Открытый урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок посвящён событиям, которые происходили в Российской империи в начале девятнадцатого века. Цель изучения данной темы – познакомить учащихся четвёртого класса с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения. Данный урок должен способствовать формированию у младших школьников чувства гордости за свою Родину и благодарность великим людям, служившим России. Урок направлен на воспитание любви к Отечеству, на развитие у учащихся младших классов интереса к истории. На данном уроке учитель использует видео материалы, которые позволяют ученикам более полно представить картину исторических событий девятнадцатого века, учащиеся учатся работать с историческими картами. На данном уроке осуществляется интеграция с уроком литературы, так как учитель использует отрывки из произведений великих русских поэтов - М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, а так же цитирует высказывания Наполеона и французского историка Ф. П. Сегюра. Работая с учебником, учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с текстом исторического содержания. У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Младшие школьники обобщают полученные знания по теме. На данном уроке используется презентация. С помощью использования ИКТ у учащихся повышается интерес к предмету. Увеличивается темп урока, соответственно увеличивается объём изучаемого материала. Использование ИКТ помогает учителю более эффективно интегрировать информационные и коммуникационные технологии в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_konspekt.odt | 105.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру .
4 «А» класс.
Тема: «Отечественная Война 1812 года»
Цели:
1. Познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года; основными этапами, героями;
2. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине на примерах подвигов российского народа..
Задачи:
1. Сформировать у учащихся представление о причинах войны, о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы России в войне.
2. Развивать речь, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Оборудование:
- Карточки с датами, основными терминами.
- Компьютер с проектором.
- Слайдовая презентация.
- Тесты 4 кл. А.А.Плешаков и др. ,из-во «Просвещение»
Ход урока.
- Организационный момент.
Тест по теме «Екатерина Великая» с последующей взаимопроверкой.
- Сообщение темы и целей урока.
Мне хотелось бы начать наш урок с отрывка стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:
Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, какие события описывает Лермонтов в этом отрывке?
- Какие главные слова вы услышали в этом отрывке?
- Скажите, а между какими странами происходили боевые сражения? (Дети отвечают)
- Как вы думаете из стихотворения, какую страну хотел покорить Наполеон?
(Учитель открывает на магнитной доске карточки с важными названиями (заранее подготовленные): Москва, Россия, французы, Бородино, сражение, пожар.
Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
Тема нашего урока “ Отечественная война 1812 года ”. Мы будем говорить о важном историческом событии, об угрозе, которая нависла над Россией, о великих полководцах и героях этой войны.
3. Подготовка к восприятию темы.
-Назовите знаменитых военачальников. (Слайд 1) (Слайд 2) ( Слайд 4)
-Ребята, может быть из вас кто-нибудь знает, кто был императором Франции и России? (Наполеон Бонапарт и Александр 1). ( Слайд 1 и 4)
Александр I родился1777, умер1825, российский император с 1801. Вел успешные войны с Турцией и Швецией . При Александре I к России присоединены территории Восточной Грузии , Финляндии , Азербайджана.
Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы.Ещё в детстве, он мечтал о военных победах.Сын бедного дворянина Наполеон окоечил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он произведён в чин генерала, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. С одной стороны — блестящий полководец, обаятельная личность, гордость Франции, с другой стороны — захватчик, разрушающий города, проливающий кровь, несущий смерть, страдания, боль и слезы. Более 15-ти лет водил он войска в разные страны — и всюду побеждал. Он планировал захватить Россию, и стать владыкой мира. «Через три года я буду господином всего мира… Остается Россия, но я раздавлю ее», - заявил Наполеон перед вторжением в Россию.
- Изучение нового материала
Итак, давайте вернёмся в 1812 год.
Рассказывают заранее подготовленные ученики.
ЗАЧЕМ Я ШЁЛ К ТЕБЕ, РОССИЯ?..
В начале XIX века во Франции правил император Наполеон Бонапарт. Он был выдающимся полководцем. Наполеон победил армии почти всех европейских стран и мечтал стать властелином всего мира.
Сначала он захватил малые соседние страны — Австрию, Чехию, Венгрию, Германию, Италию, Грецию. Богатства в завоёванных странах он брал столько, сколько хотел. Росла его мощь и военная сила. Он создал огромную армию, в которой, по некоторым данным, было около шестисот тысяч человек.
Но замыслы вели его дальше.
Сначала Наполеон заключил мир с Александром I, чтобы усыпить бдительность русского царя и его полководцев, будто он и не думает воевать с Россией.
Но в июне 1812 года он перешёл русскую границу и двинул свои войска в центр России — к Смоленску, к Москве.
На границе России стояла обычная, не такая многочисленная, как у Наполеона, армия. И она не могла сдержать
нашествие французов — часть армии погибла, часть отступила. А от Смоленска навстречу Наполеону шла более сильная, чем пограничная, армия. Но сдержать наполеоновское нашествие было невозможно.(Слайд 5)
И когда уже от границ французы дошли до Смоленска, царь Александр I назначил главнокомандующим самого опытного полководца Михаила Илларионовича Кутузова.
Кутузов приехал, когда наша армия уже отступила от Смоленска. Солдаты радовались: «Приехал Кутузов бить французов». Но Кутузов не мог сразу бросить в бой все свои войска. Это грозило разгромом всей армии. Армия Кутузова медленно, но отступала дальше к Москве. Генералы, офицеры, солдаты — все рвались в бой.
А в это время население тех мест, куда подходила наполеоновская армия, уезжало, захватывая с собой всё, что можно было увезти. «Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот и ехали по улице» — так писал об этом Л.Н. Толстой.
Если люди не могли вывезти из домов, из лавок своего добра, они раздавали всё людям. Так, один купец в Смоленске кричал, увидев наших солдат в своей лавке: «Тащи всё, ребята! Не доставайся ничего для волков!» Он сам хватал мешки и выкидывал их на улицу: «Решилась Расея! Решилась! Сам запалю!» «Всё сожгу, чтоб хранцузу не досталось», — кричал другой.
Но армия русская продолжала отступать к Москве. Вот как пишет об этом М.Ю. Лермонтов в своём стихотворении «Бородино». Старый солдат рассказывает:
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
Русская армия отступала, чтобы подтянуть всё растянувшееся войско, «собрать его в кулак», как говорят. Местом сражения Кутузов выбрал Бородинское поле под Москвой. Ночью французы и наши войска готовились к бою. Русские строили земляные изгороди (насыпи). Нашли место для батареи — построили редут
.
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил снаряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Целый день шёл бой на подступах к Бородинскому полю, но перевеса ни на чьей стороне не было. Почему? Ведь наши солдаты понимали, что сражаются за Москву, и рвались в бой. А у Наполеона в запасе была гвардия, самая сильная часть его армии. Но он берёг её для взятия Москвы. Утром следующего дня началось сражение. Вот как описывает это сражение М.Ю. Лермонтов:
Полковник наш рождён был хватом
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
(Слад 7) (Слайд 8) (Слайд 9)Бой был страшный:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Hаш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
Бесстрашием и мужеством, находчивостью отличились в бою под Бородином многие командиры — Василий Васильевич Орлов, Денис Васильевич Давыдов, Пётр Иванович Багратион и другие.(Слайд 10) (Слайд 12) (Слайд 13) Кутузову доносили: «Наших смяли», «Наших бьют». Он сурово и спокойно отвечал: «Мне лучше знать — смяли наших или нет. Стояли и стоять будем!» Он не давал распространиться среди солдат и офицеров панике.
Через несколько дней после сражения под Бородином в деревне Фили под Москвой собрался военный совет. Что делать дальше? Биться здесь или отступать из Москвы? За битву стояло большинство генералов, членов военного совета. Легко сказать — отступать! Открыть дорогу врагу в Москву? «Почему надо отступать, — недоумевали генералы, — ведь французы не одолели русских? Бородинское поле устлано трупами и русских, и французских солдат». Но Кутузов молчал. Большинство за сражение — а он молчит. Ждут генералы. Ждёт Россия. Кутузов всё принимал во внимание, но он знал, что у Наполеона ещё было в запасе много сил — гвардия.
— С потерей Москвы, — тихо начал Кутузов, — ещё не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибли Москва и Россия... Властью, данной мне государем и Отечеством, повелеваю... повелеваю, — вновь повторил Кутузов, — отступление...
У всех перехватило дыхание — отдать Москву?! Но Кутузов решителен: да, отдать Москву, но спасти армию!
И войска отступают через Москву на Рязанскую дорогу.
Из Москвы уезжали все, кто мог. Иные снимали с возов свои вещи, отдавали подводы под раненых.
Когда Наполеон подошёл к Москве, он остановился на Поклонной горе. Отсюда Наполеон видел всю Москву! Москва у его ног! За ним — гвардия. Ему кричат: «Слава! Слава!» Он стоял долго. Ждал, что ему на серебряном блюде принесут ключи от Москвы. Для этого он надел парадный мундир, перчатки.
Прошёл час, другой, третий идёт. Наполеон был возмущён: «Что я, мальчишка? Сколько можно ждать?»
Вдруг скачут офицеры, которые были на разведке в Москве: «Ваше величество, жителей в Москве нет. За войском ушли и все горожане. Город пуст». «А ключи?!» — воскликнул Наполеон. Офицеры развели руками.
Въехали французы в Москву. Наполеон поднялся на Кремлёвскую стену — пустая Москва! Отдельные прохожие — и всё. А французы ринулись по домам — мародёрствовать . Брали всё: и посуду, и одежду, и продукты. Устраивались на ночлег. Разбивали лавки, чтобы добыть еду. Оставшихся жителей арестовывали.
А тут внезапно заполыхал пожар — Москва горела.(Слайд 14) (Слайд 15) Кто её поджёг? Французы из-за неосторожности с огнём? Русские, которые уходили из Москвы, оставив в ней лазутчиков и наказав им поджечь Москву сразу с разных концов? Или даже граф Растопчин, который был в это время комендантом Москвы, поджёг её, чтобы она не досталась врагу? До сих пор историки не разгадали этой загадки. Сначала загорелись склады с продовольствием. Видимо, кто-то знал, что их надо поджечь, чтобы морить французов голодом. Огонь охватывал деревянные дома, затопил улицы, переулки. Нечем было 14) дышать. А Наполеон, стоя на Кремлёвской стене, видел, как бегут его французы из Москвы. Народ сложил об этом песню:
Шумел, горел пожар московский
Дым расстилался по реке,
А на стенах вдали кремлёвских
Стоял он в сером сюртуке.
И призадумался великий,
Скрестивши руки на груди,
Он видел огненное море,
Он видел гибель впереди.
И, притаив свои мечтанья,
Свой взор на пламя устремил,
И тихим голосом сознанья
Он сам с собою говорил:
«Зачем я шёл к тебе, Россия,
Европу всю держа в руках?
Теперь, поникнув головою,
Стою на крепостных стенах.
Войска все, созванные мною,
Погибнут здесь среди снегов,
В полях истлеют наши кости
Без погребения, гробов».(Слайд 20)
Кутузов не случайно пошёл от Москвы по Рязанской дороге — здесь неоткуда ждать нападения и продовольствие есть. А Наполеону он оставил для бегства старую, разорённую им же и ограбленную Смоленскую дорогу. Простояв пять недель в Москве, французы пешком удирали из города, прося милостыню: «Хлип!» («Хлеб!»).
Жалкий вид имели завоеватели: кто в одеяло закутался, кто в чужой тулуп или пальто, кто шаль женскую стащил и закрывался ею от мороза. На ногах валенки. Французы сотнями замерзали в снегах.
Кутузов сохранил армию. И теперь она, полная сил, гнала завоевателей.
Но вместе с войсками бил французов и народ. Организовывались партизанские отряды. Под руководством Дениса Давыдова и других офицеров люди вооружались вилами, граблями и бились с врагом. Л.Н. Толстой писал: «Дубина народной войны поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие». Сам Наполеон при переправе через реку Березину чуть не попал в плен.
2 января 1813 года фельдмаршал М.И. Кутузов поздравил войска с изгнанием врага из России.
Вскоре русская армия под предводительством царя Александра I победно вошла в Париж.
Так закончилось наполеоновское нашествие в Россию.
И в этой войне снова победила особая черта русского характера — соборный дух, который объединил воинов и простых крестьян, богатых и бедных. Для России это была особая война — на защиту Отечества поднялась не только армия, но и весь народ, вся страна. Поэтому война 1812 года и называется Отечественной.
Итог урока.
1. Почему нападение на Россию Наполеона можно назвать вероломным?
2. Почему Кутузов выбрал для сражения Бородинское поле? А как на этот вопрос отвечает старый солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова?
3. Почему Кутузов приказал отступать и сдал Москву?
4. Как встретила Москва Наполеона?
5. Как, по-вашему, можно объяснить пожар Москвы? Перечитайте народную песню «Шумел, горел пожар московский...». Может, через неё что-то вам откроется?
- Почему войну 1812 года Л.Н. Толстой называет народной? А почему она называется Отечественной войной?
Домашнее задание.
Подробнее узнать о войне 1812 года вы, ребята, можете из книги С. Алексеева «Птица-слава». А когда будете учиться в старших классах, вам откроется одно из сокровищ нашей культуры — произведение Л.Н. Толстого «Война и мир». В нём война 1812 года и жизнь России в то время описаны подробно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"
Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру
Разработка урока по окружающему миру с презентацией...
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...