Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
рабочая программа (чтение, 4 класс) по теме
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематический план ориентирован на использование учебника Чураковой Н. А. «Литературное чтение», 4 класс, - Самара: корпорация «Фёдоров», изд. «Учебная литература», 2011 год и методических рекомендаций к учебнику Чураковой Н. А. «Литературное чтение», - Самара: корпорация «Фёдоров», изд. «Учебная литература», 2011 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_liter..docx | 17.01 КБ |
kalendarno-tematich_po_lit.chteniyu_4_klass.docx | 40.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к тематическому планированию по литературному чтению
4 класс
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематический план ориентирован на использование учебника Чураковой Н. А. «Литературное чтение», 4 класс, - Самара: корпорация «Фёдоров», изд. «Учебная литература», 2011 год и методических рекомендаций к учебнику Чураковой Н. А. «Литературное чтение», - Самара: корпорация «Фёдоров», изд. «Учебная литература», 2011 год.
Цели обучения литературному чтению
- Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретения опыта самостоятельной читательской деятельности;
- Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4-го года обучения
Обучающие должны
Иметь общее представление о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму; о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.
Знать наизусть 15-20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта.
Уметь:
- Читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90-100 слов в минуту;
- Выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
- Находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
- Выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор);
- Воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
- Практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
- Рассказывать о любимом писателе, поэте;
- Устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.
Владеть компетенциями:
- коммуникативной;
- рефлексивной;
- ценностно-ориентированной;
- смысло - поисковой;
- личностного саморазвития.
Способны решать жизненно-практические задачи:
- самостоятельно читать книги;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельно выбирать и определять содержание книги по её элементам;
- работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»
( 4 класс система Л.В.Занкова)
№ п/п | тема | цели и задачи | стр | дата |
Глава 1: Народное творчество | ||||
1. | ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА. В. И. ДАЛЬ – СОБИРАТЕЛЬ ПОСЛОВИЦ РУССКОГО НАРОДА | : на примере пословиц и поговорок проследить, какова была зависимость человека от природы, что в понимании человека-земледельца означало время; расширить знания детей о В. Дале – создателе «Толкового словаря живого великорусского языка» и сборника «Пословицы русского народа»; учить различать пословицы и поговорки. | 3–5. | |
2 | ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ | расширить представления детей о волшебной сказке; раскрыть законы волшебных сказок, мудрость, поучающий смысл, многообразие сюжетов, национальный колорит. | ||
3 | СОБИРАТЕЛИ НАРОДНЫХ СКАЗОК. «МОРСКОЙ ЦАРЬ И ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ» | дать представление об А. Афанасьеве; расширить представления детей о волшебной сказке на основе текста сказки «Морской царь и Василиса Премудрая». | : 6–20. | |
4 | ОТРАЖЕНИЕ В СКАЗКЕ «МОРСКОЙ ЦАРЬ И ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ» ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ О МИРЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКАЗКИ | рассмотреть характерные черты волшебной сказки, восстановить в памяти детей знания о том, что древний человек представлял мир как сосуществование противоположностей: свой – чужой, на основе чего выделить черты волшебной сказки. | 6-20 | |
5 | ПРОНИКНОВЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОНКРЕТНОГО | обнаружить приметы истории в тексте волшебной народной сказки «Морской царь и Василиса Премудрая». | 6-20 | |
6 | «КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ». сочинение повествовательного характера с элементами описания | проанализировать, какими средствами удалось художнику создать контраст волшебного и земного мира; развивать умения писать сочинения по картинам. | ||
7 | РЕДАКТИРОВАНИЕ СОЧИНЕНИЙ | развивать умения совершенствовать свой текст; исправлять ошибки в содержании, построении текста и отдельных предложений, в употреблении слов, а также развивать коммуникативно-речевые умения. | ||
8 | «САДКО». ЧЕРТЫ БЫЛИНЫ И СКАЗКИ В ТЕКСТЕ | обнаружить в былине «Садко» черты собственно былинного жанра и жанра сказки; рассмотреть черты сказки в тексте: существование двух миров – земного и подводного, наличие границы между ними (берег озера), история о златоперой рыбе, женитьба героя, повторы ситуаций (три раза ходил на берег озера). | 21-38 | |
9 | ПРИМЕТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ В БЫЛИНЕ | выявить приметы конкретного исторического времени в тексте былины; познакомить с репродукцией картины Николая Рериха «Заморские гости», найти сходство со сказочным пейзажем и в то же время отметить историческую достоверность картины; дать представление о явлении Николая Угодника и его помощи. | 21-38 | |
10 | ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИНЫ | открыть особенности жанра «былина» (былинный напевный язык, повторы слов – начало строк и повторы внутри стиха, уменьшительно-ласкательные формы слов). | 21-38 | |
11 | ЧЕГО В БЫЛИНАХ БОЛЬШЕ: ПРАВДЫ ИЛИ ВЫМЫСЛА? (урок-дискуссия) | обобщить знания детей по теме «Былины»; учить рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения. | ||
12 | НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. МИР СКАЗКИ | выявить нравственный смысл сказки «Финист – Ясный Сокол»; найти следы древних представлений о мире и человеке | ||
| Глава 2: Авторская литература | |||
13 | ЧЕЛОВЕК – ХОЗЯИН И ТВОРЕЦ ВРЕМЕНИ | обнаружить важную особенность авторской литературы – писатель сам творит календарь, то есть человек уже не раб времени, как это было в фольклоре, а властелин. | 40-48 | |
14 | ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА, «СТАРИННЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПЛАНЕТЫ НОВОГОДНИХ ЕЛОК» | рассмотреть черты художественного мира, созданного Джанни Родари. | 40-48 | |
15 | ОСОБОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. ВОЗНЕСЕНСКОГО «КАКОЕ НЕСИММЕТРИЧНОЕ ВРЕМЯ...», «ТИХО-ТИХО...» | выяснить на примере стихотворений Андрея Вознесенского, что в современной литературе восприятие времени особое – личностное, неповторимое. | 48-49 | |
16 | ОБРАЗ ВЕСНЫ И РУЧЬЕВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ Ф. ТЮТЧЕВА «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ», Н. МАТВЕЕВОЙ «В ЛОЩИНАХ СНЕГ...» | рассмотреть образы ручьев, весны в стихах, отметить, что поэтов интересуют тончайшие изменения и движения в природе; понаблюдать за особенностями рифмовки, за ударениями, за тем, какое настроение создают такие рифмы и такое ударение. | 50-51 | |
17 | ОБРАЗ ВЕСНЫ И РУЧЬЕВ В СТИХОТВОРЕНИИ Б. ПАСТЕРНАКА «ОПЯТЬ ВЕСНА» | рассмотреть образы ручьев, весны в стихах, отметить, что поэта интересуют тончайшие изменения и движения в природе; понаблюдать за особенностями рифмовки, за ударениями, за тем, какое настроение создают такие рифмы и такое ударение. | 52-53 | |
18 | ЧУДЕСНОЕ ВЕСЕННЕЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ (по стихотворению А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...») | раскрыть тайну чудесного весеннего преображения лирического героя | 53-54 | |
19 | «ВЕСНА, ВЕСНА...» (урок выразительного чтения) | воспитывать любовь к поэзии; читая стихи наизусть, подбирать верную интонацию, получать эстетическое удовольствие от чтения и слушания. | ||
20 | НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. ВРЕМЯ ВО ВЛАСТИ АВТОРА | развить интерес к чтению, на материале прочитанных текстов поразмышлять над проблемой времени в авторской литературе. | ||
Глава 3: Крутим барабан времени | ||||
21 | ДВА МИРА В РАССКАЗЕ: мир парикмахерской и мир дачи | учить по поступкам, словам и эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя; сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной. | 56-71 | |
22 | ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РАССКАЗА. ВОЗРОЖДЕНИЕ И ВОЗВРАЩЕНИЕ | учить по поступкам, словам и эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя; сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной. | 56-71 | |
23 | ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ И ЕГО ПРОТОТИП | сравнить литературного героя Петьку с его прототипом Иваном Андреевым; познакомить с картиной Владимира Маковского «Свидание», рассмотреть картину М. Добужинского «Окно парикмахерской»; расширять читательский кругозор. | 56-71 | |
24 | ДВА МИРА ВАНЬКИ ЖУКОВА | увидеть за событиями, строчками письма героя рассказа А. П. Чехова Ваньки живую, страдающую душу; сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной. | 71-78 | |
25 | ТАКИЕ ПОХОЖИЕ РАЗНЫЕ СУДЬБЫ | сравнить условия жизни Петьки из рассказа Л. Андреева и Ваньки; их характеры, способности и судьбы; отметить, что в судьбе Ваньки тоже было два мира; поразмышлять над картиной Николая Богданова-Бельского «Дети». | 71-78 | |
26 | НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. СУДЬБА ТВОЕГО РОВЕСНИКА, ЖИВШЕГО В ХХ ВЕКЕ. А. ГАЙДАР «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА» | развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь, психические процессы детей (внимание, память); воспитывать культуру общения и такие черты характера, как коллективизм, товарищество и патриотизм. | ||
27 | МИР ДРУЗЕЙ В СТИХОТВОРЕНИЯХ В. БЕРЕСТОВА «ДРАКОНИЛ», «РАЗЛУКА», «ФАНТИКИ», «ДЕВОЧКА» | увидеть в поэтических текстах характер лирического героя, мир его ценностей. | 79-84 | |
28 | МИР СЕМЬИ В СТИХОТВОРЕНИЯХ В. БЕРЕСТОВА «БРАТЬЯ», «ЛАПТА», «ПЛАЩ», «СЕМЕЙНАЯ ФОТОГРАФИЯ» | увидеть в поэтических текстах выражение подлинных чувств, детских переживаний и впечатлений поэта; сопоставить судьбу лирического героя с судьбой Ваньки и Петьки. | 79-84 | |
29 | ПОЭЗИЯ – МИР ЧУВСТВ, ВПЕЧАТЛЕНИЙ, ПЕРЕЖИВАНИЙ (урок выразительного чтения стихов наизусть) | прививать любовь к поэзии; совершенствовать умение выразительно читать стихи наизусть. | ||
Глава 4: Реальные и волшебные миры | ||||
30 | В РЕАЛЬНОМ МИРЕ ВОЛШЕБНОЙ ПОВЕСТИ-СКАЗКИ ГОФМАНА «ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ» | познакомиться с главными героями повести-сказки, отметить черты их характеров, сориентироваться, где и когда происходят описываемые события, понаблюдать, как автор творит предчувствие чуда. | 86-93 | |
31 | ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОГО МИРА В АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ | исследовать, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король», сравнить с переходом из «своего» мира – в волшебный в народной сказке. | 97-103 | |
32 | ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОГО МИРА В АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ | исследовать, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король», сравнить с переходом из «своего» мира – в волшебный в народной сказке. | 104-107 | |
33 | ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОГО МИРА В АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ | исследовать, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король», сравнить с переходом из «своего» мира – в волшебный в народной сказке. | 108-130 | |
34 | НОВЫЕ СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ. ВСТАВНАЯ СКАЗКА-ЛЕГЕНДА О ТВЕРДОМ ОРЕХЕ | найти в «Сказке о твердом орехе» черты сходства с народной волшебной сказкой и отличия от нее. | 108-123 | |
35 | НОВЫЕ СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ. ВСТАВНАЯ СКАЗКА-ЛЕГЕНДА О ТВЕРДОМ ОРЕХЕ | найти в «Сказке о твердом орехе» черты сходства с народной волшебной сказкой и отличия от нее. | 124-130 | |
36 | РЕШАЮЩИЙ ПОЕДИНОК – КУЛЬМИНАЦИЯ СКАЗКИ | показать особую роль Мари в описываемых событиях, объяснить слова Дроссельмейера о девочке: «Ты... прирожденная принцесса: ты правишь прекрасным светлым царством. ...Ты одна можешь спасти его (Щелкунчика)»; продолжить сравнение авторской и народной сказки. | 131-140 | |
37 | ФИНАЛ СКАЗКИ. В ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ | исследовать особенности волшебного мира, нарисованного писателем, обратить внимание на то, как герои преодолевают границу миров; продолжить наблюдение за характером главной героини; обсудить идею сказки. | 141-148 | |
38 | ФИНАЛ СКАЗКИ. В ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ | исследовать особенности волшебного мира, нарисованного писателем, обратить внимание на то, как герои преодолевают границу миров; продолжить наблюдение за характером главной героини; обсудить идею сказки. | 149-155 | |
39 | ОТЗЫВ О ПОВЕСТИ-СКАЗКЕ ГОФМАНА «ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ» | познакомить детей с одной из форм письменного высказывания о прочитанном произведении – отзывом; научиться писать отзыв. | ||
40 | ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ЗА I ПОЛУГОДИЕ | проверить, насколько материал по литературному чтению усвоен каждым учеником. | ||
41 | АНАЛИЗ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ЗА I ПОЛУГОДИЕ | выполнить работу над ошибками, допущенными в проверочной работе; произвести самоанализ и самооценку. | ||
42 | НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. С. АКСАКОВ «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» | исследовать особенности волшебного мира, созданного Сергеем Аксаковым; выяснить, какое из произведений (Аксакова или Гофмана) ближе к народной сказке. | ||
43 | РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ПОЭЗИИ (по стихотворениям М. Волошина «Зеленый вал отпрянул...», Д. Самойлова «Красная осень») | развить мысль о том, что поэт и художник способны разглядеть все чудеса окружающего мира; помочь детям увидеть в пейзаже красивое и страшное, умиротворенное и пугающее. | 156-158 | |
44 | ВОДА И КАМЕНЬ, ЗЕМЛЯ И НЕБО, ЛЕД И ПЛАМЕНЬ... (урок-праздник поэзии) | На уроке звучит выразительное чтение стихов М. Волошина, Д. Самойлова наизусть. В качестве подготовки к этому уроку можно предложить детям найти и выучить такое стихотворение, где поэт передал особое состояние природы. Урок станет настоящим праздником в том случае, если прозвучат не только те стихи, которые есть на страницах учебника, но и те произведения, которые выберут из сборников поэзии сами дети. | ||
Глава 5: Авторская поэзия | ||||
45 | Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях В. Маяковского «Тучкины штучки», А. Пушкина «Зимняя дорога» | познакомить с разными видами рифмы: парной, перекрестной, охватной. | 159-163 | |
46 | Виды рифмы. ОСОБЕННОСТИ РИФМОВКИ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. Белого «Весна», Ф. ТЮТЧЕВА «КАК ВЕСЕЛ ГРОХОТ ЛЕТНИХ БУРЬ...», С. МАРШАКА «КАК ПОРАБОТАЛА ЗИМА!..» | познакомить со стихами, где сочетаются три вида рифмы; осознать содержательность этого приема.
| 163-164 | |
47 | ТРИ ВИДА РИФМЫ – ТРИ РАЗНЫХ ОБРАЗА | познакомить с онегинской строфой: рассмотреть виды рифм в ней, их сочетание и содержательность. | 165 | |
48-49 | ТАЙНЫ ПОЭЗИИ. В МАСТЕРСКОЙ А. ФЕТА (стихотворение «Это утро...») И МАСТЕРСКОЙ В. ХЛЕБНИКОВА (стихотворение «Заклятие смехом») | формировать представления о поэзии как об особом взгляде на мир, особом восприятии мира; обнаружить содержательность повторов в стихотворении А. Фета; выявить поэтические открытия В. Хлебникова; рассмотреть картину Аристарха Лентулова «Василий Блаженный»; познакомить с картиной Василия Кандинского «Два овала». | 166-169 | |
50 | АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК В ПЕРЕВОДАХ ХОККУ | на материале разных переводов хокку сравнить творческий почерк разных переводчиков. | 169-172 | |
51 | АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК В ПЕРЕВОДАХ ХОККУ | на материале разных переводов хокку сравнить творческий почерк разных переводчиков; познакомиться с ксилографией японского художника Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка». | 169-172 | |
52 | Наедине с книгой. «Союз любимцев вечных муз» (урок-концерт) | развивать навык выразительного чтения; обзорно познакомить с поэтами-классиками и поэтами серебряного века. | ||
Глава 6: Планета поэзии | ||||
53 | ДРЕВНИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ГИМН | познакомиться с новым жанром – гимном, сравнив античный гимн, посвященный Природе, и Государственный гимн России; рассмотреть два полотна – болгарскую икону «Святой Димитрий» и картину Петрова-Водкина «Купание красного коня». | 4-6 | |
54 | ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА В СТИХОТВОРЕНИИ М. ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО» | показать, что языком лирики можно говорить и о переживаниях лирического героя, и о высоких патриотических чувствах. | 7-11 | |
55 | ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА В СТИХОТВОРЕНИИ М. ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО» | показать, что языком лирики можно говорить и о переживаниях лирического героя, и о высоких патриотических чувствах. | 7-11 | |
56 | АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СТИХОТВОРЕНИЙ «А КАК МЫ ФРОНТУ ПОМОГАЛИ?», «МИР» | познакомиться с блоком стихотворений В. Берестова, воссоздать эпоху военного детства лирического героя; показать его судьбу на фоне крупных исторических событий; рассмотреть картины Кузьмы Петрова-Водкина «Смерть комиссара», «1919 год. Тревога», «Селедка». | 12-18 | |
57 | ПОЭЗИЯ И ИСТОРИЯ (урок выразительного чтения стихотворений) | воспитывать любовь к поэзии; учить выразительно читать стихи наизусть, передавать верную интонацию при чтении. | ||
58 | НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. ЛИРИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ | познакомить с лирикой периода Великой Отечественной войны (стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста», других поэтов); помочь учащимся проникнуться настроением военной поэзии, увидеть великую трагедию народа и его несгибаемую силу, веру в победу. | ||
Глава 7: Мир драмы | ||||
59 | ЧТО ТАКОЕ ПЬЕСА (на примере феерии М. Метерлинка «Синяя Птица») | познакомить с новым жанром литературы – пьесой; рассмотреть ее структуру; учить читать пьесу по ролям. | 20-22 | |
60 | ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ И ПЕРСОНАЖЕЙ ПЬЕСЫ М. МЕТЕРЛИНКА «СИНЯЯ ПТИЦА» | обсудить характеры главных героев и персонажей пьесы; выяснить, воззрения какого героя ближе всего к авторской позиции. | 22-37 | |
61 | В «ЧУЖОМ» МИРЕ СТРАНЫ ВОСПОМИНАНИЙ | увидеть сходство феерии с народной волшебной сказкой; обсудить вопрос о том, почему дети не нашли Птицу счастья в Стране Воспоминаний. | 38-48 | |
62 | В «ЧУЖОМ» МИРЕ ЦАРИЦЫ НОЧИ | подвести детей к пониманию логики этого действия пьесы, то есть подвести к ответу на вопрос: почему дети не поймали Синюю Птицу во Дворце Ночи? | 48-56 | |
63 | ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИННОГО СМЫСЛА ВЕЩЕЙ. ЕЩЕ ОДИН ШАГ К ПОЗНАНИЮ ИДЕИ ПЬЕСЫ | выявить и обсудить идею автора об истинном зрении, об умении смотреть и видеть, различать истинную сущность вещей. | 57-68 | |
64 | В ЦАРСТВЕ БУДУЩЕГО | выяснить, могут ли герои найти Птицу счастья в Будущем, могут ли принести ее в Настоящее и почему. | 68-75 | |
65 | Я РАБОТАЮ В ТЕАТРЕ | защитить свой проект «Я декоратор», «Я художник по костюмам», чтобы ощутить себя сопричастным к созданию пьесы, к ее постановке на сцене.
| ||
66 | ПРОЩАНИЕ С ДУШАМИ ПРЕДМЕТОВ. ОБРАЗЫ ДУШИ СВЕТА, КОШКИ, ПСА | рассмотреть характеры тех героев, с которыми дети вот-вот расстанутся. | 76-81 | |
67 | ИТОГ ПЬЕСЫ – ОБРЕТЕНИЕ ИСТИННОГО ЗРЕНИЯ | помочь учащимся понять саму идею пьесы: не надо ходить за Синей Птицей за тридевять земель; счастье поселится у тебя дома, если ты умеешь смотреть на мир открытыми глазами, то есть умеешь отличать истинное от поверхностного, искреннее от лживого, если несешь в этот мир добро. | 81-91 | |
68-69 | КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВОК | учить детей элементам драматизации; помочь еще раз переосмыслить характеры героев, идею пьесы в ходе инсценировки эпизодов феерии; развивать воображение, речь учащихся, расширять кругозор. | ||
70 | ПОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА В СТИХОТВОРЕНИИ К. БАЛЬМОНТА «АРОМАТ СОЛНЦА» | обнаружить необычный авторский взгляд на мир в стихотворении К. Бальмонта; увидеть общее во взгляде на мир у Бальмонта и Метерлинка; рассмотреть картину Анри Матисса «Красные рыбы», увидеть необычный взгляд художника. | 92-93 | |
71 | МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ЯПОНСКОГО ПОЭТА КОБАЯСИ ИССЫ | помочь детям увидеть чуткое, трепетное и бережное отношение японского поэта к природе. | 93-94 | |
72 | НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. | познакомить с пьесой С. Маршака «Двенадцать месяцев»; развивать интерес к чтению; на материале прочитанных текстов поразмышлять над поставленными проблемами, обнаружить точку зрения автора. | ||
Глава 8: Вселенная прозы | ||||
73-74 | МИР ГЛАЗАМИ ТРЕХЛЕТНЕГО РЕБЕНКА (по рассказу А. П. Чехова «Гриша») | помочь увидеть мир глазами трехлетнего ребенка, героя рассказа А. П. Чехова «Гриша»; оценить его живое, свежее, наивное мировосприятие.
| 95-101 | |
75-76 | МИР ДЕТЕЙ И МИР ВЗРОСЛЫХ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «БЕЛОЛОБЫЙ» | учить смотреть на мир глазами героя; находить в подобных текстах точку зрения автора | 102-110 | |
77 | ЗНАКОМЬТЕСЬ – ДНЕВНИК, НАПИСАННЫЙ СОБАКОЙ | познакомить с новым жанром – повестью, написанной в форме дневника от лица собаки. | 110-114 | |
78 | ЗНАКОМЬТЕСЬ – ДНЕВНИК, НАПИСАННЫЙ СОБАКОЙ | продолжить знакомство с новым жанром – повестью, написанной в форме дневника от лица собаки. | 115-119 | |
79 | ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. ЕГО ХАРАКТЕР | продолжить чтение дневника Микки, открыть новые грани характера главного героя. | 119-122 | |
80 | ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. ЕГО ХАРАКТЕР | продолжить чтение дневника Микки, открыть новые грани характера главного героя. | 123-124 | |
81 | КУЛЬМИНАЦИЯ ПОВЕСТИ. ЕЕ РАЗВЯЗКА | восстановить в памяти сведения о составляющих сюжета (завязка, кульминация, развязка), найти эти элементы сюжета в тексте; вернуться к названию главы, подумать, какие же роли сыграл великий актер-автор, трудно ли перевоплотиться в другого человека, в собаку, в волчицу; обсудить вопрос о том, зачем люди ведут дневники, доверяя бумаге свои мысли и чувства, отметить сходство этого жанра с поэзией и драмой; рассмотреть картину Бориса Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой». | 124-132 | |
82 | НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. АВТОР – АКТЕР | развивать интерес к чтению; на материале прочитанных текстов поразмышлять над поставленными проблемами, помочь учащимся увидеть точку зрения автора. | ||
83 | СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ» | способствовать выработке навыков построения рассуждения. | ||
Глава 9: Поэт, природа и время. | ||||
84 | НЕОБЫЧНЫЙ ВЗГЛЯД ПОЭТА НА МИР (по стихотворениям А. Вознесенского «Поставь в стакан замедленную астру...», «Выгнувши шею назад осторожно...») | помочь учащимся увидеть нестандартный, свежий взгляд поэта на окружающий мир; развивать собственные творческие способности.
| 133-136 | |
85 | ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ Н. АСЕЕВА «ИЮНЬ», К. НЕКРАСОВОЙ «ВЕСНА» | продолжить линию, связанную с утверждением поэзии как особого взгляда на мир: показать, что в восприятии поэта переплетаются вечный мир Природы и быстро меняющийся мир создаваемых человеком предметов. | 136-137 | |
86 | ПРИРОДА, УВИДЕННАЯ ГЛАЗАМИ ПОЭТА, ХУДОЖНИКА (по стихотворению Н. Заболоцкого «Весна в лесу», по картинам О. Ренуара, К. Моне) | работая с поэтическим текстом Николая Заболоцкого, помочь детям увидеть два образа весенней природы; посмотреть на мир глазами художников-импрессионистов. | 138-140 | |
87 | ПОЭТ И ПРИРОДА (выразительное чтение стихотворений) (урок-устный журнал) | учить выразительно читать стихи наизусть, передавать верную интонацию при чтении.
| ||
88-89 | ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ В СТИХОТВОРЕНИИ Ф. ТЮТЧЕВА «В НЕБЕ ТАЮТ ОБЛАКА…», В СКАЗКЕ С. КОЗЛОВА «ЕСЛИ МЕНЯ СОВСЕМ НЕТ | помочь учащимся обнаружить идею, мысль, которая связывает стихотворение Ф. Тютчева и сказку С. Козлова: мысль об одиночестве, о недолговечности всего живого на земле.
| 140-144 | |
90 | НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. А. СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ | поразмышлять и осмыслить философские и эстетические проблемы произведения; на основе анализа литературного произведения способствовать формированию у детей положительных черт характера, чувства ответственности за свои поступки; развивать читательский интерес. | ||
Глава 10: Перекресток. | ||||
91 | СИЛА МЕЧТЫ И ЛЮБВИ (По рассказу А. Куприна «Слон») | помочь учащимся увидеть за увлекательным сюжетом рассказа самое главное – силу огромной родительской любви и силу мечты. | 146-159 | |
92 | СИЛА МЕЧТЫ И ЛЮБВИ (По рассказу А. Куприна «Слон» и стихотворению М. Карема «Ослик») | увидеть за увлекательным сюжетом рассказа самое главное – силу огромной родительской любви и силу мечты. | 146-159 | |
93-94 | СТРОИМ ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ (по стихотворениям А. Фета «Воздушный город», Б. Заходера «Воздушные замки») | показать (на примере стихов Фета, Заходера и живописи Чюрлёниса, Петрова-Водкина), что настоящие художники и поэты видят мир необычно, по-особенному; обсудить, отличается ли воздушный город Фета от воздушных замков Заходера. | 159-162 | |
95 | ОТКРЫВАЕМ САМЫЙ БОЛЬШОЙ ЛОШАДИНЫЙ СЕКРЕТ В СТИХОТВОРЕНИИ Ю. МОРИЦ «БОЛЬШОЙ ЛОШАДИНЫЙ СЕКРЕТ» | развить мысль о том, что поэт способен разглядеть все чудеса окружающего нас мира, и не просто о них рассказать, но выразить их в необычном художественном образе. | 162-163 | |
96 | КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. КАКОЙ ОН? (Ф. Искандер «Рассказ о море») | увидеть духовную красоту героев рассказа. | 164-170 | |
97 | ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ЗА II ПОЛУГОДИЕ | выявить уровень достижений по литературному чтению каждого ученика. | ||
98 | АНАЛИЗ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ЗА II ПОЛУГОДИЕ | выполнить работу над ошибками, допущенными в проверочной работе; провести самоанализ и самооценку. | ||
99 | МИР АВТОРСКОЙ СКАЗКИ С. КОЗЛОВА «ТЕПЛЫМ ТИХИМ УТРОМ ПОСРЕДИ ЗИМЫ» | выявить философский смысл сказки С. Козлова «Теплым тихим утром посреди зимы». | 170-173 | |
100 | СЛОЖНЫЙ ОТВЕТ НА ПРОСТОЙ ВОПРОС (В. Маяковский «А вы могли бы?») | наполнить конкретным смыслом выражение «художник видит мир не так, как все мы»; показать, какие яркие образы создали поэт В. Маяковский и художник М. Шагал. | 174 | |
101 | НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. К. ПАУСТОВСКИЙ «КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ» | раскрыть значение духовной красоты человека, истинного счастья, смысл жизни; развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев; воспитывать любовь к музыке. | ||
102 | ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО СТРАНИЦАМ ЛЮБИМЫХ КНИГ | развивать интерес учащихся к книге и к чтению; формировать читательские умение, традиции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в неделю. Тематичес...
Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данная рабочая программа составлена на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. Программа предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в не...
Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с т...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы
Рабочая программа по литературному чтению для 3 общеобразовательного класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта н...
Рабочая программа по математике 4 класс по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального ...