ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ 1-х КЛАССОВ ПО ТЕМЕ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ДЛЯ 1-х КЛАССОВ

ПО ТЕМЕ

 

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_zanyatiya.docx33.14 КБ
Office presentation icon prezentaciya_kto_takie_nasekomye.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №36
имени генерала А.М. Городнянского города Смоленска

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ДЛЯ 1-х КЛАССОВ

ПО ТЕМЕ

 

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ

Подготовили:
учитель высшей квалификационной категории
Конохова Любовь Александровна,

учитель высшей квалификационной категории
Новицкая Любовь Васильевна

2012

Цели  мероприятия:

  1. Сформировать целостный взгляд на живую природу и отношение человека к ней.
  2. Воспитывать экологическую и информационную культуру  младшего школьника.

Задачи мероприятия:

Образовательные:

  • актуализировать первичные знания о насекомых и их значение для человека;
  • расширить знания об отличительном признаке насекомых и их значении в природе; дать в качестве опережения знания о цепях питания в природе;
  • систематизировать знания о строении насекомых;
  • закрепить знания о насекомых и их значении для природы и человека.

Воспитательные:

  • воспитывать понимание правил отношения человека к насекомым;

Развивающие:  

 1. Развивать предметные умения:

  • устанавливать отличительные признаки животного мира;
  • уметь выделять части тела;
  • уметь устанавливать взаимосвязи окружающего мира.

2. Развивать надпредметные УУД:

Развивать познавательные умения:

  • поиска и выделения необходимой информации;
  • извлекать необходимую информацию из текста;
  • анализировать объекты с целью выделения признаков;
  • находить определённые понятия.

Развивать регулятивные умения:

  • самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы;
  • формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера;
  • контроля, оценки и результата собственной деятельности.

Развивать коммуникативные умения:

  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;
  • управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Развивать личностные умения:

  • иметь представление о ценности и уникальности природного мира.

Оборудование: аудиокассета «Удивительные насекомые», таблицы и схемы, рисунки и фотографии насекомых и их частей, коллекция «Настоящие насекомые и их знакомые».

                                                    Ход мероприятия:

1. Подготовка к активному и сознательному усвоению информации:

- Сегодня у нас не просто занятие, а научное заседание. Вы все маленькие ученые, и  вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий. Помогать в этом вам будем мы – ваши учителя, а также профессор Дядя Кузя и его маленький помощник Чевостик.

(звучит вступительная песенка с аудиокассеты,
и беседа «Путешествие начинается»)

2.Определение темы занятия:

- Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на лесной полянке. Вот рядом речка, а вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. Вдруг к вам на руку сел жучок – головка черная, на красной спинке темные пятнышки. Это божья коровка. А кого же еще можно увидеть на полянке, на лугу?

- Отгадайте загадки:

(читают подготовленные ученики
и показывают соответствующие фотографии)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Пчела)

Летит – говорит,

Сядет – молчит.

(Оса)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза)

Нос долог, голос тонок.

Кто его убьет,

Тот кровь свою прольет.

(Комар)

- Посмотрите на эти иллюстрации и назовите одним словом, кто это?

- Сегодня мы с вами будем говорить об удивительном мире насекомых.

3. Открытие и актуализация знаний:

- Итак, начинаем наши открытия.

1) - Предлагаю вам найти ответы на вопросы:

(табличка вывешивается на доску)

- Рассмотрите рисунок насекомого (бабочки). Из скольких частей состоит тело насекомого?  (голова, грудь, брюшко).

- Что находится на голове у насекомого? (усики, хоботок, глаза, рот иногда с мощными челюстями, всевозможные выросты)

- Что прикреплено к груди? (крылья, их две пары; ноги, их три пары, то есть 6 ног)

- А что можно увидеть на брюшке?  (на  нем есть полоски,  это насечки.  Поэтому и назвали данный класс животных  НАСЕКОМЫМИ)

- Итак, наше первое открытие:

        

- Посмотрите на стрекозу и божью коровку. Это тоже насекомые. Найдите у них те же части, что и у бабочки. Посчитайте количество ножек.

- А богомол и кузнечик? (тоже)

(таблички с рисунками вывешиваются на доску)

2) – А как передвигаются насекомые?

(беседа с учащимися)

- Посмотрите на рисунок. Как передвигаются стрекоза и кузнечик?

(беседа по рисунку)

- Это наше второе открытие.

3) – А кто знает, какую работу в природе выполняют насекомые? Пользу они приносят, или вред?

- Послушайте стихотворение, оно вам поможет.

Цветок всю ночь готовит мед,

Пчелу-сластену в гости ждет.

                                         Бери, мол, но как другу

                                         Мне окажи услугу:

                                         Пыльцу мучную эту
                                        Перенеси соседу…

                                        Пчела несет ее, и вот

                                        Цветок увял, но зреет плод.

- Насекомые опыляют растения, перенося пыльцу с цветка на цветок. Украшают нашу жизнь. Насекомые – это корм для птиц, это звено в природной цепи питания. Есть насекомые, которые уничтожают других вредных насекомых. Помогают рыхлить почву.

- Многие насекомые, как например, мухи и комары, переносят различные инфекции и болезни. Многие поедают листья и корни растений, овощи и фрукты, нанося вред сельскому хозяйству.

- Послушайте сказку «Спор животных».

     Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми.» Решили тогда животные…

- Что решили животные? (Все насекомые важны)

- Это наше третье открытие.

(табличка на доску помещается)

4) – А чем питаются насекомые?

(беседа с учащимися)

- Рассмотрим рисунки. Какие органы насекомого участвуют в питании.

- Это наше четвертое открытие.

        

5) – Окраска и форма тела многих насекомых  зависит от того, где они обитают. Это помогает им прятаться от врагов. Одни благодаря окраске становятся невидимыми. У других окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Третьи выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом.

- Это наше пятое открытие.

(табличка помещается на доску)

6) – Продолжим рассматривать рисунки.

(жук-геркулес, уссурийский дровосек)

- Как видите, насекомые по количеству видов – самая большая группа животных в мире. Они поражают нас своим видом, окраской, размерами.

- Это шестое открытие.

7) – Посмотрите на рисунки. Перед вами – жук-олень и паук. Сравните их. Чем они отличаются? Кто из них насекомое?

- Подведем итоги.

(табличка помещается на доску)

        

  1. Динамическая пауза:

- Слушайте внимательно, выполняйте движения согласно тексту.

Физкультминутка «Кузнечик»

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики!

Прыг – скок,  прыг – скок, сели, сели,

Травушку покушали, тишину послушали,

Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко!

                      (После физкультминутки дети садятся за столы)

5.Игровая часть:

– А сейчас поиграем.

1) - Первая игра называется «Кто где живет?» Я буду называть вам насекомое, а вы – домик, где оно живет.

Пчела - … улей

Бабочка - … цветок

Комар - … водоем

Муравей - … муравейник

Оса - … гнездо

2) – Вы все сидите по группам. Ребята из разных классов. Сейчас проверим, умеете ли вы дружить, договариваться, обсуждать задания. Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать. Игра «Вопросы для знатоков».

  • Как вы думаете, когда пчёлы танцуют?  (Когда находят поляну с растениями-медоносами)
  • Чем «поет» кузнечик? (Крыльями)
  • Где у кузнечика уши?  (На голенях передних ног)
  • Где у комара  уши?  (В усах)

3) – Люди создали много сказок, песен, легенд, стихотворений о насекомых. А какие литературные произведения, в которых персонажами являются насекомые, вы знаете?

  • К.И. Чуковский «Тараканище»; К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»; И.А.  Крылов «Стрекоза и муравей»; В. Бианки «Приключения муравьишки»; «Песенка о кузнечике» муз. Шаинского, слова А. Носова и т.д. Обсуждение с детьми содержания данных произведений, вспомнить главных героев,  декламирование по памяти отрывков из них.

4) – Отдохнем. Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее стрекозе. Объясните свой выбор.

         (учитель  зачитывает слова,  из которых дети выбирают подходящие по

           смыслу к слову стрекоза)

  • Муравейник, зелёный, порхает, увёртливая, красная, спинка, надоедливая, река, стрекочет, вредитель, хищник, большие глаза, соты, жужжит, разносчица болезней, рой, летает, крылья.

6.Работа с коллекцией насекомых:

- Мы сегодня много говорили о насекомых. И вот они пришли к нам в гости. Сейчас вы их рассмотрите, познакомитесь поближе.

- В мире насекомых есть животные-двойники или животные-однофамильцы. Они напоминают каких-то живых существ или предметы по форме, внешнему виду, манере поведения.

             (учитель демонстрирует экземпляры из коллекции «Насекомые и

               их знакомые» из серии DeAGOSTINI)

  • Медведка
  • Жук-олень
  • Кобылка
  • Совка
  • Ибисовая муха
  • Клоп-черепашка
  • Водяной скорпион

- Бывают и «очеловеченные» насекомые. Испокон веков любознательный человек не только сравнивал животных между собой, но и на себя их «примерял». Вот эта лёгкая, изящная стрекоза – ну точно» красотка-девушка»! А лохматая и неповоротливая личинка другой стрекозы – старый, дряхлый «дедка». Потрясающая наблюдательность у человека!

  • Молельщик-богомол
  • Богомол
  • Священный скарабей
  • Бабочка-бражник
  • Жук-бомбардир
  • Жук-дровосек
  • Жук-могильщик
  • Шелкопряд
  • Жук-скакун
  • Водолюб

7. Подведение итогов:

- Интересное и необычное занятие у нас с вами сегодня получилось! Красив и хрупок мир природы, а особенно мир насекомых. Будем любоваться ими, беречь и охранять этот хрупкий мир!

                                      (ученик читает стихотворение)

Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птица -  с небом,

Как поле с лугом,

Как ветер – с морем,

Трава – с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!

8. Рефлексия:

- Что из услышанного на занятии вам больше всего запомнилось?

- Что вас удивило?

- Что расскажете дома своим близким и друзьям?

- О чем вам хотелось бы узнать подробнее? Где будете искать информацию?


 Все насекомые важны.

Насекомые – самая большая группа животных по количеству видов в мире.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса на тему: "8 Марта".

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса на тему: "8 Марта"....

Внеклассное мероприятие с презентацией 2 класс по теме: Перелетные птицы

На данном мероприятии обучающиеся знакомятся с перелетными птицами, их голосами....

Внеклассное мероприятие с презентацией 3 класс по теме:Дельфины наши братья по разуму и друзья.

Мероприятие разработано с целью расширения кругозора обучающихся о дельфинах и их повадках, образе жизни.....

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 класса по теме «Секреты общения».

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 класса по теме «Секреты общения».Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категории МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга.Цели:...

Внеклассное мероприятие в ГПД 1 классе на тему: "Здоровый образ жизни"

раскрыть понятие здоровый образ жизни определить условия сохранения здоровья формировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни...

Внеклассное мероприятие в 1-м классе по теме "Разговор о правильном питании"

Цели мероприятия:-ознакомить учащихся с понятиями: “правильное питание”, “полезные продукты”, “меню”; учить различать полезные и вкусные продукты; воспитывать культуру питания.-создать условия для фор...