Устный журнал "Эта хрупкая планета"
классный час по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Устный журнал "Эта хрупкая планета"
с использованием презентации
Цели: 1. Формировать первоначальные представления учащихся об экологии и ее роли в жизни людей
2. Способствовать формированию и развитию основ экологической грамотности, развивать умение рассуждать, анализировать, сопоставлять.
3. Воспитывать чувство сопереживания природе, чувство ответственности за поступки людей по отношению к Земле, воспитывать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.
Оборудование: мультимедийная презентация, стихи поэтов по теме, плакат «Мы – дети Земли» с изображением Земли посередине, листы белой бумаги для каждого ребенка,
музыкальное оформление:
-песня «Притяжение Земли», музыка Д.Тухманова, слова Р.Рождественского,
- мелодия «Счастливые дни на зеленом холме»,
- видеоролик «Природа, человек и экологическая катастрофа»
Словарь: экология, катастрофа.
Ход занятия
I. Орг. момент. Звучит песня «Притяжение Земли» (1 куплет и припев.) (Слайд 1)
Эпиграф: (СЛАЙД №2)
Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля – наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
(СЛАЙД №3)
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым.
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна всем нам с вами.
- Видеоролик «Природа, человек и экологическая катастрофа» (6 мин.)
II. Вступительное слово: Сегодня мы совершим путешествие по журналу “Экологический вестник”. (СЛАЙД 4)
- Ребята, в последнее время мы часто слышим слово «экология». В эн-циклопедии «Я познаю мир» дано такое определение: «Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и средой, в которой они обитают». В переводе с греческого языка это слово означает «наука о доме, жилище».
- А что мы называем общим домом? (Природу, планету Земля).
(Звучит стихотворение Р. Рождественского)
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы еще придем просить прощения
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
- Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть этой природы.
Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология» и профессия «эколог».
Посмотрите, как красива наша планета и как хрупка. О бережном отношении к ней и пойдёт сегодня разговор.
В сегодняшней встрече нет зрителей, в ней есть только участники, участники в судьбе природы.
(СЛАЙД № 5)
I страница ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА (чёрная страница)
КАТАСТРОФА – событие с несчастными, трагическими последствиями.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА – разрушительное воздействие на экологическую среду:
- загрязнение морей и океанов;
- загрязнение околоземного космического пространства;
- выброс в воздух вредных веществ (котельные, автопарки, химические и ремонтные заводы, радиоактивные отходы);
- пролив и утечка горюче – смазочных материалов;
- загрязнение почвы.
(СЛАЙД № 6-8)
II страница КРАСНАЯ КНИГА (красная страница)
Охраняется “Красною книгой”
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
(СЛАЙД № 12)
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
(СЛАЙД № 13)
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле,
Исчерпамы все океаны,
Исчерпаемо всё на земле.
(СЛАЙД № 14)
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид,
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.
“Красная книга” – красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига,
Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно,
“Красная книга”, “Красная книга”!
Мы видим этих чудесных животных, великолепные растения.
Как мало на Земле остаётся прекрасного! Всё чаще и чаще человек забывает о природе, о том, что это - единый живой организм, который тоже имеет право на существование, хочет жить, дышать, иметь семью, потомство. Который чувствует боль, страх, умеет плакать по погибшим от рук человека собратьям: животным и растениям.
Показать исчезающие виды:
(СЛАЙДЫ № 9-14)
Всё в мире взаимосвязано, продумано и наша задача, задача человечества, не допускать исчезновения разных видов животных и растений
(СЛАЙД № 15)
III страница Целебное лукошко (зелёная страница)
Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им излечиться от разных болезней.
Он начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли “травниками”: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которые нам помогают излечиться от разных недугов.
Когда ты входишь в лес,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Задание: угадать растение по описанию, назвать целебные свойства:
СЛАЙД 16
Стоят кругом сестрички-
Жёлтые глазки, белые реснички.
Переводится, как “милая простота”.
Ромашки – простуда, жар, зубная боль.
Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
СЛАЙД 17
Называют “ноготки”
Цвета жёлтого цветки.
Как ещё нас называют?
Для чего нас применяют?
Календула – порезы, ожоги, гастриты, заболевания печени.
СЛАЙД 18
А вот одна история: лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет.
Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
Какой листок принесла змея?
С названьем простым и тревожным,
Зовущим за отчий порог,
Невзрачный цветок – подорожник
Растёт у российских дорог.
Дороги спешат за курганы,
Дорогам конца не видать,
И важно. Что путникам раны
Умеет цветок врачевать.
Листок оторви осторожно
И жгучую боль утоли…
Невзрачный цветок подорожник
Да как же растёшь ты в пыли?
СЛАЙД 19
На небольших столбах подряд
Лампы белые висят.
Расцветает он весной.
Только снег сойдёт лесной.
(Ландыш)
Растение ядовито, но лекарственное. Препараты, которые готовят из листьев, цветов и семян укрепляют и улучшают работу сердца, действуют как успокаивающее средство.
СЛАЙД 20
Дикой розой называют,
Как лекарство применяют.
(Шиповник)
Если регулярно пить отвар из шиповника,, который содержит много витамина С, то грипп, ангина и другие простудные болезни вам не страшны.
Растения дают наказ, который нужно помнить и тогда природа будет нам благодарна.
СЛАЙД 21
Увидел молодой росток,
Не трогай и не рви.
Пройди-ка мимо, улыбнись.
Пройдут года, и вырастет там
Целебная трава.
Лес зелёный охраняй,
Никого не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
Ты пришёл за помощью к природе?
Ветки не ломай, не трогай.
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
Ты, человек,
Смотри, не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай.
Не обижай ни птахи, не сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса.
Простор полей –
Всё, что зовётся Родиной твоей!
(СЛАЙД 22-23)
IV страница Знатоки природы (жёлтая страница)
1. Задание: отметь сигнальные карточки с правильным ответом.
1. Какое животное в сказках превращается в царевну? (лягушка, корова, лиса).
2. Какая птица кричит громче всех? (курица, ворона, павлин).
3. Сколько ног у паука? (4,6,8).
5. Какой породы был пёс Артемон? (лайка, пудель, такса).
7. Зачем змее язык? (дразниться, чувствовать запахи, жалить).
8. У кого уши на ногах? (кузнечик, лягушка, рыба).
9. Где содержат змей? (аквариум, террариум, ванна).
10. В какой стране корова – священное животное? (Индия, Россия, Франция).
2. Задание: полный ответ.
Стрекоза – вредное или полезное насекомое? Чем питается? (полезная, она хищник и питается мелкими насекомыми).
- Зачем нужны змеи, ведь они опасны? (приносят больше пользы, чем вреда, так как уничтожают огромное количество вредных грызунов, а их яд используется в медицине).
- Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (для кого-то они являются лекарством).
- Кто трижды родится, прежде чем станет взрослым? (кокон, гусеница, бабочка).
- Что случается с пчелой, после того, как она кого-нибудь ужалит? (пчела погибает).
3 задание: “хвостатая викторина”.
- Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру).
- На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев).
-Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых. (Корова).
- Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белочка).
- У этого великана нос гораздо длиннее, чем хвост. (Слон).
- Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму. (Бобр).
- Это животное легко узнают по кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10. (Енот).
- Этот прыгучий зверёк имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние лапы птицы, хвост льва. (Тушканчик).
- Хвост этих грызунов является отличным средством для добычи пищи из малодоступных мест: хвост просовывается, окунается в сладость, а затем обсасывается. (Мыши и крысы).
- Голос у этой птицы самый противный, зато хвост самый красивый. (Павлин).
- Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове. (Орёл).
- Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица).
(СЛАЙД № 24)
V страница ИЗ КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕССА (Голубая страница)
Ответь, послушай, запомни:
Самое большое животное на Земле. (Кит. Он млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а лёгкими. Всего 86 видов. Самый большой – голубой или синий. Его длина примерно 33 метра. На его спине могут уместиться 30 слонов).
(СЛАЙД № 26)
Самые страшные или самые древние рыбы на земле.(Акулы. Появились 400 миллионов лет назад, раньше, чем динозавры. Насчитывается более 350 видов.)
(СЛАЙД № 27)
Самый быстрый зверь.(Гепард. В переводе означает “собака – кошка”. Развивает скорость до 120 километров в час.)
(СЛАЙД № 28)
Самая крупная кошка. (Тигр. Амурские тигры достигают в длину 3,5 метра, весят более 300 килограммов).
(СЛАЙД № 29)
Самая маленькая птичка. (Колибри. Их насчитывают 400 – 500 видов. Самые маленькие величиной со шмеля. Съедают пищу в 2 раза больше своего веса.)
(СЛАЙД № 30)
Самая большая змея. (Анаконда. Обитает в Южной Америке. Самая длинная 8, 5 метра).
(СЛАЙД № 31)
Самая крупная птица. (Страус. Достигает высоты 2,5 метра, весит примерно 100 килограммов, развивает скорость до 50 километров в час).
(СЛАЙД № 32)
Самый большой зверь на суше. (Слон. Индийский слон весит 5 – 6 тонн, Африканский 7 – 8 тонн, живут слоны 60 – 70 лет).
(СЛАЙД № 33)
VI страница Размышления по поводу… мелодия «Счастливые дни на зеленом холме»,
(чтец за партой, учит уроки, открывает географию, тетрадь, листает учебник, медленно берёт в руки глобус).
Я ОБНЯЛ ГЛОБУС.
Я обнял глобус – шар земной.
Один - над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: “Береги”
В зелёной краске лес и дол
Мне говорят: “Будь с нами добр.
Не растопчи нас, и не жги.
Зимой и летом береги”.
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега.
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги”.
И птиц, и рыб я слышу всех:
“Тебя мы просим, человек,
Ты обещай нам и не лги,
Как старший брат нас береги”.
Я обнял глобус - шар земной,
И что – то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я: “Не солгу,
Тебя, родной мой, сберегу”.
Е. Шкловский.
VII страница ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ.
Учитель:
У всех у нас есть мать одна
По имени ПРИРОДА!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живём, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты,-
Поля, луга, леса, моря и реки.
Моя планета – человеческий дом.
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: “Больше не могу…”
Что же натворил ты с природой?
Как теперь ей смотреть в глаза?
В тёмные отравленные воды,
В пахнущие смертью небеса..
Человек! По твоей вине гибнут не только птицы, звери, но и вся природа. И то, что уже сделано, нельзя исправить никаким раскаянием. Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо. Мало – не делать зла: нужно делать добро. Только тогда ты будешь счастлив и спокоен. В мире и так много страданий и причиняя зло, ты даёшь ему силу, а сила эта нужна добру. Делай добро, будешь счастлив ты и дети твои!
- Посмотрите, у вас на столах лежат листочки бумаги. Обведите ваши ладошки и напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля. (Выполнение коллективного коллажа «Мы – дети Земли». Прикрепление вырезанных ладошек детей с надписями на плакат на доске. На плакате посередине изображение Земли.)
- Итак, посмотрим, как же каждый из нас может сохранить Землю. (Чтение высказываний детей на коллаже.)
. Звучит мелодия «Счастливые дни на зеленом холме»)
(СЛАЙД № 33)
8 страница Клятва юного эколога.
Я, юный гражданин России клянусь:
- любить и беречь окружающую среду;
- быть всегда готовым помочь растениям и животным,
- не разводить огонь в лесу;
- не нарушать покой лесных обитателей;
- не разорять птичьи гнёзда и муравейники;
- не обращаться жестоко с животными;
- не оставаться равнодушным, если вижу, что кто-то вредит природе.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ ВЕРНУТЬСЯ К 1 СЛАЙДУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
визитная карточка проекта"Наш маленький хрупкий дом!"
Визитная карточка проекта по окружающему миру "Наш маленький хрупкий дом!"...
Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"
Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....
Устный журнал "Сохраним планету зеленой"
Методическая разработка "Сохраним планету зелёной" включает в себя конспект занятия для проведения занятия экологической направленности в 4 классе. Данный материал будет полезен учителям начальн...
Классный час "Эта хрупкая планета"
Цель: прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней.Оформление: плакат с названием классного часа, глобус, на подставках-страницы жу...
Устный журнал "Спасем планету!"
Материал затрагивает основные экологические проблемы современной жизни....
Устный журнал "Зеленая планета. Пернатые друзья"
Внеклассное мероприятие под названием «Зеленая планета» разработано и проведено в рамках акции «Дни защиты от экологической опасности», экологический праздник «День птиц». Это мероприятие посвящено те...
Устный журнал "Зеленая планета. День Земли"
Внеклассное мероприятие под названием «Зеленая планета» разработано и проведено в рамках акции «Дни защиты от экологической опасности», экологический праздник «День Земли». Это мероприят...