Урок окружающего мира в 3 классе. ( Образовательная программа « Школа 2100», учебник « Обитатели Земли, 3 класс» А.А.Вахрушев)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Тема урока: маленькие рыцари.
Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с группой животных, относящихся к членистоногим;
- определить, как различные представители членистоногих приспосабливаются к условиям своего обитания;
- развивать познавательную активность учащихся путём вовлечения их в создание учебного проекта;
- развивать навыки работы с текстом, операции анализа и синтеза, речь, творческие способности учащихся;
- воспитывать ответственность; чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: иллюстрации с изображением насекомых, пауков, ракообразных, основополагающий вопрос, проблемный вопрос, тексты для работы в группах, карточки для записи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_3_klasse.doc | 85 КБ |
otkrytyy_urok.ppt | 942.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе.
( Образовательная программа « Школа 2100», учебник « Обитатели Земли, 3 класс» А.А.Вахрушев)
Тема урока: маленькие рыцари.
Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с группой животных, относящихся к членистоногим;
- определить, как различные представители членистоногих приспосабливаются к условиям своего обитания;
- развивать познавательную активность учащихся путём вовлечения их в создание учебного проекта;
- развивать навыки работы с текстом, операции анализа и синтеза, речь, творческие способности учащихся;
- воспитывать ответственность; чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: иллюстрации с изображением насекомых, пауков, ракообразных, основополагающий вопрос, проблемный вопрос, тексты для работы в группах, карточки для записи.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
- Какой большой раздел мы начали изучать? ( животные)
-Какой главный вопрос стоит перед нами?
Как различные животные приспосабливаются к средам своего обитания
- Почему мы не можем сразу ответить на этот вопрос? ( животных очень много, и все они по-разному приспосабливаются к условиям своего обитании)
- О каких животных мы говорили на прошлом уроке?( простейшие)
- Хотя эти животные микроскопически малы, но всё же они обладают всеми признаками живых организмов, наши исследования на прошлом уроке это подтвердили. Давайте вспомним признаки живых организмов. ( Питание, движение, размножение, дыхание, органы чувств)
3. Сообщение темы и постановка цели урока.
Сегодня мы будем говорить о самой многочисленной группе животных. Как называется эта группа, вы можете догадаться, если посмотрите на эту картинку. ( Демонстрируется иллюстрация рыцаря)
- Группа этих животных называется членистоногие. К ним относятся всем известные насекомые, пауки и ракообразные. Почему же их так назвали? Давайте прочитаем текст на стр. 12.
- Как вы думаете, легко ли этим маленьким животным жить на нашей огромной планете? И всё-таки они живут.
- Какую проблему мы можем поставить сегодня перед собой?
В чём секрет, помогающий
выжить членистоногим.
- Сегодня мы будем искать ключики к разгадке этого секрета, вы попробуете себя в роли исследователей.
- Из каких источников можно найти информацию?
- На уроке мы будем пользоваться текстом.
- В тексте, который вы прочитали, уже спрятаны 2 секрета к разгадке, и только самый внимательный их заметил. ( наружний скелет и органы дыхания- трахеи)
- Что помогает этим животным ловко двигаться и в то же время защищает от воздействия окружающей среды?
- Какие органы дыхания появились у этих животных?
4.Работа в группах.
Класс разбивается на группы. Каждая группа читает полученный текст и выбирает оттуда признаки, которые помогают приспособиться членистоногим к жизни.
Групп может быть 3 ( по количеству разновидностей животных)
Время работы 10 минут. После работы каждая группа должна представить свои исследования на карточках, которые были им даны перед началом чтения.
1 группа.
Насекомые – самая совершенная группа мелких наземных животных. Все насекомые имеют шесть ног, а очень многие – ещё и крылья. ( Назовите насекомых, у которых есть крылья) Известно около миллиона видов насекомых – намного больше, чем всех остальных животных вместе взятых. В чём же причина такого многообразия? Как ты думаешь, что легче спрятать в своей одежде ключ или книгу? Подумай и допиши вывод:
Чем………………………организм, тем…………………..разнообразных условий для своей жизни он найдёт.
Всего на одном растении живёт много различных насекомых.
Чувствовать насекомым помогают различные органы чувств .Самый главный орган чувств – усики. Многие насекомые растительноядные. Их пища – пыльца и нектар, плоды и семена, листья, корни и даже древесина. Эти насекомые часто становятся жертвами своих хищных собратьев. Некоторые насекомые пьют кровь и у человека. Насекомые-санитары поедают падаль и отмершие части растений. Поэтому у насекомых развиты самые разнообразные приспособления для питания: они могут жевать, грызть, колоть, сосать, лизать. Рот насекомых зависит от их питания. Например, у бабочки, любительницы нектара – длинный хоботок. Комар – кусака своим хоботком прокалывает кожу слона.
Ещё одним удивительным приспособлением у насекомых являются глаза. Например, глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков, и каждый из них видит самостоятельно. Поэтому стрекоза может смотреть во все стороны, не поворачивая головы и хватать добычу своими длинными ногами.
Быстро передвигаться в поисках пищи многим насекомым помогают крылья. Крылья у летающих насекомых очень крепкие.
Ещё одно удивительное приспособление насекомых – защитная окраска от врагов – птиц. Одни пытаются спрятаться, другие – замаскироваться, третьи – напугать. Яркие насекомые как бы предупреждают: « Ядовито!»
Летом насекомые объединяются в пары и размножаются. Они откладывают яйца, из которых выходят личинки. У тараканов и кузнечиков – это маленькие бескрылые копии своих родителей. Личинки кормятся, растут и становятся взрослыми. А вот жуки, комары, мухи, бабочки, шмели, муравьи проходят более сложный путь. Чтобы превратиться во взрослое насекомое, такая личинка должна вырасти и стать неподвижной куколкой. В ней-то и происходит чудесное превращение.
Удивительно приспособлены к жизни общественные насекомые: муравьи, пчёлы. Они живу большой семьёй, где все обязанности разделены между её членами. В муравейнике есть матка, которая откладывает яйца. За ними и личинками ухаживают рабочие муравьи. Другие рабочие муравьи ищут, добывают и приносят корм. Муравьи-солдаты охраняют муравейник.
2 группа
Пауки. У пауков восемь длинных ног и сравнительно небольшое тело. В отличие от насекомых у пауков нет крыльев, они не могут летать в поисках добычи. Зато у пауков есть замечательное приспособление. На брюшке у паука есть несколько маленьких бугорков – паутинных желёзок. Выделяемая ими жидкость застывает на воздухе и становится прочнее нейлоновой нити. Из паутины пауки строят свой дом, домик- кокон для потомства. С помощью паутины они ловят добычу и даже могут летать на ней.
Пауки – хищники, но твёрдую пищу есть не могут. Поэтому у них есть специальное приспособление: крепкие челюсти. Своими крепкими челюстями они прокусывают добычу и впрыскивают в неё ядовитые пищеварительные соки. Тогда паук высасывает содержимое жертвы, а её покров так и остаётся в паутине. Большинство пауков не страшны для человека, так как они не могут прокусить кожу.
3 группа
Ракообразные живут в воде. В морях это крабы, креветки, криль – тот самый, которым питаются киты. В пресных водоёмах, кроме речного рака, живёт множество мелких рачков. Среди них всем известные дафнии и циклопы – лучший корм аквариумных рыбок.
Ракообразные умело использовали преимущества своих членистых ног. У одних они превратились в «вёсла»,у других – в плавники. Эти приспособления помогают ракообразным передвигаться в воде. У раков и крабов и крабов десять больших ходильных ног. Передняя пара превратилась в клешни – крепкий, как клещи, орган захвата добычи.
Дышат ракообразные с помощью жабр. Это тонкие, нежные пластинки под панцирем, постоянно омываемые свежей водой. Кислород проникает из воды в эти пластинки и кровью разносится по организму.
Выступая, каждая группа отмечает особенности приспособления к окружающей среде насекомых, пауков и ракообразных.
В результате на доске появляется причинно-следственная карта приспособлений членистоногих к условиям их обитания. Дети делают вывод о том, что у каждой группы членистоногих есть свои особые приспособления, помогающие им выжить.
4. Итог урока.
-Итак, мы сегодня изучали новую группу животных. Какую? Кто входит в эту группу?
-Что интересного узнали?
-Как вы думаете, мы нашли все ключики к разгадке?
- Хотели бы вы продолжить работу?
- Я предлагаю вам выбрать одного представителя изученной группы и исследовать его, опираясь на нашу карту.
- Как вы можете представить своё исследование? (доклад, реферат, рисунок, таблица, презентация ).
5. Домашнее задание
Подготовить в электронном варианте доклад, реферат, слайдовую презентацию о приспособлениях различных представителей членистоногих.
По итогам этого урока дети на уроке информатики создали слайдовую презентацию « В чём секрет, помогающий выжить насекомым, ракообразным, паукам»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“ Сегодня я искал, творил, Знание новое открыл. То, что мне пришлось узнать, Могу теперь всем я рассказать”.
Что мы знаем? Сухость и сила тяжести Опора (к скелету крепятся мышцы) Защита от хищников
Маленькие рыцари членистоногие
Хотим узнать: Кто относится к «маленьким рыцарям» Почему их назвали «Маленькие рыцари» Где они живут? Чем питаются? Как передвигаются? Чем дышат? Есть ли крылья? Сколько ног?
ЧЛЕНИСТОНОГИЕ насекомые пауки ракообразные
Почему назвали «Маленькие рыцари»? легкий и крепкий наружный скелет, состоит из твердых члеников; наружный скелет состоит из неживого вещества, ведь живые клетки слишком нежны; он не растет с хозяином; членики соединены друг с другом, как латы рыцаря; подрастая, хозяин вынужден сбрасывать панцирь и наращивать более просторный.
Название Где живут? Сколько ног? Есть ли крылья? Чем дышат ? Ракообразные Пауки Насекомые
Название Где живут? Сколько ног? Есть ли крылья? Чем дышат ? Ракообразные в воде и на суше раки-8 ног краб-6ног креветка-ноги-вёсла нет жабры Пауки на суше 8 ног нет трахея Насекомые всюду 6 ног есть, но не у всех трахея
Молодцы!
“ Сегодня я искал, творил, Знание новое открыл. То, что мне пришлось узнать, Могу теперь всем я рассказать”.
До свидания, Карина Артем Руслан Никита Даниил Владислав Илья Рашид Дашенька Дашенька Жанна Олеся Артем Владик Софья Женя Вика Данил Даниил Илья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира во 2 классе по программе "школа 2100" (учебник Вахрушева)
Тема урока "Природные зоны холодного пояса. Арктика. Тундра"...
Тесты по окружающему миру "Вода и водные жители", "Луг и его обитатели" 2 класс по программе "Начальная школа 21 века".
Две тестовой работы на закрепление тем "Вода" и "Луг" во 2 классе....
Тексты контрольных работ по математике (Образовательная программа "Школа 2100", учебник "Математика", Л.Г.Петерсон)
Итоговые и промежуточные контрольные работы по математике Образовательная программа "Школа 2100",3-4 класс, составленные в соответствии с особенностями класса....
Презентация к уроку окружающего мира в 4-ом классе по Образовательной системе "Школа 2100", учебник "Человек и природа" А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилова
Дети познакомятся с происхождением и со сходствами человека и обезьяны, с главными отличиями человека от животных-разумом, речью, восприятием и использованием и расширением опыта. Презента...
Конспект урока окружающего мира 1 кл. по программе "Школа 2100"
Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Отчего и почему" по программе "Школа 2100" . В начале урока перед обучающимися ставятся проблемные вопросы, ответы на которые дети находят самосто...
Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.
Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....
презентация к уроку окружающего мира по теме "Австралия", программа "Школа 2100"
Презентация составлена таким образом, что может быть использована в качестве иллюстративного материала - карты, фотографии животных, а так же содержит дополнительный материал и вопро...