Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения на дому, 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
УМК "Школа России"
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» адресована для учащегося 4 класса, находящегося на домашнем обучении по медицинским показателям.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_okr.miru_dlya_individualnogo_ob_4_kl.docx | 71.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» адресована для учащегося 4 класса, находящегося на домашнем обучении по медицинским показателям и разработана на основе:
- требований к результатам освоения учебного предмета ФГОС НОО, авторской программы А. А. Плешаков, Крючкова Е.А. «Окружающий мир», 4 класс, М: «Просвещение»
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 24.11.2015),
- Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
Используемый учебник А. А. Плешаков, Крючкова Е.А. «Окружающий мир», 4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (СД). В 2 -х ч. – М.: Просвещение
- Положения об организации индивидуального обучения на дому;
- Письма Министерства образования № 17-253-6 от 14.11.1988 «Об индивидуальном обучении больных детей».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Курс «Окружающий мир» для четвёртого класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественнонаучный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
В рамках предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть спешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшee национальное достояние России.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66ч (33 учебные недели),2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Данная программа рассчитана на 34 часа индивидуального обучения на дому учащегося 4 класса. Рабочая программа корректируется, корректировка продиктована уменьшением количества часов (по сравнению с учебным планом) и увеличением доли самостоятельной работы.
Для реализации программного содержания используются:
1. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова Окружающий мир: учебник для 4 класса.
2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса.
РАЗДЕЛ II. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение результатов начального образования, а именно:
Личностных
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметных
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметных
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения предмета учащиеся должны знать:
- человек — часть природы и общества;
-что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
-основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
-основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
-группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
-группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
съедобные и несъедобные грибы;
-взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
-взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
-строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
-правила гигиены; основы здорового образа жизни;
-правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
-потребности людей; товары и услуги;
-роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
-некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся должны уметь:
-распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
-проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
-выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
-выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
-владеть элементарными приемами чтения карты;
-приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Формирование ИКТ- компетентности учащихся.
Учатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Учатся создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их.
Учатся готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта:
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории: особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время. Новейшее время:
важнейшие события и великих людей отечественной истории;
государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция: основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации:
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Раздел Ш. Содержание программы
IV КЛАСС ( 34 ч )
Земля и человечество (6 ч )
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа, Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Природа России (6 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон.охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Родной край — часть большой страны (5 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Страницы всемирной истории (3 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир: древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века: о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (10 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.
Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI — XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX — начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Современная Россия (4 ч)
Мы— граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал. Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в региона.
Продвижение в общем уровне развития учащихся по полугодиям отслеживается учителем на основании выделения следующих показателей:
1 полугодие:
- подведение частных понятий под общее;
- переход от общего понятия к частному;
- знание определений;
- умение проводить простейшие опыты.
2 полугодие:
- подведение частных понятий под общее понятие;
- от общего понятия к частным понятиям;
- дифференциация свойств объектов;
- владение элементарными приемами чтения карты;
- выполнение посильной работы по охране природы
4 класс
№п/п | Наименование раздела | Количество часов | Проверочные работы | |
в т.ч. тесты | проекты | |||
1 | Земля и человечество | 6 | 1 | |
2 | Природа России | 6 | 1 | |
3 | Родной край –часть большой страны | 5 | 1 | 1 |
4 | Страницы Всемирной истории | 3 | 1 | |
5 | Страницы истории России | 10 | 1 | |
6 | Современная Россия | 4 | 1 | 1 |
Итого: | 34 | 6 | 2 |
Текущий контроль осуществляется в виде фронтального и индивидуального опроса, а также проверочных работ, проводимых в конце каждой темы.
Итоговый контроль осуществляется в конце каждой четверти
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование
№ уро ка | Тема раздела, урока | Планируемые результаты | ||||||||
личностные | УУД метапредметные | предметные | Оснащение | |||||||
Земля и человечество (6 ч) | ||||||||||
1 | 07.09 | Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. | Оценивать жизненные ситуации Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражающееся в интересе к её природе. | П: определять причины явлений, событий. - выявление существенных признаков объектов Р: Принимать и сохранять учебную задачу. - Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном матери-але в сотрудничестве с учителем. К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - делать выводы на основе обобщённых знаний. | Познакомить уч-ся с наукой, изучающей Вселенную. Сформировать представления о Вселенной, о размерах и природе Солнца; о планете Земля, о форме и размерах Земли. Познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них; о смене на Земле дня и ночи, времен года. | |||||
2 | 14.09 | Звёздное небо – великая книга Природы. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. | П: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К: высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать. | Дать представление о звёздах, учить находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе. | |||||
3 | 21.09 | Мир глазами географа. | Оценивать жизненные ситуации | П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать фак ты и явления; определять причины явлений, событий. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной за дачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. К:Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Сформировать представления о глобусе как моде ли Земли. Учить элементарным приёмам чтения плана, карты. Знать материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. | |||||
4 | 28.09 | Мир глазами историка. Когда и где? | Осознание себя членом общества и государства , чувство гордости и любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, на родам и желание участвовать в ее делах и событиях. | Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К: Задавать вопросы, высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать. | Дать представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Познакомить детей с обозначением дат исторических событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летоисчисление». | |||||
5 | 05.10 | Мир глазами эколога. | Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. | Р:Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. П:Формировать собственное мнение и позицию. К: активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. | Познакомить уч-ся с последствиями влияния чело века на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе. | |||||
6 | 12.10 | Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Обобщение по разделу «Земля и человечество». | Установка на безопасный здоровый образ жизни. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | П: Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К: Использовать речь для регуляции своего действия. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации. | Познакомить с объектами Всемирного наследия, правилами поведения в природе. Познакомить с Международной Красной книгой. Формировать убеждение о личной ответственности за состояние природы. | |||||
Природа России ( 6 ч) | ||||||||||
7 | 19.10 | Проверочная работа по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. | Р: Принимать и сохранять учебную за дачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Сформировать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на территории России. Сформировать у уч-ся представление о водоёмах, их разнообразии, использовании человеком | |||||
8 | 26.10 | Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. К: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Сформировать у уч-ся представление о природных зонах, дать понятие поясности. Сформировать у уч-ся представление о природной зоне арктических пустынь; особенностями природы, значении природы данной зоны для чело века, её использование. | |||||
9 | 09.11 | Тундра. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | П:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Р: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. | Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; ее географическом положении, климатических условиях, растительном и животном мире, деятельности чело-века. | |||||
10 | 16.11 | Леса России. Лес и человек. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. | Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Сформировать у учащихся представление о лесной зоне; географическом положении зоны лесов, растительном и животном мире, о роли леса в жизни человека и природы, экологических проблемах, возникших отношении человека к природе. | |||||
11 | 23.11 | Зона степей. Пустыни. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её при роде, её куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | Р: Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; ее географическом положении особенностях, животном и растительном мире, об охране природы. Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустыни; географическом положении, её особенностях. | |||||
12 | 30.11 | У Черного моря. Проверочная работа | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | П:Добывать новые знания: извлекать информацию. Р: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. К: готовность слушать собеседника и вести диалог. | Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черно морского побережья Кавказа; географическом положении, особенностях и деятельности людей. | |||||
Родной край – часть большой страны (5 ч.) | ||||||||||
13 | 07.12 | Наш край. Поверхность нашего края. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К: Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного. | Учить вести наблюдение в природе, сравнивать свойства наблюдаемых объектов, расширять знания о родном городе, селе. Представление о поверхности родного края; работа с картой. | |||||
14 | 14.12 | Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Р: овладение начальными сведения ми о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности. П: освоение способов решения проблем творческого и по искового характера. К: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Расширять представления уч-ся о водоёмах нашего края; естественных и искусственных водоёмах, о их значении и охране. Практическое знакомство с полезными ископаемы ми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения. | |||||
15 | 21.12 | Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду. | Р: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. П: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К: Адекватно использовать речевые средства. | Дать представление о луге, как природном сообществе. Сформировать представление о жизни пресного водоёма, растительном и животном мире, о роли человека. | |||||
16 | 11.01 | Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. | Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное к нему отношение. | П: соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. К: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Р: использовать речь для регуляции своего действия, формирование умения планировать, контролировать | Сформировать представление уч-ся об отрасли с/х, роли растений в природе и жизни людей, бережном отношении человека к растениям. Раскрыть роль животных в жизни людей; бережное отношение к животным. | |||||
17 | 18.01 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край- часть большой страны | Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | П:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К:умение владеть диалогической речью. Р:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Контроль усвоения и владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | |||||
Страницы всемирной истории (3 ч) | ||||||||||
18 | 25.01 | Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | П:Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. К: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Р:Формирование уважительного отношения к иному мнению, приходить к общему решению в совместной деятельности | Дать уч-ся представление о первобытных людях. Познакомить уч-ся с древ ним Египтом, Грецией, Римом. | |||||
19 | 01.02 | Средние века: время рыцарей и замков. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор. | П:.самостоятельное определение и формулирование цели. К: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью. Р: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Формировать представление о Средневековье. | |||||
20 | 08.02 | Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверим себя и свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории» | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | П: классификация объектов по выделенным признакам, определение и формулирование целей К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической речью Р: оценивание качества и уровня усвоения знаний. | Познакомить уч-ся с выдающимися людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями. Познакомить уч-ся с открытиями ученых, знаменитыми людьми XX века. | |||||
Страницы истории России ( 10 ч) | ||||||||||
21 | 15.02 | Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | П: построение логической цепи рас суждений. Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. К: владение формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. | Представление о Древней Руси, русских князьях Представление о городах X-XI века Киеве и Новгороде | |||||
22 | 22.02 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. | Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответствии с нормами языка. Р:сличение способа действия и его результата. | Представление о возникновении славянской аз буки, появлении письменности на Руси; Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры. | |||||
23 | 01.03 | Русь расправляет крылья Куликовская битва. | Проявлять уважение к чу жому мнению, в том числе мнению сверстников. | П: смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия, сравнивать и группировать факты, определять причины, событий К: владение формами речи в соответствии с нормами языка. Р: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. | Сформировать представления уч-ся о возрождении Руси. Сформировать представления уч-ся о подвигах защитников Руси. | |||||
24 | 09.03 | Иван Третий. Мастера печатных дел. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | Р: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. К: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. П: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Сформировать представления уч-ся о Москве времен Ивана III, сравнить ее со временем правления Ивана Ка литы и Дмитрия Донского. Сформировать представления уч-ся о появлении первой печатной книги н а Руси, книгопечатанья. | |||||
25 | 15.03 | Патриоты России Петр Великий. | Осознание своей гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважение к культурному наследию России. | П: выдвижение гипотез и их обоснование, перерабатывать полученную информацию. Сравнивать, и группировать факты К: признавать возможность существования раз личных точек зрения и права каждого иметь свою. Р: умение работать в материальной и ин формационной среде. | Сформировать представления уч-ся о патриотизме. Сформировать представления уч-ся о времени правления Петра I , его реформах. | |||||
26 | 22.03 | Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая | Развитие этических чувств, понимания и сопереживания чувствам других людей. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: контроль, коррекция действий партнера. Р: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. | Сформировать представления уч-ся о жизни и деятельности М.В. Ломоносова. Сформировать представления уч-ся о жизни в Рос сии во времена правления Екатерины Великой. | |||||
27 | 05.04 | Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства со причастности, гордости за свою Родину, народ и историю. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. К: сотрудничество с классом. Р: сличение способа действия и его результата с данным эталоном. | Сформировать представления уч-ся о войне 1812 года. Сформировать представления уч-ся о жизни в XIX веке, о технических изобретениях того времени. | |||||
28 | 12.04 | Россия вступает в XX век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | П:самоопределение к деятельности, структурирование знаний К: построение логической цепи рас суждений. Р: постановка учебной задачи, оценивание качества и уровня усвоения материала | Сформировать представления уч-ся о важнейших событиях в России в начале XX века. Сформировать представления уч-ся о жизни страны в 20-30-е годы. | |||||
29 | 19.04 | Великая Отечественная война и Великая Победа. Курская дуга. | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | Р: Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П: Строить сообщения в устной и письменной форме К: Делать выводы на основе обобщённых знаний. | Сформировать представления уч-ся о Великой Отечественной войне, ее героях, о битве на Курской дуге. | |||||
30 | 26.04 | Страна, открывшая путь в космос. Наши проекты. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П:Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в слова рях и энциклопедиях. К:Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. | Сформировать представления уч-ся о жизни страны в послевоенное время. | |||||
Современная Россия ( 4 ч) | ||||||||||
31 | 05.05 | Проверим себя и свои достижения по разделу « Страницы истории России» Основной закон России и права человека. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах. | Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве П: Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники ин формации. | Дать представление о государственном устройстве нашей страны, об основных документах, защищающих права человека. | |||||
32 | 10.05 | Мы - граждане России. Славные символы России. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культу ре других народов. | П:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. К: инициативное сотрудничество с учителем и классом. Р:постановка учебной задачи, оценивание качества и уровня усвоения материала | Формировать представление о том, что значит быть гражданином, о главе государства, Федеральном собрании и их работе. Формировать представление о государственных символах России. | |||||
33 | 17.05 | Такие разные праздники. Путешествие по России Драгоценное ожерелье старинных русских городов. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование ценностей многонационального российского общества | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, осознанное и произвольное построение речевого высказывания К: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с поставленной задачей. Р: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, контролировать учебные действия | Сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях. Дать представление, на сколько наша страна велика, познакомить с народами, населяющими Россию, их обычаями. Познакомить с достопримечательностями старинных русских городов. | |||||
34 | 24.05 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Презентация проектов. | Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | П: самостоятельное выделение и формулирование цели, К: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Р: оценивание качества и уровня усвоения материала. | Проверить знания по изученным разделам. Формировать умение самостоятельно работать, отстаивать свою точку зрения. |
Раздел V. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
• умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
• чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
• осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
• понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
• уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
• осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
• самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;
• эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
• этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной стран.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
• сохранять учебную задачу в течение всего урока;
• ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
• планировать свои действия;
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
• осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
• выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
•понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
• строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
• ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
• моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
• аргументировать свою позицию;
• понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
• признавать свои ошибки, озвучивать их;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
• составлять рассказ на заданную тему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
• достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
• понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
• находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
• называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
• называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
• понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
• объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
• раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран
•называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
• рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
• проводить несложные астрономические наблюдения;
• изготавливать модели планет и созвездий;
• использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
• анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
• приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
• находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
• объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
• приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
• выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
• оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
• давать краткую характеристику своего края;
• различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
• давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
• выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
• оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
• рассказывать об охране природы в своём крае;
• различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
• приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
• соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
• читать историческую карту;
• перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
• с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
• описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
• показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий; • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
• соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
• составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
• описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
• называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
• находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
• раскрывать связь современной России с её историей;
• использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
VI. Материально- техническое обеспечение
Перечень учебно – методических средства обучения:
№ п/п | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | |
1.1 | Плешаков А.А., Крючкова Е. А. Окружающий мир.4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.Ч.1 –М.: «Просвещение», 2015 |
1.2 | Плешаков А.А., Крючкова Е. А. Окружающий мир.4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.Ч.2 –М.: «Просвещение», 2015 |
1.3 | Плешаков А.А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 –х частях. Ч.1– М.: «Просвещение», 2015 |
1.4 | Плешаков А.А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 –х частях.Ч.2 – М.: «Просвещение», 2015 |
1.5 | Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» у УМК «Школа России», 4 класс, 2020 г. |
1.6 | Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях). |
1.7 | Окружающий мир. КИМы ВПР, 4 класс, ,2021 г. |
3 | ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ |
3.1 | Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир, 3 класс. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2009. |
Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka | |
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/ | |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | |
4 | ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ) |
4.1 | Мультимедийный проектор |
4.2 | Экран для мультимедийного проектора |
4.3 | Столик для мультимедийного проектора |
4.4 | Мультимедийный компьютер |
4.5 | Принтер лазерный А4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения (VIII вид)
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" разработана для надомного обучения ребенка VIII вида, учитывая индивидуальные возможности ребенка....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения
Программа учебного курса «Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе примерной программы по предмету окружающий мир к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник ра...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" (индивидуальное обучение) для 4 класса, 7 вид
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" (индивидуальное обучение) для 4 класса, 7 вид...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" (индивидуальное обучение) для 4 класса, 7 вид
Рабочая программа по предмету "Русский язык" (индивидуальное обучение) для 4 класса, 7 вид...
Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения на дому, 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана для учащихся 2 класса, находящихся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показателям на основе авторской программы А.А.Плешако...
Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения на дому, 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана для учащихся 1 класса, находящихся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показателям.УМК "Школа России"...