Устный журнал "Зеленая планета. Пернатые друзья"
классный час (1 класс) на тему

Теремязева Светлана Юрьевна

Внеклассное мероприятие под названием «Зеленая планета» разработано и проведено в рамках акции «Дни защиты от экологической опасности», экологический праздник «День птиц». Это мероприятие посвящено теме «Пернатые друзья». В разработке эта тема рассматривается в разных разделах: птицы в загадках; птицы  в картинках; птицы  в стихотворениях поэтов;  в пословицах, поговорках и народных приметах; игровые задания, о пользе птиц, «самые - самые пернатые друзья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_den_ptits.docx39.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Новый Оскол Белгородской области»

День птиц

Внеклассное мероприятие для 1 класса.

Устный журнал «Зеленая планета»

«Пернатые друзья»

Учитель  начальных классов:

Теремязева Светлана Юрьевна

2013 год

Сценарий внеклассного мероприятия в 1 классе.

Устный журнал «Зеленая планета»

 «Пернатые друзья»

Пояснительная записка:    Внеклассное мероприятие под названием «Зеленая планета» разработано и проведено в рамках акции «Дни защиты от экологической опасности», экологический праздник «День птиц». Это мероприятие посвящено теме «Пернатые друзья». В разработке эта тема рассматривается в разных разделах: птицы в загадках; птицы  в картинках; птицы  в стихотворениях поэтов;  в пословицах, поговорках и народных приметах; игровые задания, о пользе птиц, «самые - самые пернатые друзья».

Цели и задачи: Познакомить учащихся с многообразием пернатых, дать представление о разновидностях птиц; воспитание бережного отношения  к родной природе; формирование положительных качеств личности, как любознательность; расширить  природоведческие знания учащихся, развивать сообразительность, память, логическое мышление.

Форма проведения: внеклассное мероприятие -  экологический праздник

Участники: учащиеся 1 «А» класса

Оборудование: иллюстрации о птицах, проектор, компьютер, карточки для игры «Птичьи разговоры», мультимедийная презентация, листы цветной бумаги.

Ход мероприятия

 Ведущий.  Нашу Землю называют Зелёной планетой. Деревья и травы, цветы и кустарники подарили ей этот зеленый наряд. А птицы дают жизнь нашей планете, наполняют наши леса своими голосами, спасают леса и поля от вредных насекомых. Как приятно утром услышать звонкую песню соловья. Нашу планету населяют тысячи видов птиц. 1 апреля отмечается международный день птиц. И сегодня мы поговорим о птицах.

Первая страничка «Угадай-ка»

Ведущий. Мы поговорим о близких и знакомых нам обитателях наших лесов и парков. А точнее попытаемся узнать их в загадках.

1Листья падают с осин,                                              

Мчится в небе острый клин. (Журавль)                  

2.Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)

3.Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее…(Ворона)

4.Кто присел на толстый сук

И стучит: « Тук-тук, тук-тук!» (Дятел)

5.Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень, тень!

Как хорош весенний день!» (Синица)

6.Кто летает, кто стрекочет-                                        

Рассказать нам новость хочет? (Сорока)

7.Грудка ярче, чем заря,

У кого? ( У снегиря)

8.Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной! ( Соловей)

9.Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем. (Скворцы)

10.Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)

Кто по тропочке идет

Быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясет?

Догадайтесь сами! (Трясогузка)

11.Весь день на воде, а водой                            

не насытится. (Утка)

Вторая страничка «Каждая птица интересна»

Три – четыре ученика готовят выступление – сообщение о птицах. Например, 1-выступление – «Самая большая птица», 2-е выступление «Самая маленькая птица», 3-е выступление «Самая быстрая птица», 4-е выступление «Соловей – лучший певец среди пернатых».

Примерные сообщения о птицах.

(Самая большая птица - африканский страус. Рост страуса-2,5 метра, вес взрослой птицы -150 кг. Эта птица не умеет летать, зато быстро бегает со скоростью до 70 км\ч. Но постойте, страус ведь не летает, скажите вы и будете совершенно правы. Тогда, какая же летающая птица является самой большой в мире?  Это андский кондор — птица из семейства американских грифов, которая распространена на тихоокеанском побережье Южной Америки и в Андах.


 Кондор и в самом деле очень крупный — длина взрослой особи может достигать 135 сантиметров, а размах крыльев — до 310 см. А в России самая большая птица -это ЧЕРНЫЙ ГРИФ- одна из крупнейших хищных птиц мира и самая крупная птица России. Длина тела от 75 до 115 см, размах крыльев до 2,8 м, вес 10-12 кг.

Самая маленькая птичка в России – желтоголовый королек (Regulus regulus), имеет длину 8-9см и весит приблизительно около 6 грамм. У королька преобладает оливково-зеленоватый окрас, а визитной карточкой является хохолок желтого или оранжевого цвета. Благодаря пушистому оперению птичка напоминает маленький шар. Колибри — самые маленькие из всех птиц. Самый крупный вид, гигантский колибри (Patagona gigas) из южноамериканских Анд, достигает величины 22 см. А самый мелкий вид, колибри — карликовая пчелка (Mellisuga minima) с острова Куба, достигает в длину всего лишь 6 см (от кончика хвоста до кончика клюва!); это самая маленькая птица на свете. Эти птички  живут в Америке.

Самой быстрой птицей в мире считается Сокол сапсан. По разным оценкам, скорость пикирующего на добычу сапсана может составлять от 200 до 322 км/ч. Стоит отметить, что сокол-сапсан обладает и самым острым зрением в мире. Сапсан включён в Красную книгу России как малочисленный вид.

Из современных летающих птиц самая тяжелая - дрофа (Otis). Ее вес достигает 20 кг. Дрофа в XX веке стала очень редким, исчезающим в дикой природе видом. По этой причине в настоящее время дрофа находится под охраной Красной книги.  Лучшим певцом среди пернатых считается соловей. Ценили его за это уже в древности. Соловей — вестник майских дней, певец обновления, утра, певец садов.

Самая красивая птица -  павлин).

Третья страничка «Поэтическая»

Учащиеся читают стихи о птицах.

Воробей

Агния Барто

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чил-чив-чил!

Олег Григориев

Синица

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поет не уставая

Синица расписная.

Орел

Орел – не маленькая птаха,

Орел –герой не знает страха.

Гнездо его на круче

Под крышей темной тучи.

Снегирь

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замерз он на снегу.

Александр Блок

ВОРОНА

Вот ворона на крыше покатой

 Так с зимы и осталась лохматой...

 А уж в воздухе - вешние звоны,

 Даже дух занялся у вороны...

 Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,

 Вниз на землю глядит она боком:

 Что белеет под нежною травкой?

 Вот желтеют под серою лавкой

 Прошлогодние мокрые стружки...

 Это все у вороны - игрушки.

 И уж так-то ворона довольна,

 Что весна, и дышать ей привольно!..

Борис Заходер

 СОВА

Мудрейшая птица на свете

 Сова.

 Все слышит,

 Но очень скупа на слова.

 Чем больше услышит -

 Тем меньше болтает.

 Ах, этого многим из нас

 Не хватает!

Четвертая страничка «Интересное о птицах».

Ведущий. Что за птица – рыболов? (БАКЛАН). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.

Что за птица птица-плотник? (ДЯТЕЛ)Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: "Заладил, как дятел".

Что за птица лесная кошка? (ИВОЛГА)Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Что за птица птица-строитель? (ЛАСТОЧКА)Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку.

Птица-акробат (ПОПОЛЗЕНЬ). Своё имя эта птица получила от слова "ползать". Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает особенно. Поползень - единственная птица, которая умеет бегать по стволу и вверх и вниз головой.

Пернатый солист (СОЛОВЕЙ)Недаром об этой птице говорят: "В лесном оркестре он первая скрипка - самая трепетная, самая звонкая". Да, певец он прекрасный! А внешность у этой птички самая обычная.

Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых-вредителей.

Ночной хищник (СОВА)У этой птицы необычная внешность. Сова - единственная птица, у которой оба глаза "на лице". Но голова совы поворачивается на 180 градусов, поэтому сова может смотреть вбок и даже назад. Сова охотится ночью и питается мышами. Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша (КУКУШКА). Кукушки кладут свои яички в гнёзда разных птиц. Но каждая кукушка "специализируется" на каком-нибудь определённом виде. Например, одни кукушки подкладывают свой яйца только малиновке, другие кукушки - пеночке, третьи - мухоловке, то есть мелким птичкам. Яйца кукушки не отличаются от яиц хозяев гнезда не только по окраске, но и по величине.

Кукушонок появляется из яйца раньше других птенцов. Поэтому, когда вылупляются другие птенцы, кукушонок уже может действовать. И хотя он ещё слепой (глаза у кукушонка открываются на пятый день), он выбрасывает других птенцов на землю. Только таким способом кукушонок может сохранить свою жизнь. Его новые родители не могут прокормить всех птенцов. Кукушата очень много едят. Эта прожорливость у кукушонка с возрастом увеличивается. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Она ест даже таких насекомых, особенно гусениц, которых не едят другие птицы, потому что они ядовиты

Физкультминутка

Пятая страничка «О пользе птиц»

Ведущий. А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы?

Ученики:

-Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

-Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

-Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

-Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.

-Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

-Ушастая сова способна съесть за день до 10 мышей-полевок, пустельга за месяц только для птенцов  приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов.

-Кроме того, многие птицы – овсянки, жаворонки, щеглы – склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.

Ведущий. Птицы приносят огромную пользу. Но дороги нам они не только этим. Птицы – украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

Покормите птиц зимой,

 Чтоб со всех концов

 К вам слетались, как домой

 Стайки на крыльцо.

 Не богаты их корма

 Горсть одна нужна.

 Горсть одна – и не страшна

 Будет им зима.

 Приручите птиц в мороз

 К своему окну,

 Чтоб без песен не пришлось

 Нам встречать весну.

 Улетели птичьи стаи,

 Лес в сугробах до ветвей.

 Вот тогда мы и дождались

 Наших северных друзей.

 Зимний лес не спит, а дремлет,

 Серебром унизан весь.

 Не покинув эту землю,

 Много птиц осталось здесь.

Шестая  страничка «Птицы в пословицах, поговорках и народных приметах»

Ведущий. В народе о птицах придумано много пословиц и поговорок. Послушайте эти пословицы и подумайте, почему так говорят.

Соловей берёт пением, а человек - умением.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Соловья баснями не кормят.

Сердце соколье, а смелость воронья.

Видна птица по перьям, а человек по делам.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Народные приметы:        

Ласточка стучится в окно, будет известие.

Если петух важно ходит у дверей и кричит, жди в гости незнакомца.

Аист совьет гнездо на трубе дома- хозяина ожидает богатая жизнь и счастье.

Запели первые петухи - это полночь: запели вторые петухи - перед зарей; запели третьи петухи - на заре, пора вставать.

Ласточки летают низко над  землей, значит быть дождю.

Воробьи купаются в песке, значит будет тепло.

Седьмая страничка «Поиграем вместе»

1.« Подскажи словечко ».

1 ) В лесу ночном кукует птица,

     Она назвать себя боится…        

     - Ку – ку, ку – ку! – не спит опушка,

     А птицу эту звать…                               ( Кукушка ).

2 ) Нам в хозяйстве помогает

     И охотно заселяет

     Деревянный свой дворец

     Темно – бронзовый …                           ( Скворец ).

3 ) На скале он строит дом.

     Разве жить не страшно в нем ?

     Хоть кругом и красота, но такая высота.

     Нет, хозяин не боится

     Со скалы крутой скатиться –

     Два могучие крыла  у хозяина …         ( Орла ).

4 ) На одной ноге стоит,

      В воду пристально глядит.

      Тычет клювом наугад –

      Ищет в речке лягушат.

      На носу повисла капля,

      Узнаешь? Ведь это …                           ( Цапля ).

2."Найдите ошибки"

Для перины и подушки 
Мягкий пух дают лягушки.
(Не лягушки, а утки, гуси)

Под клювом огромный для рыбы карман 
Имеет умелый рыбак - пеликан.
(Все верно)

Слышишь крики пастуха? 
Гонит в стадо петуха.
(Не петуха, а корову)

Спят ночами утки 
В конуре иль будке.
(Не утки, а собаки)

Глаза у сов, как бусинки,
Яркие, малюсенькие.
(Не у сов, а у синиц)

В строй цыплятки все встают 
И идут скорей на пруд.
(Не цыплята, а утята)

3.«Птичьи разговоры».

 Кто как разговаривает?  

 Гуси              крякают

Соловьи         кричат

Журавли        гогочут

Утки               свистят

Вороны          ухают

Ласточки       воркуют

Голуби           каркают

Синицы          щебечут

Совы               пищат

Дети: Гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

4.Прилетели птицы:

 голуби, синицы,

 мухи и стрижи.

 голуби, синицы,

 аисты, вороны,

 галки, макароны.

 голуби, куницы.

 голуби, синицы,

 чибисы, чижи,

 галки и стрижи,

 комары, кукушки.

 голуби, синицы,

 галки и стрижи,

 чибисы, чижи,

 аисты, кукушки,

 совы и ватрушки.

Задание: Предложите детям  во время чтения стихотворения хлопнуть в ладоши или топнуть ногой  тогда, когда он услышит не птицу.

Восьмая  страничка «Шутки – минутки»

Ведущий. По звучащим голосам  птиц можно узнать многое: когда они встревожены или радуются чему-нибудь. Птицы, как люди. Они переживают за своих птенцов, как и ваши мамы переживают за вас, учат их в «Птичьих школах». Одни птицы – постоянно трещат, другие без умолку болтают и даже воруют и врут. Не узнали птичек?

Давайте послушаем последние новости, которые принесла сорока.

(Стихотворение рассказывает ученица)

Мама – квочка и сыночек.

Рано утром мама - квочка

В класс отправила сыночка. Говорила:

-«Не дерись, не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора. Ну, ни пуха, ни пера!»

Через час, едва живой, петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле он со школьного двора,

А на нем и в самом деле нет ни пуха, ни пера.       (В. Орлов)

Ведущий. Понравилась история? Не узнали себя в ней? Ведь вас мамы провожают в школу с такими же пожеланиями.

Посмотрите и послушайте сценку о вороне.

Ворона.

-Кра!- кричит ворона. - Кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карандаш! Картонку! Пробку!

И красивую коробку!

Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи!

Жить не можешь без обмана!

У тебя ведь нет кармана!

-Как!- подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно.

-Что ж вы раньше не сказали?!

Кар-р-раул! Кар-р-ман, укр-р-рали!

Ведущий. Вороны не всегда врут или воруют. Есть еще и умные вороны.

Девятая страничка «Сделай сам»

Ведущий. Птицы – это друзья лесов, полей. Пернатые жители нашей планеты, которые приносят  огромную пользу. Давайте вспомним, в чем заключается эта польза? (Уничтожают насекомых – вредителей, гусениц, червячков.) А мы должны помогать птицам, ведь они и наши друзья. Они нам дарят свои прекрасные птичьи песни. Как мы можем им помочь? ( вешать кормушки и сыпать в них пшено, крошки хлеба).

Я предлагаю вам сделать на память о сегодняшнем дне  птиц из бумаги в технике «оригами».

(Дети делают из бумаги птиц по показу ведущего.)

Ведущий. Вот мы наш журнал пролистали до конца. Сегодня вы много узнали о птицах, их жизни и повадках, о пользе, которую они приносят.  Надеюсь, что вы теперь станете большими друзьями не только птиц, но и всей природы.

- Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо. До свидания!

Литература

1.Группа продлённого дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы / Авт.-сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. – М.: ВАКО, 2011. – 272 с. – (Мастерская учителя).

2.Празднк – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2006.

3.Миронов В.А. Месяцеслов – народный календарь. М.: Издательский дом «Гранд», 1997.

 4.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Составители   Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина.- Ярославль: «Академия развития», 1998г.

 5.Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для   родителей  и педагогов./Составители Н.В. Ёлкина, Т.И. Тарабарина.- Ярославль:   «Академия развития», 1998г.

6.Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие        для воспитателей  ДОУ. – СПб.: «ДТСТВО-ПРЕСС», 2009.

Интернет – источники

1.http://www.razumniki.ru/stihi_pro_ptic.html

2.http://allforchildren.ru/poetry/index_birds.php

3.http://samie-samie.ru/samaya-bolshaya-ptica-v-mire/

4.http://samogo.net/articles.php?i

5.http://lifeglobe.net/blogs/details?id=613

6.http://www.zver-ok.ru/?p=3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по охране окружающей среды. Устный журнал "Пернатые друзья"

Методическая разработка.Окружающий мир. "Пернатые друзья"Устный журнал для обучающихя начальных классов....

Информационный материал. Приложение к устному журналу "Пернатые друзья"

Данный информационный материал является дополнением к устному журналу "Пернатые друзья". Возможно использовать для  более углубленного изучения   зимующих птиц: дятла, снегиря, синицы. ...

Устный журнал "Наши пернатые друзья".

Устный журнал "Наши пернатые друзья" - конспект....

Устный экологический журнал «Мои пернатые друзья»

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся начального звена о птицах.Задачи: образовательные- обобщить и систематизировать знания младших школьников о птицах,- познакомить учащихся с м...

Сценарий устного журнала "Наши пернатые друзья"

Устный журнал"Наши пернатые друзья", посвящённый Международному дню птиц....

"Наши пернатые друзья".Устный журнал (3 - 4 классы). Методическая разработка.

Этот материал поможет в работе на уроках и во внеурочной деятельности с учащимися начальной школы....

Классный час. Устный журнал "Пернатые друзья"

Цели: Расширить знания детей о птицах, учить ребят оказывать животным посильную помощь....