Рабочая пограмма по окружающему миру. 2 класс. УМК "Гармония"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая учебная программа по окружающему миру для 2 класса. УМК "Гармония".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_okr_mir.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Карповская СОШ
Рассмотрена на заседании МО Протокол №___ от «____» _______2011г.
руководитель МО _______________(ФИО)__________
| Утверждена Приказ по школе № _____ от «___» _________2011___г. Директор ______________(ФИО) ____________________________ | |
Согласована «___» __________________2011 г. Заместитель директора__________ (ФИО)________________________ |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 2 КЛАССА
НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных школ по окружающему миру 2 класс.
УМК «Гармония» по предмету «Окружающий мир» (О.Т.Поглазова); учебник - «Окружающий мир» -автор- О.Т.Поглазова в 2частях, рабочая тетрадь – в 2частях; издательство «Ассоциация 21век».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру (автор – О.Т.Поглазова), на основании методического письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998г.(№156./14-15),Закона РФ «Об образовании». Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравст-венной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
В процессе изучения данного предмета школьники добывают знания из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать роль человека в мире; начинают осознавать, что мир красив, многообразен, един, изменчив; приобретают разнообразные навыки и умения: наблюдать и сопоставлять спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, поводить несложные опыты, пользоваться приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду; приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Курс «Окружающий мир» является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России. Каждая из этих областей объединяет знания нескольких наук. Так человек предстаёт перед учениками и как биологический вид и как социальное явление, что позволяет заложить основу для освоения в основной школе таких наук, как анатомия, физиология, гигиена, обществоведение, история, и создать условия для начала формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений.
Линиями интеграции содержания выступают следующие концептуальные идеи: «многообразие и красота объектов окружающего мира»; изменчивость окружающего мира и её закономерности; развитие и функционирование живых организмов; изменение быта и культуры наших предков; взаимосвязи и взаимозависимости в окружающем мире, важнейшие события истории Отечества.
Во 2 классе полученные в 1 классе знания о многообразии объектов окружающего мира дополняются представлениями об изменчивости окружающего мира, о наличии закономерностях этих изменений, о тесных связях в неживой и живой природе, о преобразующей природу деятельности людей. Происходит знакомство со свойствами веществ, необходимых для всего живого на Земле, со свойствами воздуха, воды, почвы, с проблемами их загрязнения и очистки с необходимостью бережного отношения к окружающей среде. Ученики получают представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, как здоровье человека зависит от его образа жизни и состояния окружающей среды. Последовательно расширяются и исторические представления. Учащиеся знакомятся с разнообразием исторических источников, с бытом и культурой наших предков.
В течение этого года обучения закрепляются умения классифицировать окружающие предметы и явления, обобщать полученную информацию в простых схемах и таблицах. Начинается освоение опытно-экспериментальной деятельности по изучению природы: определение состава и свойств веществ, изменение их состояния в связи с изменением температуры; наблюдение за развитием растения и др. Осваиваются систематические фенологические наблюдения. При этом внимание учащихся направляется на выявление последовательностей, закономерностей, причинно-следственных связей в окружающем мире.
В блок знаний о природе на доступном данному возрасту уровне интегрированы физические, химические, биологические, географические, астрономические и экологические знания об окружающем мире, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного цикла в основной школе.
С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств предметов и явлений окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей.
При решении задач обучения , воспитания и развития акцент делается на задаче развития. Знания являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер уч-ся, их творческих способностей.
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение окружающего мира во 2 классе отводится 70 часов из расчета 2 ч в неделю.
Количество учебных часов
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение окружающего мира во 2 классе отводится не менее 70 часов из расчета 2 ч в неделю.
В данной рабочей программе: 2 часа в неделю.
Согласно календарному распределению учебных четвертей и каникулярного времени учебный год составляет 34 учебные недели и 4 дня. Согласно расписанию уроков на 2011-2012 учебный год количество часов по учебным четвертям следующее: Iч-16; IIч-15; IIIч-18; IV-19; всего за год – 68 часа. В том числе: контрольных работ-6ч. Резерв – 3 часа.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, работ. Итоговая аттестация не предусмотрена.
Уровень обучения – базовый.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе |
1. Человек – часть живой природы, человек – изобретатель. | 7 | 8 |
2. Красота и разнообразие неживой природы. | 12 | 23 |
3. Общество. Ты – член семьи и общества. | 6 | 12 |
4. Родина. | 6 | 22 |
5. Резерв | 3 | |
68 |
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Учебно-методический комплект учителя:
1. Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир».
2. Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 2 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.
3. Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради в 2 частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.
4. Фефилова Е.П. «Поурочное планирование по окружающему миру».
Для детей:
1. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.
2. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради в 2 частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.
3. О.Т.Поглазова. Окружающий мир. 2 класс. «Тестовые задания» - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
I. Человек – часть живой природы, человек - изобретатель. (8ч)
Чем человек похож на животных и чем отличается. Одно из важнейших отличий человека от животных – способность изобретать, творить новое.
Здоровье – тоже красота. Как сохранять и укреплять свое здоровье. Режим дня. Чем природа может помочь человеку сохранить здоровье. Значение физической культуры. Спорт и здоровье. Античные скульптуры – памятники красоте человеческого тела.
Творческие способности человека и возможность их развития. Талант и трудолюбие. Красота человека – творца, мастера своего дела. Кем ты мечтаешь быть.
Человек – строитель своего дома, поселка, города. Человек – изобретатель транспортных средств. Что человек подсмотрел у природы, изобретая различные транспортные средства. Виды транспортных средств: наземные, водные, воздушные. Виды пассажирского и специально транспорта. Проблема загрязнения окружающей среды транспортом. Каким должен быть транспорт будущего.
Правила безопасного пользования осветительными и другими бытовыми электрическими приборами, противопожарная безопасность.
Разнообразие профессий людей. Для чего создали роботов. Основные занятия людей в городской и сельской местности. Профессии, связанные с природой. Влияние человеческой деятельности на природу. Чем занимаются экологи.
Наблюдения, практические и творческие работы:
освоение правил обхода автобуса, троллейбуса, трамвая; выявление источников загрязнения своего двора, своей улицы; составление проекта украшения двора или улицы зелеными насаждениями.
Цели: дать представление о человеке, как части живой природы; об отличии его от животных.
II. Красота и разнообразие неживой природы. (23ч)
Отличительные признаки живого (все живое растет, развивается, размножается, дышит, питается, умирает). Проявление признаков живого у растений, грибов. Растения, грибы, животные – живые организмы.
Основные объекты неживой природы, наблюдаемые на дневном и ночном небе (Солнце, облака, Луна, звезды и созвездия). Красота неба. Цвет неба утром, днем, вечером, ночью.
Солнце – звезда, ближайшая к планете Земля. Значение Солнца для растений животных и человека. Солнце и здоровье. Как беречься от жаркого солнца. Почитание Солнца древними. Образ Солнца в произведениях народного творчества.
Разнообразие форм и цвета облаков. Что несут с собой облака (дождь, снег, град, грозы). Кислотные дожди. Виды облаков (перистые, кучевые, слоистые, тучи). Из чего состоят облака (из капелек воды или кристалликов люда).
Красота ночного неба. Луна – самый крупный и яркий объект на ночном небе. Отчего светится Луна ( отражает свет невидимого ночью Солнца). Разнообразие вида Луны (фазы Луны). Звезды и созвездия (группы звезд). Красота и разнообразие созвездий.
Виды форм земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги. Разнообразие форм и высоты гор. Части холма, горы (вершина, склон, подошва). Как образуются овраги. Борьба с оврагами. Красота природного пейзажа (изображение земной поверхности на полотнах художников; красот земли в произведениях поэтов). Что портит красоту земли (карьеры и отвалы, свалки из промышленных и бытовых отходов). Возможность нахождения на свалках ядовитых веществ. Бережное отношение к земле.
Значение воды для человека, растений, животных. Источники питьевой воды (реки, колодцы, родники). Много ли на Земле питьевой воды (соленость воды океанов и морей). Виды природных водоемов: океаны, моря, озера, реки, болота. Куда текут и впадают реки (в другие реки, в озера, в моря). Части реки: исток, притоки, устье. Зачем нужны болота (кладовые запасов пресной воды). Искусственные водоемы (водохранилища, пруды, каналы). Красота водопадов, гейзеров, фонтанов. Проблема загрязнения рек промышленными и сельскохозяйственными отходами. Бережное отношение к воде. Безопасное поведение на берегах водоемов.
Наблюдения практические и творческие работы: изготовление моделей облаков; домашнее наблюдение звездного неба; изготовление аппликации «Ночное небо»; изготовление из пластилина моделей разных форм рельефа.
Экскурсия на природу (к берегу реки, пруда, к холму).
Цели: актуализировать знания детей о природе. Дать представление о неживой природе. Прививать уважение к природе и труду. Учить любоваться красотой родного края и не портить, загрязняя её. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.
III.Общество. Ты – член семьи и общества. (12ч)
Какие черты характера человека позволяют судить о его красоте ( щедрость, искренность, честность, доброта, умение дружить). Эмоции человека: радость, грусть, гнев, удивление. Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, нечестность, леность, недоброжелательность). Правила вежливости. Может ли считаться красивым человек, обижающий животных, портящий красоту природы.
В человеке все должно быть прекрасно (внешность, мысли, чувства, поступки). Твои отличительные признаки (рост, вес, внешний вид, черты характера, умения, увлечения). Что надо делать, чтобы стать красивее.
Семья, в которой ты живешь: состав семьи, сколько поколений живет в семье. Твоя родословная: ближайшие родственники и предки. Профессии твоих родителей и предков. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанностей в семье. Твои обязанности в семье.
Наблюдения, практические работы: составление родословной.
Цели: дать представление о человеке, как члене семьи и общества.
IV.Родина. (22ч)
Твой родной край, родные места твоей семьи. Что такое Родина. Твоя Родина – Россия, одно из крупнейших государств мира. Просторы и природные богатства России. Россия – многонациональное государство. Народы, населяющие Россию. Флаг и герб России. Конституция – основной закон страны. Обязанности и права гражданина России. Государственные праздники. Москва – столица России, ее административный, промышленный и культурный центр. Самые большие города России. Города-герои России.
Экскурсии: в исторический или краеведческий музей.
Цели: дать представление о родине, ее законах, городах, проблемах. Воспитывать любовь к России, интерес к ее культурно-историческому духовному наследию.
В результате усвоения курса «Окружающий мир» во 2 классе ученик должен знать:
- правила безопасного поведения в природе и быту, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье;
- способы сохранения и укрепления своего здоровья; сохранения многообразия живых организмов, чистоты окружающей среды;
- название своего государства, его столицы, государственных символов;
- смысл понятий: звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг, вулкан, пропасть; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, права, обязанности; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии, зеркально-симметричное расположение предметов;
- признаки живых организмов (растений, животных);
- 2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов понимать:
- значение Солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и её необходимо экономно расходовать;
- человек не должен загрязнять землю промышленными и бытовыми отходами;
- человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, животным, к природе;
- он является членом семьи, коллектива одноклассников;
- горожанином (селянином), гражданином своего государства;
- все профессии важны и нужны, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её;
- Россия – многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;
- Край, где они живут – их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и посёлках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей.
Уметь:
- различать природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и несимметричные предметы;
- описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, характеризуя особенности их внешнего вида;
- сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;
- определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;
- объяснять сходство человека с животным и отличие от них; какие черты характера делают человека красивым; чем важны для здоровья и чем опасны солнечные лучи, воздух, вода; что такое Родина и родной край; положительные и отрицательные воздействия человека на природу;
- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы;
- представлять результаты учебно-познавательной деятельности аргументированными ответами на вопросы, рисунками, аппликациями, условными знаками, простыми моделями, описаниями изучаемого предмета по предложенному плану, в схеме, в таблице, в дидактической и ролевой играх;
- создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения);
- оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения познавательных и практических задач;
- определения наиболее распространённых в своей местности природных и социальных объектов, опасных природных явлений;
- проведения наблюдений за объектами неживой природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах, оценки положительного и отрицательного воздействия людей на окружающую среду;
- выполнение правил охраны природы, режима дня и укрепления своего здоровья, соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе;
- осознания себя членом семьи, классного коллектива, горожанином, гражданином России;
- создания творческих работ (аппликаций, рисунков, моделей, рассказов, небольших сообщений).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по окружающему миру
Особенности организации контроля по «Окружающему миру»
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной облас ти используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развёрнутою ответа с большой затратой времени, а также са мостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным обо рудованием.
/. Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют уча щиеся всего класса. Его можно сделать смотром достигнутых успехов.
Организация и проведение контрольного устного опроса
Учитель подготавливает серию вопросов (из расчёта: 1 вопрос на ученика) по кон кретной теме программы, на которые учащиеся должны дать короткие обоснованные отве ты. Поскольку, основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвое ния учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Большое значение имеет подготовительная работа к устному контрольному опросу. Так возможны следующие действия учителя: распространение в классе «вопросника» сре ди учащихся в начале изучения темы; обращение к нему на уроках при изучении темы; предварительное домашнее задание и т.п.
На уроке устного контроля предлагается детям выбрать номера вопросов и подготовиться к ответам. При этом учащийся может использовать как учебную литературу (учебники, рабочие тетради), так и дополнительную. Если ученик сильно волнуется при ответе у доски, то для оптимальной демонстрации знаний ему надо дать возможность письменного ответа. За урок можно опросить примерно половину класса.
Критерии ответа ученика | Уровень | Отметка | Примечание |
Чёткий, краткий ответ без ошибок, в ко тором ученик умело сопоставил факты; выбрал альтернативу и доказал свою точ ку зрения; умело сделал сравнение; про анализировал изученный материал и на шёл причину явления и т.п.; не более 1 недочёта | Высокий 4 уровень | «5» | Дополнил ■ ответы своих одноклассни ков или ответил на дополнительные во просы (не менее чем на 3 вопроса) |
Чёткий, краткий ответ с отдельными не точностями в изложении материала; нали чие 2 ошибок или 4 недочётов по изучен ному материалу | Средний 3 уровень | «4». | Не менее чем на 2 вопроса |
Неполный ответ с нарушением логики изложения материала; наличие 3 ошибок или не более 6 недочётов | Ниже среднего 2 уровень | «3» | Не менее чем на 1 вопрос |
Неполный ответ с нарушением логики, не раскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений; наличие более 4 ошибок или более 8 недочётов по прой денному материалу | Низкий 1 уровень | «2» | Не ответил на дополнительные вопросы |
Контрольные беседы
Первый вариант. Вопросы могут быть предложены на одном листе. В этом случае они должны быть одноуровневые.
Второй вариант. Вопросы на контрольном уроке могут быть предложены детям на карточках разного цвета. В этом случае вопросы разноуровневые. Детям объясняется разница в вопросах.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ - описание. Ученик даёт последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказывать своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллю стративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащихся самостоятельно обобщать полу ченные знания, использовать приобретённые знания в нестандартной ситуации с примене нием схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня раз вития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
Критерии ответа учащегося | Оценка за индивидуальный устный опрос |
В ответе преобладает чёткость и полнота раскрытия вопроса, выде ление наиболее существенных признаков объекта, логичность из ложения, передача своего отношения к описываемому предмету; верное и умелое сопоставление фактов;' правильное установление причинно-следственных, пространственных и временных связей; не более 1 недочёта | Высокий уровень |
Достаточно чёткое, последовательное, логическое описание объ екта или явления, с отдельными неточностями в изложении ма териала; наличие 2 ошибок или 4 недочётов по изученному мате риалу | Средний уровень |
Неполный ответ с нарушением логики изложения материала; наличие 3 ошибок или не более 6 недочётов | Уровень ниже среднего |
Неполный ответ с нарушением логики, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений; наличие более 4 ошибок или более 8 недочётов по прой денному материалу | Низкий уровень |
III. Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, являются практические работы. Эта форма контроля исполь зуется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей (работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, гербарным материалом и т.п.).
Им придаётся особое значение в системе контроля знаний учащихся. Здесь пре следуются две цели; 1) дать возможность ученику проверить уровень своих знаний и уме ний; 2) способствовать более глубокому развитию умения применять свои знания. Поэто му к работе её организации, форме проведения предъявляется ряд особых требований. Как показывает опыт, наилучшие результаты достигаются, если работа содержит максимально большое число разноуровневых вариантов по степени сложности. Ученик получает вари ант на пределе своих возможностей, но посильный, т.е. задания дифференцируются в со ответствии с возможностями учащихся, способствуют их развитию.Отстающий ученик за сравнительно лёгкий вариант может получить «4», если выполнит его полностью и приве дёт необходимые пояснения. Это для него хороший стимул.
На самостоятельной работе ученик может пользоваться любой справочной литера турой, содержащей формулы, таблицы и т.п. Главное - уметь их применять. Опыт показал, что каждый второй ученик никогда не пользуется справочниками. Кроме того, возмож ность «официально» проверить себя, а также большое количество вариантов почти исклю чает бездумное списывание.
На самостоятельной работе вполне возможна и целесообразна разумная наводящая подсказка. Возможность получить помощь учителя не только снижает стремление списы вать, но и заметно развивает детей, уменьшая к тому же страх перед «контрольной».
Задача учителя при проведении практических работ состоит в том, чтобы методи чески грамотно осуществлять руководство самостоятельной деятельностью школьников, давать указания о том, какие действия, в какой последовательности выполнять, где и ка ким способом фиксировать результаты. Записи результатов помогают школьникам сделать вывод по итогам самостоятельной деятельности. В современных учебниках «Окружающего мира» даны планы практических работ, которые учитель может применять в изменённом виде
.
Критерии выполнения самостоятельной практической работы | Оценка за выполнение |
В работе преобладает чёткость и полнота раскрытия вопроса, выделены наиболее существенные признаки объекта; верное и умелое сопостав ление фактов; правильное установление причинно-следственных, про странственных и временных связей; верно сделаны выводы из прове дённых самостоятельных действий; не более*1 недочёта | Высокий уровень |
Достаточно чёткое, последовательное, логическое описание объекта или явления, с отдельными неточностями в выводах; наличие 2 оши бок или 4 недочётов по изученному материалу | Средний уровень |
Минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к кон кретной работе; нечёткие выводы; наличие 3 ошибок или не более 6 недочётов | Уровень ниже среднего |
Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного, ошибоч ность в выводах; наличие более 4 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу | Низкий уровень |
IV. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обще ствоведческого направления используются проверочные задания тестового характера.
Для учителя - это метод педагогической диагностики, с помощью которого определяется успешность или неуспешность овладения учащимися знаниями, умениями, навыками по изученной теме; а также возможность дать анализ своей педагогической деятельности (функция контроля). Для учащихся - это возможность получить информацию о своих дос тижениях или промахах в учении, сравнить свои результаты с эталонными (функция само контроля). Для родителей - ориентировка в том, как идёт развитие ребёнка, что можно предусмотреть для улучшения результатов, каков уровень обучаемости школьника (функ ция прогноза).
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||||||
I четверть (16ч) | |||||||||
Человек – 8 ч. | |||||||||
1 | Мир велик и прекрасен | 1 | 05.09.11 | ||||||
2 | Природа и человек | 1 | 07.09.11 | ||||||
3 | Человек – изобретатель | 1 | 12.09.11 | ||||||
4 | Профессии людей | 1 | 14.09.11 | ||||||
5 | Твое здоровье. Как беречь органы чувств | 1 | 19.09.11 | ||||||
6 | Чистота – залог здоровья | 1 | 21.09.11 | ||||||
7 | Азбука безопасности | 1 | 26.09.11 | ||||||
8 | Обобщающий урок по теме «Человек». | 1 | 28.09.11 | ||||||
Разнообразие и красота неживой природы – 23 ч. | |||||||||
9 | Кто и как изучает природу | 1 | 03.10.11 | ||||||
10 | Природные тела и явления | 1 | 05.10.11 | ||||||
11-12 | Небесные странники | 2 | 10,12.10.11 | ||||||
13-14 | Свет наш, солнышко | 2 | 17,19.10.11 | ||||||
15 | Мы живем на Земле | 1 | 24.10.11 | ||||||
16 | Проверочная работа «Человек – часть живой прирды». | 1 | 26.10.11 | ||||||
II четверть (15 ч) | |||||||||
17 | Модель Земли | 1 | 07.11.11 | ||||||
18 | Ночная красавица | 1 | 09.11.11 | ||||||
19 | Путешествие по Луне | 1 | 14.11.11 | ||||||
20 | Звездные узоры | 1 | 16.11.11 | ||||||
21 | Наша «солнечная система» | 1 | 21.11.11 | ||||||
22 | Небесные «гости» | 1 | 23.11.11 | ||||||
23 | Поверхность Земли | 1 | 28.11.11 | ||||||
23 | Земные просторы | 1 | 30.11.11 | ||||||
25 | Какими бывают горы | 1 | 05.12.11 | ||||||
26 | Горы и люди | 1 | 07.12.11 | ||||||
27 | Вода на Земле | 1 | 12.12.11 | ||||||
28 | Реки Земли | 1 | 14.12.11 | ||||||
29 | Пресные водоемы | 1 | 19.12.11 | ||||||
30 | Царица - водица | 1 | 21.12.11 | ||||||
31 | Обобщающий урок. Проверочная работа «Разнообразие и красота неживой природы». | 1 | 26.12.11 | ||||||
III четверть (18ч) | |||||||||
Общество – 12 ч. | |||||||||
32-33 | Как мы общаемся | 2 | 16,18.01.12 | ||||||
34-35 | Уроки вежливости | 2 | 23,25.01.12 | ||||||
36-37 | Красота человека | 2 | 30,01.02.12 | ||||||
38-39 | Хорошее настроение | 2 | 06,08.02.12 | ||||||
40 | Твои друзья | 1 | 13.02.12 | ||||||
41 | Твоя семья | 1 | 15.02.12 | ||||||
42 | Семейные заботы и традиции | 1 | 20.02.12 | ||||||
43 | Обобщающий урок | 1 | 22.02.12 | ||||||
Родина – 22 ч. | |||||||||
44-45 | Твоя родина | 2 | 27,29.02.12 | ||||||
46-47 | Наше государство | 2 | 05,07.03.12 | ||||||
48-49 | Законы России | 2 | 12,14.03.12 | ||||||
IV четверть (19ч) | |||||||||
50-51 | Столицы России | 2 | 26,28.03.12 | ||||||
52-53 | Российские города | 2 | 02,04.04.12 | ||||||
54-55 | Горожане и селяне | 2 | 09,11.04.12 | ||||||
56-57 | Проблемы современного города | 2 | 16,18.04.12 | ||||||
58-59 | Путешествие по залам музеев | 2 | 23,25.04.12 | ||||||
60-61 | Мир искусства | 2 | 30,02.05.12 | ||||||
62-63 | Красота природная и рукотворная | 2 | 07,14.05.12 | ||||||
64-65 | Обобщение. Проверочная работа «Твоя Родина». | 2 | 16,21.05.12 | ||||||
66-68 | Резерв | 3 | 23,28,30.05.12 | ||||||
Виды учебной работы | Всего часов | По учебным четвертям | |||||||
I | II | III | IV | ||||||
Обобщающие практические работы | 6ч. | 1ч. | 2ч. | 1ч. | 2ч. |
Список литературы:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
- Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
- Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник для 2 класса, 2 части.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009-2010.
- Поглазова О.Т. Окружающий мир: Рабочая тетрадь № 1,2 к учебнику для 2 класса, - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009-2010.
- Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса, - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.
- Учебно-методический комплект «Гармония» для четырёхлетней начальной школы - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003.
- Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края: книга для чтения в начальной школе.- Ростов-на-Дону: Баро-пресс, 2006.
- Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений,- Москва: Астрель АСТ 2001.
9. О.Т.Поглазова. Окружающий мир. 2 класс. «Тестовые задания» - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая пограмма по математике 2 класс УМК Занкова
Календарно-тематичекое планиерование...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...