Устный журнал "Спасем планету!"
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Материал затрагивает основные экологические проблемы современной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal._spasem_planetu.docx | 54.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал «Спасём планету!»
Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы и родного края.
Задачи:
- формирование экологической культуры через расширение представлений о целостности природы и взаимодействия всех ее компонентов, знакомство с проблемами реальной жизни;
- формирование ответственного отношения к окружающей природе, за свои поступки;
- привитие начальных экологических навыков и умений – поведенческих, познавательных, любовь к природе родного края, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье;
- развитие познавательных универсальных действий и творческой активности;
- воспитание культуры взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие, коллективизм.
Работа с ведущими понятиями: Экология. Загрязнение окружающей среды. Бытовые отходы.
Заполнение таблицы «Проблемы загрязнения окружающей среды. Опасность. Возможные решения»
Охрана окружающей среды | |
Представитель экологической среды | Охранные меры |
Воздух | |
Растения | |
Животные | |
Вода | |
Почва |
Оборудование:
- телевизор, компьютер;
- видеофильм «Планета в опасности!»;
- презентация к занятию;
- презентация «Красная книга Курской области»;
- рисунки детей с предупредительными знаками поведения в природе;
- картинки с изображением животных;
- карточки с написанными на них охранными мерами;
Ход мероприятия.
Ведущий: - Здравствуйте, сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную тему на сегодняшний день, касающуюся всех нас.
Слайд. - Внимание на экран! (На фоне видеофильма ведущие читают стихи. На видео в 1 части – растительный и животный мир планеты, во 2 части – загрязнение планеты и аварии)
Ведущий: (комментирует 1 часть фильма)
Когда – то, собравшись с могучими силами, Создала Вселенная планету красивую Дала ей форму шара большого И выросли там деревья, цветы Травы невиданной красоты. Много животных стало водиться Змеи, слоны, черепахи и птицы Вот вам подарок, люди владейте Землю вспашите, хлебом засейте Всем завещаю вам я отныне – Вы берегите эту святыню!
Ведущий: (комментирует 2 часть фильма)
- Я Земля! И я — в беде! Взгляните, люди, на меня: Пылаю я в дыму огня. Меня взрывают, роют, жгут. Меня совсем не берегут Бутылки, банки, коробкИ. Погибну скоро я с тоски Услышьте голос мой родной Я плачу дождевой слезой Я задыхаюсь, не молчу Землетрясениями кричу. Я гневаюсь раскатом грома. Хочу быть чистой и здоровой Очнитесь, люди! Призовите страны, Чтобы меня от гибели спасти!
Учитель: Сон о Земле.
Слайд. Приснился мне недавно странный сон:
Стою я на земле - и слышен стон,
Вокруг - ни дерева, ни травки, ни цветка, -
Одна пустыня мрачная из голого песка.
Земля гудит, и стонет, и вздыхает,
И в молчаливом крике руки воздевает,
И слышен голос тихий: «Помоги!
Верни мне жизнь, верни мне красоту,
Верни!
Верни траву, что зеленеет по весне,
Верни цветы, деревья, птиц,
Верни все мне!
Ты – человек, и часть живого тоже,
Я верю, знаю, что ты мне поможешь.
Исчезну я - со мной исчезнешь ты,
Останется лишь холод темноты.
Я сгину, пропаду, исчезну я.
Не будет в космосе планеты с именем Земля.
Не будет ничего, лишь пустота…,
А я жива, пока еще жива!
Так пусть же зеленеют и цветут
Сады, поля, и дети здесь растут
Счастливыми, без горя и заботы.
Для них меня сберечь,
О человек ! – Твоя это работа.
Земля стонала, плакала, молила…
О помощи людей она просила…
Слайд. Ведущий: - Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы детей)
- Да, сегодня мы с вами поговорим о том, какие проблемы нависли над нашим общим домом… как быстро загрязняется наша планета, что можем сделать мы, люди, чтобы предотвратить это загрязнение.
- Разобраться в экологических вопросах сегодня нам помогут:
Экологи : Золотухина Эмилия, Казимирова Ангелина
Корреспонденты: Жерносек Сергей, Соколов Алексей
Ведущие: Ковеня Алина и Щербакова Виктория
Ведущий: - В ходе работы нам нужно будет заполнить таблицу «Охрана окружающей среды», в которую занесем представителей экологической среды и меры по их охране. (Показ таблицы на доске)
- Скажите, к чему может привести загрязнение планеты?
(уничтожением всего живого).
Ведущий:
Слайд. - Земля, на которой селился человек, возделывалась его руками и была кормилицей, становилась для него родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню, ласково называя землица-матушка. Они относились к земле как к живому существу.
Слайд. Ведущий: Планета наш – родимый дом,
Но много ли, люди, мы знаем о нем?
Загадки ее постоянно решаем,
Но многого так и не понимаем.
Ведущий: - Перед людьми возникли большие экологические проблемы.
- А что такое экология? (Ответы детей)
Слайд. - Мы обратились к словарю и выяснили, что экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Слайд(3). Ведущий: Дымит высокая труба, То с чистым воздухом борьба, Идёт отрава, жёлтый дым, Ложится облаком густым.
Ведущий: - О какой проблеме идет речь в стихотворении?
(Ответы детей. О загрязнении воздуха)
- К чему может привести загрязнение воздуха? (Ответы)
- Слово нашим корреспондентам...
Корреспондент:
- За год в атмосферу выбрасывается 5 млрд. тонн углекислого газа. Кислорода на Земле становится всё меньше и меньше, а выхлопных газов заводов и фабрик, транспорта всё больше и больше.
Корреспондент:
В результате деятельности человека кроме углекислого газа в атмосферу выбрасываются сотни миллионов тонн различных вредных веществ. Здоровье людей ухудшается и половина заболеваний происходит от загрязненного воздуха.
Ведущий: - Давайте обсудим, как можно уменьшить загрязнение воздушного бассейна планеты. (Обсуждение по очереди с поднятием руки)
Ведущий: - Занесем в таблицу наши предложения по охране воздушного бассейна. (Работа с таблицей)
Слайд(4). Ведущий: – (если будет речь о лесе, сказать: - Очень вовремя вы вспомнили о лесе, если нет, то читать сразу стихотворение )
Лес рубят, птицы не летят, А красоты все ждут, хотят, И гибнут лёгкие планеты, Лишь пни останутся при этом.
Кругом вороны, воробьи, Исчезнут вовсе соловьи, И целый мир пропал, исчез, Там, где стоял когда-то лес.
- К чему может привести вырубка лесов в большом количестве? (Ответы детей)
- Слово экологам…
Эколог:
- Из-за вырубки, площадь лесов каждую минуту сокращается на 20 гектаров. А ведь лес – это лёгкие нашей планеты, воздух – источник жизни.
Эколог:
1 гектар леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода. Зелёные насаждения уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза. За время своего существования человечество уничтожило больше половины всех лесов.
Ведущий: - Что же нам делать для сохранения легких планеты? (Обсуждение)
Слайд. Ведущий: - Мы тоже участвовали в озеленении планеты, посадив цветы на своей клумбе.
Ведущий: - Слово нашим корреспондентам…
Корреспондент:
– За последние 100 лет люди поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов растений.
(3)Слайд. - А сколько из них занесено в Красную книгу одной только Курской области: колокольчик, пион тонколистный, ландыш, ветреница лесная, проломник – свидетель оледенения, доживший до наших дней, прострел и многие другие.
Эколог:
- Каждая страна, на территории которой обитает вид, включенный в Красную книгу, несет ответственность перед своим народом и всем человечеством за его сохранение.
Корреспондент:
Слайд. – В газете «Эхо недели» сообщалось, что 10 октября 2014 г. на Аллее семьи кто-то сломал еще неокрепшее дерево. 1 саженец клена стоит около 7 000 руб. И горожанам надо помнить, что не все деревья приживаются, поэтому нужно беречь каждое посаженное дерево.
Корреспондент:
Слайд. – Из газеты «Эхо недели» мы узнали, что за 2014 год было выпилено 94 дерева. В основном убираются аварийные и сухие деревья при проведении ремонтных работ. Высадили 244 саженца.
На диаграмме видно, что в 2014 г. посадили деревьев больше, чем в 2013 г., что говорит о хорошей работе службы озеленения.
Каждый, кто приезжает в наш город отмечает, что это самый зеленый город в стране. Будем же беречь чужой труд и зеленые насаждения!
Ведущий: - А что можем сделать мы с вами для озеленения нашего города?
(Обсуждение: сажать деревья и клумбы, беречь зеленые насаждения)
Слайд. - Пионеры нашей школы, вместе с ветеранами войны, посадили Аллею Славы. На сегодняшний день деревца уже прижились.
Ведущий: - Итак, подведем итог. Прошу выбрать карточки с названием мер по охране растительного мира и занести в таблицу. (Работа с таблицей)
Корреспондент:
Слайд. – Для многих животных лес – родной дом. Лесов становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом и обречены на гибель. С каждым днем на нашей планете увеличивается количество животных, птиц, насекомых, растений, которых мы уже никогда не увидим вживую, а многие виды на грани исчезновения.
Корреспондент:
– Начиная с 1600 года, человек привёл к гибели почти 150 видов зверей и птиц, причём более половины – только за последние 60 лет.
(4)Слайда. - Это Квага, Моа, Стеллерова корова, Странствующий голубь, птица Додо и многие другие, о которых мы уже не раз говорили. На сегодняшний день опасность угрожает каждому десятому виду птиц.
Эколог:
(3)Слайд. - В Красную книгу Курской области занесены: Выхухоль русская, Сурок степной, речной бобр, Чёрный аист, Белая цапля, Змееяд и большое число насекомых.
Ведущий: - А что можем сделать мы с вами для охраны животного мира нашего города и области? (Обсуждение: подкармливать, не шуметь в лесу, не разорять гнезд)
Слайд. - Мы предлагаем провести акцию «Домики птицам!»
Поднимите руки те, кто хочет принять участие в акции и встретить пернатых друзей, сделав для них новое жилье.
Ведущий: - Итак, подведем итог. Прошу выбрать карточки с названием мер по охране животного мира и занести в таблицу. (Работа с таблицей)
Слайд. Ведущий:
Чтоб сохранить красу родной Земли,
Чтобы леса, цветы, сады росли,
Нужна всем чистая, прохладная вода.
Что реки нам несут через года.
Ведущий: - К чему может привести загрязнение воды? (Ответы )
Слайд. - Скажите, откуда реки берут свое начало? (Из родников)
- Как мы должны относиться к родникам? (Обсуждение)
Слайд. - Учащиеся 4 класса в прошлом году провели акцию «Помоги роднику». Предлагаем этой весной тоже принять участие в акции.
- Слово корреспонденту и экологам…
Корреспондент:
Слайд. - Ни звери, ни птицы, ни люди не могут жить без воды. За сутки человек потребляет 400 л воды. Сейчас человечество находится на грани водной катастрофы, потому что вода очень загрязнена. Ее используют в больших количествах в промышленности,
Слайд. сбрасывая использованную воду в реки. Знайте, 1 стакан грязных сточных вод приводит в негодность большое ведро чистой воды, а 1 грамм нефтепродуктов портит 100 л воды. Как говорят в народе: «ложка дегтя портит бочку меда».
Эколог:
Слайд. - В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.
Эколог:
Слайд. - Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. Но из-за аварий на нефтепромыслах или кораблях, миллионы тонн нефти оказывается в воде, уничтожая морских животных и птиц.
Ведущий: - Давайте подумаем вместе, что можно сделать для охраны водных ресурсов. (Обсуждение)
- Выберите для таблицы меры по охране воды. (Раб. с табл.)
Слайд. Ведущий: Есть слой у биосферы тонкий.
Ну, просто худенькая плёнка
Среди слоев коры земной.
Он почвою зовется скромно,
Хоть и рождает мир огромный
Полей, Лугов, Среды лесной…
Эколог:
- На почве растут полезные человеку растения. В ней живёт большое количество различных животных, микроорганизмов. Почва образуется очень медленно: 1 см в 100 лет. А вот разрушить ее можно очень быстро.
Ведущий:- Вопрос! К чему может привести загрязнение почвы? (Ответы)
- Слово корреспондентам и экологам…
Корреспондент:
Слайд. - Сейчас в сельском хозяйстве применяют пестициды в переводе с латинского - pestis — зараза и caedo (цидо) — убивать) — это ядохимикаты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорняками.
Эколог:
Слайд. - В почве скопилось большое количество пестицидов, которые дождём смывает в реку, где гибнет рыба, насекомые и птицы, поедающие этих насекомых.
Слайд. - На схеме показана цепь питания, которая всегда начинается с растений. И если мы вредим растениям, то наносим непоправимый вред всему живому, отравляем и сами себя.
Эколог:
Слайд. - Как только древние люди стали жить на одном месте, началось загрязнение окружающей среды. Загрязнение и отходы – это то, что не может быть усвоено природой и тогда нарушается равновесие.
Ведущий:
Слайд. - Утилизация мусора – одна из важнейших проблем. Он постепенно становится монстром цивилизации, потому что избежать всех отходов человек не может.
Ведущий: - Вопрос «куда деть мусор?»
- Есть такое понятие «утилизация отходов».
Слайд. - Мы обратились к словарю и выяснили, что в переводе с латинского языка utilis - означает полезный. УТИЛИЗАЦИЯ - это применение или использование отбросов и отходов для различных целей в промышленности и в сельском хозяйстве.
(Выставка) Ведущий: - Обратите внимание! На нашей выставке вы видите
Слайд. работы, выполненные из бросового материала. Старым вещам можно дать вторую жизнь. Вот эту сумку сшила наша Елена Владимировна из старого плаща, а эту - из сломанного зонтика.
Эколог:
Слайд. - Пока человечество придумало несколько путей утилизации мусора: организация свалок, вторичное использование отходов, сжигание отходов, захоронение мусора.
Эколог:
Слайд. – Часто, отдыхая на природе, люди оставляют после себя мусор. Вспомните эти цифры, прежде чем бросить в лесу, на дороге или в любом другом месте старый полиэтиленовый пакет или бутылку!
Предметы | Время разложения |
Бумага | от 2 до 10 лет |
Консервная банка | 100 лет |
Полиэтиленовый пакет | 200 лет |
Пластмасса | 500 лет |
Стекло | 1000 лет |
Ведущий: - Что можем мы сделать, чтобы наш город стал чище?
- Экологу есть, что добавить?
_________________________________________________________________________________________________________________
Эколог: 1. Пищевые отходы отвозите на дачу для компоста.
- Участвуйте в экологических акциях.
- Воспитывайте чувство любви к этому миру и культуру поведения в самом себе и близких людях.
Ведущий: - Мы предлагаем акцию «Мусора в нашем городе больше нет!» - Вы согласны с нашим предложением?
Ведущий:
- Чистота начинается с нас самих, с нашего отношения к окружающей природе, к тому месту, где мы живём. Особой проблемой считается мусор, который почему-то никто не хочет за собой убирать. Пожалуйста, не забывайте убирать за собой мусор!
Ведущий:
Слайд. - Мы заботимся о нашем городе. Каждую весну взрослые и дети очищают улицы от мусора. Наша школа также проводит акцию «Чистый двор».
Ведущий:
- А теперь задумайтесь: если бы мы не сорили, то и не пришлось бы прилагать усилия, чтобы убирать.
- Значит мы должны помнить: «Чисто не там, где убирают, а там, .………(пауза, дети говорят хором)………. где не сорят!»
- Предложите меры по охране почвы. (Обсуждение)
- Прошу внести данные в таблицу. (Работа с таблицей)
Слайд. Ведущий: - Скажите кто виноват во всех причинах болезни планеты? (Человек )
- Видно, люди забыли о том, что они навсегда в ответе за животных, растения и планету, на которой нам посчастливилось жить.
Ведущий:
- У каждого из нас только одна планета.
- И прав писатель Антуан Экзюпери, который сказал: " Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля", значит пересесть из него просто некуда.
Учитель: - Сейчас мы разделимся на 2 группы. Ваша задача создать плакат и защитить работу по плану, написанному на карточке.
Слайд. Проснулась я, а солнце ярко светит,
И небо голубое, и шумит листва,
И радостно смеются наши дети,
И поняла я, что Земля права.
Должны беречь мы Землю вновь и вновь,
А вместе с ней Надежду, Веру и Любовь…
Слайд. Ведущий: - Заканчивая нашу работу, скажите, что вам понравилось больше всего на нашей встрече? (Ответы детей)
- Что вы хотели бы еще узнать, о чем поговорить?
(Ответы детей)
Учитель: - Посмотрите на таблицу и скажите, что лично мы с вами можем сделать для спасения нашей планеты?
– Мы хорошо поработали, спасибо всем. Сегодня мы только обозначили экологические проблемы. Каждую из них нужно изучать глубоко и составлять целые программы по охране окружающей нас природы, создавать проекты по спасению планеты. И это темы для наших следующих бесед.
- А хотелось бы вам рассказать кому-то о том, что сегодня узнали?
- Что мы можем подготовить, например, для первоклассников?
Ведущая: - Спасибо всем участникам сегодняшней встречи!
- С вами были учащиеся 3 «а» класса средней школы № 4.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал "Зеленый наряд нашей планеты"
Методическая разработка внекласного мероприятия на экологическую тему....
Устный журнал "Эта хрупкая планета"
Устный журнал...
Устный журнал "Сохраним планету зеленой"
Методическая разработка "Сохраним планету зелёной" включает в себя конспект занятия для проведения занятия экологической направленности в 4 классе. Данный материал будет полезен учителям начальн...
Конспект и презентация к уроку математики УМК "Планета знаний" 2 класс по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100"
Ресурс представляет собой конспект урока математики для 2 класса " по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100" с презентацией. Материал подготовлен по УМК "Планета знаний"...
Устный журнал "Зеленый наряд нашей планеты"
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 3 классе по экологическому воспитанию....
Устный журнал "Зеленая планета. Пернатые друзья"
Внеклассное мероприятие под названием «Зеленая планета» разработано и проведено в рамках акции «Дни защиты от экологической опасности», экологический праздник «День птиц». Это мероприятие посвящено те...
Устный журнал "Планеты солнечной системы"
Устный журнал читают дети 4 класса для 2-го класса, с целью сформировать представление о планетах Солнечной системы в более интересной форме....