Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir.zip | 82.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план по окружающему миру 4 б класса
2011 – 2012 учебный год
№ | Дата проведения | Тема, тип и форма урока | Элемент содержания | Требования к уровню достижения | Контрольно-оценочная деятельность | Средства обучения | |||
план | факт | метапредметные | предметные | вид | форма | ||||
Земля и человечество. 10 ч | |||||||||
1 | Введение. Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Изучение нового материала | Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Природа Солнца. Солнечная система. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления освоение способов решения проблем творческого и поискового характера формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям | Иметь представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды | Текущий, | фронтальный, индивидуальный | |||
2 | Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года. Изучение нового материала | Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве. | Знать планеты Солнечной системы; причины смены дня и ночи и времен года. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №1, с.3-5 | Таблица «Планеты Солнечной системы | |||
3 | Звездное небо – великая «книга» природы. Практическая работа: знакомство с картой звездного неба. Изучение нового материала | Звезды. Созвездия – участки звездного неба. | Знать основные звезды и созвездия. Уметь отличать звезды от созвездий. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №2, с.5-7 | ||||
4 | Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте. Изучение нового материала | Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты | Знать основное устройство и содержание глобуса и географической карты; условные обозначения. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №3, с.7-9 | Глобус и географическая карта. | |||
5 | Пояса Земли. Изучение нового материала | Тепловые пояса. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. | Знать название основных тепловых поясов; причины образования тепловых поясов на поверхности Земли. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №4, с.9-10 | Географическая карта «Пояса Земли» | |||
6 | Мир глазами историка. Изучение нового материала | Что изучает история. История – совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Археология. Исторические источники. | Знать понятия: история, исторические источники, археология | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №5, с.11-12 | ||||
7 | Когда и где. История – путешествие в глубь времен. Карта помощница. Практическая работа: знакомство с историческими картами. Изучение нового материала | Счет лет в истории. Историческая карта. | Знать понятия: век, тысячелетие, летоисчисление. Уметь работать с исторической картой. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №6, с.13-14 | Историческая карта | |||
8 | Прошлое и настоящее глазами эколога. Изучение нового материала | Представление о современных экологических проблемах планеты. | Знать последствия влияния человека на природу; знать экологические проблемы, которые необходимо решать на современном этапе. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №7, с.15-16 | ||||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Изучение нового материала | Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. | Знать объекты Всемирного наследия. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №8, с.16-18 | ||||
10 | Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». Проверочная работа по теме: «Земля и человечество». Урок обобщения и контроля. | Представление об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога. | Знать определение и сущность каждой науки: экологии, астрономии, географии, истории | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №9, с.18-20 | ||||
Природа России. 10 ч | |||||||||
11 | Равнины и горы России. Практическая работа: поиск и показ на физической карте и на карте природных зон изучаемых объектов; рассматривание гербарных экземпляров растений равнин и гор. Изучение нового материала | Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы России. Карта природных зон России. Особенности природы. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в зоне равнин и гор. Особенности хозяйственной деятельности людей. | Знать основные равнины и горы нашей страны. Уметь различать горы и плоскогорья. Знать основные виды гор по их строению. Знать типы равнин по их строению. | Текущий, | Физическая карта природных зон | ||||
12 | Моря, озера и реки России. Практическая работа: поиск и показ на карте морей, озер и рек. Изучение нового материала | Важнейшие моря, озера и реки нашей страны. Особенности природы. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в морях, озерах, реках. Особенности хозяйственной деятельности людей. | Знать название и местонахождение основных морей, рек и озер нашей страны. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №10, с.21-23 | Физическая карта природных зон | |||
13 | Зона Арктических пустынь. Практическая работа: поиск и показ на карте зоны Арктических пустынь. Изучение нового материала | Природные зоны нашей страны: зона Арктических пустынь. Особенности природы. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в зоне Арктических пустынь. Особенности хозяйственной деятельности людей. | Знать особенности природы зоны Арктических пустынь; значение природы данной зоны для человека, использование ее ресурсов. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №11, с.23-24 | Физическая карта природных зон | |||
14 | Тундра. Практическая работа: поиск и показ на карте зоны тундры; рассматривание гербарных экземпляров растений тундры. Изучение нового материала | Природные зоны нашей страны: зона тундры. Особенности природы. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в зоне тундры. Особенности хозяйственной деятельности людей. | Знать особенности и географическое положение зоны тундры; климатические условия; растительный и животный мир; деятельность человека. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №12, с.25-27 | Физическая карта природных зон | |||
15 | Леса России. Лес и человек. Практическая работа: поиск и показ на карте зоны лесов; рассматривание гербарных экземпляров растений леса. Изучение нового материала | Природные зоны нашей страны: зона лесов. Особенности природы. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в зоне лесов. Особенности хозяйственной деятельности людей. | Знать особенности и географическое положение зоны лесов; климатические условия; растительный и животный мир; деятельность человека. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №13, с.27-29 | Физическая карта природных зон | |||
16 | Зона степей. Практическая работа: поиск и показ на карте зоны степей; рассматривание гербарных экземпляров растений степей. Изучение нового материала | Природные зоны нашей страны: зона степей. Особенности природы. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в зоне степей. Особенности хозяйственной деятельности людей. | Знать особенности и географическое положение зоны степей; климатические условия; растительный и животный мир; деятельность человека. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №14-15, с.30-34 | Физическая карта природных зон | |||
17 | Пустыни. Практическая работа: поиск и показ на карте зоны пустынь; рассматривание гербарных экземпляров растений пустынь. Изучение нового материала | Природные зоны нашей страны: зона пустынь. Особенности природы. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в зоне пустынь. Особенности хозяйственной деятельности людей. | Знать особенности и географическое положение зоны пустынь; климатические условия; растительный и животный мир; деятельность человека. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №16, с.34-36 | Физическая карта природных зон | |||
18 | У Черного моря. Практическая работа: поиск и показ на карте зоны субтропиков; рассматривание гербарных экземпляров растений субтропиков. Изучение нового материала | Природные зоны нашей страны: зона субтропиков. Особенности природы. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в зоне субтропиков. Особенности хозяйственной деятельности людей. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. | Знать особенности и географическое положение зоны субтропиков; климатические условия; растительный и животный мир; деятельность человека. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №17, с.37-39 | Физическая карта природных зон | |||
19 | Экологическое равновесие. Практическая работа: выявление признаков приспособленности растений к условиям жизни в разных природных зонах. Комбиниро - ванный | Экологические проблемы каждой природной зоны, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. | готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». | Уметь устанавливать экологические взаимосвязи между живой и неживой природой. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №18, с.39-40 | Физическая карта природных зон | ||
20 | Обобщающий урок «Природные зоны России». Проверочная работа по теме: «Природа России» Урок – игра. | Особенности природных зон России. | Уметь распознавать местонахож - дение,климати ческие условия, флору и фауну, деятельность человека разных природных зон. | Итоговый | Физическая карта природных зон | ||||
Родной край – часть большой страны. 14 ч | |||||||||
21 | Наш край. Практическая работа: знакомство с картой края. Комбинированный | Наш край на карте Родины. Карта родного края. Административная карта России. | Знать название республик, краев, автономных округов и областей, входящих в состав нашей страны. | Текущий, | Административная карта России | ||||
22 | Поверхность нашего края. Изучение нового материала | Формы земной поверхности в нашем крае. | Знать месторасположение нашего края; особенности поверхности нашего края | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №19, с.41-42 | Административная карта России | |||
23 | Поверхность нашего края. Экскурсия. Комбинированный | Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами) | Знать особенности поверхности родного края. Уметь работать с компасом; определять стороны горизонта. | Текущий, | Экскурсия | ||||
24 | Водоемы нашего края. Комбинированный | Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. | Знать отличительные особенности естественных и искусственных водоемов; знать составные части реки. | Текущий, | Таблица «Водоемы» | ||||
25 | Наши подземные богатства. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств. Комбинированный | Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. | Знать названия, условные обозначения, свойства, способы добычи, значение, применение, месторождения самых распространенных полезных ископаемых. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №20, с.43-44 | Карта «Полезные ископаемые» | |||
26 | Земля – кормилица. Практическая работа: свойства почвы. Комбинированный | Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т.д.). Охрана почв в нашем крае. | Знать основные виды почв, их состав, свойства, расположение на территории страны. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №21, с.45-46 | Таблица «Почвы» | |||
27 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество. Экскурсия: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя. Комбинированный | Природное сообщество – лес. Разнообразие растений и животных леса. Экологические связи. Охрана леса. | Знать флору и фауну леса; ярусы леса; значение микроорганизмов и грибов для жизни леса. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №22, с.47-49 | Таблица «Растения и животные леса» | |||
28 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений луга, их распознавание с помощью атласа – определителя. Комбинированный | Природное сообщество – луг. Разнообразие растений и животных луга. Экологические связи. Охрана луга. | Знать флору и фауну луга. Иметь представление о деятельности человека. Уметь устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой луга. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №23, с.49-52 | Таблица «Растения и животные луга» | |||
29 | Жизнь пресного водоема. Комбинированный | Природное сообщество – пресный водоем. Разнообразие растений и животных пресного водоема. Экологические связи. Охрана пресного водоема. | Знать растительный и животный мир пресных водоемов; уметь устанавливать взаимосвязи между обитателями водоема. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №24, с.52-54 | Таблица «Растительность и животные пресного водоема» | |||
30 | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа: знакомство с культурными растениями края. Комбинированный | Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. | Знать отрасли растениевод - ства и разнообразие растений каждой отрасли. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №25, с.54-55 | Таблица «Культурные растения» | |||
31 | Незаметные защитники урожая. Комбинированный | Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. | Знать разнообразные способы борьбы с вредителями урожая без применения ядохимикатов. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №26, с.56-57 | ||||
32 | Итоговая проверочная работа по теме: «Родной край – часть большой страны». Урок контроля | Природные сообщества, их особенности. Растениеводство нашего края. | Знать специфические особенности каждого природного сообщества; виды почв; полезные ископаемые; формы земной поверхности. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №27, с.58-59 | ||||
33 | Животноводство в нашем крае. Комбинированный | Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. | Знать основные отрасли животноводства и представителей каждой отрасли. | Текущий, | Таблица «Домашние животные» | ||||
34 | Обобщающий урок - игра по разделу «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов (по выбору) Урок обобщения и контроля. | Природные сообщества, их особенности. Растениеводство и животноводство нашего края. | Уметь различать природные сообщества; отрасли животноводства и растениевод - ства. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №28, с.60-61 | ||||
Страницы всемирной истории. 5ч | |||||||||
35 | Начало истории человечества. Изучение нового материала | Представление о периодизации истории. Начало истории человечества; первобытное общество. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления освоение способов решения проблем творческого и поискового характера формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». | Знать, что изучает наука история, археология. Уметь находить отличительные черты первобытного человека от современного. | Текущий, | ||||
36 | Мир древности: далекий и близкий. Изучение нового материала | Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. | Знать государства Древнего мира; знаменитые сооружения Древнего Египта, Греции, Рима | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №29, с.62-63 | ||||
37 | Средние века: время рыцарей и замков. Изучение нового материала | Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. | Знать основные веры, которые возникли в эпоху Средневековья; их территориаль -ное аспростране -ние; особенности религий. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №30, с.64-65 | ||||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки. Изучение нового материала | Новое время. Достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. | Знать знаменитых людей Нового времени, их изобретения, географические открытия, произведения искусства. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №31, с.66-67 | ||||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. Обобщение по теме: «Страницы всемирной истории». Проверочная работа. Комбинированный | Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. | Знать знаменитых людей Новейшего времени, их открытия; важнейшие события Новейшего времени. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №32, с.68-69 | ||||
Страницы истории Отечества. 20 ч | |||||||||
40 | Жизнь древних славян. Практическая работа: нахождение и показ изучаемые объекты на исторических картах. Изучение нового материала | Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. | Знать племенные объединения и месторасположение древних славян; особенности их быта, нравов, верований, культуры. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №33, с.70-72 | ||||
41 | Во времена Древней Руси. Практическая работа: нахождение и показ изучаемых объектов на исторических картах. Изучение нового материала | Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. | Знать обустройство Древней Руси; территориаль - ную принадлеж- ность; заслуги великих князей и русских богатырей. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №34, с.73-75 | ||||
42 | Страна городов. Практическая работа: нахождение и показ изучаемых объектов на исторических картах. Изучение нового материала | Русь – страна городов. Киев- столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. | Знать особенности обустройства Киева и Великого Новгорода; архитектурные сооружения, которые были воздвигнуты при Ярославе. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №35, с.75-77 | ||||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. Изучение нового материала | Культура, быт и нравы Древней Руси. Возникновение славянской азбуки. Появление письменности на Руси. | Знать создателей славянской азбуки; изобретателя книгопечатания; историю возникновения летописей; знаменитые летописи. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №36, с.77-79 | ||||
44 | Трудные времена на Русской земле. Изучение нового материала | Наше Отечество в XIII – XY вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. | Знать основные исторические события и сражения XIII века. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №37, с.79-81 | ||||
45 | Русь расправляет крылья. Изучение нового материала | Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. | Знать города северо-восточных земель Руси; великих русских князей; заслуги князя Ивана Калиты. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №38, с.81-82 | ||||
46 | Куликовская битва. Изучение нового материала | Дмитрий Донской. Куликовская битва. | Знать заслуги князя Дмитрия Донского; переломные моменты Куликовской битвы. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №39, с.83-84 | ||||
47 | Иван III. Изучение нового материала | Иван Третий. Образование единого Русского государства. | Знать особенности правления Москвой времен Ивана III, Ивана Калиты и Дмитрия Донского. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №40, с.85-86 | ||||
48 | Мастера печатных дел. Изучение нового материала | Культура, быт и нравы страны в XIII-XVвв. Первая печатная книга на Руси. Книгопечатанье. | Знать первых русских печатников; первые печатные книги; значение книгопечатания для Руси. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №41, с.87-88 | ||||
49 | Патриоты России. Изучение нового материала | Наше Отечество в XVI – XVIIвв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. | Знать подвиги К.Минина и Д.Пожарского; дату правления в России царей рода Романовых; основные события и сражения начала XVII века. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №42, с.89-90 | ||||
50 | Петр Великий. Изучение нового материала | Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. | Знать особенности правления Петра I, основные реформы времен правления Петра I | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №43, с.90-92 | Портрет Петра Великого | |||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов. Изучение нового материала | Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова. | Знать автобиографию М.В.Ломоносо - ва; какими науками занимался М.В.Ломоносов; его научные труды и издания; его научные открытия. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №44, с.92-94 | Портрет М.В.Ломоносова | |||
52 | Екатерина Великая. Изучение нового материала | Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. | Знать особенности правления Екатерины II; преобразования в России во время правления Екатерины II. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №45, с.95-96 | Портрет Екатерины Великой | |||
53 | Отечественная война 1812 года. Изучение нового материала | Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812г. Бородинское сражение. М.И.Кутузов. | Знать основные причины Отечественной Войны 1812г.; решающие сражения; полководцев. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №46, с.97-98 | ||||
54 | Страницы истории XIX века. Изучение нового материала | Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в. Крепостное право. Манифест о крестьянской вольности. | Знать преобразования и реформы, которые произошли в России во время правления Александра Второго; технические изобретения. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №47, с.99-100 | ||||
55 | Россия вступает в XX век. Изучение нового материала | Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. | Знать важнейшие события, произошедшие в России в начале XX века. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №48, с.101-102 | ||||
56 | Страницы истории 20-30 годов. Практическая работа: нахождение и показ изучаемых объектов на исторических картах. Изучение нового материала | Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. | Знать основные этапы становления советского строя в СССР; основные преобразования и реформы; политических деятелей. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №49, с.103-104 | ||||
57 | Великая война и Великая Победа. Практическая работа: нахождение и показ изучаемых объектов на исторических картах. Комбинированный | Великая Отечественная война 1941-1945гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. | Знать основные вехи Великой Отечественной войны; решающие сражения; военных полководцев. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №50, с.104-106 | Исторические карты сражений в ВОВ | |||
58 | Страна, открывшая путь в космос. Экскурсия: знакомство с достопримечательностями родного края. Комбинированный | Наша страна в 1945-1991гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А.Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в. | Знать достижения ученых в космонавтике; советских космонавтов и ученых; преобразования в России в 90-е годы. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №51, с.106-108 | Портреты космонавтов, экскурсия | |||
59 | Обобщающий урок по разделу: «Страницы истории Отечества». Проверочная работа «Страницы истории Отечества» Урок обобщения и контроля | Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. | Знать основные эпохи становления и развития нашего государства; события. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №52, с.109-110 | Физическая карта СССР. | |||
Современная Россия. 9 ч | |||||||||
60 | Основной закон России и права человека. Изучение нового материала | Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. | Знать основные документы, защищающие права человека; их назначение; основное содержание. | Текущий, | Конституция | ||||
61 | Дети имеют право на особую заботу и помощь. Комбинированный | Права ребенка. Конвенция о правах ребенка. | Знать главную идею Конвенции о правах ребенка; знать ключевые статьи Конвенции о правах ребенка. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №53, с.111-112 | Конвенция по правам ребенка | |||
62 | Мы – граждане России. Комбинированный | Мы – граждане России. Права и обязанности гражданина. Многонациональный состав населения России. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. | Знать высшие органы законодатель- ной и исполнитель- ной власти; права и обязанности гражданина; государствен- ное устройство. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №54, с.113-114 | ||||
63 | Славные символы России. Комбинированный | Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). | Знать историю происхождения, авторов, содержание и назначение главных государствен- ных символов; уметь их сравнивать с предыдущими символами. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №55, с.115-116 | Государственные символы | |||
64 | Такие разные праздники. Комбинированный | Государственные праздники. | Знать главные государственные праздники России; их различия и особенности; историю возникновения. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №56, с.117-118 | ||||
65 | Путешествие по России. Комбинированный | Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. | Знать национальный состав нашей страны; народы, населяющие нашу страну; обычаи, традиции; регионы и города. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №57, с.118-120 | Физическая карта РФ | |||
66 | Обобщение по разделу: «Современная Россия» Урок - игра | Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. | Знать государствен- ное устройство России; законы; права и обязанности граждан; территориаль- ный и национальный состав нашей страны. | Текущий, | Окружающий мир. Тесты. Тест №58, с.120-121 | Иллюстрации знаменитых мест РФ. | |||
67 | Итоговая проверочная работа по разделу «Современная Россия» Презентация проектов (по выбору) Урок контроля. | Современная Россия: этапы развития и становления, политические деятели. | Знать основные этапы развития и становления современной России. | Итоговый | |||||
68 | Итоговый проверочный тест по разделам: «Станицы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия» Урок - игра | Основные этапы развития и становления нашего государства. | Знать основные этапы развития и становления нашего государства; основные события; политических деятелей. | Итоговый | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...