Интегрированный урок по ознакомлению с окружающим миром (русский язык) во 2 классе по теме: «Какие бывают правила».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Интегрированные уроки в начальной школе имеют определённые преимущества. Программа УМК "Начальная школа XXI века" способствует межпредметным связям при изучении отдельных тем, развивая учащихся и нравственно воспитывая их. Интегрированные уроки способствуют развитию творческого потенциала личности обучающихся, интересны, а значит, и запомнятся надолго.

    Как пример интегрированного урока окружающего мира (русского языка) предлагаю урок во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по ознакомлению с окружающим миром (русский язык) во 2 классе по теме: «Какие бывают правила».

Учитель начальных классов: Шеховцова Татьяна Алексеевна

МБОУ СОШ №46 г. Белгород

 

Цели урока:

  1. учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста;
  2. ознакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов. Способствовать воспитанию в детях чувства собственного достоинства, бережного отношения друг к другу;
  3. формировать духовно и нравственно развитую личность.

Задачи урока:

  1. способствовать приобщению нравственности;
  2. способствовать развитию внутренней культуры детей;
  3. содействовать развитию умения общаться, находить правильный выход из ситуации;
  4. способствовать расширению активного словарного запаса и кругозора детей;
  5. содействовать выработке особого мнения о вежливом человеке и правилах вежливости;
  6. повторить правила написания вежливых слов, написания имен, вспомнить какие слова называются синонимами.

Оборудование: компьютерная презентация к уроку, памятки с правилами поведения, учебник «Окружающий мир» 1 ч. Н. Ф. Виноградова, русский язык : 2 класс в 2 ч. Ч. 1, 2 / С. В. Иванов [и др.], карточки с вежливыми словами, картинки двух кукол, карточки с отметкой, три вида смайликов - настроения.

Ход урока

1. Орг. момент.

Класс наш светлый и уютный

Хорошо мы в нём живём

Улыбнёмся же друг другу,

И урок скорей начнём.

- Зачем улыбаются люди друг другу?

2. Постановка проблемы:

- Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться? Опишите его словесный портрет. (Ответы ребят).  Т.е. вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан? Да, но  чтобы быть таким, нужно знать  правила. Какие?

 -  О чём сегодня мы поговорим и какая тема нашего урока?    (Правила культурного поведения) Да, т.е. узнаем -  какие бывают правила, и что такое вежливость.

 Ве́жливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. ( Говорит уч-ся)

- Почему же сегодня очень важно поднимать этот вопрос о вежливости?

(Ответы, рассуждения детей)

Сообщения учащихся

1 ученик

Международное исследование показало, что отсутствие вежливости в обществе сильно влияет на настроение человека… Что швейцарцы понимают как хорошие манеры и как хотят вернуть их в общество? Получится ли объявить 2012 год годом вежливости и хороших манер? Маловероятно, хотя в обществе уже отчетливо заметно огорчение от того, что многим современникам не хватает воспитания и умения держаться.

2 ученик

Международная исследовательская группа

провела исследование, охватившее множество европейских стран, США и Японию, передает Голос России.

  Оно ясно показало, что жители тоскуют по хорошим манерам и не оставляют надежды на возвращение их в обиход, связывая с повсеместной воспитанностью.

3 ученик

  Люди больше не здороваются друг с другом, не придерживают двери, агрессивно разговаривают по телефону на улице, ставят ноги в грязной обуви на сиденья общественного транспорта, мусорят - все эти действия негативно отражаются на настроении тех, кто становится их свидетелями.

4 ученик

      Хуже того, в странах, где вежливость всегда считалась одной из национальных традиций, таких как Франция или Япония, отсутствие доброжелательного отношения становится одним из серьезных факторов стресса. Опрошенные поставили его даже впереди проблем с деньгами, профессиональных сложностей, окружающего шума и загрязнения воздуха! К такому выводу пришли исследователи

5 ученик

    Книга о юных обитателях Франции, которые говорят взрослым «добрый день» и с ранних лет учатся вести себя за столом, произвела сильное впечатление на англоязычных читателей и прекрасно распродается.

    Швейцарцы тоже не скрывают желания вернуть в общество вежливость и хорошие манеры. По их мнению, важнейшая из них - соблюдение правил человеческого общежития.

    - Вот, оказывается, как важна сегодня тема вежливости.

     Слайд 1.

(Ученик читает тему урока)

3. Работа по теме урока

1.) - Какие бывают правила? Стр. 80 схема (прочитать). Сегодня поговорим о некоторых из них. О правилах поведения и общения.

- Правила были придуманы давно. Прочтём из учебника стр. 81. (читает уч-ся)

- Есть правила поведения людей в различных ситуациях. Остановимся на культуре поведения в гостях, при знакомстве, в общении друг с другом.

-- Важно знать определённые группы  слов для культурного общения. Назовите, какие знаете. (Просьбы, приветствия, прощания, извинения).

2.) - Давайте обратимся к русскому языку стр. 132 и вспомним эти слова. Читайте. Как называют слова одной группы вежливых слов? (Синонимы). (Дети читают вслух группы вежливых слов).

 - Назовите синонимы слов:  просьбы - (будьте добры, будьте любезны, пожалуйста); приветствия, (здравствуйте, привет, добрый день, рад вас видеть, здравия желаю);

 прощания ( пока, до встречи, до скорого свидания).

 

 - Давайте разыграем с использованием этих слов сценку, в которой один мальчик встретил знакомого.  Как он должен с ним поговорить?

 (2 ученика разыгрывают сцену, используя слова приветствия и прощания).

- У каждого человека есть имя. Как познакомиться? Разыграем ситуацию знакомства

 (4 ученика разыгрывают сцену знакомства, используя вежливые слова).

- Важно называть имя вежливо, с  уважением, неспроста, имена собственные как пишутся? ( Пишутся с большой буквы).

- У нас сегодня на уроке в гостях куклы-подружки. Они хотят нас познакомить с некоторыми правилами культурного общения.

Слайд 2.

- У них тоже есть имена, но они перепутались. - Угадайте, как их зовут?

ЯТАК АНИРАМ

Слайд 3

(Марина и Катя)

- Как их можно назвать ласково?  Какая часть слова помогает изменить слова? (Суффиксы. Называют имена девочек ласково). А как кукол будут звать, когда они вырастут? (Ответы детей). Так  как же пишутся имена, отчества и фамилии людей? Имена наших кукол написаны тоже с большой буквы.

3. Физ. минутка (выразительные движения)

Дружно маме помогаем.

Мы бельё полощем сами.

Потянулись, наклонились!

Хорошо мы потрудились!

- К нашим куклам Марине и Кате пришли гости.

Слайд 4

- Вам они знакомы?

- Из какого произведения?  («Из мультфильма «Смешарики».) Как их зовут? Как написаны имена? По поведению гостей определите, кто из них самый воспитанный.

 ( Читают дети вопросы).

- как только Лосяш увидел пирожные на столе,  сразу схватил их и все съел.

- Крош положил все 4 лапки на стол и при этом громко свистел;                                

- Копатыч ковырял в носу и чавкал.

- Совунья повязала салфеточку, пожелала приятного аппетита всем сидящим за столом, а крылышки сложила так, чтобы никому не мешать;

Слайд 5. (Спрашивает Катя)

- Про кого пословица « Посади свинью за стол – она и ноги на стол». О каких людях так говорят? Кто из героев повёл себя так. (Крош).

Слайд 6.

-  Ему надо учить правила поведения за столом.

 Слайд 7.

- Подружки спрашивают. А кто самый воспитанный?

- Каков правильный ответ? (Совунья)

 Слайд 8. ( Портрет Совуньи).

- Она достойна похвалы и может поделиться с нами своими знаниями правил поведения.

 Слайд 9. ( правила от Совуньи)

- Читаем каждое правило со слайда или с листочка, который лежит у каждого на парте.

 Слайд 10

- Кукла Марина провела с гостями несколько конкурсов, помогите зверятам дать правильный ответ: как думаете, какое задание предложила Марина?

(- найдите лишнее слово)

РУГАТЬ,  ЖУРИТЬ, ХВАЛИТЬ, БРАНИТЬ -  (лишнее слово - ХВАЛИТЬ, т.к. остальные слова – близкие  по значению, т.е. синонимы)

- Кого можно хвалить? Тех, кто знает правила поведения и выполняет их.

 

Слайд 11

.-  Какое задание хотят задать нам девочки?

-в вежливых словах потерялись гласные буквы, без них слова не будут волшебными

С-П-С-Б-, П-Ж-Л-Й-СТ-, Б-ДЬТ- Д-Б-Р-, СП-К-ЙН-Й  Н-Ч-.

Слайд 12.

(спасибо, пожалуйста, будьте добры, спокойной ночи) записать их в тетрадь

(Работа в группах) карточки с заданиями у каждой группы на столе, ответы пишут на листиках.

1 гр. Пословицы о культуре поведения и о вежливости.

2 гр.  Составить продолжение рассказа о том, как Крош решил исправляться.

3 гр.  Записать синонимы к слову здравствуйте.

Работа в парах: записать все вежливые слова, которые вспоминали на уроке. Все эти слова надо запомнить и применять, а при написании можно их проверить?  (Это слова из словаря.)

  (Ответы представителей каждой группы, нескольких  пар.)

6. Итог урока.

-О чём мы сегодня говорили? Что полезного вы для себя узнали? Давайте обсудим и запишем в тетрадь правила вежливости.

- Что же такое вежливость?

(ответы учащихся, учитель помогает при необходимости)

Итак:

Слайд 13

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

- Какие правила надо выполнять, чтоб людям было приятно с нами общаться?

(Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.)

- Какие правила надо помнить, чтоб не волновать близких?

(Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идёшь и во сколько вернёшься.)

- Какие правила надо выполнять в гостях?

(Научись вести себя за столом. Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.)

-- Предлагаю вам памятки о вежливом поведении, прочитайте и обсудите дома с родителями их содержание. ( Памятки лежат на столе)

 

7. Рефлексия. Какую бы отметку себе поставили за работу на уроке, выберите карточку с отметкой, кто ничего не поставил бы, не берите карточку. На столе выберите

смайлик - настроения.

8. Домашнее задание:  подобрать стихи и рассказы для детей о вежливости.

 Стр. 82- 83 (в учебнике прочит.) Правила поведения.

      Составить свою сказку про  вежливость. (Задания по выбору). 

Приложение 1.

Пословицы и цитаты о вежливости

1. В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

2. Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!

3. Поклониться - вперед пригодится.

4. Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

5. Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

6. Будьте строги к себе и мягки к другим. (Конфуций)

7. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо)

8. Вежливость порождает и вызывает вежливость. (Эразм Роттердамский)

9. Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. (Антон Павлович Чехов)

10. Вежливость - визитная карточка воспитанных людей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ознакомлению с окружающем миром. "Страницы всемирной истории. Обобщение по теме".

Тема: Страницы всемирной истории. Обобщение по теме.Тип: обобщение и контрольЗадачи: Учить обобщать и систематизировать изученный материалУчить выполнять тестовые задания, оценивать свои достиже...

Урок русского языка 2 класс по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквы?"

Урок включает в себя презентацию и карточки заданий к уроку....

Урок окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Какой будет погода» (УМК «Начальная школа 21 века»)

«Использование ИКТ на уроках окружающего мира как формирование образного мышления, любознательности и интереса к природе»Урок окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Какой будет погода» (УМК «Началь...

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром, проведённого в 3 классе для обучающихся, имеющих нарушение слуха и имеющих умственную отсталость. Тема: Фрукты.

Цель: создать условия для расширения представлений о понятии «Фрукты»Коррекционно-образовательные задачи:Уточнить и расширить словарь по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, собирать, убирать, сладкий,...

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром в 1-м классе на тему «Жизнь птиц »

Урок по окружающему миру в 1 классе  "Жизнь птиц". Учащиеся познакомятся с зимующими птицами, научатся различать их и воспитывать бережное отношение к птицам. Научатся называть птиц, об...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2-м классе по теме "Какие бывают животные".

Технологическая карта урока окружающего мира. УМК Школа России, 2 класс....