Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа (окружающий мир, 3 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру составлена для 3 класса по программе А.А. Плешакова. Программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, хар-ки деятельности уч-ся, требований к уровню подготовки учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_okr3.doc | 338.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ДЛЯ 3А КЛАССА НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
(А,А,Плешаков. Окружающий мир.
Москва :Просвещение ,2010
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Разработчик программы
учитель начальных классов
МБОУ «Кингисеппская гимназия»
Писмарева Н.В.,
высшая квалификационная категория
2011-2012 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования , авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования .
Цели курса:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса:
- Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
- Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
- Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
- Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Основные содержательные линии курса:
- обобщение, систематизация и расширение уже имеющиеся у детей представлений о многооб разии природы, взаимодействии природы и человека. Обучающиеся получают представление о людях, населяющих нашу планету, знакомятся с понятием «общество»;
- изучение воздуха, воды и других компонен тов природы через по лученные детьми элементарные знания о твердых, жидких, га зообразных телах и веществах. Применительно к каждому компоненту рассмат риваются его особенности, значение в природе и жизни челове ка, охрана данного природного компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в при роде: внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т. д.), а также между природой и челове ком;
- формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены;
- изучение основ безопасной жизнедеятельности и формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами безопасности в быту, предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, при обращении с животными и т. д.;
- получение элементарных экономических знаний;
- формирование первоначальных географических представлений: о родной стране, о разных странах мира. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта, ИКТ.
Перечисленные содержательные линии выделены в программе в качестве отдельных разделов программы.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Практические работы, экскурсии |
1 | Как устроен мир? | 6 | Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека. Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц |
2 | Эта удивительная природа | 18 | Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах; изучение св-в воды; очистка за -грязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений,определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя. |
3 | Мы и наше здоровье | 10 | Практические работы: зн-во с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковке); подсчёт ударов пульса. |
4 | Наша безопасность | 7 | Экскурсия: зн-во с дорожными знаками в окрестностях школы. Практическая работа: зн-во с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды |
5 | Чему учит экономика? | 12 | Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; зн-во с культурными растениями, составление устного описания рассмотренного растения; зн-во с современными российскими монетами. |
6 | Путешествия по городам и странам | 15 | Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов. |
Итого: | 68 |
Виды и формы организации учебного процесса
- Уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы.
- Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Проверка и оценка усвоения программы
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практиче ские работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
– человек — часть природы и общества;
– что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
– основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
– основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
– взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
– взаимосвязи между природой и человеком (значение при роды для человека, отрицательное и положительное воздей ствие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
– строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
– правила гигиены; основы здорового образа жизни;
– правила безопасного поведения в быту и на улице, основ ные дорожные знаки; правила противопожарной безопаснос ти, основы экологической безопасности;
– потребности людей; товары и услуги;
– роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в эконо мике, основы семейного бюджета;
– некоторые города России, их главные достопримечатель ности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
– распознавать природные объекты с помощью атласа-опре делителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
– проводить наблюдения природных тел и явлений, прос тейшие опыты и практические работы, фиксировать их ре зультаты;
– объяснять в пределах требований программы взаимосвя зи в природе и между природой и человеком;
– выполнять правила личного поведения в природе, обос новывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
– выполнять правила личной гигиены и безопасности, ока зывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
– владеть элементарными приемами чтения карты;
– приводить примеры городов России, стран – соседей Рос сии, стран зарубежной Европы и их столиц.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:
Учебник | Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010 |
Методическая литература | Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 3 класс. М.:Экзамен, 2007 |
Материалы для проведения проверочных работ | Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы. В двух частях.. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010 |
3 класс (68 ч) | |||||
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | ||||
Раздел «Как устроен мир» (6 ч) | |||||
1 Природа Разнообразие природы. Как классифи цируют объекты природы. Биоло гия — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей | — Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»; — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей; — работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необхо димую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по извест ным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
2 Человек Человек — часть природы. Отличия че ловека от других живых существ. Вну тренний мир человека. Ступеньки по знания человеком окружающего мира | — Понимать учебную задачу урока и стремиться сё выполнить; — находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; — различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявле ния внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека; — работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; — моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе роле вых игр; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во-просы и оценивать достижения на уроке | ||||
3 Проект «Богатства, отданные лю дям» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: — определять цель проекта; — распределять обязанности по проекту в группах; — собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете; — подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изго тавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; — презентовать проект; — оценивать результаты работы | ||||
4 Общество Человек как член общества. Человече ство. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие на родов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государ ства. Представление о гражданстве. Мы — граждане России | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять место человека в мире; — характеризовать семью, народ, государство как части общества; — обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; — сопоставлять формы правления в государствах мира; — работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходи мой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку: рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
5 Что такое экология Экология как наука о связях между жи выми существами и окружающей сре дой, её роль в жизни человека и обще ства. Экологические связи, их разно образие | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в при роде, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаи мосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему; — работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью класси фицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
6 Природа в опасности! Положительное и отрицательное влия ние человека на природу. Морская ко рова, странствующий голубь — при меры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедни ки и национальные парки — особо ох раняемые природные территории | — Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; — устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и нацио нальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; | ||||
— работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни; — моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; — обсуждать, как каждый может помочь природе; — работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и националь ных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |||||
Раздел «ЭТА удивительная природа» (18 ч) | |||||
1 Тела, вещества, частицы Знакомство с целями и задачами раз дела. Тела, вещества, частицы. Есте ственные и искусственные тела. Твёр дые, жидкие, газообразные вещества | — Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; — характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; — наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; — работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведен ных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; мо делировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жид ком и газообразном веществах; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
2 Разнообразие веществ Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Наиболее распространённые в быту ве щества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. ^Кислотные дожди. | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; — практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продук тах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; — работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; — работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | ||||
3 Воздух и его охрана Воздух как смесь газов. Свойства воз духа. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; — исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; — работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в со ответствии с заданием; — работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чисто ты воздуха в родном городе; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
4 Вода Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, форму лировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради): — работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, ис пользуя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как раство рителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию; — работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
5 Превращения и круговорот воды Три состояния воды. Круговорот воды в природе | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — высказывать предположения о состояниях водьг в природе; различать три состояния воды; — наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлажде нии пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; — работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте водьг в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот водьг в природе, осуществлять самопроверку; | ||||
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |||||
6 Берегите воду! Использование воды человеком. Вы сказывать Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника; — работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведе ния с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источни ки загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды; — работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чи стоты воды в родном городе (селе); — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
7 Как разрушаются камни Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в при роде; — наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение — при охлаждении; — характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них; — работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе прояв ления разрушения горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
8 Что такое почва Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодо родия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разруше ние почвы. Охрана почвы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и во просам; — высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их; — практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного экеперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез; — анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделиро вать связи почвы и растений; — обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; — характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризо вать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о де ятельности В. В.Докучаева); — обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевою червя» из книги «Великан на поляне»; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
9 Разнообразие растений Группы растений: водоросли, мхи, па поротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о расте ниях | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны; — знакомиться с группами растений по материалам учебника; — работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их от веты; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку; — приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-опре делителя; — используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
10 Солнце, растения и мы с вами Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей сре дой. Роль растений в жизни животных и человека | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыха ния растений; — моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; — выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; — доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
11 Размножение и развитие растений Опыление. Роль насекомых в опыле нии растений. Приспособленность рас тений к разным способам распростра нения плодов и семян. Развитие рас тений из семян | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их рас пространения; — наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; — выявлять роль животных в размножении и развитии растений; — характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
12 Охрана растений Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в при роде | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе; — характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир рас тений; — обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе; — оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
13 Разнообразие животных Многообразие животного мира. Класси фикация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообраз ные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды живот ных. Зоология — наука о животных | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах; — классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками; — приводить примеры животных разных групп; — с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе; — обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»; — работать с электронным приложением к учебнику; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
14 Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к до быванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать животных по типу питания; — приводить примеры животных по типу питания; — анализировать схемы цепей питания; — характеризовать защитные приспособления растений и животных; - обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках; - обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: — определять цель и этапы работы; — распределять обязанности; — совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя расте ния, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; — находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; — составлять и презентовать «Книгу природы родного края» | ||||
15 Размножение и развитие животных Размножение и развитие животных разных групп | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать животных разных групп по способу размножения; — моделировать стадии размножения животных разных групп; — рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве; — обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
16 Охрана животных Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезаю щие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила по ведения в природе. Меры по охране животного мира | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Красной книге России, полученные в 1—2 классах; — характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на живот ный мир; — с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России; — обсуждать меры по охране животных; — обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых; — формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; — с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее; — создать книжку-малышку «Береги животных»; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
17 В царстве грибов Разнообразие грибов. Строение шля почных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишай ники | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать строение шляпочных грибов; — с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедоб ные, несъедобные и ядовитые грибы; — обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»; — моделировать различие грибов-двойников; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
18 Великий круговорот жизни Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и ор ганизм ы-разруш ител и; — обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи кругово рота веществ в природе; — моделировать круговорот веществ в природе; — рассказывать о круговороте веществ на Земле; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч) | |||||
1 Организм человека Анатомия, физиология, гигиена как на уки. Понятие об органах и системе ор ганов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровенос ная система | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организ ма, полученные во 2 классе; — характеризовать системы органов человека (их части и назначение); — обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; — анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показы вать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника; — практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рас сказы по предложенному плану; — распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; | ||||
2 Органы чувств Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии \ мира. Гигиена органов чувств | |||||
— формулировать правила гигиены органов чувств; — работать с терминологическим словариком — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||||
3 Надёжная защита организма Кожа как орган защиты от поврежде ний и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Пер вая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмо раживание) | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа: изучить свойства кожи; — характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; — характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; — работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреж дениях кожи; — подготовить рассказ об уходе за кожей; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
4 Опора тела и движение Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важ ность выработки и сохранения пра вильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; — раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; — следить за правильной осанкой на уроке и вне его; — выполнять физкультминутки; — работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
5 Наше питание. Проект «Школа ку линаров» Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, ви тамины), продукты, в которых они со держатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Ги гиена питания. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания; — моделировать строение пищеварительной системы; — характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пере варивания; — обсуждать правила рационального питания; — составлять меню здорового питания; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке; — готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров» | ||||
6 Дыхание и кровообращение Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь ды хательной и кровеносной систем. Пульс, его частота | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе; — характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме; — моделировать строение дыхательной системы; — характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровенос ной системы в организме; — моделировать строение кровеносной системы; — обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем; — практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке; — работать с терминологическим словариком; — работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
7 Умей предупреждать болезни Закаливание как фактор предупрежде ния заболеваний. Способы закалива ния организма. Предупреждение ин фекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболева ния | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать факторы закаливания; — формулировать правила закаливания; — составлять памятку по закаливанию; — составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; — работать с терминологическим словариком; — регулярно проводить закаливание своего организма; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
8 Здоровый образ жизни Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие; — обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
9 Проверим себя и оценим свои до-стижения за первое полугодие (проверка знаний и умений. Формиро вание адекватной оценки своих дости жжений) | — Выполнять тесты с выбором ответа; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | ||||
10 Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа ку линаров» Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекват ной оценки своих достижений | — Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядны ми материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | ||||
Раздел «Наша безопасность» (7 ч) | |||||
1 Огонь, вода и газ Знакомство с целями и задачами раз дела. Действия при пожаре, аварии во допровода, утечке газа | — Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выпол нить; — актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах; — характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; — моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; — называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; — работать с терминологическим словариком; — анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
2 Чтобы путь был счастливым Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипе де, езде в автомобиле, общественном транспорте | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1—2 классах; — работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; — обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; — выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте; — моделировать свои действия в ходе ролевой игры; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать постижения ия unnw • | ||||
3 Дорожные знаки Дорожные знаки. Знаки предупрежда ющие, запрещающие, предписываю щие, информационно-указательные, знаки сервиса | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1-2 классах; - анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; - выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков, - моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имею щихся дорожных знаков; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
4 Проект «Кто нас защищает» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: - находить в Интернете и других источниках информации сведения о Воору жённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; - интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужа щих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; — оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.; — презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | ||||
5 Опасные места Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; - обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; - работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
6 Природа и наша безопасность Опасности природного характера (гро за, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки) | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать опасности природного характера; - находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах; - обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зеленые страницы»; - характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; - отличать гадюку от ужа; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
7 Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической без- опасности. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить- — анализировать по схеме цепь загрязнения; — приводить примеры цепей загрязнения - моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм и меры по охране окружающей среды; выполнять правила личной безопасности; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды. — работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы йз изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
Раздел «Чему учит экономика» (12 ч) | ||
1 Для чего нужна экономика Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги | - Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары» «услуги™ - различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг - характеризовать роль труда в создании товаров и услуг - работать с терминологическим словариком- - работать со взрослыми, прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
2 Природные богатства и труд лю дей — основа экономики Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физи ческий. Роль образования в экономике | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить- - прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий- - раскрывать роль науки в экономическом развитии- - Работать со взрослыми: выяснять роль профессии родителей в экономике - работать с терминологическим словариком- - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
3 Полезные ископаемые Понятие о полезных ископаемых. Наи более важные в экономике полезные | - Понимать учебную задачу урока и стремиться сё выполнить--актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в I-2 классе | |
ископаемые. Значение, способы добы чи и охрана полезных ископаемых | -определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; — выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; — характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки); — с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом; — работать с терминологическим словариком; — работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
4 Растениеводство Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как от расль сельского хозяйства. Исполь зование культурных растений для про изводства продуктов питания и про мышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кор мовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, получен ные в 1—2 классах; — практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяй ственное растение и описывать его по плану; — обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; — различать и классифицировать культурные растения; — определять с помощью атласа-определителя культурные растения; — характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов; — выявлять связь растениеводства и промышленности; — работать с терминологическим словариком; — исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в тече ние дня; — работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
5 Животноводство Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяй ственные животные: млекопитающие. / птицы, рыбы, насекомые. Содержание / и разведение домашних сельскохозяй ственных животных, их роль в эконо мике. Труд животноводов | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах; — классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. — характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в эконо- ' мике и труд животноводов; — выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; — работать с терминологическим словариком; — исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; — работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
6 Какая бывает промышленность Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, ме таллургия, машиностроение, электрон ная, химическая, лёгкая, пищевая про мышленность | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве това ров; — соотносить продукцию и отрасли промышленности; — выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; — характеризовать труд работников отраслей промышленности; — работать с терминологическим словариком; — работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные пред приятия есть в регионе; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
7 Проект «Экономика родного края» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: — собирать информацию об экономике своего края (города, села); — оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.; — коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»; — презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | |
8 Что такое деньги Обмен товарами: бартер, купля — про дажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моде лировать ситуации бартера и купли-продажи; — раскрывать роль денег в экономике; — различать денежные единицы разных стран; — практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
9 Государственный бюджет Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; — определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; — выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; — моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
10 Семейный бюджет Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; — выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; — определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; — обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — ме нее важными; — моделировать семейный бюджет; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
11- 12 Экономика и экология (2 ч) Положительное и отрицательное воз действие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полу ченные в I—2 классах; — характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; — раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; — обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в на стоящее время осуществляется экологическая экспертиза; — приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием эко логов; — моделировать экологические прогнозы; — работать с терминологическим словариком; — работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе; I — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке |
Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 ч) | |
1-3 Золотое кольцо России (3 ч) Золотое кольцо России — слава и гор дость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залес-ский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их до стопримечательности | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; — узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фото графиям; — составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; — моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопри мечательностей, сувениры и т. д.; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке |
4 Проект «Музей путешествий» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: — собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), со ставлять этикетки (кем, когда и где собран материал); — оформлять экспозицию музея; — готовить сообщения (экскурсии по музею); - презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов |
5 Наши ближайшие соседи Государства, граничащие с Россией, их столицы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; показывать на карте России её границы и пограничные государства, их сто лицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; — обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — работать с терминологическим словариком; - с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, гра ничащих с Россией; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке |
6 На севере Европы Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Ислан дия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаме нитые люди | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом место положения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — соотносить государства и их флаги; — узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её за мечательных людей; — составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; — работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||
7 Что такое Бенилюкс Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидер ланды, Люксембург), их столицы, госу дарственное устройство, флаги, досто примечательности | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каж дой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из пред ставителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; — описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; — выполнять задания электронного приложения к учебнику; — используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фак тов по изучаемым странам; — работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||
8 В центре Европы Страны центра Европы: Германия, Ав стрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнит!,; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположе ния страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному иЭЧ, представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; | ||
— узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям; — выполнять задания по электронному приложению к учебнику; — моделировать достопримечательности из пластилина; — работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |||
9 По Франции и Великобритании (Франция) Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопри мечательности, знаменитые люди | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подгото вить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политиче ской карте Европы; выступать одному из представителей группы или распреде лять материал на несколько сообщений; — описывать достопримечательности Франции по фотографиям; — составлять вопросы для викторины о Франции; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции; — работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||
10 По Франции и Великобритании (Ве ликобритания) Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устрой ство, государственные символы, досто примечательности, знаменитые люди | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на по литической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям; — составлять вопросы для викторины о Великобритании; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Вели кобритании; — работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Великобритании; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | | ||
11 На юге Европы Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на по литической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — составлять вопросы к викторине по Греции и Италии; — описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; — выполнять задания электронного приложения к учебнику; — используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изуча емых странах; — работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||
12 По знаменитым местам мира Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сид нейской оперы) | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; — обсуждать цели международного туризма; — работать с картой; — описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности; — находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопри мечательностях разных стран, готовить сообщения; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||
13 Проверим себя и оценим свои до стижения за второе полугодие Проверка знаний и умений. Формирова ние адекватной оценки своих достижений | — Выполнять тесты с выбором ответа; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | ||
14-15 Презентация проектов «Кто нас за щищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» (2 ч) Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекват ной оценки своих достижений | — Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядны ми материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 3 классе (Плешаков)
№ п/п | Тема урока | Новые понятия в словарик | п/т «Про- верь себя» | М-л учебника |
Дата | ||
1 | 1 четверть – 18 часов Как устроен мир (6 часов) Природа. Разнообразие природы. Экскурсия | Организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп | 4 | 1 часть Стр3-9; | |||
2 | Человек. Человек — часть природы. | Психология,восприятие, память, мышление, воображение | Стр6 | стр10-15; | |||
3 | Проект «Богатства, отданные лю дям» | Стр6 | |||||
4 | Общество Человек как член общества. | Общество, семья, народ, гоударство | Стр7 | 16-21; | |||
5 | Что такое экология | Окружающая среда, экология | Стр8 | 22-26; | |||
6 | Природа в опасности! | Заповедник, национальный парк | Стр9-10 | 27-32; | |||
7/1 | Эта удивительная природа (18 часов) Тела, вещества, частицы. Опыт | Тело, вещество, частица | Стр12-13 | 34-38; | |||
8/2 | Разнообразие веществ. Практ/раб | Химия, поваренная соль, крахмал, кислота | Стр14 | 39-43; | |||
9/3 | Воздух и его охрана | кислород | Стр15 | 44-48; | |||
10/4 | Вода. Свойства воды. Практ/раб | фильтр | Стр16 | 49-52 | |||
11/5 | Превращения и круговорот воды. | Состояние, испарение, круговорот | Стр 17 | 53-56; | |||
12/6 | Берегите воду! | Стр18 | 57-61; | ||||
13/7 | Как разрушаются камни? * | Стр19 | 62-64; | ||||
14/8 | Что такое почва? Практ/раб | Почва, плодородие | Стр20 | 65-70; | |||
15/9 | Разнообразие растений | ботаника | Стр21-22 | 71-75; | |||
16/10 | Солнце, растения и мы с вами. *Связь между растениями и окружающей средой | Стр23 | 76-79; | ||||
17/11 | Размножение и развитие растений Практ/раб | опыление | Стр24 | 80-83; | |||
18/12 | Охрана растений | Стр25 | 84-88; | ||||
1/13 | 2 четверть – 14 часов Разнообразие животного мира. | Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие. | Стр26 | 89-95; | |||
2/14 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | Стр27 | 96-99; | ||||
3/15 | Размножение и развитие животных | Личинка, куколка, малёк, головастик | Стр28-29 | 100-111; | |||
4/16 | Охрана животных | Стр30 | 112-117; | ||||
5/17 | В царстве грибов | Грибница, съедобные, несъёдобные грибы | Стр31 | 118-123; | |||
6/18 | Великий круговорот жизни * | Изучение нового материала | Стр32 | 124-126; | |||
7/1 | Мы и наше здоровье (10 часов) Организм человека | Система органов | Стр34 | 127-131; | |||
8/2 | Органы чувств | Обоняние, осязание | Стр35 | 132 – 135; | |||
9/3 | Надёжная защита организма Практ/р | Ушиб, ожог, обмораживание | Стр36 Стр47 | 136-139; | |||
10/4 | Опора тела и движение | Скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка | Стр37 | 140-143; | |||
11/5 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров" Практ/раб | Белки, жиры, углеводы, пищеварительная система | Стр38 | 144-147; | |||
12/6 | Дыхание и кровообращение Практ/раб | Дыхательная система, кровеносная система | Стр39 | 148-150; | |||
13/7 | Умей предупреждать болезни. | Закаливание, инфекционные болезни, аллергия | Стр40 | 151-153; | |||
14/8 | Здоровый образ жизни. 3 четверть – 20 часов | Здоровый образ жизни | Стр41 | 154-157; | |||
1|9 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | Стр42-48 | |||||
2|10 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа ку линаров» | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекват ной оценки своих достижений | |||||
3/1 | Наша безопасность (7 часов) Огонь, вода и газ | диспетчер | 2 часть Стр4 | 3-7; | |||
4/2 | Чтобы путь был счастливым | Стр5 | 8-13; | ||||
5/3 | Дорожные знаки. Экскурсия | сервис | Стр6 | 14-17; | |||
6/4 | Проект «Кто нас защищает» | ||||||
7/5 | Опасные места | Стр7 | 18-22; | ||||
8/6 | Природа и наша безопасность | Стр8-9 | 23-28; | ||||
9/7 | Экологическая безопасность Практ/раб | Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр | Стр10 | 29-34; | |||
Чему учит экономика? (12 часов) | |||||||
10/1 | Для чего нужна экономика? | Потребности, товары, услуги | Стр12 | 35-39; | |||
11/2 | Природные богатства и труд лю дей — основа экономики | Природные богатства, капитал, труд | Стр13 | 40-47; | |||
12/3 | Полезные ископаемые. Практ/раб | Месторождение, геолог | Стр14 | 48-52; | |||
13/4 | Растениеводство Практ/раб | Отрасль, растениеводство | Стр15 | 53-59; | |||
14/5 | Животноводство | животноводство | Стр16 | 60-63; | |||
15/6 | Какая бывает промышленность? | Добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, лёгкая, пищевая | Стр17-18 | 64-67; | |||
16/7 | Проект «Экономика родного края» | Деньги, рубль, заработная плата | |||||
17/8 | Что такое деньги? Практ/раб | Стр19 | 68-72; | ||||
18/9 | Государственный бюджет | Бюджет, доходы, расходы, налоги | Стр20 | 73-76; | |||
19/10 | Семейный бюджет | Стипендия, пенсия | Стр21 | 77-80 | |||
20/ 11 | Экономика и экология | Танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз | Стр22 | 81-86; | |||
1/12 | 4 четверть – 16 часов Экономика и экология | Стр42-44 | |||||
2/1 | Путешествие по городам и странам (15 ч) Золотое кольцо России | финифть | Стр24-25 | 87-99; | |||
3/2 | |||||||
4/3 | |||||||
5/4 | Проект «Музей путешествий» | ||||||
6/5 | Наши ближайшие соседи * | Сухопутные границы, морские границы | Стр26-27 | 100-109; | |||
7/6 | На севере Европы | Скандинавские страны, фьорд, аквапарк, гейзер | Стр28-29 | 110-119; | |||
8/7 | Что такое Бенилюкс? * | дамба | Стр30-31 | 120-126; | |||
9/8 | В центре Европы | фиакр | Стр32-33 | 127-133; | |||
10/9 | Путешествие по Франции и Великобритании | Стр34-35 | 134-143; | ||||
11/10 | |||||||
12/11 | На юге Европы | Стр36-37 | 144-150; | ||||
13/12 | По знаменитым местам мира | 38-39 45-47 | 151-155; | ||||
14/13 | Проверим себя и оценим свои до стижения за второе полугодие | ||||||
15/14-16/15 | Презентация проектов «Кто нас за щищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» (2 ч) | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекват ной оценки своих достижений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...