента времени. Развитие наук

Знать:

-  понятие термина «государство»;

- первые рабовладельческие государства.

Текущий. Фронтальный опрос

Античность

с. 57–62

РТ № 40

Древняя Греция, Спарта и Афины. Древний Рим

Знать:

-наследие Древнего мира (письменность, техника, искусство).

Текущий. Фронтальный опрос

Расширение знаний о Европе

с. 63–64

РТ № 39

Плавание Питея

Иметь представление о  географических  исследованиях  в Европе.

Текущий. Фронтальный опрос

Расширение знаний об Азии

с. 65–68

Александр Македонский идет на Восток. Китайские путешественники в Средней Азии

Иметь представление о развитии географических исследований в Азии.

Текущий. Фронтальный опрос

Наследие Древнего мира

с. 69–78

РТ № 41

Достижения человечества, которые дошли до нас.

Уметь находить дополнительную информацию.

Текущий

Индивидуальный опрос (пересказ)

Земли восточных славян (15 ч.)

Восточно-Европейская равнина

с. 79–83

РТ № 42

Местоположение на карте, рельеф, реки, озера, климат.

Уметь показывать на карте территорию Восточно – Европейской равнины, давать краткую характеристику местоположения, рельефа, климата

Текущий. Фронтальный опрос

Сообщения детей

Природная зона степи.

Растительность

с. 83–86

 РТ № 43, 44

Природные зоны, зона степей (местоположение, климат. условия), растительность: раннецветущие  их особенности), многолетние ( их особенности ), разнообразие растительности

Установление причинно-следственных связей, знать разнообразие природы на земле, уметь пользоваться справочной лит-рой для подготовки устных сообщений.

Текущий

Самопроверка. 15 мин

Животный мир

с. 87–93

РТ № 45, 46

Зона степей, изменения в жизни насекомых, птиц весной, особенности животных степей, охрана животных степей.

Степные млекопитающие животные, их особенности, приспособление к степным условиям жизни, волки – хорошие санитары наших краев, животные растительноядные – хищные, цепи питания.

Знать наиболее типичных представителей животных природной зоны России, названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности животных, уметь раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Текущий.

Рассказы детей

Сезонные изменения в степях

с. 87–93

РТ № 47, 48

Сезонные изменения в неживой природе и связанные с ними изменения в живой природе Сравнение степей Евроазиатского и Африканского материков

Знать особенности природы своего края, зоны степей, устанавливать связи между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в природной зоне степей, уметь оценивать устное высказывание детей по обсуждаемой теме.

Текущий. Фронтальный опрос

Население степей.

Земледельцы и кочевники

с. 93–97

РТ № 49, 50

Природные условия зоны степей, особенности животных  и их жизни в степи, лето в степи и деятельность людей, охрана степей от пожаров, зима в степи и деятельность человека, жизнь кочевников. Саванна – общее и отличительное от степей России.

Текущий. Фронтальный опрос

Индивидуальные сообщения.

Лесостепь. Лесная зона

с. 98–103

РТ № 51

Местонахождение зоны лесов (по карте), связь между неживой природой и растительностью зоны степей и лесов, значение леса.

Характерные особенности зоны лесов, деление лесной зоны на 3 подзоны, лесная красавица – береза.

ПДД. Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта?

Устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами, уметь определять местонахождение объектов на физической карте России, знать признаки сообщества леса.

Текущий. Фронтальный опрос

Индивидуальные сообщения.

Смешанные леса. Растительность

и животный мир

с. 104–112

РТ № 52, 53

Зона лесов, местонахождение полосы смешанных лесов (на карте), ярусы леса, приспособленность растений к жизни в тени, рассказ об орешнике.

Богатство животного мира лесов, дополнительные сведения учащихся о животных лесов, рассказ о бобрах, случаи экологических бед.

Текущий. Фронтальный опрос

Индивидуальные сообщения

Сезонные изменения в лесу. Экскурсия в природу

с. 112–114

РТ № 55

Причины изменения цвета листьев;  листопад (причины и значение);  распространение плодов и семян по земле,

почки на деревьях, изменения в жизни животных с наступлением осени.

ПДД. Я-пешеход. Экскурсия.

Знать характерные признаки сезонов года, правила поведения в природе, особенности природы лесной зоны.

Текущий. Фронтальный опрос

Индивидуальные сообщения

Контрольная работа. I полугодие

Контрольная работа.

Экскурсия

с. 115–117

РТ № 56, 59

Почки как приспособленность растений к перенесению неблагоприятных условий. Ядовитые растения и грибы

Сезонные изменения в лесу (продолжение)

с. 117–125

РТ № 54, 57, 58

Как звери леса проводят зиму (на какие группы их можно разделить), первая помощь при обморожении.

Признаки весны: изменения в жизни растений, насекомых,

птиц, млекопитающих.

Жизнь летнего леса.

Тропический лес.

Животные лесов. Перелетные и зимующие животные. Кто как проводит зиму. Весна и лето. Меры по сохранению леса

Знать характерные признаки сезонов года, правила поведения в природе, особенности природы лесной зоны.

Текущий. Фронтальный опрос

Индивидуальные сообщения

Как жили наши предки

(практическая работа)

с. 126–127

Расселение славян, первые занятия человека – собирательство, охота,

земледелие.

Иметь представление об истории человека в древние времена,  устанавливать связь между природными условиями и занятием и бытом людей.

Текущий

Жизнь славян в лесах

с. 128–131

РТ № 60

Расселение славянских племен, жизнь переселенцев, возникновение городов, откуда берется мед (о пчелах, о лечебных свойствах меда, безопасность поведения при укусе пчел, их появлении).

Иметь представление об истории человека в древние времена.

Текущий

Тест

Торговые связи с соседями

с. 131–134

Торговый путь, опасности, причины опасности, топонимика – наука о географических названиях.

Иметь представление об истории человека в древние времена.

Текущий

Самостоятельная работа. 15 мин.

Обожествление природы

с. 134–137

РТ № 61

Язычество, отражение  природных условий в язычестве, обряды и праздники.

Иметь представление об истории родного края.

Текущий.

Тестовая работа.

Образование Древнерусского государства (7 ч.)

Первые русские князья

Часть II,

с. 3–8

РТ № 62

862 год – начало истории России (князь Рюрик), работа с картой (природные условия Киевской Руси), князь Святослав, русское понятие о чести и других качествах древнерусского человека.

Иметь представление об истории человека в древние времена, знать имена исторических лиц.

Текущий.

Сообщение,перессказ

Принятие Русью христианства

с. 8–14

РТ № 63

Причины принятия христианства, крещение людей, благотворное влияние христианства на Русь, новые правила отношений людей, мировые религии  

Использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов.

Текущий

Работа в парах

Древнерусская культура. Зодчество.

Памятники архитектуры.

Экскурсия по историческим местам,

в краеведческий музей

с. 14–17

Стремление к красоте, устное народное творчество, сборники вечной мудрости, как учили школьников.

Иметь представление об истории и культуре родного края, России.

Текущий

Устное народное творчество

с. 17–20

РТ № 64

Сборники вечной мудрости.

Былины, летописи

Иметь представление о сборниках вечной мудрости.

Текущий. Фронтальный опрос

Как учили школьников на Руси

с. 20–23

РТ № 65

Практическая работа. Урок в

древнерусской школе 

ПДД. Что помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах города.

Текущий.

Ордынское нашествие

с. 24–29

Возникновение Золотой Орды, ордынское нашествие (1237г.), причины падения Киевской Руси.

Уметь описывать изучаемое событие из истории Отечества

Текущий. Фронтальный опрос

Александр Невский. Ледовое

Побоище

с. 29–33

РТ № 66

1240 г. – вторжение шведов на Русь, победа Александра Невского над шведами, вторжение немецких рыцарей, бой на льду Чудского озера, условия победы в Ледовом побоище, значение победы для всей Руси.

ПДД. Световые сигналы на пешеходных переходах.

Правила перехода улиц и дорог

Уметь описывать изучаемое событие из истории Отечества, знать имена выдающихся российских государственных деятелей (Александр Невский).

Текущий

Работа по индивидуальным карточкам

Объединение русских земель вокруг Москвы (12 ч.)

Залесская земля

с. 34–36

Исчезновение Великого Киевского княжества, восстановление Руси с Залеской земли (ее местоположение, природные условия, переселение людей).

Знать историю Отечества.

Текущий.

Природное сообщество. Закон лесной жизни

с. 36–41

РТ № 67

Игра – загадка, примеры исключения одного обитателя из сообщества, вывод, определение природного сообщества.

Молодой и старый ельник, «общественная жизнь» леса, обмен информацией:

тень, лесные ароматы, солнечные лучи, ветер, дождь, ошибки людей.

Знать понятие природного сообщества, правила поведения в природе.

Устанавливать связи внутри природных сообществ (между растениями и животными, между разными группами животных).

Текущий

Практическая работа

Экологические проблемы леса

с. 42–45

РТ № 68

Пожары. Стихийные бедствия.

Уничтожение лесов и животных человеком.

Знать:

-  экологические проблемы леса, которые возникли по вине человека.

Текущий.

Сообщество луг. Человек и сообщество луг

с. 45–49

РТ № 69, 70

Сравнение 2х лугов (по плодородию и  разнообразию растений), причины.

Знать названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных.

Текущий

Тест

Природное сообщество озеро. Экскурсия к водоему

с. 49–55

РТ № 71

Понятие озера, разнообразие озер, работа по карте, разница между прудом и озером

Знать названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных

Текущий. Фронтальный опрос

Индивидуальные сообщения

Животные, обитающие в озере и по

его берегам. Правила поведения

у водоема

с. 49–55

РТ № 72, 73

Природное сообщество – озеро, жизнь лесного озера, редкие животные и растения, охраняемые законом, правила поведения на воде.

Знать названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных.

Текущий

Сообщество поле

с. 55–59

РТ № 74

Что дает основание относить поле к сообществу, воздействие человека на поле, поддерживание плодородия почвы, природное сообщество полей, сорняки.

Иметь представление о природном сообществе «Поле».

 Знать:

-  животных и растительный мир полей;

- о роли человека – создателя сообщества.

Текущий.

Возвышение Москвы

с. 60–63

РТ № 75

Географические условия, которые способствовали  возвышению Москвы, политика московских князей.

ПДД. Правила безопасного перехода железнодорожного переезда

Знать имена выдающихся деятелей (князей), иметь представление об истории  Отечества.

Текущий. Фронтальный опрос

Освобождение Руси от монгольского ига

с. 63–68

РТ № 76, 77

Юность князя Дмитрия, отношения князя с Ордой, Куликовская битва, значение битвы, окончательное освобождение Руси.

Знать:

-  основные моменты Куликовской битвы,

- особенности действий русского войска.

Текущий

Создание Московского государства

с. 68–71

Иван III, Иван IV Грозный .

Основное содержание памятников архитектуры Московского Кремля.

Знать:

- историю восстановления русской культуры.

Иметь представление об Иване III.

Текущий.

Русская культура

с. 71–75

РТ № 78

 «Царь всея Руси» - Иван 4 Грозный, история строительства Московского Кремля.

Книга «Домострой», мастерство ремесленников, зодчество, книгопечатание, народное творчество.

Знать:

- имена выдающихся российских государственных деятелей (царь Иван Грозный).

Иметь представление об истории Отечества.

Текущий. Фронтальный опрос

Русская культура

с. 76–79

РТ № 79

Книжная мудрость. Искусство.

Народные промыслы. Первый

книгопечатник И. Федоров

Иметь представление о народных промыслах, о первом

книгопечатнике

И. Федорове

Текущий. Фронтальный опрос

Какая она, Азия (6 ч.)

Русские первопроходцы.

Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь

с. 80–83

РТ № 80, 81

Ориентирование по карте, путешествия:

1.первопроходцев-новгородцев (их путь, цель путешествия, открытия)

2.тверского купца Афанасия Никитина,

3.поход Ермака на Урал.

Уметь понимать условный язык карт и планов, иметь представление об истории Отечества

Текущий

Азия

с. 83–87

РТ № 82, 83

Работа с картой, определение местоположения Сибири на карте, причины особенностей природных зон Сибири.

Работа с физической и контурной картами России. Географическое положение

Уметь понимать условный язык карты, находить на физической карте России природные зоны, характеризовать природные зоны.

Текущий.

Тайга

с. 88–92

РТ № 84

Территория тайги, лиственничные леса, отличие тайги от лиственных лесов, жизнь птиц в тайге.

Царство животных тайги, причина гибели таежных лесов в настоящее время, пожары в тайге, охрана лесов.

Уметь приводить примеры растений и животных природных сообществ и зон, знать правила поведения в тайге.

Текущий

Практическая  работа

Экологические проблемы тайги

с. 88–92

РТ № 85, 86

Пожары. Стихийные бедствия.

Уничтожение лесов и животных человеком (браконьерство)

Знать:

-  экологические проблемы тайги, которые возникли по вине человека.

Текущий.

Сообщество болото

с. 93–97

РТ № 87–90

Условные обозначения болот на карте, образование болот, растения болот , торф, «ужасы» на болотах, животные болот.

Уметь характеризовать природное сообщество,

Текущий

Природа Индии

с. 98–103

РТ № 91, 92

Географическое положение.

Открытие Индии европейцами.

А. Никитин

ПДД. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте. Безопасность пассажиров

Знать:

-  природно-климатические особенности Индии.

Текущий. Фронтальный опрос

Индивидуальные сообщения

Россия в XVII веке (7 ч.)

Смутное время. К.Минин и Д. Пожарский

с. 104–108

РТ № 93, 94

Смутное время. К.Минин и Д. Пожарский  Смутное время. Нашествие врагов с Запада.

К. Минин и Д. Пожарский

Знать:

- о значение героизма народных масс и организаторов освободительных войн в борьбе с польскими захватчиками;

 - о  начале правления династии Романовых;

 - о государственном празднике 4 ноября.

Текущий. Фронтальный опрос

Сквозь сибирские дебри

с. 109–111

РТ № 95

Исследование Сибири, путешествие и открытие С.Дежнева.

Знать имена путешественников, иметь представление об истории родного края.

Самостоятельная работа по карточкам

Природа тундры

с. 111–117

РТ № 96–98

Зона тундры и арктических пустынь на физической карте, зависимость неживой природы (тепла и влаги) на образование природной зоны (на почву, растит)

Природа тундры, зимние условия и жизнь животных, приспособленность животных,

тундра весной, растительность тундры весной, животный мир весной, птичьи базары.

ПДД. Я-пешеход. Экскурсия

Уметь характеризовать природную зону, устанавливать причинно-следственные связи.

Текущий

Люди в тундре

с. 118–121, с. 127–128

РТ № 99

Приспособленность людей к трудностям, занятия людей, оленеводство, рыболовство, собаки – помощники человека.

Иметь представление о  деятельности человека в тундре.

Текущий

Тест

Арктическая пустыня

с. 122–126

РТ № 100

Арктическая пустыня на физической карте,  природные условия зоны, растительность ледяной зоны, животный мир зоны, охрана животных.

полярное сияние, Арктика и Антарктика

Знать:

-  понятие «арктическая пустыня»;

- особенности природы (условия неживой природы, живые существа);

Уметь:

- находить и показывать на карте полушарий эту зону; -  определять существенные признаки природных зон.

Текущий

Практическая  работа

Россия накануне реформ.

Обобщающие задания

с. 133–136

№ 101–105

Народы Сибири (нации), образ жизни и занятия людей в условиях природной зоны, зависимость быта и занятий населения от природных условий. 

ПДД. Правила езды на велосипеде

Иметь представление об истории культуры России.

Текущий.

Годовая контрольная работа

Итоговый, контрольная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...