Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс (надомное обучение)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена для надомного обучения по УМК "Школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir_4_klass_2012-2013.docx | 42.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4 класса составлена на основе авторской программы курса «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. И доп. – М.: Вентана- Граф, 2010 – 176с.)
Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней, понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
- осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Задачи:
- развитие общей культуры школьника;
- подготовить школьника к взаимодействию со средой обитания, которое не несёт вреда ни ребёнку, ни среде;
- развивать логическое мышление;
Функции:
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
В связи с тем, что в индивидуальном учебном плане для обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, на предмет «Окружающий мир» отведен 1 час в неделю (34 часа в год), а общеобразовательная программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) проведено уплотнение учебного материала следующим образом:
№ п/п | Разделы. Темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
Введение | 1 | - | |
Человек-живое существо | 30 | 16 | |
Человек и общество, в котором он живёт | 37 | 18 | |
итого | 68 | 34(1 контр.) |
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. 4 класс.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.:Вентана-Граф, 2011.- 128 с.
Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. 4 класс.: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 3-е изд., дораб. – М.:Вентана-Граф, 2011.-32 с.
- Цифровой образовательный ресурс учебного курса образовательной оболочки Центра Образования «Технологии обучения» г. Москвы.
Учебные занятия по курсу «Окружающий мир» проводятся в форме комбинированных on-line уроков, практических занятий, контрольных и самостоятельных работ и т.д., что позволяет осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с учителем.
Основные требования к уровню подготовки
учащихся 4 класса
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны (с учётом достигнутого в 1-3 классах):
называть (приводить примеры):
-признаки живо организма; признаки ¸характерные для человека (в отличие от животных);
-основные органы и системы органов человека и их функции;
-правила здорового образа жизни;
-права гражданина и ребёнка в России;
-основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
-народы, населяющие Россию;
Различать (соотносить):
-год и век, арабские и римские цифры;
-искусственные тела (изделия) и тела природы;
-полезные и вредные привычки;
-эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость) и др.);
-события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
-раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
-применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
-раскрывать причины отдельных событий в жизни страны¸ причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
-узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
-составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;
-объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребёнка»;
-в повседневной жизни применять правила нравственного поведения( в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
-работать с географической и исторической картами; выполнять задания по контурной карте, представленные в рабочей тетради.
Календарно - тематический план
№ п/п | Тема урока | дата |
1 четверть 10 часов | ||
Человек – живое существо (16 часов) | ||
1 | Организм человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Роль нервной системы в организме | |
2 | Опорно-двигательная система: Скелет и мышцы, ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. | |
3 | Пищеварительная система и её значение. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание, как условие здоровья. | |
4 | Дыхательная система. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания. | |
5 | Кровеносная система. Кровь, её значение. Сердце – главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболевании сердца и кровеносных сосудов. | |
6 | Органы выделения. Их роль в организме. Главный орган выделения - почки. | |
7 | Кожа, её строение и значение. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Вкус, осязание. Их роль в жизни человека. | |
8 | Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Гигиена зрения. Слух. Гигиена слуха. Обоняние | |
9 | Внимание, его роль в жизни человека. Память, речь, мышление. Условия их развития. | |
Ты и твое здоровье. | ||
10 | Здоровье человека. Режим дня школьника. Закаливание. Правильное питание. Вредные привычки (курение, спиртное) | |
2 четверть 8 часов | ||
11 | Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг. Острые предметы - это опасно! Работа с компьютером. | |
12 | Опасности улиц и дорог. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Ядовитые растения и грибы. | |
13 | Детские болезни (грипп, аллергия и др.). Помощь при головных болях, болях в животе, носовых кровотечениях. Домашняя аптечка. | |
Человек – часть природы. | ||
14 | Отличие человека от животных (прямо хождение, речь, сознание, деятельность, творчество). | |
15 | От рождения до старости. Почему пожилым людям нужна твоя помощь. | |
Человек среди людей. | ||
16 | Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми. | |
Человек и общество, в котором он живет (18 часов) Родная страна: от края до края. | ||
17 | Природные зоны России. Арктика. Тундра (растительный и животный мир, труд и быт людей) | |
18 | Тайга. Смешанные леса (растительный и животный мир, труд и быт людей) | |
3 четверть 8 часов | ||
19 | Степь. Пустыня. Влажные субтропики. (растительный и животный мир, труд и быт людей) | |
Почвы России. | ||
20 | Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв. | |
Рельеф России. | ||
21 | Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина (особенности, положение на карте) | |
Россия и её соседи | ||
22 | Япония, Китай, Финляндия, Королевство Дания. (особенности географического положения, природы, труда и культуры народа). | |
Человек и культура | ||
23 | Человек – творец культурных ценностей. О чём рассказывают летописи. Школы, книги, библиотеки в разные времена. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. | |
24 | Просвещение в России при Петре 1. и во второй половине 18 века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов. | |
25 | Школа и образование в 19 веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела. | |
Искусство России в разные времена | ||
26 | Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древняя икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла и музыка в Древней Руси. Древнерусский театр | |
4 четверть 8 часов | ||
27 | Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство 18 века. Возникновение публичных театров | |
Искусство России 19 века | ||
28 | «Золотой век русской культуры». Творчество поэтов, писателей 19 века: А.С.Пушкин. Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П. Чехов. Художники 19 века. И.И. Левитан., И. Е. Репин. | |
Человек – защитник своего отечества. | ||
29 | Человек – воин. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. | |
30 | Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. | |
31 | Итоговая контрольная работа за 4 класс | |
32 | Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Битва под Москвой. Сталинградская битва. | |
33 | Великая Отечественная война 1941-1945 г. Танковое сражение на Курской Дуге. Помощь тыла фронту. Наступление и победа советского народа. | |
Гражданин и государство. | ||
34 | Россия – наша Родина. Права и обязанности граждан России. |
Содержание программы Введение
Человек – часть природы. Природа – источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека и природы.
Человек — живое существо
(организм) (30 ч)
Человек — живой организм. Признаки живого организ ма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и ук репление опорно-двигательной системы. Движения и физ культура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Зна чение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организ ме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в орга низме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего на строения людей от умения управлять своими эмоциями. Ох рана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Развитие человека от рождения до старости. Детство. От рочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с дру гими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание свое го организма — условие здоровья и эмоционального благопо лучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представ ление о гриппе, аллергии и др.).
Человек — часть природы. Чем человек отличается от жи вотных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.
Человек среди людей.
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Расширение кругозора школьников. Предшественники че ловека. Отличие человека от животного (прямо хождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отноше ния человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Пра вила поведения во время болезней.
Человек и общество, в котором он живет
Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва — среда обитания растений и жи вотных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности распо ложения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, ис тория и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Человек и культура. Человек — творец культурных цен ностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказыва ют летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные кни ги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в Рос сии. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотеч ного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпо хи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ре месла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерус ский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страни цы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, ком позиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Че хов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения со ветского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебаш ня и др.). Произведения художников России (А.А. Плас тов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композито ры и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.
Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.
Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгород ские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Монома- ха. Первые книги по истории России.
Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.
Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и по беда над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Кули ковская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения совет ской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Борьба русского наро да с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожар ский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Васили са Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Практические работы. Составление режима дня школь ника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Работа с исторической картой (в соответствии с задания ми в учебнике и рабочей тетради).
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:
- Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
- Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
- Письменная проверка знаний. Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного ответа:
- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;
- индивидуальные задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;
- графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
Итоговая контрольная работа за 4 класс
Обведи правильный ответ:
1. Укажи объект живой природы.
1) туман 3) Луна
2) насекомое 4) мороз
2. Какие животные делают запасы на зиму (найди и укажи
правильный полный ответ).
А) белка В) лось
Б) мышь Г) барсук
1) АБВ 2) БВГ 3) АВГ 4) АБГ
3. Что такое полезные ископаемые?
1) всѐ, что люди добывают из-под земли
2) все полезные для человека минералы и горные породы
3) все древние вещества, хранящиеся в земле
4) минералы и горные породы, которые люди добывают из земли и используют их.
4. Укажи самое правильное значение воды.
1) вода — источник жизни на Земле
2) вода нужна всем животным
3) вода нужна всем растениям
4) вода нужна каждому человеку
5. Какое свойство воздуха позволяет нам видеть вокруг нас всѐ
окружающее?
1) отсутствие запаха
2) прозрачность
3) упругость
4) бесцветность
6. Определи растения водоѐма.
А) кувшинка белая В) ландыш
Б) кубышка жѐлтая Г) рогоз
1) АБГ 2) БВГ 3) АВГ 4) АБВ
7. Найди растение, которое произрастает в зоне пустынь.
1) саксаул 3) берѐза
2) кедр 4) осина
8. Какое животное не встретишь в зоне степей?
1) суслик 3) бегемот
2) мышь 4) ящерица
9. Как называется система органов в организме человека, с помощью которой пища переваривается и усваивается?
1. Система органов дыхания
2. Система органов пищеварения
3. Система органов чувств
4. Система органов кровообращения
Напиши ответ:
10. Спутником какой планеты является Луна?
О т в е т : ________________________________________________
11. Кто является главой Российской Федерации?
О т в е т : ________________________________________________
12. О чём идёт речь в тексте?
Э т о полезное ископаемое узнать нетрудно: в нём хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее — мох-сфагнум. Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.
(По А.А. Плешакову)
О т в е т : _________________________________________________
Учебно-методические средства обучения
Основная литература для учащихся
- Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова :Окружающий мир: 4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011. -128 с.
- Н.Ф. Виноградова, , Г.С.Калинова: Окружающий мир: 4 класс Рабочие тетради №№ 1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений. –3-е изд. М.: Вентана – Граф, 2011. -32 с.
Учебно-методические средства обучения
Основная литература для учителя
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.
- Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: Методика обучения 3-4 классы. – М.: Вентана – Граф, 2004. 240 с.
Ресурсы :
— материалы курса «Окружающий мир – 4 класс», расположенного на сайте школы http://iclass.home-edu.ru;
— наглядный материал (схемы, таблицы, презентации);
— книги школьной, домашней и электронных библиотек;
— материалы внешних Интернет-ресурсов;
— аудио- и видео материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике. 2 класс (надомное обучение)
Рабочая программа по математике. 2 класс (надомное обучение) УМК "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа по математике. 3 класс (надомное обучение)
Рабочая программа по математике. 3 класс (надомное обучение). УМК "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа по математике. 4 класс (надомное обучение)
Рабочая программа по математике. 4 класс (надомное обучение). УМК "Начальная школа XXI века"...
рабочая программа 8 вид 2 класс надомное обучение
рабочая программа 8 вид 2 класс надомное обучение...
Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения на дому, 4 класс
УМК "Школа России"Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» адресована для учащегося 4 класса, находящегося на домашнем обучении по медицинским показателям...
Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения на дому, 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана для учащихся 2 класса, находящихся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показателям на основе авторской программы А.А.Плешако...