Интегрированный урок-исследование "Математика сердца"
методическая разработка по математике (4 класс)

Шойенова Дарима Валерьевна

Рассмотреть возможность применения математических методов при первичной самостоятельной диагностике сердца. 

Предметные:

- Совершенствовать приёмы умножения и деления многозначных чисел.

- учить детей измерять пульс человека;

-научить пользоваться датчиком пульса цифровой лаборатории;

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие:- способствовать развитию у детей логического мышления, памяти, внимания, познавательной и речевой активности и инициативности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:- формировать общую культуру личности;

- формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни;

- способствовать формированию познавательного интереса школьника к исследовательской деятельности.

Метапредметные : Овладение навыками организации исследовательской учебной деятельности.

Развитие монологической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Формирование умений работать в группе с выполнением различных заданий

Личностные: Воспитание самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Формирование ценностных отношений друг к другу; к результатам обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_serdtsa.docx38.49 КБ
Файл matematika_serdtsa.pptx2.65 МБ
Файл rabochie_listy.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА СЕРДЦА

Цель деятельности учителя

Рассмотреть возможность применения математических методов при первичной самостоятельной диагностике сердца.

Тип урока

Интегрированный урок-исследование

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные:

- Совершенствовать приёмы умножения и деления многозначных чисел.

- учить детей измерять пульс человека;

-научить пользоваться датчиком пульса цифровой лаборатории;

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие:- способствовать развитию у детей логического мышления, памяти, внимания, познавательной и речевой активности и инициативности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:- формировать общую культуру личности;

- формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни;

- способствовать формированию познавательного интереса школьника к исследовательской деятельности.

Метапредметные : Овладение навыками организации исследовательской учебной деятельности.

Развитие монологической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Формирование умений работать в группе с выполнением различных заданий

Личностные: Воспитание самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Формирование ценностных отношений друг к другу; к результатам обучения

Методы и формы
обучения

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

Фонендоскоп

Мобильный телефон

Цифровой датчик пульса

Соединительный кабель

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, цифровая лаборатория


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Моти-
вация

(самоопре-
деление)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психоло-

гическая и мотивационная подготовка
учащихся к усвоению изучаемого материала

Упражнения на дыхание

Ребята, сядьте прямо, не скрещивая руки, ноги. Сейчас мы будем делать упражнения на дыхание. У нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.

Давайте приготовимся, ребята. Закроем глазки. Спинки прямо руки можно положить на колени.

Вдох….,выдох…. (9-10 раз, медленно).

Возьмите друг друга за руки и передайте частичку своего тепла товарищам, пожелайте друг другу  успехов. Улыбнитесь друг другу. Я рада, что вы чувствуете себя хорошо, что вам комфортно. И вы готовы работать вместе с нами.

-Добрый день! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте, повернемся к нашим гостям, поприветствуем их своими улыбками и дружно поприветствуем.

Дети приветствуют гостей

Фронтальная,

индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели урока

III. Актуализация знаний

IV. практическая работа

- Сегодня на уроке мы поговорим на тему, очень важную для нас всех. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Не бойтесь ошибаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

- А сейчас посмотрите фрагмент фильма. Что вы слышите?

https://youtu.be/Xd9XdLPvavk

- Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- Какую задачу поставим на сегодняшний урок?

Узнать …. (что такое сердце, пульс ,…)

Научиться ….. (измерять пульс человека …)

Исследовать ….. (пульс человека ….)

Сегодня мы попытаемся связать наши знания о сердце с математикой. Как вы думаете, какую же тему мы сегодня будем проходить?

Вы слышали стук сердца? Сегодня мы научимся измерять параметры работы сердца с помощью математических вычислений.

- Что вы знаете о сердце? Какое оно? На что похожа его работа?

- Ребята, а кто из вас знает, где находится сердце? 

Сердце человека никогда не останавливается и делает за день до 12-ти тысяч ударов. За это время оно вырабатывает энергию, которой хватило бы, чтобы поднять целый поезд. 

Учитель показывает фонендоскоп. 

(стетоскоп )

-Ребята, вы видели когда-нибудь этот предмет? Кто знает, как он называется? ФОНЕНДОСКОП.

- А где вы его видели? 

- Что врач слушает фонендоскопом?

Чтобы не прижиматься ухом к груди своих пациенток французский врач Рене Лаэннек изобрел стетоскоп (1816 г), с тех пор прошло более двухсот лет, а мы до сих пор пользуемся его изобретением.

А теперь послушаем сердце. Берем фонендоскоп и слушаем.

Все люди разные, и сердце у всех работает по-своему, в зависимости от того, что мы делаем в данный момент: отдыхаем, спим, поднимаемся по лестнице, а может быть, грустим.

- Сердце реагирует на любые изменения и волнение человека.

- Когда мы плачем, волнуемся, бежим или прыгаем, наше сердце бьется сильнее и чаще.

-Когда мы спим или отдыхаем, наше сердце бьется медленнее.

Как называется ритм ударов сердца?

Биение сердца мы можем не только услышать, но и пощупать. В момент, когда сердце выталкивает кровь в сосуды, раздаются глухие удары – толчки крови, называемые пульсом.

- А как измерить свой пульс, если у тебя нет с собой прибора?

- Где мы можем услышать пульс?

- Можно услышать:

* на запястье

* на висках

* под нижней челюстью 

(Дети находят пульс на запястье своей руки и руки другого ребенка).

Прижмите пальцы к тому месту на руке, где начинается кисть.

Здесь кровеносные сосуды подходят близко к поверхности кожи.

Достаньте свои мобильные телефоны, найдите на них часы, а в ней опцию таймер». Можно использовать и опцию «Секундомер». Найдите пульс на запястье у соседа по парте, запускайте таймер  и посчитайте число ударов в течении 10сек.

Засекают 10 секунд, учащиеся считают количество ударов.

Полученное число  умножают на 6 ) Почему * на 6?

- Запишите.

Затем по команде делаем 10 глубоких приседаний (звучит музыка) и снова считаем, результат записываем. Так же умножаем на 6.

Сравните с предыдущим результатом. Что можете сказать? Объясните, почему получили такой результат?

- Как можно автоматизировать процесс измерения пульса?

С помощью нашей цифровой лаборатории, в котором есть датчик измерения пульса. Мы с вами научимся измерять пульс.  Надеваем датчик на указательный палец. Излучатель датчика пульса излучает, а фотоприемник реагирует на невидимое инфракрасное излучение, которое хорошо поглощается кровью.

Давайте измерим у кого-нибудь пульс с помощью датчика. (надевается датчик на указательный палец, не шевелить пальцем при регистрации пульса)

Теперь проверим пульс после нескольких физических упражнений. (надевается датчик на указательный палец, не шевелить пальцем при регистрации пульса)

Наши знания по математике помогут нам вычислить нужные параметры работы сердца, а именно пульса. Сейчас сделаем

расчёт максимально допустимого пульса

Максимальный пульс это пульс, который максимально допустим для человека. Выше этого пульса недопустимо, вредно скажется на нашем здоровье.

Существует известная упрощенная математическая формула:

МП = 220 – В, где МП – максимальный пульс, В – возраст.

Ф.И.О.

обследуемого

Возраст

Максимально допустимый пульс (МП)

   

 

Расчёт субмаксимального пульса

Субмаксимальный  пульс рассчитывается по формуле:

СП = МП : 100 * 85

Ф.И.О.

обследуемого

Возраст

Максимально допустимый пульс (МП)

Субмаксимальный пульс (СП)

170

Таким образом, максимальный эффект для здоровья мы получаем при нагрузке, соответствующей субмаксимальному пульсу.

То есть нагрузка должна давать пульс, не превышающий субмаксимальный уровень и уж тем более не приближаться к максимально допустимому уровню. В противном случае, наносится большой вред здоровью

Расчёт  уровня нагрузки

Этот способ доступен в любых условиях. Общий принцип таков: подсчитать пульс до нагрузки; дать определенную нагрузку в течении 3-х минут (20 приседаний); подсчитать пульс сразу после нагрузки; подсчитать пульс через 3 минуты после нагрузки.

Данные пульса до нагрузки и после нагрузки у вас записано на рабочих листах.

(Пульс после нагрузки * 100 : пульс до нагрузки) – 100 =

35-50 – малая нагрузка

50-70 – средняя нагрузка

70-90 – высокая нагрузка

Ф.И.О.

обследуемого

Возраст

Пульс

до нагрузки

Пульс

после нагрузки

 

Нагрузка  

Выводы

То есть, если 20 приседаний вызывают минимальный прирост пульса, то считать это хорошей тренирующей нагрузкой нецелесообразно. И наоборот, если пульс учащается, чуть ли не вдвое, это означает, что данная нагрузка высоковата.

Расчёт двойного произведения

Для выявления индивидуальной переносимости нагрузок существует еще один метод определения физической работоспособности.

Двойное произведение: ДП= П х АД : 100, где

ДП - это двойное произведение,

П - частота пульса в 1 мин,

АД - величина систолического артериального давления.

Для здорового человека ДП должен быть при субмаксимальной нагрузке в пределах  250-330

Ф.И.О.

обследуемого

Возраст

Пульс

АД

ДП

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый человек, самостоятельно занимающийся физическими упражнениями,  должен научиться контролировать состояние своего сердца, чтобы занятия приносили максимальную пользу.

Слушают учителя

Просматривают отрывок фильма.

Стук сердца

Сегодня на уроке мы будем говорить о сердце

Дети называют тему и озвучивают проблемный вопрос.

Математика сердца

Сердце это самый главный орган человеческого организма. От него зависит самочувствие и правильность работы всех остальных органов человека. Можно сказать, что сердце отвечает за все процессы в организме! 

          

 

в больнице, у врача

сердцебиение, легкие

Слушают с помощью фанендоскопа сердцебиение

Число ударов сердца за одну минуту называется пульсом

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

 VII. Итоги урока.

Рефлексия

 -Любой исследователь должен предоставить  отчёт о проделанной работе. Мы с вами составим сейчас свой отчёт в виде решения мини-теста.

file:///C:/Users/Админ/0Downloads/temp.html

Обобщение.

- А что нужно делать, чтобы наше сердце было всегда здоровым?

- Для того, чтобы сердце было здоровым, о нем нужно заботиться:

* заниматься физкультурой, спортом,

* играть в подвижные игры,

* гулять на свежем воздухе,

* обязательно спать ночью, чтобы сердце отдыхало,

* нельзя сильно уставать, переутомляться

* полноценно питаться,

* избегать травм, которые ведут к большой потере крови.

* А еще, не нужно расстраиваться по пустякам и злиться. Когда настроение хорошее, то и на сердце хорошо.

*и не забывать  про  математические расчеты по нагрузке,  когда занимаетесь спортом, физическим трудом.

 

 

 

VIII. Домаш-нее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств ее выполнения

Рефлексия

тест к уроку МАТЕМАТИКА СЕРДЦА

Математика 4 класс   |   Дата: 21.04.2023   |   Вопросов: 7   |   Автор: Шойенова Д.В

Вопрос № 1

Как вы считаете, когда ваш пульс будет самым низким?

 во время завтрака

 на уроке

 во время сна

Вопрос № 2

Сердце здорового человека делает 75 ударов в минуту. Сколько ударов делает сердце за 11 минут?

 140 ударов

 825 ударов

 835 ударов

Вопрос № 3

Как называется "неутомимый мотор", который гонит по сосудам кровь?

 мозг

 сердце

 вены, артерии

Вопрос № 4

На какое число надо разделить 237000 чтобы получить 2370?

 10

 100

 1000

Вопрос № 5

Определи первое неполное делимое

24528 : 56

 первое неполное делимое 24

 первое неполное делимое 245

Вопрос № 6

У новорожденного масса сердца 24г, а у его счастливого отца 288г. Во сколько раз сердечко новорожденного легче, чем папы?

 в 12 раз

 в 24 раза

Вопрос № 7

Что помогает укрепить сердце?

 просмотр телевизора

 чтение книг

 занятие физкультурой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТЕМАТИКА СЕРДЦА

Слайд 3

Чтобы не прижиматься ухом к груди своих пациенток французский врач Рене Лаэннек изобрел стетоскоп (1816 г), с тех пор прошло более двухсот лет, а мы до сих пор пользуемся его изобретением . Фонендоскоп ( стетоскоп)

Слайд 4

Все люди разные, и сердце у всех работает по-своему, в зависимости от того, что мы делаем в данный момент: отдыхаем, спим, поднимаемся по лестнице, а может быть, грустим. - Сердце реагирует на любые изменения и волнение человека. - Когда мы плачем, волнуемся, бежим или прыгаем, наше сердце бьется сильнее и чаще. -Когда мы спим или отдыхаем, наше сердце бьется медленнее.

Слайд 5

Расчёт максимально допустимого пульса Максимальный пульс это пульс, который максимально допустим для человека. Выше этого пульса недопустимо, вредно скажется на нашем здоровье. Существует известная упрощенная математическая формула: МП = 220 – В, где МП – максимальный пульс, В – возраст .

Слайд 6

Расчёт субмаксимального пульса Субмаксимальный пульс рассчитывается по формуле: СП = МП : 100 * 85

Слайд 7

Расчёт уровня нагрузки Этот способ доступен в любых условиях. Общий принцип таков: подсчитать пульс до нагрузки; дать определенную нагрузку в течении 3-х минут (20 приседаний); подсчитать пульс сразу после нагрузки; подсчитать пульс через 3 минуты после нагрузки. Данные пульса до нагрузки и после нагрузки у вас записано на рабочих листах. (Пульс после нагрузки * 100 : пульс до нагрузки) – 100 = 35-50 – малая нагрузка 50-70 – средняя нагрузка 70-90 – высокая нагрузка

Слайд 8

Расчёт двойного произведения Для выявления индивидуальной переносимости нагрузок существует еще один метод определения физической работоспособности. Двойное произведение: ДП= П х АД : 100, где ДП - это двойное произведение, П - частота пульса в 1 мин, АД - величина систолического артериального давления. Для здорового человека ДП должен быть при субмаксимальной нагрузке в пределах 250-330 Ф.И.О. обследуемого Возраст Пульс АД ДП

Слайд 9

Для того, чтобы сердце было здоровым, о нем нужно заботиться: * заниматься физкультурой, спортом, * играть в подвижные игры, * гулять на свежем воздухе, * обязательно спать ночью, чтобы сердце отдыхало, * нельзя сильно уставать, переутомляться * полноценно питаться, * избегать травм, которые ведут к большой потере крови. * А еще, не нужно расстраиваться по пустякам и злиться. Когда настроение хорошее, то и на сердце хорошо. *и не забывать про математические расчеты по нагрузке, когда занимаетесь спортом, физическим трудом.

Слайд 10

Критерии оценивания теста «5» «4» «3» Нет ошибок 1-2 ошибки 3 и более

Слайд 11

Ребята, молодцы! Спасибо за урок!!!



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Таблица № 1. Мой пульс

Ф.И.О.

обследуемого

Результаты измерений

мой пульс в состоянии покоя

мой пульс после нагрузки

Таблица № 2. Расчёт максимально допустимого пульса

МП = 220 – В, где МП – максимальный пульс, В – возраст.

Ф.И.О.

обследуемого

Возраст

Максимально допустимый пульс (МП)

   

 

Таблица № 3.  Расчёт субмаксимального пульса

СП = МП : 100 * 85

Ф.И.О.

обследуемого

Возраст

Максимально допустимый пульс (МП)

Субмаксимальный пульс (СП)

Таблица № 4.  Расчёт уровня нагрузки

Пульс после нагрузки * 100 : пульс до нагрузки – 100 =

35-50 – малая нагрузка

50-70 – средняя нагрузка

70-90 – высокая нагрузка

Ф.И.О.

обследуемого

Возраст

Пульс

до нагрузки

Пульс

после нагрузки

Выводы

Таблица № 5. Расчёт двойного произведения

Двойное произведение:

ДП= П х АД : 100,

Где ДП - это двойное произведение, П - частота пульса в 1 мин,

АД - величина артериального давления.

Для здорового человека ДП должен быть при субмаксимальной нагрузке в пределах  250-330.

Ф.И.О.

обследуемого

Возраст

Пульс

АД

ДП

 

 

 

Таблица № 5. Расчёт двойного произведения

Двойное произведение:

ДП= П х АД : 100,

Где ДП - это двойное произведение, П - частота пульса в 1 мин,

АД - величина артериального давления.

Для здорового человека ДП должен быть при субмаксимальной нагрузке в пределах  250-330.

Ф.И.О.

обследуемого

Возраст

Пульс

АД

ДП

 

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по здоровьесбережению. Тема: «Сохрани своё сердце здоровым. Сердце и кровеносные сосуды.» 3 класс

Подробная и занимательная наглядная информация может быть использована на уроках педагогики здоровья,  здоровьесбережения 3 класса  общеобразовательных учереждений....

Педагогический проект по теме: "Система работы детского объединения "ВиР" МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара с социальными институтами "От сердца к сердцу", авторы: Терешина С.В. - методист, Васильева В.Н. - педагог ДО

Работа раскрывает систему работы детского объединения "ВИР"  по социализации и адаптации воспитанников детского объединения "ВИР" через организацияю взаимодействия  и сотрудничества с различ...

Презентация "От сердца к сердцу. Письмо ветерану"

В презентации показаны лучшие творческие работы учащихся МОУ "СОШ №3 им. С.В.Ишеева" г. Ясногорска Тульской области"Ссылка на презентацию: https://yadi.sk/i/HyaL4WqEsS7We...

Разговор от сердца к сердцу "По ступеням красоты духа - к самосовершенствованию".

Мастер - класс для учителей начальных классов. Размышление о предназначении учителя....

Социально-значимый проект " От сердца к сердцу"

Актуальность данного проекта очевидна- обучающие проявляют чувство милосердия, гуманности, толерантности по отношению к близким людям, у них формируется чувство ответственности за окуржающий мир....

Программа коррекционно –развивающих занятий для младших школьников «От сердца к сердцу»

Детство - процесс развития, процесс насыщения растущих людей взрослым миром. Детство представляет собой взаимодействия ребенка с взрослым миром, целью этого взаимодействия является взросление ребенка,...

Тема беседы «От сердца к сердцу добро летит»

Для человека очень важно здоровье. Здоровье - это подарок судьбы. Надо научиться уважать и беречь этот дар. Поэтому с раннего детства мы не просто приветствуем, а учимся желать людям здоровья......