Статья на тему "Повышение экологических знаний у младших школьников"
статья по окружающему миру (4 класс)

В данной статье описывается процесс создания проекта, как средства формирования экологических знаний у учащихся в дополнительном образовании. На примере проекта «Письма животным» рассматривается эффективность и необходимость использования проектной технологии для воспитания и обучения экологически грамотного человека.

Ключевые слова: учебные проекты, внеурочная деятельность, экологические знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nashportal_19.05_na_temu.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему "Повышение экологических знаний у младших школьников"

Младших школьников в рамках кружка «Борцы за экологию» можно знакомить с серьезными природными закономерностями, например, в игровой форме. Мы обратили внимание на то, что в учебниках по предмету «Окружающий мир» место обитания животных часто сравнивается с его адресом, а экологическая ниша с профессией.

Возникла идея: если мы знаем адрес, то почему бы не предложить детям написать письма тем животным, которые им больше всего нравится. Идея оказалась плодотворной. При составлении адреса животных, учащиеся усваивали большое количество разнообразной информации: место обитания животных (ученикам было необходимо оценить по карте расстояние от своего дома до места жительства адресата, связаны ли они с какими-нибудь растениями и тому подобное).

Мы предлагали ученикам, оценив свои возможности, пригласить животное в гости (если смогут создать для него подходящие, как в природе, условия) или отказать ему в приеме (по причине отсутствия условий). Этот момент является важным, потому что у многих детей сформировано потребительское отношение к природе. Мальчик увидел ежа или ящерицу и поймал, объясняя это как «хочу, чтобы он (а) жил (а) у меня дома». Ребенок не осознает каково при этом животному: хорошо или плохо.

 Выполнение проекта помогает осознать учащимся роль в окружающей среде и право на существование любого живого организма. Педагог должен сформировать у детей понимание того, что в природе нет вредных и полезных, нужных и ненужных организмов.

Учащиеся составляли письма с большим энтузиазмом, и мы очень радовались тому, что идея оказалась эффективной. Но через время оказалось, что все ученики с нетерпением ждут ответов от своих животных. Мы сочинили письма – ответы, пользуясь дополнительной литературой. Животные писали благодарность и рассказывали о своей жизни. Ученикам очень нравился тот факт, что животные общаются с ними на равных.

В образовательном плане выполнение по проекту создает возможность для усвоения учащимися научных представлений по биологии, географии, экологии. Но при этом сами термины не вводятся, учащиеся должны лишь усвоить их суть, что в будущем поможет им оценивать природу с точки зрения существующих в ней взаимосвязей.

Организации данного проекта носит обучающий и контролирующий характер, а также является многофункциональным средством и его можно использовать при изучении разных тем.  

Процесс выполнения заданий несет большую воспитательную нагрузку. Учащийся, написавший слова «дорогой медведь» или «дорогая лисичка», не сможет плохо относиться к животным. Проект способствует воспитанию у учащихся бережного отношения к природе, отношения к животным как к равным. По этой причине при выборе животных – адресатов следует уделять внимание охраняемым видам и разъяснению значимости их охраны.

Самостоятельный анализ информации о животном и осознания наличия необходимых условий для его проживания у себя дома, помогает школьникам осознать, что место диких животных -  в природе.

Главной особенностью работы являлся учёт того факта, что в младшем возрасте у детей преобладает чувственно-образное восприятие окружающего мира.  Известный итальянский писатель Джанни Родари писал: «Воображение все еще находится в нашей школе на положении бедного родственника. Вниманию и запоминанию отдается куда больше предпочтения, умение внимательно слушать и тщательно запоминать, по сей день составляет отличительную особенность примерного, то есть наиболее удобного и податливого ученика. К сожалению, это утверждение во многом справедливо и по отношению к нашему образованию. Ребенок приходит в детский сад, школу с большим творческим потенциалом, реализация которого во многом зависит от педагогов и методов обучения» [48, с. 87].

Проект «Письма животным» помогает развивать фантазию ребенка, превращает обучение в привлекательный, интересный и творческий процесс.

Известно, что у многих детей и взрослых существуют стереотипы: хищные животные плохие, им не место рядом с человеком. Дети хорошо усваивают характеристики животных героев сказок: волк - злой, лиса - хитрая, заяц – трусливый. И довольно часто эти знания остаются у них на всю жизнь.  Но это не означает, что нельзя читать сказки детям, это значит, что в процессе развития экологических знаний нужно сформировать у них понимание необходимости существования на Земле всех живых организмов, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

Проект содержит три этапа:

  1. Подготовительный этап: постановка цели и задач, определение формы конечного продукта, подготовительная работа с учащимися, выбор оборудования и материалов.
  2. Основной этап: выполнение намеченных задач.
  3. Заключительный этап: подведение итогов работы, их анализ, формулировка выводов, оценки.

Данный экологический проект основан на интегрированном подходе. Он предполагает выполнение заданий учащимися в рамках разных предметов и интеграции основного и дополнительного образования. Например, на уроках технологии можно оформить конверт, но в нашем исследовании, были готовые конверты. На уроках изобразительного искусства ученики рисовали марку животного. Мы поясняли учащимся, что без марки письмо не дойдет до места назначения. При выполнении портрета мы обращали внимание школьников на особые приметы животного. На уроках литературного чтения читали фрагменты из произведений, посвященных животным - адресатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических знаний у младших школьников

Школа должна сделать необходимое, чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею....

Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:  из опыта работы"...

Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике:  // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...

Статья: "Направление работы по формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: Materialy VIII Miedzynarodowej nauKowy-praktycznej konferencjl, Wyksztalcenie I nauka bezgranic, Volume 22 Pedagogiczne nauki, Przemysl, 07-15 grudnia 2012 roku...

Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....

Учебные проекты как средство формирования экологических знаний у младших школьников при изучении природы

В данной статье описывается теоретические аспекты и структура проектной деятельности, а также  ее организация для формирования экологических знаний младших школьников при изучении природы.Ключевы...