Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс (надомное обучение)
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена для надомного обучения по УМК "Школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_2_klass.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» под редакцией Н.Ф. Виноградова; Г.С.Калинова, (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 160 с.).
Целями обучения курса «Окружающий мир» являются:
- формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
- осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника;
- формирование предпосылок научного мировоззрения.
Задачи:
- формирование у младших школьников осознания целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- формирование умений обнаружения и установления элементарных связей и
зависимостей в природе и обществе;
- формирование умений овладения наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- формирование умений использования полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника,
-формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и
образно.
В связи с тем, что в индивидуальном учебном плане для обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий на предмет «Окружающий мир» отведен 1 часа в неделю (32 часа в год), а общеобразовательная программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) проведено уплотнение учебного материала следующим образом:
№ п/п | Разделы. Темы | Количество часов | |
Авторская примерная | Рабочая программа | ||
Объём часов на прохождение всех тем. | 68 | 32 | |
1 | Введение. Что нас окружает | 2 часа | 1час |
2 | Кто ты такой | 10 часов | 5 часов |
3 | Кто живет рядом с тобой | 11часов | 4 часа |
4 | Россия — твоя Родина | 20часов | 7 часов |
5 | Мы — жители Земли | 25 часов | 15 часов |
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
- Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир» учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч../Н.Ф. Виноградова .-4-е изд. дораб. –М.:Вентана-Граф, 2011.
- Виноградова Н. Ф. «Учимся думать и фантазировать» рабочая тетрадь. 2 класс 4-е изд. дораб.-М.:Вентана-Граф, 2011.
- Цифровой образовательный ресурс учебного курса образовательной оболочки Центра Образования «Технологии Обучения» г. Москвы.
Учебные занятия по курсу «Окружающий мир» проводятся в форме комбинированных on-line уроков, практических занятий, контрольных и самостоятельных работ и т.д., что позволяет осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с учителем.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):
• правила здорового и безопасного образа жизни;
• правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры;
• основные права граждан России и права ребенка;
• основные древние города Руси и России (не менее 3-4);
различать (соотносить):
• прошлое — настоящее — будущее;
• год — век (столетие);
• предметы неживой и живой природы, изделия;
• представителей растительного и животного мира и места их обитания;
этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
• соотносить событие с датой его происхождения;
• характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;
• описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему;
• устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания;
• составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического липа);
• составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях;
• проводить элементарные опыты и наблюдения (в соответствии с программой), фиксировать их результаты.
Календарно – тематический план.
Содержание программы
Введение. Что нас окружает
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники — органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Кто живет рядом с тобой
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах; в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семей ный фольклор.
Россия — твоя Родина
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (эко номист, программист).
Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V-IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась, Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Мы — жители Земли
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Животное и растение — живые существа.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Практические работы. Составление режима дня. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах, составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами.
Формы и средства контроля
Для контроля и оценки знаний и умений используются индивидуальная устная проверка, различные письменные работы (как структурный элемент урока), которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, схемами, моделями.
Опрос проводится как беседа. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащийся даёт короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Перечень учебно-методических средств обучения
• Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир» учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч../Н.Ф. Виноградова .-4-е изд. дораб. –М.:Вентана-Граф, 2011.
• Виноградова Н. Ф. «Учимся думать и фантазировать» рабочая тетрадь. 2 класс 4-е изд. дораб.-М.:Вентана-Граф, 2011.
• Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методика обучения:1 – 4 классы.- М.: Вентана – Граф, 2011
- Виноградова Н. Ф., Соколова Л. А. Твоя Родина — Россия. М.: Просвещение, 2000.
.
Ресурсы :
— материалы курса «Окружающий мир 2 класс», расположенного на сайте школы http://iclass.home-edu.ru;
— наглядный материал (схемы, таблицы);
— книги школьной, домашней и электронных библиотек;
— материалы внешних Интернет-ресурсов;
— аудио- и видео материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике. 2 класс (надомное обучение)
Рабочая программа по математике. 2 класс (надомное обучение) УМК "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа по математике. 3 класс (надомное обучение)
Рабочая программа по математике. 3 класс (надомное обучение). УМК "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа по математике. 4 класс (надомное обучение)
Рабочая программа по математике. 4 класс (надомное обучение). УМК "Начальная школа XXI века"...
рабочая программа 8 вид 2 класс надомное обучение
рабочая программа 8 вид 2 класс надомное обучение...
Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения на дому, 4 класс
УМК "Школа России"Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» адресована для учащегося 4 класса, находящегося на домашнем обучении по медицинским показателям...
Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения на дому, 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана для учащихся 2 класса, находящихся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показателям на основе авторской программы А.А.Плешако...