Устный журнал "Спасем планету!"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Чаленко Елена Владимировна

Материал затрагивает основные экологические проблемы современной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal._spasem_planetu.docx54.14 КБ

Предварительный просмотр:

Устный  журнал  «Спасём планету!»

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы и родного края.

Задачи:

  • формирование экологической культуры через расширение представлений о целостности природы и взаимодействия всех ее компонентов, знакомство с проблемами реальной жизни;
  • формирование ответственного отношения к окружающей природе, за свои поступки;
  • привитие начальных экологических навыков и умений – поведенческих, познавательных, любовь к природе родного края, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье;
  • развитие познавательных универсальных действий и творческой активности;
  • воспитание культуры взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие, коллективизм.

Работа с ведущими понятиями: Экология. Загрязнение окружающей среды.  Бытовые отходы.

Заполнение  таблицы  «Проблемы загрязнения окружающей среды. Опасность. Возможные решения»

Охрана  окружающей  среды

Представитель экологической  среды

Охранные  меры

Воздух

Растения  

Животные

Вода

Почва

Оборудование:

  • телевизор, компьютер;
  • видеофильм «Планета в опасности!»;
  • презентация  к  занятию;
  • презентация  «Красная книга  Курской  области»;
  • рисунки  детей  с предупредительными  знаками  поведения в природе;
  • картинки с изображением животных;
  • карточки  с  написанными  на  них  охранными  мерами;

Ход мероприятия.

Ведущий: - Здравствуйте, сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную тему на сегодняшний день, касающуюся всех  нас.

Слайд.                    - Внимание  на  экран!  (На  фоне  видеофильма  ведущие  читают  стихи. На видео в 1 части – растительный и животный мир планеты, во 2 части – загрязнение планеты  и  аварии)

Ведущий:  (комментирует 1 часть фильма)

Когда – то, собравшись с могучими силами,                                                         Создала Вселенная  планету красивую                                                                                Дала ей форму шара большого                                                                                             И выросли там деревья, цветы                                                                                                   Травы невиданной красоты.                                                                                       Много животных стало водиться                                                                                          Змеи, слоны, черепахи и птицы                                                                                      Вот вам подарок, люди владейте                                                                                 Землю вспашите, хлебом засейте                                                                                                Всем завещаю вам я отныне –                                                                                            Вы берегите эту святыню!

Ведущий:  (комментирует 2 часть фильма)

- Я Земля! И я — в беде!                                                                                        Взгляните, люди, на меня:                                                                                         Пылаю я в дыму огня.                                                                                                  Меня взрывают, роют, жгут.                                                                                          Меня совсем не берегут                                                                                                 Бутылки, банки, коробкИ.                                                                                        Погибну скоро я с тоски                                                                                          Услышьте голос мой родной                                                                                               Я плачу дождевой слезой                                                                                                    Я задыхаюсь, не молчу                                                                                      Землетрясениями кричу.                                                                                                     Я гневаюсь раскатом грома.                                                                                               Хочу быть чистой и здоровой                                                                                       Очнитесь, люди!                                                                                                       Призовите страны,                                                                                                               Чтобы меня от гибели спасти!

Учитель:         Сон о Земле.

Слайд.  Приснился мне недавно странный сон:

Стою я на земле - и слышен стон,

Вокруг - ни дерева, ни травки, ни цветка, -

Одна пустыня мрачная из голого песка.

Земля гудит, и стонет, и вздыхает,

И в молчаливом крике руки воздевает,

И слышен голос тихий: «Помоги!

Верни мне жизнь, верни мне красоту,

Верни!

Верни траву, что зеленеет по весне,

Верни цветы, деревья, птиц,

Верни все мне!

Ты – человек, и часть живого тоже,

Я верю, знаю, что ты мне поможешь.

Исчезну я - со мной исчезнешь ты,

Останется лишь холод темноты.

Я сгину, пропаду, исчезну я.

Не будет в космосе планеты с именем Земля.

Не будет ничего,  лишь пустота…,

А я жива, пока еще жива!

Так пусть же зеленеют и цветут

Сады, поля, и дети здесь растут

Счастливыми, без горя и заботы.

Для них меня сберечь,

О человек ! – Твоя это работа.

Земля стонала, плакала, молила…

О помощи людей она просила…

Слайд.  Ведущий: - Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы  детей)

- Да, сегодня мы с вами поговорим о том, какие проблемы нависли над нашим общим домом… как быстро загрязняется наша планета, что можем сделать мы, люди, чтобы предотвратить это загрязнение.

                   - Разобраться в экологических вопросах сегодня нам помогут:

Экологи :                 Золотухина  Эмилия,  Казимирова   Ангелина

Корреспонденты:   Жерносек  Сергей,  Соколов  Алексей 

Ведущие:                 Ковеня Алина и Щербакова Виктория

Ведущий: - В ходе работы нам нужно будет заполнить таблицу  «Охрана  окружающей  среды», в которую  занесем  представителей экологической  среды  и  меры  по  их  охране.  (Показ  таблицы  на  доске)

                      - Скажите, к чему может  привести  загрязнение  планеты?

                         (уничтожением  всего  живого).

Ведущий:

Слайд.      - Земля, на которой селился человек, возделывалась его руками и была кормилицей, становилась для него родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню, ласково называя землица-матушка. Они относились к земле как к живому существу.

Слайд.  Ведущий:  Планета наш – родимый дом,

  Но много ли, люди, мы знаем о нем?

  Загадки ее постоянно решаем,

  Но многого так  и не понимаем.

 

Ведущий:    -  Перед людьми возникли большие экологические проблемы.

   -  А что  такое экология?  (Ответы  детей)

Слайд.         - Мы обратились к словарю и выяснили, что экология – это наука                       о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой  и  с окружающей  средой.

Слайд(3).  Ведущий:   Дымит высокая труба,                                                                                                           То с чистым воздухом борьба,                                                                             Идёт отрава, жёлтый дым,                                                                                        Ложится облаком густым.

Ведущий: - О какой проблеме идет речь в стихотворении?

                      (Ответы  детей.  О  загрязнении воздуха)

                   -  К  чему  может  привести  загрязнение  воздуха? (Ответы)

                   -  Слово  нашим  корреспондентам...

Корреспондент:

- За год в атмосферу  выбрасывается 5 млрд. тонн углекислого газа. Кислорода на Земле становится всё меньше и меньше, а выхлопных газов заводов  и  фабрик, транспорта  всё  больше  и  больше.

Корреспондент:

В результате деятельности человека кроме углекислого газа в атмосферу выбрасываются сотни миллионов тонн различных вредных веществ.  Здоровье людей ухудшается и половина заболеваний происходит от загрязненного воздуха.

Ведущий: - Давайте обсудим, как можно уменьшить загрязнение воздушного бассейна планеты.  (Обсуждение по очереди с поднятием руки)

Ведущий: - Занесем в таблицу наши предложения  по  охране  воздушного  бассейна.  (Работа с таблицей)

Слайд(4). Ведущий:  – (если будет речь о лесе, сказать: - Очень вовремя вы вспомнили о лесе, если нет, то читать сразу стихотворение )

                  Лес рубят, птицы не летят,                                                                                            А красоты все ждут, хотят,                                                                                                  И гибнут лёгкие планеты,                                                                                       Лишь пни останутся при этом.

Кругом вороны, воробьи,                                                                                     Исчезнут вовсе соловьи,                                                                                           И целый мир пропал, исчез,                                                                                  Там, где стоял когда-то лес.

      - К  чему  может  привести  вырубка  лесов  в  большом  количестве?  (Ответы  детей)

      -  Слово  экологам…

Эколог:

- Из-за вырубки, площадь лесов каждую минуту сокращается на 20 гектаров. А ведь лес – это лёгкие нашей планеты, воздух – источник жизни.

Эколог:

1 гектар леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода. Зелёные насаждения уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза. За время своего существования человечество уничтожило больше половины всех лесов.

Ведущий: - Что же нам делать для сохранения легких планеты? (Обсуждение)

Слайд.  Ведущий: - Мы тоже участвовали  в  озеленении  планеты, посадив цветы на своей клумбе.

Ведущий:  - Слово нашим корреспондентам…

Корреспондент:

                              – За последние 100 лет люди поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч  видов  растений.

(3)Слайд.            - А сколько из них занесено в Красную книгу одной только Курской области: колокольчик, пион тонколистный, ландыш, ветреница лесная, проломник – свидетель  оледенения,  доживший  до  наших  дней, прострел  и  многие  другие.

Эколог:

          - Каждая страна, на территории которой обитает вид, включенный в Красную книгу, несет ответственность перед своим народом и всем человечеством  за  его  сохранение.

Корреспондент:

Слайд.      – В газете «Эхо недели» сообщалось, что 10 октября 2014 г. на Аллее  семьи  кто-то сломал еще неокрепшее дерево. 1 саженец клена                                         стоит  около 7 000 руб. И горожанам надо помнить, что не все деревья приживаются, поэтому нужно беречь каждое  посаженное  дерево.

Корреспондент:

Слайд.      Из газеты «Эхо недели» мы узнали, что за 2014 год было выпилено 94 дерева. В основном убираются аварийные и сухие деревья при проведении ремонтных работ. Высадили 244 саженца.                          

       

                          На  диаграмме  видно, что в 2014 г. посадили деревьев больше,  чем в 2013 г.,  что говорит о хорошей работе службы озеленения.

                           Каждый, кто приезжает в наш город отмечает, что это самый зеленый город в стране. Будем же беречь чужой труд и зеленые насаждения!

Ведущий:   -  А что можем сделать мы с вами для озеленения нашего города?

                        (Обсуждение: сажать деревья и клумбы, беречь зеленые насаждения)

Слайд.           -  Пионеры  нашей  школы,  вместе с ветеранами войны, посадили  Аллею  Славы.  На  сегодняшний  день  деревца  уже прижились.

Ведущий: - Итак, подведем итог. Прошу выбрать карточки с названием мер по охране растительного мира  и  занести в таблицу.    (Работа с таблицей)

Корреспондент:

Слайд.    – Для многих животных лес – родной дом. Лесов становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом и обречены на гибель. С каждым днем на нашей планете увеличивается количество животных, птиц, насекомых, растений, которых мы уже никогда не увидим вживую, а многие виды на грани исчезновения.  

Корреспондент:

                       – Начиная с 1600 года, человек  привёл к гибели почти 150 видов зверей и птиц, причём более половины – только за последние 60 лет.

(4)Слайда.   - Это Квага, Моа, Стеллерова  корова, Странствующий голубь, птица Додо и многие другие, о которых мы уже не раз говорили. На сегодняшний день опасность угрожает каждому десятому виду птиц.

Эколог:

(3)Слайд.  -  В  Красную  книгу  Курской области занесены: Выхухоль русская,  Сурок  степной,  речной  бобр, Чёрный аист, Белая цапля, Змееяд  и  большое  число  насекомых.

Ведущий:  -  А что можем сделать мы с вами для охраны животного мира нашего города и области?  (Обсуждение: подкармливать, не шуметь в лесу, не разорять  гнезд)

Слайд.                    - Мы  предлагаем  провести  акцию «Домики  птицам!»

                         Поднимите  руки  те,  кто  хочет принять участие в акции и встретить  пернатых  друзей,  сделав  для  них  новое  жилье.

Ведущий: - Итак, подведем итог. Прошу выбрать карточки с названием мер по охране  животного мира  и  занести в таблицу.         (Работа с таблицей)

Слайд.   Ведущий:

Чтоб сохранить красу родной Земли,

Чтобы леса, цветы, сады росли,

Нужна всем чистая, прохладная вода.
Что реки нам несут через года.

  Ведущий:  - К  чему  может  привести  загрязнение  воды? (Ответы  )

Слайд.                    - Скажите, откуда реки  берут  свое  начало? (Из  родников)

                    - Как  мы  должны  относиться  к  родникам? (Обсуждение)

Слайд.             - Учащиеся 4 класса в прошлом году провели  акцию «Помоги роднику».  Предлагаем  этой  весной тоже принять участие в акции.

                     - Слово  корреспонденту  и  экологам…

Корреспондент:

Слайд.   - Ни звери, ни птицы, ни люди не могут жить без воды. За сутки человек потребляет 400 л воды. Сейчас человечество находится на грани водной катастрофы, потому что вода очень загрязнена. Ее используют в больших количествах в промышленности,

Слайд. сбрасывая использованную воду в реки. Знайте,  1 стакан  грязных сточных вод приводит в негодность большое ведро чистой воды, а грамм  нефтепродуктов портит 100 л воды. Как говорят в народе: «ложка дегтя портит бочку меда».

Эколог:

Слайд.     - В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.

Эколог:

Слайд.      - Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. Но из-за аварий на нефтепромыслах или кораблях, миллионы тонн нефти оказывается в воде, уничтожая морских животных и птиц.

Ведущий: - Давайте подумаем вместе, что можно сделать для охраны  водных  ресурсов. (Обсуждение)  

                    -  Выберите  для  таблицы  меры  по  охране  воды. (Раб. с табл.)

Слайд. Ведущий:    Есть слой у биосферы тонкий.
Ну, просто худенькая плёнка

Среди слоев коры земной.
Он почвою зовется скромно,
Хоть и рождает мир огромный
Полей, Лугов, Среды  лесной…

Эколог:

       - На почве растут полезные человеку растения. В ней живёт большое количество различных животных, микроорганизмов. Почва образуется очень медленно: 1 см в 100 лет. А вот разрушить ее можно очень быстро.

Ведущий:- Вопрос! К чему  может  привести  загрязнение  почвы? (Ответы)

                  - Слово  корреспондентам  и  экологам…

Корреспондент:

    Слайд.    - Сейчас в сельском хозяйстве применяют пестициды в переводе с латинского - pestis — зараза и caedo (цидо) — убивать) — это ядохимикаты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорняками.

Эколог:

Слайд.     - В почве скопилось большое количество пестицидов, которые дождём смывает в реку, где гибнет рыба, насекомые и птицы, поедающие этих насекомых.

Слайд.      - На схеме показана цепь питания, которая всегда начинается с растений. И  если  мы  вредим  растениям, то наносим непоправимый вред всему живому, отравляем и сами себя.

Эколог:

Слайд.    - Как только древние люди стали жить на одном месте, началось загрязнение окружающей среды. Загрязнение и отходы – это то, что не может быть усвоено природой и тогда нарушается равновесие.

Ведущий:

Слайд.       - Утилизация мусора – одна из важнейших проблем. Он постепенно становится монстром цивилизации, потому что избежать всех отходов человек не может.

Ведущий:  - Вопрос «куда деть мусор?»

      -  Есть такое понятие «утилизация отходов».

  Слайд.          - Мы  обратились к словарю и выяснили, что в переводе с латинского языка utilis - означает полезный. УТИЛИЗАЦИЯ  - это применение или использование отбросов и отходов для различных целей в промышленности  и  в сельском  хозяйстве.

(Выставка) Ведущий:  -  Обратите внимание! На нашей выставке  вы  видите

Слайд.            работы, выполненные из бросового материала. Старым вещам  можно дать вторую жизнь. Вот эту сумку сшила наша Елена Владимировна из старого плаща, а эту - из сломанного зонтика.  

Эколог: 

Слайд.         - Пока человечество придумало несколько путей утилизации мусора: организация свалок, вторичное использование отходов, сжигание отходов, захоронение мусора.

Эколог:

Слайд.     – Часто, отдыхая на природе, люди оставляют после себя мусор. Вспомните эти цифры, прежде чем бросить в лесу, на дороге или в любом другом месте старый полиэтиленовый пакет или бутылку!

Предметы

Время разложения

Бумага

               от 2 до 10 лет

Консервная банка

               100  лет

Полиэтиленовый пакет

               200  лет

Пластмасса

               500  лет

Стекло

               1000 лет

Ведущий: - Что можем мы сделать, чтобы наш город стал чище?    

                     -  Экологу  есть, что   добавить?

_________________________________________________________________________________________________________________

Эколог:  1. Пищевые  отходы  отвозите  на  дачу  для  компоста.

  1. Участвуйте в экологических  акциях.
  2. Воспитывайте  чувство любви к этому миру и культуру  поведения  в  самом себе  и  близких людях.

Ведущий: -  Мы предлагаем  акцию «Мусора в нашем городе больше нет!»                                -  Вы  согласны  с  нашим  предложением?

Ведущий:

                   - Чистота начинается с нас самих, с нашего отношения к окружающей природе, к тому месту, где мы живём. Особой проблемой считается мусор, который почему-то никто не хочет за собой убирать.  Пожалуйста, не забывайте убирать за собой мусор!

Ведущий:

 Слайд.        - Мы заботимся о нашем городе. Каждую весну взрослые и дети очищают улицы от мусора. Наша школа также проводит акцию «Чистый двор».

Ведущий:

                                - А теперь задумайтесь: если бы мы не сорили, то и не пришлось бы  прилагать усилия, чтобы убирать.

- Значит мы должны помнить: «Чисто не там, где убирают,                            а там, .………(пауза, дети говорят  хором)……….  где не сорят!»

               - Предложите  меры  по  охране  почвы. (Обсуждение)

               -  Прошу  внести  данные  в  таблицу. (Работа  с  таблицей)

Слайд. Ведущий: - Скажите кто виноват во всех причинах болезни планеты?  (Человек )

- Видно, люди забыли о том, что они навсегда в ответе за животных, растения  и  планету, на которой нам посчастливилось жить.

Ведущий:

          -   У каждого из нас только одна планета.

          - И прав писатель Антуан Экзюпери, который сказал: " Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля", значит пересесть из него просто некуда.

           

Учитель: - Сейчас мы разделимся на 2 группы. Ваша задача создать плакат и защитить работу по плану, написанному  на  карточке.

Слайд.  Проснулась я, а солнце ярко светит,

И небо голубое, и шумит листва,

И радостно смеются наши дети,

И поняла я, что Земля права.

Должны беречь мы Землю вновь и вновь,

А вместе с ней Надежду, Веру и Любовь…

Слайд. Ведущий: - Заканчивая нашу работу, скажите, что вам понравилось больше всего на нашей встрече? (Ответы  детей)

                   - Что вы хотели бы еще узнать, о чем поговорить?

                   (Ответы детей)

Учитель:  - Посмотрите на таблицу и скажите, что  лично  мы  с вами можем  сделать  для  спасения  нашей  планеты?

                   – Мы хорошо поработали, спасибо всем. Сегодня мы только обозначили экологические проблемы. Каждую из них нужно изучать глубоко и составлять целые программы по охране окружающей нас природы, создавать  проекты  по   спасению  планеты.  И  это  темы  для  наших  следующих  бесед.

                   - А  хотелось  бы  вам  рассказать  кому-то  о  том, что  сегодня  узнали?    

                   - Что  мы  можем  подготовить, например,  для  первоклассников?

Ведущая:  -  Спасибо всем участникам сегодняшней  встречи!

                    - С вами были учащиеся 3 «а» класса средней школы № 4.  

                       До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Зеленый наряд нашей планеты"

Методическая разработка внекласного мероприятия на экологическую тему....

Устный журнал "Сохраним планету зеленой"

Методическая разработка "Сохраним планету зелёной" включает в себя конспект занятия  для проведения занятия экологической направленности в 4 классе. Данный материал будет полезен учителям начальн...

Конспект и презентация к уроку математики УМК "Планета знаний" 2 класс по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100"

Ресурс представляет собой конспект урока математики для 2 класса " по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100" с презентацией.  Материал подготовлен по УМК "Планета знаний"...

Устный журнал "Зеленый наряд нашей планеты"

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 3 классе по экологическому воспитанию....

Устный журнал "Зеленая планета. Пернатые друзья"

Внеклассное мероприятие под названием «Зеленая планета» разработано и проведено в рамках акции «Дни защиты от экологической опасности», экологический праздник «День птиц». Это мероприятие посвящено те...

Устный журнал "Планеты солнечной системы"

Устный журнал читают дети 4 класса для 2-го класса, с целью сформировать представление о планетах Солнечной системы в более интересной форме....