УМК "Начальная школа 21 века". Рабочая программа по окружающему миру 3 класс.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир. 3 класс» составлена на основе Примерной программы начального общего образования и программы по окружающему миру к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека» авторов Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой (2010г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 226»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом приказом директора
МБОУ СОШ «Школа № 226» МБОУ СОШ «Школа № 226»
Протокол №________ №___ от «___»_______ 2011г.
от «___»__________ 2011г. ______________С. А. Кутузова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО (ОБЩЕГО)
ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
3 класс
На основе:
Программы начального (общего) образования МБОУ « СОШ № 226» по окружающему миру, принятой
Педагогическим советом (протокол №___ от _______, утверждённый директором школы (приказ №__
от _________)
Составил учитель Е.А. Малькова
г. Заречный
2011 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир. 3 класс» составлена на основе Примерной программы начального общего образования и программы по окружающему миру к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» авторов Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой (2010 года).
Структура документа
Программа по окружающему миру включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса 3 класса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса.
Рабочая программа построена на основе формирования целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный опрос (собеседование).
Учебно-методический комплект
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
• учебник (Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова. – 4-е изд., дораб. - М.: «Вентана-Граф», 2010.: ил. – (Начальная школа XXI века);
• рабочая тетрадь № 1-2 к учебнику (Окружающий мир): 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова. – 3-е изд., испр. - М.: «Вентана-Граф», 2011.: ил. – (Начальная школа XXI века);
• методическое пособие для учителя (Н.Ф. Виноградова. «Окружающий мир» 1-4 классы. Методика обучения. М.: «Вентана-Граф»).
Основная цель предмета
Формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи программы обучения:
• установление связи между познанием природы и социальной жизни; понимание взаимозависимости в системе «человек – природа - общество»;
• осознание необходимости выполнения правил поведения, получение начальных навыков экологической культуры;
• подход к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознание возможности изменять себя, понимание важности здорового образа жизни;
• подготовка к изучению базовых предметов в основной школе.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 3 классе 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные содержательные линии:
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования:
• Человек как биологическое существо: это содержание представлено темой: «Земля – наш общий дом»
• Человек и другие люди: «Каким был человек в разные времена»
• Человек и мир природы: «Земля – наш общий дом»
• Человек и общество: «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)»
• История родной страны: «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)»
68 часов
Введение (1ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Земля — наш общий дом (10 ч)
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, услов ные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состоя ния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.
Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от за грязнения.
ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперимен ты — методы познания человеком окружающего мира. Изо бражение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (гео графическая и историческая). Масштаб, условные обозначе ния карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История воз никновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Растительный мир Земли (11ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: во доросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цвет ковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, мно голетние. Питание растений. Роль корня и побега в пита нии. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие расте ний родного края. Ядовитые растения. Предупреждение от равлений ими.
Грибы (1ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съе добные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животный мир Земли (11ч)
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклето чные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение живот ных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих дете нышей.
Как человек одомашнил животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в Рос сии. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические вре мена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и кресть ян, представителей разных сословий (князя, боярина, дво рянина).
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили сла вяне. Принятие христианства на Руси.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое зем леделие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Рыболовство и охота на Руси и в России.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное
и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, авто строения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в раз ные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материа ла 2 класса); Московская Русь (основные исторические со бытия, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произо шедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использова ния воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведче ский (исторический), художественный музеи, на предпри ятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растения ми и гербарными экземплярами.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
называть (приводить примеры):
• тела живой и неживой природы;
• планеты Солнечной системы (2-3);
• свойства воздуха, воды;
• состав почвы;
• древние города и их достопримечательности;
• имена отдельных руководителей государства, деяте лей, просветителей Руси и России (в соответствии с про граммой);
• причины исчезновения растений и животных, отдель ных сообществ;
различать (соотносить):
• год, век, арабские и римские цифры;
• названия русского государства и их соответствие исто рической эпохе;
• растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
• животных разных групп (одноклеточные — многокле точные, беспозвоночные — позвоночные);
• приспособления животных к среде обитания;
• особенности внешнего вида, строения животного в за висимости от среды обитания;
• понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
• объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
• объяснять необходимость бережного отношения чело века к окружающей среде;
• характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
• характеризовать основные процессы жизнедеятельно сти животных;
• раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
• составлять описательный рассказ о животном (расте нии) по плану учителя и самостоятельно составленному;
• соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
• характеризовать некоторые важнейшие события в ис тории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
• рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
• сравнивать картины природы, портреты людей, одеж ду, вещи разных эпох;
• работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), ра ботать с контурной картой по заданию учителя;
• высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/23/picture-5123-1440334247.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/27/picture-658555-1440706867.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/08/picture-652595-1439007492.jpg)
Начальная школа 2100 Рабочая программа по окружающему миру
В программе представлены пояснительная записка, требования к ЗУН учащихся, содержание, планирование по предмету окружающий мир....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/26/picture-72069-1522094085.jpg)
УМК "Школа России" рабочая программа по окружающему миру.1 класс
Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программы по окружающему миру дл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/13/picture-1386644-1644753928.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/19/picture-1379151-1642562849.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...