Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
рабочая программа (окружающий мир, 4 класс) на тему
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 68 часов, по 2 часа в неделю. Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе «Окружающий мир», авторы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_okr._miru.docx | 18.09 КБ |
tematicheskoe_okr_mir_4_klass_da.docx | 49.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к тематическому планированиюпо ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 68 часов, по 2 часа в неделю. Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе «Окружающий мир», авторы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.)
Тематический план ориентирован на использование учебно-методического комплекта:
для учащихся:
– Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 4 класса : в 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010;
– Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : рабочая тетрадь для 4 класса / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010;
для учителя:
– Дмитриева, Н. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 4 класс / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
Ц е л и о б у ч е н и я окружающему миру:
– развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия »;
CD «Детский энциклопедический словарь;
компьютерная игра «Кузя и дикая река;
видеофильм «Береги природу;
Интернет-сайты:
– www.solnet.ru;
– www.festival.ru;
Требования к уровню подготовки учащихся
к концу 4-го года обучения
Обучающиеся должны
Знать:
– некоторые правила предупреждения травм;
– нормы здорового образа жизни;
– государственную символику,
– даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
– народы, населяющие Россию (не менее 3);
– название Основного закона страны;
– имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей России;
– достопримечательности родного края.
Уметь:
– находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;
– различать полезные ископаемые (не менее 3);
– иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
– соблюдать правила предупреждения простудных инфекционных заболеваний;
– оказывать простейшую доврачебную помощь при порезах, ушибах, солнечном ударе, обморожении, простуде;
– узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
– соблюдать правила охраны природы;
– ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
– кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
– определять последовательность основных исторических событий в России;
– соотносить год с веком;
– называть выдающиеся памятники истории и культуры России (Кремль, памятники А. С. Пушкину, Петру 1);
в л а д е т ь к о м п е т е н ц и я м и: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.
С п о с о б н ы р е ш а т ь следующие жизненно-практические задачи:
– обогащение жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
– ориентирование на местности с помощью компаса;
– определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
– установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
– выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
– оценка воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране;
– удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование Окружающий мир /по Дмитриевой/ 4 класс
11 | Части скелета. Живые рычаги | 1 | Познакомить со строением верхних и нижних конечностей. Формировать убеждение о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья | Плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа | С. 43–45, подготовить дополнительный материал, интересные факты о скелете, различных костях | 43–45 | |
12 | Мышцы и движение | 1 | Познакомить обучающихся со строением и функциями мышц; формировать представление о работе мышц, познакомить с видами мышц; рассказать о причинах усталости, способах предотвращения утомляемости мышц | Мышца, мимические мышцы, мускул, бицепс | С. 50, ответить на вопросы | 46–50 | |
13 | Мышцы и движение. Проверочная | 1 | Продолжить формирование представлений о значении мышц. Провести проверку знаний о скелете и мышцах | ||||
14 | «Черная смерть» | 1 | Расширить знания детей об особенностях жизни в средневековой Европе: образ жизни людей, здоровье, эпидемии Средневековья | Чума – «черная смерть», эпидемия | С. 54, ответить | 51–54 | |
15 | Начало Нового времени | 1 | Познакомить с изменениями, которые стали происходить с ХIV в. в Западной Европе. Показать значение открытий в различных областях жизни для человечества | Буржуазия, Иоганн Гутенберг, Возрождение, Джотто, Леонардо да Винчи, архитекторы | Найти дополнительный материал о том, что больше всего заинтересовало на уроке | 54–57 | |
16 | Расширение знаний о Земле | 1 | Продолжить формирование представлений детей о развитии знаний о Земле, | Х. Колумб, Ф. Магеллан, параллели, | С. 63, ответить на вопросы; задания по РТ | 57–63 |
познакомить обучающихся с новыми | меридианы, широты, долготы | ||||||
17 | Расширение знаний о Земле. Природа | 1 | Расширить представления детей | Кордильеры, Анды, прерии, пампасы | Задание по группам | 64–66 | |
18 | Развитие науки. Устройство Вселенной. Почему предметы падают вниз? | 1 | Формировать представление детей | Н. Коперник, гелиоцентрическая система, И. Ньютон, закон всемирного | С. 66–70. Выяснить, что же такое «великое закрытие» | 66–70 | |
19 | Открытие невиди- | 1 | Познакомить со значением в науке изобретения микроскопа и открытием «невидимого» мира микроорганизмов | Левенгук, микроскоп | Задания по РТ | 70–72 | |
20 | Победа над эпиде- | 1 | Показать учащимся неоценимый вклад ученых в дело по борьбе с микробами. Проверить знания детей по теме «Начало Нового времени. Развитие науки» | Эдуард Дженнер, Петровская вакцина | С. 72–74 | 72–74 | |
21 | Зачем нужна | 1 | Воспитывать в детях потребность соблюдать правила гигиены, способствовать формированию потребности вести здоровый образ жизни | Гигиена, «моржи» | С. 74–76, нарисовать свои плакаты по гигиене в виде знаков | 74–76 | |
22 | Кожа и её значение | 1 | Познакомить со строением и функ- | Три функции кожи, эпидермис, потовые, сальные железы, пигмент | С. 76–78, прочитать, ответить на вопросы на с. 77; проверить | 76–78 |
виться к проверочной | |||||||
23 | Особые образования кожи (загар, | 1 | Расширить знания детей о функциях | Волосы, ногти, ожог, обморожение | 79–82 | ||
Преобразования | 10 | ||||||
24 | Царь – плотник. | 1 | Формировать представление о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра I. Выявить значение этих преобразований | Санкт-Петербург, Финский залив, Северная война | С. 83–92, прочитать, | 83–92 | |
25 | Петр I, царь | 1 | Продолжать знакомить учащихся с личностью Петра I, реформами, проводимыми Петром I, и его вкладом в развитие России | Газета, алфавит, | Подготовить сообщения на тему «Петер- | 92–96 | |
26 | Становление Российской науки. Горные породы. Полезные ископаемые | 1 | Сформировать представление о горных породах и полезных ископаемых, выявить свойства гранита и известняка. Показать неоценимый вклад Ломоносова в российскую науку | М .В. Ломоносов, гранит, известняк, минералы, горные породы | С. 96–103, исследовать песок и глину; выполнить задания в РТ | 96–103 |
27 | Каменное царство | 1 | Расширить представления обучаю- | Гранит, базальт, известняк, мрамор, поваренная соль, | С. 107, вопросы; задания по РТ | 104–107 | |
28 | Руды металлов | 1 | Познакомить с месторождениями | Медная руда, железная руда, алюминиевая руда | С. 107 – 109; задания по РТ | 107–109 | |
29 | Горючие полезные ископаемые. Кто открывает и добывает полезные ископаемые | 1 | Изучить свойства нефти и каменного угля, торфа. Познакомить со способами добычи полезных ископаемых и трудом геологов | Нефть, каменный уголь, торф, геолог, месторождение | С. 109 – 116; задания по РТ | 109–116 | |
30 | Проверочная работа по теме «Полезные ископаемые». Русское военное искусство. Ни разу не побеждённый | 1 | Проверить степень усвоения материала по теме «Полезные ископаемые». Формировать историческое миро- | А. В. Суворов, | С. 116–118; подобрать дополнительный материал о Суворове, Ушакове | 116–118 | |
31 | Отечественная война 1812 года | 1 | Познакомить обучающихся с событиями Отечественной войны 1812 года | Наполеон Бонапарт, Отечественная война. М. И. Кутузов, Бородино | С. 119–122; подготовить дополнительный материал | 119–122 |
и благодарность великим людям, служившим России | |||||||
32 | План местности | 1 | Сформировать представление о плане местности и его значении, показать отличие плана от карты; учить составлять план местности, используя условные знаки и масштаб | План, масштаб, условные знаки | С. 123–125, составить план своей комнаты | 123–125 | |
Разнообразие | 7 | ||||||
33 | Северные земли | 1 | Познакомить учащихся с развитием | Великая северная экспедиция, Витус Беринг, Лаптевы, Челюскин | С. 5–7, вопрос 2 | Часть 2 5–7 | |
34 | Самый маленький материк | 1 | Расширить представление обучающихся об освоении мира и открытии новых земель | Австралия, | С. 7–11; подготовить | 7–11 | |
35 | Поиски неведомой земли. Растительный и животный мир Австралии | 1 | Расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растений и животного мира Австралии | Сумчатые животные | Задания по РТ | 7–11 | |
36 | Русские на шестом континенте | 1 | Познакомить учащихся с историей открытия Антарктиды, сформировать представление о природных и климатических особенностях Антарктиды | Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев, кругосветные путешествия | С. 12–15; найти как | 12–15 |
37 | Дальний Восток | 1 | Расширить представление о разнообразии природы лесной зоны, показать | Н. М. Пржеваль-ский, Уссурийская тайга, Красная | С. 17, выполнить | 15–17 | |
38 | Особенности природы гор | 1 | Расширить представление о разнообразии природы горной местности, показать особенности природы гор, смены ярусов | Вершина, склон, | С. 18 (2, 3-й вопросы) | 18–19 | |
39 | Человеческие расы. Проверочная работа по теме «Разнообразие природы Земли» | 1 | Познакомить с тремя основными че- | Расы, европеоидная, монголоидная, негроидная | Задания по РТ | 19–20 | |
События | 20 | ||||||
40 | Развитие науки | 1 | Познакомить обучающихся с развитием науки и техники в XIX в. и причинами развития мира. Выяснить их значение для современного человека | Паровые машины, смог, железная дорога, электричество | Подготовить дополнительный материал об изобретениях | 22–25 | |
41 | Развитие науки Урок-семинар | 1 | Продолжать знакомить обучающихся | Задания по РТ. Подго- |
42 | Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы | 1 | Продолжить формирование представ- | И. П. Павлов, | С. 26. Подобрать ситуации из своей жизни, определить, какие органы чувств воспринимают информацию | 25–26 | |
43 | Строение и работа нервной системы | 1 | Продолжать знакомить обучающихся | Головной, спинной мозг, наркоз, значение сна | С. 27–32, ответить на вопрос; задания по РТ | 27–32 | |
44 | Значение кровеносной системы. Кровь | 1 | Познакомить обучающихся со значением, составом и свойствами крови | Плазма, красные | С. 32–36 | 32–36 | |
45 | Значение кровеносной системы. Путь крови | 1 | Продолжать знакомить обучающихся | Сердце, венозная, артериальная, | С. 36–41; подготовить сообщение об И. И. Мечникове; задания по РТ | 36–41 | |
Россия в ХХ веке | 3 | ||||||
46 | События начала | 1 | Продолжить формирование исторических представлений о России начала | Первая мировая | С. 42–46; подготовить материал о Великой Отечественной войне. Как она затронула вашу семью? | 42–46 | |
47 | Великая Отечест- | 1 | Углубить знания детей о событиях 1941–45 гг. провести сравнительный | Великая Отечест- | С. 46–58; задания по РТ | 46–58 |
и 1941–1945 гг. | Сталинград, Курская дуга, страны-участники Второй мировой войны | ||||||
Человек и природа | 12 | ||||||
48 | Век научных открытий | 1 | Расширить знания учащихся о научных открытиях и изобретения второй половины XX века | Научно-техническая революция | С. 58–61, 2-й вопрос; | 58–61 | |
49 | Охрана природы | 1 | Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон и природных парков на территории России. Способствовать формированию экологического сознания | Заповедник, растения и животные, | Подготовить сообщения о заповедниках | 62–67 | |
50 | Охрана природы. (урок-семинар) | 1 | Продолжать знакомить учащихся с заповедными зонами России. Способствовать формированию экологического сознания | Задания по РТ | |||
51 | Дыхание человека | 1 | Раскрыть значение дыхания как важ- | Органы дыхания, нос, трахея, бронхи, легкие | С. 68–70; задания по РТ | 68–70 | |
52 | Органы дыхания. Гигиена дыхания | 1 | Продолжать знакомить с органами | Фитонциды | С. 70–72; нарисовать плакаты о том, как беречь свои дыхательные органы | 70–72 |
53 | Сельское хозяйство. Животноводство | 1 | Познакомить учащихся с отраслями | Животноводство, | С. 72–77; подготовить дополнительный материал о домашних животных | 72–77 | |
54 | Растениеводство | 1 | Формировать представление об отраслях растениеводства и его зависимости от природных условий | Растениеводство | С. 77–80, задание 2 | 77–80 | |
55 | Животноводство | 1 | Обобщить представления детей об отраслях сельского хозяйства | ||||
56 | Зачем человек ест. Состав пищи | 1 | Сформировать представление о значении питания в жизни человека. Продолжить работу по формированию пред-ставлений о значении питания для человека. Дать понятие о витаминах и их значении в жизни человека | Разнообразие пищи, белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины | Сообщение о витаминах. Составить меню с учетом значения питания | 81 | |
57 | Состав пищи | 1 | Продолжать формировать представление о значении питания в жизни че- | Витамины | С. 76, вопрос: какие органы пищеварения вы знаете? | 81–87 |
58 | Органы пищеварения. Зубы и уход | 1 | Познакомить с органами пищеварения и определить их основные функции. Познакомить с типами зубов, строением зубов, способствовать формированию потребности следить за здоровьем своих зубов | Рот, пищевод, печень, желудок, кишечник, эмаль, десны, коронка, корень | С. 91, ответить на вопросы, выполнить задания | 87–91 | |
59 | Длинная дорога | 1 | Систематизировать знания детей о пищеварительной системе и значении питания в жизни человека | Желудочный сок, слизистая оболочка, бифидобактерии | С. 91–97, ответить | 91–97 | |
60 | Система пищеварения. Проверочная | 1 | Обобщить представления детей о системе пищеварения. Проверить уровень усвоения изученного материала | Задания по РТ | |||
Современная | 8 | ||||||
61 | Человек и общество | 1 | Формировать представление о современном устройстве общества, зависимости устройства общества от уровня знаний человека об окружающем мире | Государство, семья | С. 98–100; подготовить дополнительный материал о разных государствах по выбору | 98–100 | |
62 | Устройство государственной власти | 1 | Формировать представление обучающихся об устройстве государственной власти в России, разъяснить функциональные обязанности каждой ветви | Россия – демократическая федеративная республика, | С. 106–110 | 106–110 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
63 | Символы и праздники России | 1 | Расширить знания детей о символах | Флаг, герб, гимн | С. 110–115; задания | 110–115 | |
64 | Человек в современных условиях | 1 | Продолжить работу над проблемой развития человеческого общества в современных условиях и о развитии цивилизации | Чувства, память | С. 115–118 | 115–118 | |
65 | Нравственные нормы жизни | 1 | Формировать нравственные нормы | Нравственность | Подготовка материа- | 119–122 | |
66 | Проверочная работа | 1 | Выявить уровень знаний обучающихся | ||||
67 | «Есть порох в пороховницах!» | 1 | Обобщить знания и представления детей об окружающем мире. Способствовать развитию познавательного интереса обучающихся | ||||
68 | Экскурсия в крае- | 1 | Расширить представления обучающихся об историческом прошлом родного края, изучить особенности природных условий области |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 68 часов, по 2 часа в неделю. Развернут...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...
Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в неделю. Тематичес...
Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...
Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данная рабочая программа составлена на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. Программа предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в не...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...