Урок окружающего мира в 3 классе «Экономика и экология»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

 

Цели и задачи.

 

Учитель:

   - организовывает понимание задач экологии, двух сторон экономики;

   - создаёт проблемную ситуацию, выводящую уч-ся на изучение нового материала;

   -осуществляет анализ веществ с выделением существенных признаков;

   - организовывает учебный процесс для продуктивной коммуникативности.

 

 

Дети:

   - знакомятся с задачами экологии и двумя сторонами экономики;

   - совершают умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

 

 

Оборудование:

Детям:

Учебная книга «Окружающий мир» А.А. Плешаков 2010г.,

Индивидуальные карточки с проверочной работой.

 

Учителю:

 Презентация, мультимедийное оборудование, магнитофон, кассета «Шедевры инструментальной музыки», два ватманских листа, фломастеры.

 

Для опытов: колба, четыре пробирки, подставка. Растворённые в воде: сода, мыло, стиральный порошок, столовый уксус, раствор перманганата калия, индикатор.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

УРОК 

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, 3 класс

Тема: «Экономика и экология».

                               

                             Учитель: Гринёва Г. И.

Тема: «ЭКОНОМИКА и ЭКОЛОГИЯ»

 3 – Б класс, урок – ролевая игра, урок № 10 (из 10).

Цели и задачи.

Учитель:

   - организовывает понимание задач экологии, двух сторон экономики;

   - создаёт проблемную ситуацию, выводящую уч-ся на изучение нового материала;

   -осуществляет анализ веществ с выделением существенных признаков;

   - организовывает учебный процесс для продуктивной коммуникативности.

Дети:

   - знакомятся с задачами экологии и двумя сторонами экономики;

   - совершают умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

Оборудование:

Детям:

Учебная книга «Окружающий мир» А.А. Плешаков 2010г.,

Индивидуальные карточки с проверочной работой.

Учителю:

 Презентация, мультимедийное оборудование, магнитофон, кассета «Шедевры инструментальной музыки», два ватманских листа, фломастеры.

Для опытов: колба, четыре пробирки, подставка. Растворённые в воде: сода, мыло, стиральный порошок, столовый уксус, раствор перманганата калия, индикатор.

+-

1 Организационный  момент, сообщение темы и целей урока.

Учитель:  Любите родную природу-

                 Озёра, леса и поля.

                 Ведь это же наша с тобою

                 Навеки родная земля.

                 

                 На ней мы с тобою родились,

                 Живём мы с тобою на ней.

                 Так будем же, люди, все вместе

                 Мы к ней относиться добрей.

 

- Что значит: относиться добрей к земле, на которой живём?              

Дети:    - Это значит беречь  природу, не рвать цветы, не

ломать деревья, не мусорить, экономить воду и тд,

Учитель:   Какая наука помогает нам сохранить природу?

                Дети:  - Экология- наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

Учитель: - Что ещё нужно человеку для жизни?

                 Дети:  -одежда, питание, жилище, книги, разные машины, образование, медицина и тд,

Учитель: - Какая наука помогает удовлетворить разнообразные потребности людей?

                  Дети: - Экономика позволяет нам понять, что такое потребности, какие нужны товары, услуги, зачем нужны деньги и что значит экономить.

Учитель: Посмотрите на доску и прочитайте тему нашего урока.

                   

                   Дети: ЭКОНОМИКА   ЭКОЛОГИЯ

Учитель:- Как вы думаете, для чего нам нужен этот урок? Чему мы на нём должны научиться?

                    Дети: - Мы должны понять, что без экономики, без промышленности не будет необходимой и полезной продукции, без которой ни отдельному человеку, ни всему обществу не прожить. Человечество вернётся в каменный век.

                             - Да, но промышленность наносит вред окружающей среде при производстве этой продукции.

                              - Мы должны ознакомиться с задачами экологии и двумя сторонами экономики.

Учитель: - Подождите, не ссорьтесь. Ребята, вы конечно правы. В споре рождается истина. И сейчас мы вас попытаемся рассудить. А для этого назначаем судебное заседание.

Так что же важнее? Всё, чем мы пользуемся в жизни или природа, которая нас окружает?

Наш класс мы разделим на две команды. Левая- сторона промышленников, правая- сторона экологов.

Проверка домашнего задания.

Учитель: - Для проведения судебного заседания необходимо заполнить анкету.

Тестирование.

1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

а) из-за пожаров и стихийных бедствий;

б) из-за изменения климата на Земле;

в) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

2. Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

а) прозрачные;

б) бесцветные;

в) чистые.

3. Отчего загрязняется вода в реках и озёрах?

а) от использования воды в быту;

б) от использования воды в производстве;

в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

4. Что люди делают для спасения живой природы?

а) создают заповедники, ботанические сады;

б) создают бульвары и скверы;

в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.

5. Что такое заповедники?

а) заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной;

б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

в) заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.

Учитель:    - Начинаем судебное заседание «Экологи против экономистов».

- Сторону обвинения представляет Василенко Григорий Евгеньевич.

В роли защиты выступает Путинцева Александра Васильевна.

Ведёт судебное заседание учитель высшей категории МКОУ «СОШ № 3» Гринёва Галина Ивановна.

Работа над новым материалом.

Учитель:    - Слово предоставляется стороне обвинения. Григорий Евгеньевич, ознакомьте нас с делом.

 Чтение статьи учебника «Экологическая катастрофа». Стр. 81 учебника.

- Что Вы на это  можете сказать, Александра Васильевна?

 Дети:  -  Эта история очень печальна. Но это единичные случаи. А человеку для жизни, например, необходимо каждый день питаться. А продукты питания даёт нам сельское хозяйство.

Учитель:   -  Приглашается свидетель со стороны защиты Вешкина Александра Александровна.

Дети:  -   Ни одной стране не обойтись

Без сельского хозяйства!

Чтоб от голода спастись,

 Придётся постараться!

Обеспечат хлебом нас,

Мясом и сметаной.

Если нужно, в трудный час

Станут для нас манной!

Учитель:  - В сельском хозяйстве люди совершают ошибки, иногда не по злому умыслу, но они оборачиваются общей бедой. Вот один из таких примеров.

- Приглашаются свидетели со стороны обвинения Щербакова Екатерина Михайловна, Ефремова Мария Анатольевна.

Хулиганы воробьишки –

Превосходные воришки.

Им зерно лишь подавай –

Поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали,

Сколько зёрен потеряли.

И издали свой декрет –

Воробьёв свести на нет!

Перебили всех подряд.

Ждут, каков же результат?

Поначалу, в самом деле

Закрома их пополнели.

А потом пришла беда –

Отворяйте ворота!

Все посевы, урожаи

Насекомые сожрали.

Их в таком большом числе

Прежде не было нигде.

Оказалось, воробьята

Не едят совсем зерна-то:

Им родители с полей

Тащат мошек и червей.

Стало тут властям понятно –

Надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьёв

Из чужих возить краёв.

Если всё с плеча рубить,

Можно дело загубить.

Обвинение.  –  Много вреда природе наносит промышленность. Вот несколько примеров.

Учитель:   - Слово предоставляется экологу Ефремовой Марии Анатольевне.

Работа со статьёй учебника «Две стороны экономики», стр.82.

( О вреде, который приносит металлургия.)

- Свидетели защиты просят слово.

Выступает Металлург Шепетовский Данила Константинович.

- МЕТАЛЛУРГИЯ. Эта отрасль промышленности обеспечивает экономику металлами. Особенно много выплавляется стали. Металлургия производит также алюминий, медь, цинк, никель и другие металлы, необходимые в хозяйстве страны.

Вызывается свидетель со стороны защиты Клочков Никита Романович.

 Всё, что в мире из металла,

 Ведь таким не просто стало.

 Металлурги сталь варили,

 В формы нужные разлили.

 Заготовки потом брали

 И в вагоны загружали,

 На заводе обточили,

 И в детали превратили.

Учитель:   - Для продолжения заседания обвинение хочет предоставить фотографии. А пока мы их ждём, объявляется перерыв.

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд –

Нас работа ещё ждёт.

Руки вниз, на пояс, вверх –

Убегаем мы от всех.

Мы пойдём скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

Учитель:   - Продолжаем судебное заседание.

Слово энергетикам.

- Выступает энергетик Манылов Игорь Константинович.

- Эта отрасль промышленности производит электрическую энергию. Без электричества остановились бы фабрики и заводы, в каждой квартире погас бы свет, выключились электроприборы.

Учитель:  Вызываем свидетеля защиты Ушакова Сергея Александровича.

- И в города, и в поселения,

Через моря и горы синие,

Течёт по нашему велению

И летним днём, и в ночи зимние,

Река с названьем электричество.

Мы практики, не теоретики.

Нам качество важней количества.

Учитель:     - Но мы знаем, что обратную сторону имеет  и электроэнергетика.

 Слово предоставляется экологу Щербаковой Екатерине Михайловне.

Чтение статьи о вреде, которую приносят ГЭС, стр. 82.

- Приглашается эколог Кочергин Александр Николаевич.

Чтение статьи о вреде ТЕС и АЭС.

Предоставление фотоматериала.

 

Учитель:    - Вся атомная промышленность при малейших авариях сеет смерть быструю или постепенную на больших площадях. И беда в том, что органы чувств человека и животных никак не сигнализируют об опасном приближении радиационной угрозы. Помочь тут могут только приборы. При получении большой дозы радиации у человека начинается лучевая болезнь. У животных были случаи рождения детёнышей - мутантов.

- Наш город Новомосковск – город химической промышленности.

Здесь работают: ПО «Азот», «Новомосковскбытхим», ООО «Оргсинтез», ООО «Проктер эед Гэмбл – Новомосковск». ООО «Полипласт Новомосковск», «Аэрозоль Новомосковск», ОАО «Полимерконтейнер».

- Слово предоставляется нашим химикам. Расскажет о химической промышленности Филькин Кирилл Павлович.

- Химия – это наука о веществах. Химическая промышленность производит множество веществ, которые используются в быту и в хозяйстве страны: соду, стиральные порошки, моющие средства, пластмассы, лаки краски и многое другое.

Учитель:  -  Вызывается свидетель защиты Туленинова Полина Юрьевна.

Куда вокруг не посмотри

Везде плоды увидишь ты

Науки сей: от сплава до пластмассы.

Что химия царит во всём,

Она везде, где мы живём.

Но только, чтоб была бы в радость,

А не несла бы вред и гадость.

-Учитель:  - А какой же вред может принести продукция химической промышленности? Давайте посмотрим. Мы с вами возьмём три моющих средства: соду, мыло и стиральный порошок. Как вы думаете, Какое из них самое вредное?

Дети высказывают предположения. Определить сразу не смогут.

Делаем вывод, что выяснить ответ на этот вопрос необходимо с помощью опытов.

( На столе у учителя: пробирки с растворами соды стирального порошка, мыла.)

Опыт с содой.

 Раствор без цвета и запаха. Для природы это хорошо. Добавляем уксусную кислоту к раствору соды. Наблюдаем вскипание: уходит углекислый газ, остаётся раствор без цвета и запаха. Углекислый газ потом используют зелёные растения. Опускаем индикатор. Раствор щелочной. Следовательно, остаток раствора после мытья посуды желательно слить в кислую почву.

Опыт с мылом.

  В пробирку с мылом добавляем раствор перманганата калия. Это окислитель. В природе тоже есть окислители. Что произойдёт? Раствор постепенно обесцвечивается. Поэтому в природе мыло подвержено разложению. Природе не наносится большой вред. Но остаётся ещё осадок грязно-коричневого цвета. Это из-за получившегося окисла марганца. Но и он в природе найдёт применение: во-первых, он поглощает вредные примеси в атмосфере – хлор, оксид серы; во-вторых, в почве под действием кислорода он переходит в соединение, способное усваиваться растениями.

Опыт со стиральным порошком.

  Добавим в пробирку с раствором стирального порошка раствор перманганата калия. Обесцвечивания не происходит. Природе наносится значительный вред.

Учитель:   - Давайте теперь ответим на вопрос, поставленный ранее.

Дети:   - Самый вредный стиральный порошок.

 

Учитель:  - Слово просит обвинение. Заслушаем эколога Братцеву Евгению Дмитриевну.

Чтение статьи учебника о вреде химической промышленности на стр. 83.

Учитель:   - Вот какая история произошла. Вызываются свидетели со стороны обвинения: Антонова Алла Эдуардовна, Семенихина Екатерина Октаевна.

Недавно как-то, мой дружок,

Изобретён был порошок

От вредных насекомых,

Давно нам всем знакомых:

От гусениц и саранчи –

Вредителей посева.

Хоть эта братия молчит,

Но вред приносит всем нам.

Давайте начисто убьём

Их ядовитым порошком.

И всем растениям тогда

Не будет угрожать беда.

Но вот прошёл какой-то срок,

И этот самый порошок

Был обнаружен в молоке

Коров, пасущихся в траве.

Да, в молоке коровьем,

А он вредит здоровью.

Тут удивляться нечему,

Тот час видна причина,

Но порошок нашли к тому ж

В печёнке у пингвина.

Во льдах не сеяли поля,

Там не возделана земля,

Там нету паразитов.

Где ж тайна тут зарыта?

Так вот, проклятый порошок

С полей смывает ручеёк

И далее, по плану,

Плывёт он к океану,

Где ходит рыба в устьях рек,

А рыбу ловит человек,

А тех, что увильнули,

Пингвины заглотнули.

Далёкий и опасный путь.

Его продумать не забудь.

Учитель:   - Мы закончили исследование дела. У обвинения есть ещё свидетели?  У защиты?

- Переходим к прениям. Слово предоставляется Путинцевой Александре Васильевне.

-Теперь напишем резюме,

А это значит, братцы,

Всё, что изложено в главе,

Мы подытожим вкратце.

Наука экология показывает нам,

Что в мире всё завязано по четырём углам.

Растения, животные, земля и человек

Не могут друг без друга существовать вовек.

В прениях выступает Василенко Григорий Евгеньевич.

- Вообще в экологии есть три кита:

 Всеобщий природный баланс, красота,

И наши ресурсы, с которых живём,-

Начав с пропитанья, кончая углём.

Всё это нам надо беречь и лелеять:

Копать осторожно, умеючи сеять,

Ловить и стрелять, не подряд, а с умом:

«Что нынче посеем, то завтра пожнём».

Нельзя переделывать с ходу природу.

Она устоялась не с прошлого года.

А экосистема и биоценоз

Должны сохраняться всегда и всерьёз.

Учитель:  - Если к природе относиться без уважения, то она  тоже нам может преподнести  неприятные сюрпризы.

Просмотр слайдов.

- Итак, ресурсы и здоровье,

Наш отдых, красоту земли

Бездумно ставят под угрозу

Природы славные сыны.

Которых гордость ослепила,

Которым всё подай сейчас,

И для которых мощь и сила

Важнее воздуха в сто раз.

Учитель:    - Ребята, мы много спорили, исследовали, приводили примеры.

Как вы думаете, могут ли эти две стороны договориться? Как?

Чтение статьи «Что будет, если,,,», стр. 84 – 85.

Учитель:  -   Вот мы и разрешили спор. Закончилось наше судебное заседание. Я предлагаю в теме урока между словами «экономика», «экология» поставить соединительный союз И.Ведь обе эти науки важны.

Дома попробуйте сделать экологический прогноз по ситуациям на стр. 84 учебника.

Показ слайдов.

Учитель:  - Не разрушайте этот мир

                   Девчонки и мальчишки

                   Иначе эти чудеса останутся лишь в книжке.

4. Рефлексия.

Учитель:  - Понравился ли вам урок?

Что запомнилось больше всего?

Что помогло сделать выводы?

5. Итог урока.

Учитель:  

Вот как дела-то обстоят

На шарике земном.

И надо срочно мир спасать,

В котором мы живём.

Весь дом почистить и помыть,

И впредь законом запретить

Неубранную грязь.

Такой уж выпущен закон,

А чтобы соблюдался он,

Потребуется власть.

И в школе учат вас не зря,

Тут вся надежда на тебя.

Мы начали, ты продолжай,

Ни перед чем не отступай!

Ни перед жадностью толпы,

Ни перед подлостью войны,

Ни перед глупостью людской.

Да сохранится ШАР ЗЕМНОЙ!

- В заключении урока я предлагаю двум нашим командам нарисовать на ватманских листах планету, какой бы вы её хотели увидеть.

Показ готовых работ.

             

                                                       

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"

Открытый урок  окружающего мира в  доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...

Урок окружающего мира по теме Экономика и экология в 3 классе

Урок посвящён поисково- исследовательской работе....

Открытый урок и презентация по окружающему миру 3 класс "Экономика и экология" ФГОС Школа России

Открытый урок содержит:разработку урока по окружающему миру 3 класс  ФГОС по программе  Школа России на тему "Экономика и экология"презентацию к уроку....

Конспект урока окружающего мира по теме "Экономика и экология" 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Экономика и экологияЦели деятельности учителя: Формирование представления о взаимосвязи экономики и экологииПланируемые результатыПредметные:Знать: понятия экономика и экология, экологическая ка...

Урок окружающего мира 3 класс "Что такое экология"

Урок – путешествие.ЦЕЛЬ: Дать представление о науке – экологии.ЗАДАЧИ  УРОКА: Образовательные: Научить детей обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком.Познак...

Конспект урока окружающего мира по теме "Экономика и экология" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения различать понятия «экономика» и «экология».Планируемые результаты»Предметные:Знать какой вред люди наносят планете; к...