ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: "ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ" в 3 классе ( УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
УРОК БЫЛ ПРОВЕДЕН В РАМКАХ КОНКУРСА "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_i_ekologiya.docx | 609.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование в 3-ом классе
по теме : "Экономика и экология"
Всероссийский конкурс "Учитель года 2017"
- Ф.И.О. учителя: Плаксина Ирина Михайловна
- Класс: 3-д
- Дата: 12 апреля 2017 года
- Предмет: окружающий мир
- Место и роль урока в изучаемой теме: 11 урок раздела "Чему учит экономика?".
- Тип урока: изучение нового материала, .исследование
- Организация пространства: групповая работа, фронтальная работа.
- Методы: словесные, частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные с использованием элементов исследовательской деятельности
- Ресурсы:
- Персональный компьютер, экран, интерактивная доска
- Зрительный ряд - мультимедийная презентация урока «Экономика и экология».
- Картинки и фотографии с изображением экологических катастроф.
- Карточки-опоры (этапы исследования)
- Карточки для работы в группе
- Видео "Земля - наш дом", "Экологические проблемы Земли", "Год экологии".
- Фонограмма песни «В траве сидел кузнечик»
- Учебник (3 класс) А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь
- Фломастеры
Цели и задачи.
Учитель:
- организовывает понимание задач экологии, двух сторон экономики;
- создаёт проблемную ситуацию, выводящую уч-ся на изучение нового материала;
-осуществляет анализ веществ с выделением существенных признаков;
- организовывает учебный процесс для продуктивной коммуникативности.
Дети:
- знакомятся с задачами экологии и двумя сторонами экономики;
- совершают умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
Пояснительная записка
Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:
- способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психологических процессов;
- развивает все типы каналов сенсорного восприятия информации, ассоциативную память обучающихся;
- позволяет расширить словарный запас;
- повышает познавательную активность;
- позволяет регулировать объём и скорость выводимой информации с помощью компьютерного моделирования;
- способствует эффективному запоминанию информации.
Применение исследовательской деятельности значимо и актуально, так как способствует формированию:
- самоконтроля и самооценки
- целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, волевой саморегуляции
- умений ставить цель и планировать свою работу
- сотрудничества, постановки вопросов, разрешения конфликтов, управления поведением партнера и умения выражать свои мысли
- задавать вопросы
- умений доказывать и защищать свои идеи
- выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
- умений и навыков наблюдения; проведения экспериментов
- умений давать определение понятиям; классифицировать;
- умения делать выводы и умозаключения выдвигать гипотезы умение видеть проблемы
Применение игровой деятельности применима на этом уроке, так как :
- игра мотивирует, стимулирует и активирует познавательные процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;
- игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
- одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся в классе;
- посредством игры задействуется “ближняя перспектива” в обучении;
- игры позволяют развить специальные способности учащихся к знаниям истории: историческую память учащихся, в первую очередь на исторические факты, явления, представления; способность к ретроспективному мышлению, к мысленной реконструкции картины исторического мышления; способность к историческому сопереживанию;
- игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.
Планируемые результаты:
Предметные:
Исследовать, как сказывается на жизни людей достижения науки и техники; чем они полезны, чем плохи и какие опасности таятся в их использовании.
Обобщить знания по экологии.
Предложить детям представить свой вариант помощи природе и сравнить его с материалами учебника.
Развивать речь, внимание, память, логическое мышление детей через установление причинно- следственных связей, сравнение, эксперимент и исследовательскую деятельность.
Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о природе.
Метапредметные:
регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Сценарий урока:
I. Организационный момент
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой
Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс
И для меня уже отрада вниманье ваших умных глаз,
Я знаю каждый в классе гений, но без труда урок не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок.
-Дорогие мои друзья, я приглашаю вас на урок окружающего мира.
- Поставьте себе оценку, которую вы предполагаете получить.
II. Актуализация знаний
Учитель создает эмоциональный настрой с помощью видео "Земля - наш общий дом", обеспечивает первичное восприятие и осмысление новой темы с помощью загадок, прикрепляет на доске рисунок с изображением насекомого.
III. Постановка учебной задачи
Учитель: - Кто увидел противоречие в фильме? Какое? Что показано вначале? А во второй половине?(Ответы детей:)
Учитель: - Сегодня на уроке мы поговорим с вами о роли природы в жизни человека и о роли человека в жизни природы. Подумаем, с какой проблемой он столкнулся в результате своей деятельности.
И попробуем ее решить на нашем уроке.
Учитель: - Но сегодня у нас не просто урок, а научное заседание. Все вы маленькие учёные, и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий. Мы проведем урок-исследование .
Тема исследования совпадает с темой урока "Экономика и экология".
Я предлагаю в теме урока между словами «экономика», «экология» поставить соединительный союз И. Ведь обе эти науки важны.
Для начала мы с вами повторим понятия и термины, которые нам пригодятся в работе.
Игра "Подбери слово"
Экономика - это ...
Экология - это...
Окружающий мир - это ...
Экологическая катастрофа - это...
Экологический прогноз - это...
Экологи - это...
1. ЭКОНОМИКА Хозяйственная деятельность людей
2. ЭКОЛОГИЯ Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
3. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА Все , что окружает живое существо и с чем оно связано .
4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА Событие, ведущее к трагическим последствиям в природе
5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ Научное предсказание о природе.
6. эколог Специалист, который разрабатывает меры для уменьшения существующего и возможного вреда природе.
Молодцы!
Прежде чем начать свое исследование, давайте познакомимся с понятием "гипотеза".
Гипотеза – это предложение, рассуждение, догадка, ещѐ не доказанная и не подтверждѐнная опытом.
Гипотеза нашего исследования звучит так:
"– Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде."
Исследовательская лаборатория №1 выдвигает гипотезу - "Думаем, что добывающая отрасль приносит не только пользу , но и вред".
Вы должны будете ознакомится с информацией по этой теме, и подтвердить , что это так или опровергнуть гипотезу.
Исследовательская лаборатория №2 выдвигает гипотезу - "Возможно, что энергетическая отрасль экономики приносит не только пользу, но и вред."
Вы должны будете ознакомится с информацией по своей теме и также - либо подтвердить гипотезу, либо опровергнуть ее.
Исследовательская лаборатория №3 выдвигает гипотезу - "Предполагаем, что химическая отрасль приносит не только пользу, но и вред ".
Вы должны будете ознакомится с информацией.
Цель исследоания
IV. Открытие новых знаний
1.. Работа с карточкой исследователя по группам (записывают пользу все).
Химия – это наука о веществах. Химическая промышленность производит множество веществ, которые используются в быту и в хозяйстве страны: соду, стиральные порошки, моющие средства, пластмассы, лаки краски и многое другое.
ЭНЕРГЕТИКА - Эта отрасль промышленности производит электрическую энергию. Без электричества остановились бы фабрики и заводы, в каждой квартире погас бы свет, выключились электроприборы.
2. Работа с текстами и карточками исследователя (записывают вред все).
№1 - текст в учебнике (с.79), доп. материал;
Какими свойствами обладает нефть? (Показ образца нефти) (масленичная, темно-бурая жидкость, легче воды). Воздух и солнечные лучи не проходят в глубины, поэтому гибнут водоросли, моллюски, рыбы и крабы. Но хуже всего чайкам, уткам и гагарам. Садясь на воду, они уже не могут взлететь, потому что нефть склеивает их перья. Птицы гибнут тысячами.
№2 - текст в учебнике (с.81);
№3 - дополнительный материал.
V.Физкультминутка.
Жил-был старик со старухой у самого синего (Нашего Черного моря. Ловил старик неводом рыбу 30 лет и три года. Забросил старик невод и вытащил…..Впрочем, эту сказку знают все, это было в стародавние времена. А если бы закинул старик свой невод сегодня, то пришел бы невод не только с тиною морскою, …… (учащиеся добавляют: ржавыми банками, битыми бутылками, рваными полиэтиленовыми пакетами) и с одною рыбкой, но не золотою, а «нефтяною». Молвит рыбка голосом человеческим: «Не отпускай ты меня в грязное море, а посели, в аквариум с чистой водой.
-Почему рыбка не желает жить в море? Что послужило причиной ее превращения из золотой в «нефтяную»? (Учащиеся высказывают свои предположения).
VI.Опыты
Какими свойствами обладает нефть? (Показ образца нефти) (масленичная, темно-бурая жидкость, легче воды). Воздух и солнечные лучи не проходят в глубины, поэтому гибнут водоросли, моллюски, рыбы и крабы. Но хуже всего чайкам, уткам и гагарам. Садясь на воду, они уже не могут взлететь, потому что нефть склеивает их перья. Птицы гибнут тысячами.
VII. Работа с понятием "экологический прогноз"
1. Работа с учебником (с.82-83);
2. Задание "Сделай прогноз, предложи решение"
№1
. В процессе производства на химическом предприятии МОЖЕТ произоЙТИ выброс в атмосферу И В ВОДУ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ.. Причиной аварии МОЖЕТ БЫТЬ нарушение технологического процесса.
- Вывод: на трубы надо ставить фильтры, которые задерживают различные примеси.
Около предприятий высаживать зелёные насаждения, так как они поглощают пыль и снижают шум.
№2
Гусеницы машин уничтожают растительность и уродуют почву, оставляя на ее поверхности незаживающие раны. При строительстве дорог, трубопроводов и промышленных сооружений уничтожается лес, нарушаются пути миграции оленей, засыпаются ручьи – места нереста рыб. Если не изменить методы строительства, то через 20 лет можно ожидать новую экологическую катастрофу
№3
Аральское море до усыхания являлось четвертым по площади озером в мире после Каспийского моря. Его обмеление началось в 1960-х, когда Минсельхоз СССР стал забирать большую часть стока Сырдарьи и Амударьи в каналы, орошающие хлопковые и рисовые поля на территории Узбекистана и южного Казахстана. В результате море значительно отступило от своего берега, и обнажилось дно, покрытое морскими солями с примесью пестицидов и других химикатов. На 2003 год площадь поверхности Аральского моря составляла около четверти первоначальной, а объем воды - около 10 %.
VIII. РЕФЛЕКСИЯ
УЧИТЕЛЬ:От чего могут уберечь людей экологические прогнозы?
1. Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих поступков, опасных и для природы, и для самого себя. Экология подсказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы сохранить природу, не повредить человеку.
2.Экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать.
3.
Учёные-экологи предсказывают, что нужно сделать, чтобы экономику развивать и экологию сохранить. Например, экологи помогают решить стоит ли строить завод, чтобы сохранить природу, не навредить человеку, т.е. делают экологический прогноз.
Учитель: Урок хочу закончить словами великого педагога Василия Андреевича Сухомлинского.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню, кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал их и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».
- Хотите , чтобы и ваши дети услышали шум моря, жужжание пчелы, пение птиц?
- Напишите 1 дело, которое вы можете совершить для того , чтоб сохранить нашу природу? (ИДЕТ ВИДЕО "ГОД ЭКОЛОГИИ")
и НАРИСУЙТЕ СМАЙЛИК, ЕСЛИ ПОНРАВИЛСЯ УРОК.
Есть одна планета сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят
Только здесь ручьи журчат
Только птицы здесь поют
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»
Цель: Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Экономика" 2 класс
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Экономика" 2 класс по программе "Школа России"...
Урок окружающего мира по теме Экономика и экология в 3 классе
Урок посвящён поисково- исследовательской работе....
Открытый урок окружающего мира по теме "М.В.Ломоносов" 4 класс "Школа России"
Материал может быть использован на уроке окружающего мира....
Интерактивная презентация "Своя игра" к уроку окружающего мира по теме "Экономика". Плешаков. 3 класс
Данная интерактивная презентация выполнена по мотивам популярной телевизионной интеллектуальной игры "Своя игра" и должна использоваться на уроке повторения и закрепления изученного материала по теме ...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное описание групповой р...
Конспект урока окружающего мира по теме "Экономика и экология" 3 класс УМК "Школа России"
Тема: Экономика и экологияЦели деятельности учителя: Формирование представления о взаимосвязи экономики и экологииПланируемые результатыПредметные:Знать: понятия экономика и экология, экологическая ка...