Инновационная практика продуктивной организации самостоятельного добывания знаний, направленная на формирование экологической культуры у младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам выстраивать систему образовательных практик на площадке общения учащегося с окружающим миром. Формирование экологической культуры у младшего школьника, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного и самостоятельного в решении экологических проблем способствует деловая игра «Мои открытия» в рамках Устного журнала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_konf-tsiya_noyabr_2017.docx | 32.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная практика продуктивной организации
самостоятельного добывания знаний, направленная на формирование экологической культуры у младших школьников
Требования ФГОС НОО ставят во главу угла деятельностный характер, который создает условия для достижения главной цели образования - развитие личности учащегося. Портрет выпускника начального обучения включает в себя практические виды деятельности, которыми он должен овладеть. На выходе результаты обучения рассматриваются как личностные, метапредметные и предметные. Универсальные учебные действия – это особая часть нового стандарта, которые носят характер «общих способов деятельности».
Все выше сказанное открывает новые возможности педагогам, позволяет успешно развивать и укреплять универсальные учебные действия. С одной стороны умения, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. С другой стороны, формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Считаю, что только педагог – труженик, любящий детей и свою профессию, может получить хороший результат. Главное знать, что грамотное сопровождение личностного развития даст возможность для выявления и развития творческих и исследовательских способностей у каждого учащегося.
Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам выстраивать систему образовательных практик на площадке общения учащегося с окружающим миром. Формирование экологической культуры у младшего школьника, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного и самостоятельного в решении экологических проблем способствует деловая игра «Мои открытия» в рамках Устного журнала.
Устный журнал – это интересная, интерактивная форма взаимодействия детско-взрослого сообщества. Это такой формат общения, при котором учащиеся получают возможность творить и развиваться, проявляя свою природную любознательность и познавательную активность при этом пробуждая любознательность у окружающего социума.
Устный журнал «Мои открытия» начиная с 2014 года развивался, претерпевал изменения, и теперь мы можем представить педагогическому сообществу модель научного открытия.
В деловой игре Устного журнала «Мои открытия» свою работу могут представлять как индивидуальные участники, так и группы любознаек.
В рамках работы устного журнала ребята получают и навыки публичного выступления, ведь не менее важно уметь грамотно презентовать свои открытия. Это серьезная подготовка, предполагающая еще и сотрудничество со специалистами и значимыми взрослыми.
Устный журнал – это открытое мероприятие для всех любознаек школьного сообщества, где каждый может попробовать свои силы.
Содержание устного журнала не предполагает копирование этапов проекта, а лишь включает отдельные элементы проектно-исследовательской деятельности, ведь главное – это удивление и радость от совершенного открытия.
Юные Любознайки, работая по теме основного материала, используя различные источники информации (прежде всего свои наблюдения), совершают открытия в познании окружающего мира.
Затем юный Любознайка представляет на страничке устного журнала познавательную, интересную и необычную своего рода информацию (не часто встречающуюся, ту которую не каждый знает, ту, которая может поразить слушателей своими неожиданными фактами и научными выводами).
Данная деловая игра обеспечивает продуктивную организацию самостоятельного добывания знаний с целью более эффективного их усвоения.
Рассмотрим научное открытие, которое совершила Яна К., первоклассница, которая очень любит своих домашних питомцев. Тема открытия: «Когда у моей Симки бывают глаза как апельсинки»
Мои бабуля и дедуля живут в с.Архангельское. Это недалеко от Ульяновска. Мы к ним часто приезжаем. И нас радостно встречают собака Линда, кошка Симка и ее котенок Мася.
С Симкой и Масей мы большие друзья! Друзья мы настоящие, потому что я очень люблю играть с ними в разные игры.
Я узнала, что кошки одни из самых игривых домашних животных, которые с удовольствием вовлекают в этот процесс своих хозяев. О душевном и физическом здоровье питомцев можно судить по их активности. Поэтому я всегда помогаю Симке и Масе тренировать свой организм.
Самая интересная игра – это игра в «Догони бантик на веревочке». И Симка, и Мася с удовольствием принимают участие в игре, если игрушка напоминает ей добычу.
В природе кошки – охотники! А добыча никогда специально возле носа кошки не будет кружить. Поэтому внимание моих питомцев я привлекаю легким подпрыгиванием бантика на веревочке. Затем бантик должен затаиться на некоторое время, и потом я резко привожу дразнилку в движение. Мы так весело всегда играем! И, наверное, больше всего от игры удовольствие получаю я!
Не забываю я и покормить моих кошечек, убрать за ними, если это необходимо.
Очень люблю наблюдать, как Симка и Мася играют друг с другом. Но все-таки по пятам они больше ходят за бабушкой, правильно, ведь она с ними всегда, а я только по выходным.
А теперь я вам расскажу страшную историю!
Дело было поздним вечером, делать было уже нечего. Мы с бабулей открыли дверь, и она позвала Симку и Масю. И вот в темном, темном саду сверкнули два огонька, а за ними еще два огонька. Что-то зашуршало, я спряталась за бабушку, и зажмурилась. Что-то мягкое задело мои ноги и проскользнуло внутрь. Да это же Симка и Мася!
Вы, может быть, скажете, откуда взялись огоньки!
Оказывается, это у кошек глаза светились. Природа создала кошку хищницей с ночным образом жизни, она же и заложила под сетчатку ее глаз вещество тапетум (слой серебристых кристалликов такого же состава, который придает блеск и рыбьей чешуе).
Благодаря этому ночные животные хорошо видят в сумерках.
Светоотражательное свойство глаз кошки человек использовал в защитных элементах одежды и других предметах. Мы знаем, что поведение на дорогах должно быть безопасным. Можно обезопасить себя, если используешь светоотражающие элементы.
А теперь скажите: в полной темноте будут глаза у кошки светиться?
В полной темноте глаза кошки светиться не будут, так как отражать им нечего.
Так же и светоотражательные элементы будут светиться, когда на них попадет свет: переходишь рано утром дорогу, появилась машина, попал свет от фар на светоотражательный элемент, тогда тебя водитель увидит.
Будьте на дорогах внимательны и используйте на своей одежде светоотражательные элементы!
Вот какие открытия я совершила, наблюдая за кошкой Симой и котенком Масей. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационное содержание курса математики УМК "Планета знаний" как средство формирования математического мышления младших школьников
Новизной в моей работе является выявление соотношения заданий с развитием основных психических процессов и мыслительных операций, отслеживание динамики развития интеллектуального уровня учеников. Меня...
Проект "Практико-ориетированный подход в формировании экологической культуры младших школьников"
Данный проект заключается в организации экологического образования путем усиления содержательной части программы начальных классов экологическим практикумом, который включает в себя не тол...
Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности при реализации инновационно развивающего курса ОМ 1-4 в рамках школы инженерной культуры
Статья о реализации инновационно развивающего курса по окружающему миру...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
В статье раскрываются современные образовательные технологии работы в начальной школе для формирования экологического сознания младших школьников....
Тема: Практико-ориентированный подход в формировании экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Цель проекта - воспитание экологической культуры младшего школьника.Задачи проекта.1. Сформировать позитивный опыт по взаимодействию с окружающей средой.2.Развивать представлен...
Образовательное пространство школы как благоприятная инновационная база для формирования экологической культуры младших школьников.
Современный мир ставит новые проблемы, и одна из таких - это проблема экологии, которая в последнее время стала крайне актуальной в силу того, что человечество стоит на пороге экологической катастрофы...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
Данная статья основана на личном опыте работы в данном направлении...