Формирование экологических представлений у младших школьников с ДЦП через проектную деятельность.
статья по теме
Одной из важнейших задач современной школы является повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т. е. воспитание у школьников экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1statya_form_ekol_predst_u_deteis_dtsp.docx | 33.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологических представлений у младших школьников с ДЦП через проектную деятельность
В наш век стремительного и бурного развития научно-технического прогресса особенно актуальна роль экологического образования как основы нравственной опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей. Вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. Само существование человека и общества перед угрозой экологической катастрофы предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры, которая складывается из экологических знаний и умений, экологического мышления, ценностных ориентаций, экологически оправданного поведения.
В таких условиях особую важность приобретает экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Владение экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы
Одна из важнейших задач современной школы является повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т. е. воспитание у школьников экологической культуры
Экологическое образование играет важную роль в развитии, воспитании и социальной адаптации младших школьников с ДЦП. Дети с церебральным параличом, обучающиеся на дому – это особая категория детей, у которых отмечается сложная структура дефекта, включающая двигательные, психические и речевые нарушения разной степени выраженности. Задержка психического развития у детей с ДЦП во многом связана с особенностями их жизни. Дети, ограниченные в передвижении, не могут приобрести того запаса знаний и представлений об окружающем мире, которым овладевают их здоровые сверстники. Это также задерживает развитие манипулятивной и игровой деятельностей, являющихся необходимой основой для формирования оптико-гностических функций, пространственных представлений и мыслительных операций. В этом случае психические и интеллектуальные нарушения являются вторичными по отношению к основному дефекту.
Личностные особенности детей и подростков этой категории часто характеризуются низкой мотивацией личных достижений, коммуникативными нарушениями, неадекватно заниженной самооценкой. Для детей с ДЦП характерны расстройства эмоционально - волевой сферы. Эмоционально - волевые нарушения поведения у детей с ДЦП в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям, двигательной расторможенности. Для этих детей характерна быстрая смена настроения. Склонность к колебаниям настроения сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Более многочисленная группа детей отмечается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Повышенная утомляемость характерна практически для всех детей с ДЦП. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании.
Экологическое образование невозможно без экологического воспитания: ведь знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека. Экологическое воспитание является составной частью экологического образования. Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.
Целью экологического образования и воспитания детей с отклонениями в развитии является формирование у ни х нравственно-ценностных отношений к природе и людям, которые позволят им преодолеть целый ряд негативных явлений в их жизни, гармонизировать отношения с другими людьми, с природой и с самим собой как частью природы
Процесс экологического образования и воспитания детей с ДЦП, обучающихся на дому, сложный , так как требует особых подходов и приемов работы. Важно создать такие условия, при которых дети данной категории учились проявлять интерес к природе, сопереживать, беречь ее и заботиться о ней. Воспитание интересов – необходимое условие развития активности и направленности личности. Именно интерес формирует отношение человека к окружающему миру. Особое значение для развития личности младшего школьника с ДЦП имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Реализация задач экологического образования и воспитания школьников с ДЦП определенно требует пересмотра форм и методов обучения. Дети с нарушением развития нуждаются в специально организованной педагогической и психологической помощи с использованием широкого спектра приемов и методов педагогического и коррекционно-воспитательного воздействия.
Одним из эффективных приемов коррекционной работы является организация коллективной познавательной и творческой деятельности учащихся. В процессе этой деятельности происходит вовлечение всех детей в постоянную творческую работу, что благоприятно влияет на формирование и развитие эмоционально - волевой сферы ребенка и его личностных, коммуникативных качеств, развивает его творческую активность. А это в свою очередь помогает укрепить веру в свои способности и возможно, что в дальнейшем поможет ребенку с отклонениями в развитии почувствовать себя успешным и позволит стать активным членом общества.
В коррекционных школах для реализации задач экологического образования и воспитания школьников с ДЦП наряду с традиционными методами активно применяются инновационные технологии, что значительно расширяет возможности в формировании экологической культуры учащихся.
Метод проектов - один из способов организации коллективной познавательной и творческой деятельности. Во-первых, – это деятельный подход в обучении и воспитании детей, когда все учащиеся привлечены к работе, а работа распределяется между ними по уровням сложности и по интересам. Во – вторых – это средство решения коррекционных целей. В процессе проектной деятельности осуществляется коррекционная работа по следующим направлениям:
- стимуляция двигательной активности, коррекция нарушений общей, мелкой моторики, коррекция нарушений звукопроизношения, развитие связной речи;
- формирование познавательной, личностной активности, самостоятельности, расширение социальных контактов;
- профилактика и коррекция тормозимых черт характера, страхов, эгоистических тенденций в формировании личности;
- профилактика и коррекция коммуникативных нарушений, возникающих из - за речевых нарушений, а также вследствие социальных ограничений;
- развитие всех видов восприятия, временных представлений.
Специфика исследовательской работы в коррекционной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя в работе с каждым из учеников. Главное для учителя – заинтересовать и увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Очень важно привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Поскольку дети с ДЦП ограничены в своих возможностях, особенно в начале освоения проектной деятельностью, помощь в сборе информации и организации всего процесса ложится на плечи учителя и родителей. В результате совместной работы и благодаря обмену опытом между детьми во время работы над проектом происходит слияние их интересов, расширяются границы общения детей, появляется больше возможностей для развития коммуникативных навыков. Дети с помощью учителей и родителей в ходе совместной работы решают и учебные задачи, и задачи социализации
Организация проектной деятельности детей с ДЦП опирается на общие положения работы над проектом, разработанные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования второго поколения. Они предполагают следующий порядок действий:
- Определение темы (учитель выбирает общую тему или организует ее выбор).
- Выбор подтем (областей знаний).
- Сбор информации.
- Выбор проектов
- Работа над проектами.
- Презентация проектов.
В проектной деятельности детей, обучающихся на дому, используются как краткосрочный групповой вид проекта ( в рамках участия в дистанционном сетевом конкурсе, когда реализация проекта на заданную тему осуществляется группой учеников под руководством учителя) и долгосрочный индивидуальный (в течение нескольких месяцев на выбранную тему под руководством учителя, родителей).
Дистанционные сетевые конкурсы очень значимы для развития детей с ограниченными возможностями здоровья. На каждом этапе участники получают задания и под руководством учителя должны их выполнить в указанные сроки, творчески оформить и представить экспертам в электронном виде. В 2012- 2013 учебном году учащиеся надомного обучения 4- 6 классов принимали участие в сетевых конкурсах экологической направленности – «Здоровье планеты в наших руках», « Я – исследователь». Главный результат участия в конкурсах не просто выполнение детьми творческих заданий , а приобретение опыта коллективной работы. Совместно выполняя задания конкурса, ребята учатся работать индивидуально и в группах, согласовывать свои действия с действиями других участников. Участие в дистанционных конкурсах способствует раскрытию интересов и способностей детей , имеющих ограничения в здоровья, и развитию их творческой активности.
Темы долгосрочных индивидуального проектов ( « Вода и ее свойства», « Способы очистки воды в домашних условиях») выбирались в рамках учебной программы и с учетом интересов детей с целью обобщить полученный ими опыт и наполнить его теоретическими знаниями, научиться делиться информацией. В течение первой четверти дети совместно с родителями по заранее составленному плану собирали информацию и осуществляли практическую исследовательскую часть. Участвуя в работе над индивидуальным проектом, дети с помощью учителя и родителей в процессе работы решали и учебные задачи, и задачи социализации. Ребята получали первые навыки пользователя Интернета, познакомились с ним как с источником получения информации, учились творчески оформлять работу. Включаясь с ребенком в процесс обучения по методу проектной деятельности, родитель помогает наладить представление о связях между учебным процессом и реальной жизнью. В ходе совместной работы устанавливаются партнерские отношения детей и взрослых. Видя заинтересованность родителей в своем труде, дети получают положительную мотивацию, у них возрастает чувство собственной значимости.
Для более успешной организации проектной деятельности учащихся , обучающихся на дому. необходимо создавать определенные условия, повышающие эффективность и результативность такой деятельности. К ним относится активное использование вспомогательных технологий. Вспомогательные технологии во многих случаях способны компенсировать описанные выше функциональные ограничения детей с ДЦП.
В некоторых случаях использование простых технических средств позволяет учащимся с двигательными нарушениями принимать активное участие в проектной деятельности наравне со сверстниками К ним относятся фотокамеры с видоизмененным спуском, видоизмененная рукоятка ко многим предметам и др.
С самого начала персональный компьютер был признан эффективным средством обучения людей с двигательными нарушениями, предоставляя пользователям, помимо прочего, возможность пользоваться письмом и общаться с окружающими. Основные проблемы, возникающие перед учащимися с двигательными нарушениями, связаны с использованием клавиатуры и мыши для осуществления процесса набора текста. Для ввода информации (посредством клавиатуры) для учащихся с двигательными нарушениями служат следующие устройства: пластмассовые или металлические накладки, размещаемые поверх стандартной клавиатуры, облегающие доступ к кнопкам; программное обеспечение, позволяющее настроить функции клавиатуры; сенсорная панель; джойстик (движение рычага в различных направлениях позволяет управлять курсором на экране); и др.
Опыт работы с учащимися, имеющих отклонения в развитии, убеждает, что организация эколого-ориентированной проектной деятельности способствует формированию экологических представлений экологической культуры. Если данные методы обучения воспитания будут использоваться с учетом психологических и физических особенностей учащихся и с учетом специально организованной педагогической и психологической помощи, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Список использованной литературы
- Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом – Л: “Медицина”, 1977
- Левченко И.Ю., Приходько О.Г.Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного – М:Academia, 2002 г
- Особенности психофизического развития учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата под ред. Власовой Т.А. М.1985 г.
- Специальная педагогика под ред. Казаковой Н.М., М. 2001 г.
- Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата под ред. Ишюлитовой М.В. М. , 1988 г.
- Горохова Е.Р. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся// Начальная школа. – 2006.
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование национального самосознания (идентичности) младших школьников в процессе реализации проектной деятельности»
В данном материале описысываются теоретические основы проблемы формирования национального самосознания младших школьников, а так же реализованный проект по теме "Национальные традиции семьи"...
Педагогический проект "Формирование патриотических представлений у младших школьников средствами внеурочной деятельности".
Данный проект воспитывает качества человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности....
Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.
Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности (описание опыта работы по методической теме)....
Статья: "Направление работы по формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: Materialy VIII Miedzynarodowej nauKowy-praktycznej konferencjl, Wyksztalcenie I nauka bezgranic, Volume 22 Pedagogiczne nauki, Przemysl, 07-15 grudnia 2012 roku...
Статья: "Формирование экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: позиция молодых, Челябинск, 2012....
Формирование экологического воспитания у младших школьников через творческую деятельность
Творческая деятельность являются эффективным средством решения задач экологического воспитания младших школьников....
Статья "Формирование геометрических представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через коррекционно-развивающие упражнения"
Данная статья опубликована в сборнике материалов регионального круглого стола "Психолого-педагогическая и социокультурная коррекция и реабилитация детей с ОВЗ в системе образования" (2022 го...