Интегрированный урок по ознакомлению с окружающим миром (русский язык) во 2 классе по теме: «Какие бывают правила».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Интегрированные уроки в начальной школе имеют определённые преимущества. Программа УМК "Начальная школа XXI века" способствует межпредметным связям при изучении отдельных тем, развивая учащихся и нравственно воспитывая их. Интегрированные уроки способствуют развитию творческого потенциала личности обучающихся, интересны, а значит, и запомнятся надолго.
Как пример интегрированного урока окружающего мира (русского языка) предлагаю урок во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_integrirovannogo_uroka_dlya_2_klassa_po_teme.doc | 69 КБ |
prezentaciya_k_uroku._kakie_byvayut_pravila..ppt | 935 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по ознакомлению с окружающим миром (русский язык) во 2 классе по теме: «Какие бывают правила».
Учитель начальных классов: Шеховцова Татьяна Алексеевна
МБОУ СОШ №46 г. Белгород
Цели урока:
- учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста;
- ознакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов. Способствовать воспитанию в детях чувства собственного достоинства, бережного отношения друг к другу;
- формировать духовно и нравственно развитую личность.
Задачи урока:
- способствовать приобщению нравственности;
- способствовать развитию внутренней культуры детей;
- содействовать развитию умения общаться, находить правильный выход из ситуации;
- способствовать расширению активного словарного запаса и кругозора детей;
- содействовать выработке особого мнения о вежливом человеке и правилах вежливости;
- повторить правила написания вежливых слов, написания имен, вспомнить какие слова называются синонимами.
Оборудование: компьютерная презентация к уроку, памятки с правилами поведения, учебник «Окружающий мир» 1 ч. Н. Ф. Виноградова, русский язык : 2 класс в 2 ч. Ч. 1, 2 / С. В. Иванов [и др.], карточки с вежливыми словами, картинки двух кукол, карточки с отметкой, три вида смайликов - настроения.
Ход урока
1. Орг. момент.
Класс наш светлый и уютный
Хорошо мы в нём живём
Улыбнёмся же друг другу,
И урок скорей начнём.
- Зачем улыбаются люди друг другу?
2. Постановка проблемы:
- Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться? Опишите его словесный портрет. (Ответы ребят). Т.е. вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан? Да, но чтобы быть таким, нужно знать правила. Какие?
- О чём сегодня мы поговорим и какая тема нашего урока? (Правила культурного поведения) Да, т.е. узнаем - какие бывают правила, и что такое вежливость.
Ве́жливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. ( Говорит уч-ся)
- Почему же сегодня очень важно поднимать этот вопрос о вежливости?
(Ответы, рассуждения детей)
Сообщения учащихся
1 ученик
Международное исследование показало, что отсутствие вежливости в обществе сильно влияет на настроение человека… Что швейцарцы понимают как хорошие манеры и как хотят вернуть их в общество? Получится ли объявить 2012 год годом вежливости и хороших манер? Маловероятно, хотя в обществе уже отчетливо заметно огорчение от того, что многим современникам не хватает воспитания и умения держаться.
2 ученик
Международная исследовательская группа
провела исследование, охватившее множество европейских стран, США и Японию, передает Голос России.
Оно ясно показало, что жители тоскуют по хорошим манерам и не оставляют надежды на возвращение их в обиход, связывая с повсеместной воспитанностью.
3 ученик
Люди больше не здороваются друг с другом, не придерживают двери, агрессивно разговаривают по телефону на улице, ставят ноги в грязной обуви на сиденья общественного транспорта, мусорят - все эти действия негативно отражаются на настроении тех, кто становится их свидетелями.
4 ученик
Хуже того, в странах, где вежливость всегда считалась одной из национальных традиций, таких как Франция или Япония, отсутствие доброжелательного отношения становится одним из серьезных факторов стресса. Опрошенные поставили его даже впереди проблем с деньгами, профессиональных сложностей, окружающего шума и загрязнения воздуха! К такому выводу пришли исследователи
5 ученик
Книга о юных обитателях Франции, которые говорят взрослым «добрый день» и с ранних лет учатся вести себя за столом, произвела сильное впечатление на англоязычных читателей и прекрасно распродается.
Швейцарцы тоже не скрывают желания вернуть в общество вежливость и хорошие манеры. По их мнению, важнейшая из них - соблюдение правил человеческого общежития.
- Вот, оказывается, как важна сегодня тема вежливости.
Слайд 1.
(Ученик читает тему урока)
3. Работа по теме урока
1.) - Какие бывают правила? Стр. 80 схема (прочитать). Сегодня поговорим о некоторых из них. О правилах поведения и общения.
- Правила были придуманы давно. Прочтём из учебника стр. 81. (читает уч-ся)
- Есть правила поведения людей в различных ситуациях. Остановимся на культуре поведения в гостях, при знакомстве, в общении друг с другом.
-- Важно знать определённые группы слов для культурного общения. Назовите, какие знаете. (Просьбы, приветствия, прощания, извинения).
2.) - Давайте обратимся к русскому языку стр. 132 и вспомним эти слова. Читайте. Как называют слова одной группы вежливых слов? (Синонимы). (Дети читают вслух группы вежливых слов).
- Назовите синонимы слов: просьбы - (будьте добры, будьте любезны, пожалуйста); приветствия, (здравствуйте, привет, добрый день, рад вас видеть, здравия желаю);
прощания ( пока, до встречи, до скорого свидания).
- Давайте разыграем с использованием этих слов сценку, в которой один мальчик встретил знакомого. Как он должен с ним поговорить?
(2 ученика разыгрывают сцену, используя слова приветствия и прощания).
- У каждого человека есть имя. Как познакомиться? Разыграем ситуацию знакомства
(4 ученика разыгрывают сцену знакомства, используя вежливые слова).
- Важно называть имя вежливо, с уважением, неспроста, имена собственные как пишутся? ( Пишутся с большой буквы).
- У нас сегодня на уроке в гостях куклы-подружки. Они хотят нас познакомить с некоторыми правилами культурного общения.
Слайд 2.
- У них тоже есть имена, но они перепутались. - Угадайте, как их зовут?
ЯТАК АНИРАМ
Слайд 3
(Марина и Катя)
- Как их можно назвать ласково? Какая часть слова помогает изменить слова? (Суффиксы. Называют имена девочек ласково). А как кукол будут звать, когда они вырастут? (Ответы детей). Так как же пишутся имена, отчества и фамилии людей? Имена наших кукол написаны тоже с большой буквы.
3. Физ. минутка (выразительные движения)
Дружно маме помогаем.
Мы бельё полощем сами.
Потянулись, наклонились!
Хорошо мы потрудились!
- К нашим куклам Марине и Кате пришли гости.
Слайд 4
- Вам они знакомы?
- Из какого произведения? («Из мультфильма «Смешарики».) Как их зовут? Как написаны имена? По поведению гостей определите, кто из них самый воспитанный.
( Читают дети вопросы).
- как только Лосяш увидел пирожные на столе, сразу схватил их и все съел.
- Крош положил все 4 лапки на стол и при этом громко свистел;
- Копатыч ковырял в носу и чавкал.
- Совунья повязала салфеточку, пожелала приятного аппетита всем сидящим за столом, а крылышки сложила так, чтобы никому не мешать;
Слайд 5. (Спрашивает Катя)
- Про кого пословица « Посади свинью за стол – она и ноги на стол». О каких людях так говорят? Кто из героев повёл себя так. (Крош).
Слайд 6.
- Ему надо учить правила поведения за столом.
Слайд 7.
- Подружки спрашивают. А кто самый воспитанный?
- Каков правильный ответ? (Совунья)
Слайд 8. ( Портрет Совуньи).
- Она достойна похвалы и может поделиться с нами своими знаниями правил поведения.
Слайд 9. ( правила от Совуньи)
- Читаем каждое правило со слайда или с листочка, который лежит у каждого на парте.
Слайд 10
- Кукла Марина провела с гостями несколько конкурсов, помогите зверятам дать правильный ответ: как думаете, какое задание предложила Марина?
(- найдите лишнее слово)
РУГАТЬ, ЖУРИТЬ, ХВАЛИТЬ, БРАНИТЬ - (лишнее слово - ХВАЛИТЬ, т.к. остальные слова – близкие по значению, т.е. синонимы)
- Кого можно хвалить? Тех, кто знает правила поведения и выполняет их.
Слайд 11
.- Какое задание хотят задать нам девочки?
-в вежливых словах потерялись гласные буквы, без них слова не будут волшебными
С-П-С-Б-, П-Ж-Л-Й-СТ-, Б-ДЬТ- Д-Б-Р-, СП-К-ЙН-Й Н-Ч-.
Слайд 12.
(спасибо, пожалуйста, будьте добры, спокойной ночи) записать их в тетрадь
(Работа в группах) карточки с заданиями у каждой группы на столе, ответы пишут на листиках.
1 гр. Пословицы о культуре поведения и о вежливости.
2 гр. Составить продолжение рассказа о том, как Крош решил исправляться.
3 гр. Записать синонимы к слову здравствуйте.
Работа в парах: записать все вежливые слова, которые вспоминали на уроке. Все эти слова надо запомнить и применять, а при написании можно их проверить? (Это слова из словаря.)
(Ответы представителей каждой группы, нескольких пар.)
6. Итог урока.
-О чём мы сегодня говорили? Что полезного вы для себя узнали? Давайте обсудим и запишем в тетрадь правила вежливости.
- Что же такое вежливость?
(ответы учащихся, учитель помогает при необходимости)
Итак:
Слайд 13
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
- Какие правила надо выполнять, чтоб людям было приятно с нами общаться?
(Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.)
- Какие правила надо помнить, чтоб не волновать близких?
(Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идёшь и во сколько вернёшься.)
- Какие правила надо выполнять в гостях?
(Научись вести себя за столом. Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.)
-- Предлагаю вам памятки о вежливом поведении, прочитайте и обсудите дома с родителями их содержание. ( Памятки лежат на столе)
7. Рефлексия. Какую бы отметку себе поставили за работу на уроке, выберите карточку с отметкой, кто ничего не поставил бы, не берите карточку. На столе выберите
смайлик - настроения.
8. Домашнее задание: подобрать стихи и рассказы для детей о вежливости.
Стр. 82- 83 (в учебнике прочит.) Правила поведения.
Составить свою сказку про вежливость. (Задания по выбору).
Приложение 1.
Пословицы и цитаты о вежливости
1. В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
2. Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!
3. Поклониться - вперед пригодится.
4. Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
5. Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
6. Будьте строги к себе и мягки к другим. (Конфуций)
7. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо)
8. Вежливость порождает и вызывает вежливость. (Эразм Роттердамский)
9. Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. (Антон Павлович Чехов)
10. Вежливость - визитная карточка воспитанных людей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ознакомлению с окружающем миром. "Страницы всемирной истории. Обобщение по теме".
Тема: Страницы всемирной истории. Обобщение по теме.Тип: обобщение и контрольЗадачи: Учить обобщать и систематизировать изученный материалУчить выполнять тестовые задания, оценивать свои достиже...
Урок русского языка 2 класс по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквы?"
Урок включает в себя презентацию и карточки заданий к уроку....
Урок окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Какой будет погода» (УМК «Начальная школа 21 века»)
«Использование ИКТ на уроках окружающего мира как формирование образного мышления, любознательности и интереса к природе»Урок окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Какой будет погода» (УМК «Началь...
Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром, проведённого в 3 классе для обучающихся, имеющих нарушение слуха и имеющих умственную отсталость. Тема: Фрукты.
Цель: создать условия для расширения представлений о понятии «Фрукты»Коррекционно-образовательные задачи:Уточнить и расширить словарь по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, собирать, убирать, сладкий,...
Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме: "Какие слова пишутся с заглавной буквой?"
онспект урока с презентацией...
Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром в 1-м классе на тему «Жизнь птиц »
Урок по окружающему миру в 1 классе "Жизнь птиц". Учащиеся познакомятся с зимующими птицами, научатся различать их и воспитывать бережное отношение к птицам. Научатся называть птиц, об...
Технологическая карта урока окружающего мира во 2-м классе по теме "Какие бывают животные".
Технологическая карта урока окружающего мира. УМК Школа России, 2 класс....