Окружающий мир. Осенние изменения в живой и неживой природе. 2кл..
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ТЕМА:
ОСЕНЬ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ.
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК.
(2 класс)
ЦЕЛИ:
Обобщить знания учащихся о характерных признаках осени в живой и неживой природе.
Закрепить знания по ранее изученному материалу.
Учить сравнивать, сопоставлять, делать выводы; развивать мышление, память.
Воспитывать любовь к природе, прививать интерес к изучению природы.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с заданиями, рисунок лесной поляны, грибы, таблица «Группы животных», опорные схемы по темам: «Птицы осенью», «Звери осенью», овощи и фрукты для игры.
I. Организация класса
II. Повторение изменений в неживой природе осенью
1. Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы повторим все об осенних изменениях в живой и неживой природе.
2. Выделение осенних примет в неживой природе на материале стихотворения А.С. Пушкина.
- Октябрь уж наступил –
Уж роща отряхает
Последние листы
С нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – (понижение t воздуха)
Дорога промерзает, (замерзание почвы)
Журча, еще бежит
За мельницу ручей,
Но пруд уже застыл… (лед на водоемах)
- Какие осадки бывают осенью? (Дождь, снег)
- Какое важное явление влияет на все остальные изменения в неживой природе? (День становится короче)
III. Повторение изменений в жизни растений осенью
(на доске: рисунок лесной поляны с грибами)
- Изменения в неживой природе вызывают изменения в жизни растений. Об этом мы сейчас поговорим, но сначала выберем лучшего грибника. Он отправится в осенний лес за грибами.
(Ученик снимает грибы с плаката и кладёт в корзинку).
- Мы тоже отправимся в осенний лес и послушаем разговоры деревьев.
(Инсценировка).
- Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красное, и желтое, и розовое, и оранжевое.
- А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, - самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменю.
- Какие деревья могли вести этот разговор?
(Лиственное и хвойное).
- Какие изменения произошли у лиственных деревьев осенью?
(Созревают и опадают плоды с семенами, изменяется окраска листьев, идет листопад).
- Назовите причины листопада. (Спасает от засухи деревья, от ломки ветвей, избавляет от вредных веществ).
- Какие изменения произошли у хвойных деревьев осенью? (Их нет).
- Чем интересна лиственница? (Сбрасывает хвою осенью).
- Осенью лес щедро одаривает людей своими подарками. Грибы – один из таких даров природы. Вернулся наш грибник из леса, посмотрим в его корзинку.
(Ученик показывает грибы, которые «собрал», дети сигналят. согласны с ним или нет).
- Какие грибы остались на поляне? Почему ты их не взял?
IY. Повторение изменений в жизни животных
- Повторим по таблице изменения в жизни животных осенью.
(на доске таблица)
(Ученики называют отличительные признаки каждой группы животных).
1. Насекомые (3 пары ног, прикрепленных к груди).
- Что происходит с насекомыми осенью?
(Часть насекомых погибает, часть улетает в теплые края (стрекозы, бабочки, божьи коровки), часть прячется в укромном месте и засыпает).
2. Птицы (перья).
- На какие 3 группы можно разделить птиц? (Оседлые, перелётные, кочующие).
- В каком порядке улетают перелетные птицы? (Насекомоядные, растительноядные, водоплавающие).
- Что их гонит: голод или холод? (Голод).
- Послушаем птичий разговор и подумаем, кто из них прав?
Иволга и Кукушка (Н. Сладков)(Инсценировка).
- Слушай, Иволга, о какой это зиме местные пичужки щебечут?
-Будто бы зима бывает, белый снег землю закроет, морозы затрещат?
- Э-э, Кукушка, болтовня пустая.
Сколько на свете живу – никакой зимы и снега не видела. На родину прилечу – лето, в Африку вернусь – лето.
На всей земле – лето!
- Объясните, почему так считают птицы? (Они перелетные, зиму проводят в теплых краях, на родину возвращаются весной).
3. Звери (выкармливают детенышей молоком).
- Как готовятся к зиме звери?
(Одни делают запасы на зиму, вторые жиреют и засыпают, другие не готовятся никак, им достаточно корма зимой, происходит линька).
- Кто хочет у доски разделить на 3 группы зверей?
(ученик самостоятельно делит на группы рисунки
зверей)
мышь медведь волк
белка ёж лиса
бобёр барсук лось
- Объясните поговорку «Волка ноги кормят». (Догоняет добычу).
4. Земноводные (голая кожа, живут на суше и в воде).
- Как готовятся к зиме?
(Прячутся в корнях деревьев, норах, под камнями, зарываются в ил и впадают в зимний сон).
5. Пресмыкающиеся (чешуйки, ползают или бегают невысоко над землей).
- Как готовятся к зиме?
(Прячутся в убежища на зимовку, собираясь десятками, а ужи – сотнями, зимуют на глубине от 50 см до 2 м в норах грызунов, в стогах сена).
6. Рыбы (чешуя, дышат в воде).
- Как готовятся к зиме?
(Прячутся в ил и спят на дне лини, караси, сомы. Остальные рыбы бодрствуют).
Y.Повторение о труде людей осенью
1. Беседа
- Какая главная задача стоит перед людьми осенью?
(Уборка урожая).
- Объясните пословицу: «Осень – запасиха, зима – подбериха».
(Чтобы быть сытым зимой, надо хорошо потрудиться осенью).
2. Игра «Узнай меня». Повторение частей растений.
(ученики по очереди в мешке ощупывают овощи
и фрукты, узнают их)
- Надо наощупь узнать овощ или фрукт и назвать, какую часть растения мы у него употребляем в пищу.
(Лук – стебель, листья, картофель – стебель, яблоко – плод, морковь - корень, свекла – корень и т.д.).
- А у каких растений мы едим семена, цветы? (Орехи, мак; цветная капуста).
- Чем еще занимаются люди осенью?
YI. ИТОГ урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира "Осенние изменения в живой природе"
К этой презентации легко подобрать загадки и различные сообщения...
Урок по окружающему миру. 2 класс. Обобщение по теме: "Осенние изменения в живой и неживой природе"
Цель урока:1. Проверить, ка дети усвоили изученную тему.2. Развитие интереса к предмету "Окружающий мир".3. Воспитание чувства товарищества, дружбы....
Урок окружающего мира во 2 классе "Живая и неживая природа". ФГОС.
Учащиеся учатся работать самостоятельно индивидуально и в парах....
Урок – игра по закреплению знаний весенних изменений в живой и неживой природе
Конспект урока по окружающему миру 2 класс...
Конспект урока по окружающему миру, УМК "Школа России" "Живая и Неживая природа", 2 класс
Конспект урока Окружающего мира...
Статья «Игра-путешествие по теме «Осенние изменения в живой и неживой природе».
Игра - путешествие для учащихся начальной школы. Интересное путешествие в осень....
Приметы осени/весны в живой и неживой природе.
Можно использовать как мобильные карточки для работы детей у доски на уроках окружающего мира....