Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор школы Зам .директора по УВР на заседании кафедры
______________ ___________________ протокол № _______
10 января 2012 г. 10 января 2012 г. 10 января 2012 г.
Тематическое планирование
Учитель : Сидорова Т. А.
Предмет : Окружающий мир
Количество часов в учебном году : 66 часов
Количество часов в неделю : 2 часа
Планирование составлено на основе программы «Окружающий мир» под редакцией А. А. Плешакова , 2011 г Москва , «Просвещение»
Учебник «Окружающий мир» . Авторы – составители : А. А. Плешаков Москва , 2009 г. «Просвещение»
Дополнительная литература : рабочая тетрадь «Окружающий мир» №1 и №2 А. А. Плешаков , Москва , «Просвещение» , 2012г.
Планируемое количество
тесты
обобщение по темам «Проверь себя»
экскурсии Используемые ресурсы :
Аудио
Видео
Цифровые
Интернет
2012- 2013 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Решаемые проблемы (цели) | Планируемые результаты | |||||||||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||||||
1 | Введение. Задавайте вопросы. | 1 | Цели: познакомить с учебником; познакомить с различными школьными помещениями, с работниками школы; учить правилам поведения в школе. | Научить задавать вопросы, используя вопросительные слова, пользоваться книгой. | Формировать умение принимать и удерживать учебную задачу, задавать вопросы, используя слова-помощники. | Мотивация учебной деятельности | ||||||||
2 | Экскурсия: «Наша школа». | 1 | Научить ориентироваться в школьном здании, знать расположение необходимых помещений. Использовать основные правила поведения. | Учить ставить новые учебные задачи, задавать вопросы. | Навыки адаптации | |||||||||
3 | Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?» | 1 | Научить ориентироваться на школьном дворе. Использовать основные правила поведения. | Учить ставить новые учебные задачи, задавать вопросы. | Навыки адаптации | |||||||||
4 | Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?» | 1 | Закрепить и расширить знания о правилах дорожного движения | Учить ставить новые учебные задачи, задавать вопросы. | Навыки адаптации | |||||||||
«Что и кто?» ( 20 часов) | ||||||||||||||
5 | Что такое Родина? | 1 | Цели: показать детям красоту неба; познакомить с созвездием Большой Медведицы; учить распозновать объекты; развивать представление о форме, размерах, цвете предметов; познакомить с чаще встречающимися камнями; познакомить с комнатными растениями; различать листья; познакомить с деревьями, показать их красоту; познакомить с насекомыми, рыбами, птицами; познакомить со зверями. | Расширение представлений о стране и посёлке, в котором мы живём. | Понимать учебную задачу, работать с картинной картой, рассказывать о малой родине, отвечать на вопросы. | Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну. | ||||||||
6 | Что мы знаем о народах России? | 1 | Познакомить с народами, населяющими наше государство, с тем, что нас связывает и чем мы отличаемся. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить, работать в паре, отвечать на итоговые вопросы. | Ценностное отношение к Родине. | |||||||||
7 | Что мы знаем о Москве? | 1 | Познакомить с некоторыми достопримечательностями Москвы. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить, извлекать нужную информацию со страниц учебника, рассказывать о жизни сверстников. | Мотивация учебной деятельности | |||||||||
8 | Экскурсия «Что у нас над головой?» | 1 | Расширить представления о дневном и ночном небе. Начать освоение деятельности моделирования. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Ценностное отношение к миру. | |||||||||
9 | «Что у нас над головой?» | 1 | Познакомить с наиболее узнаваемыми созвездиями. | Соотносить правильность выбора. Выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи, работать в группах. | Ценностное отношение к миру. | |||||||||
10 | Что у нас под ногами? | 1 | Познакомить с часто встречающимися камнями. Научить сортировать камешки по разным признакам. | Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. | Ценностное отношение к миру. | |||||||||
11 | Что общего у разных растений? | 1 | Уточнить представления о частях растений, учить находить и показывать части растений. | Понимать учебную задачу, работать в парх. | Ценностное отношение к природному миру. | |||||||||
12 | Что растёт на подоконни ке? | 1 | Познакомить с наиболее распространёнными комнатными растениями. | Формулировать и удерживать учебную задачу, называть объекты окружающей действительности, формулировать собственное мнение. | Ценностное отношение к миру. | |||||||||
13 | Что растёт на клумбе? | 1 | Познакомить с некоторыми растениями клумбы. | Формулировать и удерживать учебную задачу, выделять существенные признаки. | Ценностное отношение к миру. | |||||||||
14 | Экскурсия «Что это за листья?» | 1 | Познакомить со строением листьев. | Использовать общие приёмы решения задач, задавать вопросы собеседнику. | Мотивация учебной деятельности. Ценностное отношение к миру. | |||||||||
15 | Что такое хвоинки? | 1 | Познакомить с характерными отличиями хвойных деревьев. | Применять установленные правила в планировании способа решения, формулировать вопросы. | Мотивация учебной деятельности. | |||||||||
16 | Кто такие насекомые? | 1 | Познакомить с насекомыми, их разнообразием, выявить важнейший признак насекомых и научить пользоваться им. | Выделять и обобщать существенные признаки объектов, аргументировать свою позицию. | Экологическая культура. | |||||||||
17 | Кто такие рыбы? | 1 | Усвоят, что рыбы – водные животные, которые двигаются при помощи хвоста, тела большинства которых покрыто чешуёй | Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, выделять существенные признаки, отвечать на итоговые вопросы. | Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения | |||||||||
18 | Кто такие птицы? | 1 | Усвоят, что птицы – это животные , тело которых покрыто перьями, научаться отличать птиц от других животных. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию, узнавать, называть объекты окружающей действительности, сочинять и рассказывать истории по рисунку. | Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения | |||||||||
19 | Кто такие звери? | 1 | Усвоят, что звери – это животные , тело которых покрыто шерстью, познакомятся со зверьми, которые не подходят под обычное описание, узнают о многообразии видов зверей. | Предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. | Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения | |||||||||
20 | Что окружает нас дома? | 1 | Познакомятся с группами предметов домашнего обихода, познакомятся с правилами противопожарной безопасности. | Составлять план и последовательность действий при возникновении опасной ситуации. | Личная ответственность за свои поступки. | |||||||||
21 | Что умеет компьютер? | 1 | Познакомятся с основными устройствами компьютера | Формулировать и удерживать учебную задачу, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять взаимоконтроль. | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе. | |||||||||
22 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Учить видеть опасность со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, использовать знаково-символические средства, аргументировать свою позицию. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | |||||||||
23 | На что похожа наша планета? | 1 | Познакомятся с формой и движением Земли, с глобусом как моделью Земли. | Составлять план и последовательность действий, использовать знаково-символические средства, строить монологические высказывания. | Уважительное отношение к иному мнению. | |||||||||
24 | Проверка знаний и умений по разделу «Кто и что?» Презентация проекта «Моя малая Родина». | 1 | Проверка знаний и умений. | Выполнять тестовые задания, выступать с сообщениями, оценивать свои достижения. | Мотивация учебной деятельности. | |||||||||
«Как, откуда и куда?» (12 часов) | ||||||||||||||
25 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | 1 | Цели: учить группировать предметы; учить видеть опасность со стороны; познакомить с формой и движением Земли; расширять знания о реках и морях; познакомить с природными источниками; познакомить со свойствами снега и льда; расширять представления о жизни животных;. | Познакомить с тем, что семья – это самые близкие люди. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить, рассказывать о жизни семьи. | Мотивация учебной деятельности. | ||||||||
26 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | Познакомить с природными источниками воды, используемой в быту; показать процесс загрязнения и очистки. | Предвидеть возможность получения конкретного результата, использовать знаково-символические модели и схемы. | Воспитывать бережное отношение к природным водоёмам. | |||||||||
27 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Познакомить с тем, как электричество приходит в наш дом, соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами. | Составлять план и последовательность действий; строить рассуждения. | Начальные навыки адаптации. | |||||||||
28 | Как путешест вует письмо? | 1 | Познакомить с работой почты, раскрыть роль почтовой связи в жизни людей. | Составлять и последовательность действий; задавать вопросы. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | |||||||||
29 | Куда текут реки? | 1 | Расширить знания о реках и морях, о движении из реки в море. | Использовать общие приёмы работы с учебником и рабочей тетрадью, формулировать собственное мнение. | Воспитывать бережное отношение к природным водоёмам. | |||||||||
30 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | Познакомить со свойствами снега и льда; развивать творческие способности. | Ставить новые учебные задачи; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | Мотивация учебной деятельности. | |||||||||
31 | Как живут растения? | 1 | Познакомить с условиями жизни растений; расширить представление детей о жизни растений, воспитывать бережное отношение к растениям. | Различать способ и результат действия; создание перечня правил ухода за комнатными растениями; строить монологические высказывания. | Мотивация учебной деятельности. | |||||||||
32 | Как живут животные? | 1 | Познакомить с условиями жизни животных; расширить представления о жизни животных и птиц; воспитывать бережное отношение к животным. | Выбирать действия с заданной задачей; Проявлять активность во взаимодействиях для решения коммуникативных и познавательных задач. | Самостоятель ность и личная ответственность за свои поступки. | |||||||||
33 | Как зимой помочь птицам? | 1 | Познакомить с зимующими птицами, учить различать их, раскрыть важность заботы о птицах зимой, учить изготавливать простейшую кормушку. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выделение существенных признаков; договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | Осознание ответственности человека за общее благополучие. | |||||||||
34 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | Сформировать представление об источниках и способах утилизации, обеспечить элементарный опыт анализа учащимися экологической проблемы. | Ставить новые учебные задачи; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, адекватно оценивать поведение окружающих | Экологическая культура. | |||||||||
35 | Откуда в снежках грязь? | 1 | Познакомить с источниками и путями распространения загрязняющих веществ, со способами защиты. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; формулировать проблемы; ставить вопросы необходимые для сотрудничества с партнёром. | Экологическая культура. | |||||||||
36 | Проверка знаний и умений по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». | 1 | Проверка знаний и умений. | Выполнять тестовые задания, выступать с сообщениями, оценивать свои достижения. | Мотивация учебной деятельности. | |||||||||
«Где и когда?» (10 часов) | ||||||||||||||
37 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». | 1 | Цели: формировать представления о времени и его состовляющих; познакомить с днями недели; учить ориентироваться в их последовательности; формировать представления о годовом цикле; познакомить детей с холодными районами планеты; закрепить и расширить знания о птицах; познакомить с перелетными птицами; познакомить с историей одежды; познакомить с некоторыми профессиями4 учить устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира. | Первоклассники проанализируют условия для успешной учёбы. Благоприятного климата в классе. | Выбирать действия с заданной задачей; Проявлять активность во взаимодействиях для решения коммуникативных и познавательных задач. | Мотивация учебной деятельности. | ||||||||
38 | Когда придёт суббота? | 1 | Усвоят, что такое настоящее, прошлое и будущее. Научатся определять, кокой день недели был вчера и какой будет завтра. Знать по порядку дни недели. | Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий; формулировать и удерживать учебную задачу. | Самостоятельность и личная ответственность. | |||||||||
39 | Когда наступит лето? | 1 | Усвоят, в какой последовательности сменяются времена года. Научаться узнавать время года по характерным признакам. Творческое оформление ответа. | Анализ придуманных значков для каждого времени года. Использовать знаково-символические средства. Строить монологические высказывания. | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе. | |||||||||
40 | Где живут белые медведи? | 1 | Усвоят, что на Земле есть очень холодные районы. Научаться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов. Находить отличия двух похожих объектов. | Вносить необходимые дополнения в план и способ действия. Обрабатывать информацию, узнавать, называть и определять объекты. Слушать собеседника, формулировать собственное мнение. | Ценностное отношение к природе. | |||||||||
41 | Где живут слоны? | 1 | Усвоят, что на Земле есть районы, где круглый год жарко. Научаться находить их на глобусе. Элементарные навыки работы с глобусом. | Искать и выделять необходимую информацию из различных источников(текст, рисунок, таблица, схема) Слушать собеседника. | Ценностное отношение к природе. | |||||||||
42 | Где зимуют птицы? | 1 | Усвоят, что одни птицы зимуют в наших районах, а другие улетают в тёплые края. Научаться приводить примеры птиц каждой группы. Приобретут навыки бережного отношения к животному миру. | Осуществлять контроль. Устанавливать причинно-следственные связи. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Экологическая культура. | |||||||||
43 | Когда появилась одежда? | 1 | Усвоят, что одежда появилась в глубокой древности и менялась с течением времени; что для каждого случая нужна подходящая одежда. Научаться подбирать одежду по размеру. Внимательно относиться к своей одежде. | Сличать способ действия и его результат. Строить рассуждения. Осуществлять взаимный контроль. | Навыки сотрудничества. | |||||||||
44 | Когда изобрели велоси пед? | 1 | Усвоят, что детям до 14 лет нельзя кататься на велосипеде. Научаться называть и показывать части велосипеда. Повторить правила безопасной езды на велосипеде. | Предвосхищать результат. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Прогнозировать возникновение конфликтов. | Уважительное отношение к иному мнению. | |||||||||
45 | Когда мы станем взрослы ми? | 1 | Усвоят, что человек и окружающий мир меняются. Определять профессию человека. Бережно относиться к окружающему миру. | Ставить новые учебные задачи. Осуществлять сравнение, анализ информации. Ставить и формулировать проблему. Аргументировать свою позицию. | Навыки адаптации в изменяющемся мире. | |||||||||
46 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 | Проверить знания по разделу. Закрепить умение работать с тестовыми заданиями. | Выступать с сообщениями, оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Мотивация учебной деятельности. | |||||||||
«Почему и зачем? (20 часов) | ||||||||||||||
47 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | Цели: формировать представления о звездах и Солнце и луне; расширить и уточнить представления о дожде и ветре; формировать первоначальное представление о звуке, цвете; познакомить с цветами, бабочками луга; учить слушать звуки природы; осознать необходимость гигиенических процедур; помочь понять значение сна в жизни человека; познакомить с устройством кораблей, автомобилей, поездов и железных дорог, самолетов; формировать первоначальные представления об экологии; обобщить представления о способах познания окружающего мира. | Усвоят, что звёзды-огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце- ближайшая к Земле звезда. Научаться узнавать созвездие льва. | Использовать установленные правила в контроле способа решения. Выделять существенные признаки объекта. Осуществлять взаимоконтроль. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||||||
48 | Почему луна бывает разной? | 1 | Усвоят, что Луна – естественный спутник Земли, имеет форму шара, но не всегда видна на небе полностью. Научаться объяснять изменения формы Луны. | Поиск решения поставленной проблемы. Сбор информации из всех доступных источников. Договариваться о распределении ролей. | Социально ориентированный взгляд на мир. | |||||||||
49 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | Научаться объяснять причины возникновения дождя и ветра. Научаться различать виды дождя и ветра. Выбирать оджду по погоде. | Осуществлять контроль. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Строить высказывания. | Уважительное отношение к иному мнению. | |||||||||
50 | Почему звенит звонок? | 1 | Усвоят, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов. Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Соблюдение правил гигиены. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Осуществлять анализ информации. Адекватно оценивать своё поведение. | Эстетические потребности. | |||||||||
51 | Почему радуга разноцвет ная? | 1 | Усвоят, что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Научаться воспроизводить последовательность цветов радуги. Уметь использовать приобретённые навыки. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Обработка информации, полученная в процессе исследования. Оказывать в сотрудничестве помощь. | Мотивация учебной деятельности. | |||||||||
52 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | Познакомятся с правилами ухода за кошками и собаками | Устанавливать причинно-следственные связи. Строить понятные для партнёра высказывания. | Ценностное отношение к природному миру. | |||||||||
53 | Проект «Мои домашние питомцы». | 1 | Выступать с сообщениями, оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Мотивация учебной деятельности. | ||||||||||
54 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Познакомятся с представителями сообщества «луг». Узнают изученные природные объекты; попробуют объяснить, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Правила поведения на природе. | Контролировать процесс и результат деятельности. Формулировать свои затруднения. | Ценностное отношение к природному миру. | |||||||||
55 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | Познакомятся с голосами лесных жителей. Научаться объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину. Правила поведения на природе. | Различать способ и результат действия. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить понятные для партнёра высказывания. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. | |||||||||
56 | Зачем мы спим ночью? | 1 | Усвоят, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил. Научаться правильно вести себя перед сном. Закрепят правила сохранения и укрепления здоровья. | Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Ставить и формулировать проблемы. Принимать различные позиции во взаимодействии. | Установка на здоровый образ жизни. | |||||||||
57 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | Усвоят, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов. Научатся приводить примеры овощей и фруктов. Правила мытья овощей и фруктов перед едой. | Классифицировать по заданным критериям. Адекватно оценивать своё поведение. | Установка на здоровый образ жизни. | |||||||||
58 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | Усвоят, что чистить зубы и мыть руки необходимо для здоровья. Научаться правильно чистить зубы. Закрепят правила сохранения здоровья. | Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей. Обобщать полученную информацию. Аргументировать свою позицию. | Установка на здоровый образ жизни. | |||||||||
59 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | Первоклассники научаться различать средства связи и средства массовой информации | Использовать установленные правила. Контролировать и оценивать процесс деятельности. Оказывать взаимопомощь. | Установка на здоровый образ жизни. Мотивация учебной деятельности. | |||||||||
60 | Зачем нужны авто мобили? | 1 | Научатся объяснять назначение автомобиля, различать по внешнему виду основные группы автомобилей. Запомнят, что детям запрещено ездить на переднем сиденье. | Использовать установленные правила. Контролировать и оценивать процесс деятельности. Оказывать взаимопомощь. | Установка на здоровый образ жизни. Мотивация учебной деятельности. | |||||||||
61 | Зачем нужны поезда? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Усвоят различия между товарным и пассажирским поездами. Научаться соблюдать правила поведения вблизи железной дороги. | Предвосхищать результат. Строить рассуждения. Строить монологические высказывания. | Осознание ответственности человека за общее благополучие. | |||||||||
62 | Зачем строят корабли? | 1 | Познакомятся с основными группами судов. Научаться различать по внешнему виду основные группы судов, объяснять, зачем строят корабли. | Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Обобщать информацию. Задавать вопросы. | Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир. | |||||||||
63 | Зачем строят самолёты? Почему в корабле и самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Познакомятся с устройством самолёта. Научаться классифицировать самолёты по их назначению. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Ставить и формулировать проблемы. Задавать вопросы. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | |||||||||
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | Усвоят, что космонавты летают в космос для проведения научных исследований. Научатся различать естественный спутник и искусственные спутники. Научаться работать в группах. | Ставить новые учебные задачи. Устанавливать причинно-следственные связи. Определять общую цель и пути её достижения. | Начальные навыки адаптации. | |||||||||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология» | 1 | Первоклассники познакомятся с тем, чему учит экология, научаться находить взаимосвязи между человеком и природой. | Ставить новые учебные задачи. Устанавливать причинно-следственные связи. Определять общую цель и пути её достижения | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе. | |||||||||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | 1 | Обобщат полученные за год знания. | . | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данное планир...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...