Проект "Город, в котором мы живём"
материал по окружающему миру (1 класс) по теме

Гречкина Алла Борисовна

Данный проект проводится в рамках учебного предмета по окружающему миру. Он  рассчитан на 1 урока и  3 внеурочных  занятия в клубе «Юные патриоты». Поиск интересующей информации,  исследовательская работа  по теме предусмотрена (частично)  дома, в совместной деятельности с родителями. Данное взаимодействие поможет укрепить семейные узы и позволит родителям лучше узнать интересы ребенка. Участие в проекте позволит учащимся испытывать чувство сопричастности и гордости за культурное наследие нашего города. Участники проекта получат возможность высказывать свое мнение, выслушивать иное мнение и принимать его во внимание. Начнут  работать в сетевом взаимодействии, будут планировать деятельность, ориентируясь на результат, научатся презентовать свою работу. Это важнейшие качества человека  XXI века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_grechkina_a.zip176.39 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Город, в котором мы живём"

Визитка сетевого проекта

Информация об авторе проекта

ФИО

Гречкина  Алла Борисовна

Город, область

Город Тольятти,  Самарская область

Образовательное учреждение

МБУ школа № 90

Информация о проекте

Название сетевого проекта

Проект  «Город, в котором мы живём».

Краткая аннотация

Согласно Федеральному базисному учебному  плану в стандартах второго поколения для общеобразовательных учреждений  организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Приоритетным направлением внеурочной деятельности можно считать проектную деятельность. Проектная деятельность способствует развитию умений и качеств, необходимых человеку XXI века.

Знакомясь с  окружающим  миром, учащиеся особенно выделяют исторические моменты изучаемых объектов. Сегодня актуально более глубокое и детальное знакомство с родным городом. Тема «Город, в котором  мы живём» позволяет воспитывать любовь к нашему Поволжскому краю, к малой-родине городу Тольятти,  его прошлому и настоящему. Это сегодняшнее осознание временной связи: появление города, становление и развитие в разное время. Находясь в этой цепочке, каждый ученик способен почувствовать себя преемником культурного наследия, его хранителем и участником дальнейшего развития нашего родного города.
Цель проекта: познакомить детей с историей города в интересной, доступной форме. В ходе работы над проектом у учащихся развиваются исследовательские навыки, умение работать с информацией с использованием современных технических средств, аналитические способности, критическое мышление.  

Данный учебный сетевой проект  является продолжением проектной деятельности, начатой в 1 классе, и может быть использован, как один из вариантов проведения проекта по программе А.А. Вахрушева  (УМК “Школа 2100”)  в рамках изучения предмета  «Окружающий мир».

Предметная область

Окружающий мир

Межпредметные связи

ОБЖ

Возраст участников

1 класс

Приблизительная продолжительность проекта

4 недели (1 урок,  занятия в клубе «Юные патриоты»  во  втором  триместре учебного года).

Формы работы

Сетевое взаимодействие, групповая и индивидуальная работа.

Методы и приёмы

Методы активного обучения (проблема, проблемный вопрос, проблемная ситуация); проектирования (создание проектного продукта); информационные (поиск материала в различных источниках информации); оценивания процесса выполнения (формирующее оценивание, подведение итогов работы над проектом).

Основа проекта

Образовательные стандарты

Согласно новым образовательным стандартам предметная область "Окружающий мир" призвана выполнять интегрирующую функцию и обеспечить формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, государством.

Планируемые результаты обучения

 1.Предметные результаты 

 1) Ознакомление со страничками истории  города Тольятти; с названия  главных улиц, проспектов, районов; достопримечательностями.

 2) Формирование навыков правильного поведения на улицах города.

2. Личностные результаты

 1)Формирование основ гражданской идентичности в форме осозна ния «Я» как гражданина Рос сии, чувства  сопричастности и гордости за свою малую родину.

 2)Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с достопримечательностями города.
3.
Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД

Формирование умения определять цель деятельности; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

Проявлять инициативу и сотрудничество в поиске и сборе информации.
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь управлять поведением партнера: контроль, коррекция, оценка его действий.

Познавательные УУД
Самостоятельно выделять  и формулировать познавательные цели,  искать и выделять необходимую информацию.
Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
4. ИКТ-компетенции:

Знать простейшие способы поиска информации по ключевым словам, находить главное в собранной информации;   уметь представлять свою работу в форме Google-презентации: оформление слайдов;   с использованием веб-доски Stixy: размещение стикеров с необходимыми записями, картинки (фото),  файлы различных форматов, листочки виртуального календаря; работать с Google-таблицей: вносить в таблицу необходимые изменения-записи, картинки; уметь пользоваться беспроводными пультами для ответов на вопросы (тестирование с помощью системы контроля и мониторинга качества знаний PROCLASS); уметь работать с интерактивным средством Image select (Выбор изображения): осуществление выбора изображения.

 Осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы).

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Что я знаю о своём городе?

Проблемные вопросы учебной темы

1.Почему о Тольятти говорят "трижды рождённый"?

2.Что помогает нам в безопасном движении по городу?

3.Какие достопримечательности города вы знаете?

Учебные вопросы

  1. Что мы называем малой родиной?
  2. Знаете ли вы историю своего города?
  3. Кто является основателем города Тольятти?
  4. Какое историческое название было у нашего города раньше?
  5. Расшифруйте, что означает ГЭС?
  6. Какая река протекает рядом с городом?
  7. Что ты знаешь о Волжском  автомобильном заводе?
  8. Как называются три района нашего города?
  9. Какие памятники архитектуры есть в нашем городе, что они могут рассказать о нём?  
  10. Какая отрасль промышленности дала импульс развитию нашего города?
  11. Что вы знаете о дорожных знаках?
  12. Какие правила безопасности используете при движении по городу?

Этапы работы над проектом

Планируемая  деятельность учащихся

Деятельность учителя по организации работы учащихся

Этап подготовки

Учитель  организует работу над проектом «Город, в котором мы живём»:

-Разработка буклета для родителей «Проектная деятельность младших школьников»; дидактического материала для интерактивной доски SMART Notebook  (сопровождение вводной беседы-страница 1 и как источник информации о  достопримечательностях  города-страница 2);  методических  и дидактических  материалов, подготовленных  для использования  системы контроля и мониторинга качества знаний PROCLASS;  для сетевых сервисов Web 2.0;  подкастов  в программе Audacity.

-Разработка памяток для учащихся, инструкций, заданий.

  Урок 1

Этап подготовки

- Отвечают на вопросы, обобщают имеющиеся знания о городе; предполагают, что ещё можно узнать о своей малой родине.

-Учащиеся делятся на группы, выбирают темы исследований, распределяют обязанности в группе.

Группа №1-«Историки»

Группа №2-«Журналисты»

Группа №3-«Туристы»

  Урок 1

Этап подготовки

-Вводная беседа о родном городе, об его истории с использованием созданного дидактического материала по SMART Notebook-1 страница, прослушивание подкаста «Википедия о Тольятти».

 -Анализ ответов учащихся, постановка проблемы, обсуждение с учащимися целей и планов проведения исследований.

Предлагается  выбрать  темы исследований:
1.Жилой район, заводы и фабрики.
2.Научный и деловой центр города.
3.Достопримечательности.
4.Зона отдыха.
5.Странички истории Тольятти.
6. “Мы такие разные, но мы вместе” (национальности).  

7.Безопасное движение по городу.

- Формирование групп учеников с учётом их интересов для учебной исследовательской  работы.

Этап работы в группах

1)Обсуждение и составление  плана работы в группах по поиску информации по проблемным вопросам и выбор формы представления работы.

2)Знакомятся с критериями оценок.

3)Начинают  оформлять портфолио  групп.

Этап работы в группах

1)Учитель помогает обсудить и составить  план работы в группах. Рекомендует  различные источники информации.  

2)Организует изучение с учащимися критериев:

-самооценки  своей деятельности,

-самооценки навыков сотрудничества в группе,

- взаимооценки  слайдов презентации (работа   группы),
-критериев  оценивания презентации, газеты, сборника.

Знакомит с листами самоконтроля № 1-4.

Этап исследований

1)  Исследовательская работа в группах по проблемным вопросам: поиск информации с использованием различных источников, обсуждение полученной информации, формулирование выводов, работа с листами самоконтроля; использование Коллекции Lesson Activity Toolkit 2.0 из Галлереи SMART Notebook (ИС Image select (Выбор изображения-достопримечательности).
2) Просмотр  фильма о городе.

3)Заполнение портфолио.

Этап исследований

1) Направляющая деятельность для самостоятельного решения учениками возникших затруднений (учитель  консультирует, дает советы, как лучше  сделать ту или иную часть работы), помогает в знакомстве  и использовании учащимися  ИС Image select (Выбор изображения-достопримечательности).
2)Организует  просмотр фильма о Тольятти, с целью систематизации и анализа полученной информации в ходе предшествующей исследовательской деятельности.

Этап творчества

1) Повторение правил техники безопасности при работе за компьютером и безопасной работы в сети Интернет, правильное использование ресурсов Интернета.

2)Распределение ролей в группе для совместной работы в документах (блог «Почемучки»).

3)Сетевое взаимодействие учащихся по оформлению результатов исследований  в виде презентации «Город, в котором мы живём», газеты «Достопримечательности Тольятти», справочника «Дорожная азбука»;  соблюдение  соответствующих критерий оценивания. 3)Выполнение проверочной  работы (тест «Наш город Тольятти»).

 Этап творчества

1)Подготовка шаблонов (презентации, газеты, сборника)  для заполнения. Организация знакомства с сервисом Google через аккаунт учителя и приемами работ в Google -презентации, в таблице; знакомство с сервисом   Stixy.com и приёмами работы по созданию газеты. Консультирует учащихся по совместной работе оформления информации в единый документ, помощь в совместном заполнении документов в блоге.  Контроль  за своевременным выполнением работы.
2)Проводит  проверочную работу  с использованием дидактического материала   (тестирование с помощью системы контроля и мониторинга качества знаний PROCLASS). Интерактивный тест «Наш город Тольятти»

Этап защиты

Защита проекта:

-формулирование ответов на ОПВ и проблемные вопросы проекта, выводы;

-взаимооценка работ группы;

-представление  итоговых работ групп;

-награждение участников проекта дипломами «Юному знатоку нашего города»

Этап защиты

1)Организация защиты проекта на празднике «Город моей мечты».

Этап заключительный

1)Подведение итогов работы, рефлексия, коллективное составление плана внедрения проекта.

Этап заключительный

1)Подведение итогов работы.

План оценивания

До работы над проектом

  1. Беседа с целью выявления имеющихся у детей знаний по данной теме.
  2. Знакомство с критериями оценки проектной деятельности.

В ходе проекта

  1. Листы самоконтроля № 1-4
  2. Бланк взаимооценки  слайдов презентации. 
  3. Бланк самооценки  своей деятельности.
  4. Бланк самооценки навыков сотрудничества в группе.
  5. Тест «Наш город Тольятти»

По окончании проекта

1.   Бланк рефлексии

     2.Таблица продвижения учащихся

Документы для совместной деятельности учащихся

Шаблоны совместных  документов:

  1. Совместная презентация  «Город, в котором мы живём» 

2.   Справочник «Дорожная азбука»

3.  Газета «Достопримечательности Тольятти»

 Подкаст в программе Audacity «Википедия о Тольятти»

Работа с интерактивной доской (страницы 1,2).

Тест «Наш город Тольятти»

Лист самоконтроля   № 1 участников проекта для работы на интерактивной доске, как алгоритм обучения использования  ИС Image select (Выбор изображения). 

Листок самоконтроля   № 2 участников проекта для создания газеты «Достопримечательности  Тольятти», как алгоритм обучения работе с сервисом Stixy.com.

Лист самоконтроля  № 3 участников проекта для оформления совместной презентации, как алгоритм обучения работе с текстом и картинками в  Google-презентации.

Лист самоконтроля  № 4 участников проекта для оформления совместного справочника «Дорожная азбука», как алгоритм обучения работе с  Google-таблицей.

Документы по формирующему оцениванию

Бланк взаимооценки  слайдов презентации «Город, в котором  мы живём».

Бланк самооценки  своей деятельности.

Бланк рефлексии .

 Бланк самооценки навыков сотрудничества в группе.

 Итоговая оценка. Критерии оценки результатов  деятельности учащихся  (таблица продвижения).

Таблица продвижения

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Оборудование:  Интернет, интерактивное средство  Image select,  сервисы Google; фотоаппарат, компьютер(ы),  принтер,  проекционная система, сканер, система контроля качества знаний ProClass,  интерактивная доска SMART Notebook.

Материалы на печатной основе:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли.  Пособие для учителя / [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.] - М.: Просвещение, 2010.-152 с.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:  пособие для учителя / Д.В. Григорьев  П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. – 223  с. - (Стандарты второго поколения).
  3. Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: постановление от 29.12.2010 г. № 189 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993).
  4. Intel@ «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века: Учеб. пособие-10-е изд.,перераб.-М.: НП «Cовременные технологии в образовании и культуре», 2010.- 168с.+ CD

Интернет-ресурсы:

 1.  Тольятти — Википедия

  1.  Кольцова  Т.А. Метод проектирования в начальной школе  http://www.school2100.ru/upload/iblock/b22/b223d4488be770df71713eef93ca51d7.pdf 
  2.  ФГОС    http://standart.edu.ru/ 
  3. Оценивание проектов   Повышение качества образования http://educate.intel.com/ru/AssessingProjects 
  4. Памятка по использованию ресурсов сети Интернет

       http://www.imckud.ru/node/113


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по теме: "Город, в котором мы живём".

На этом уроке учащиеся вспомнят, что такое город, поупражняются в подборе схем к словам на тему "Город", прочитают статьи о том, как Москва стала Москвой, посмотрят видеофильм о достопримечательностях...

Город, в котором мы живём ( конспект урока с ЭОР)

Конспект урока окружающего мира в 1 классе ( УМК "Школа 2100") с разработанным к нему электронным образовательным ресурсом...

программа воспитания"дом, в котором мы живём"

Основная цель программы - формирование нравственно-этических основ конструктивного взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Вместе с этим занятия по программе способствуют созданию условий д...

город, в котором мы живём

урок по системе Л.В.Занкова...

урок по окружающему миру "Страна,в которой мы живём"

Урок решает следующие задачи:   расширение представлений детей о стране, в которой они живут; знакомство с основными  символами РФ и РТ; развитие умения ориентироваться по карте; прод...