Начальная школа 2100 Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
В программе представлены пояснительная записка, требования к ЗУН учащихся, содержание, планирование по предмету окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.24 КБ |
![]() | 18.16 КБ |
![]() | 21.46 КБ |
![]() | 39.09 КБ |
![]() | 34.53 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы МОУ «СОШ №55» и авторской предметной программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, С.В. Тырина (М.: Баласс, 2012).
Учебно-методический комплект:
- «Окружающий мир. 4 класс» («Человек и природа»). Учебник в 2 частях. Часть I (авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан);
- «Окружающий мир. 4 класс» («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть II (авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, С.В. Тырин);
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и природа»), 4 класс. Часть 1 (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан);
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество»), 4 класс. Часть 2 (авторы Н.В. Харитонова, Е.В. Сизова, Е.И. Стойка);
- Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и природа»), 4 класс (ч. 1) (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина);
- Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество»), 4 класс, (ч. 2) (авторы Е.В. Сизова, Е.И. Стойка).
Курс «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) пониманию окружающего мира, готовит их к освоению знаний в основной школе, а в отношении развития личности, ее воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Курс «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встает множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а еще в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретенную информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Курс «Окружающий мир» создает фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный курс в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. В связи с этим именно в рамках данного предмета удается решать проблемы, например, экономического образования и воспитания.
Курс «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на практическую работу – 2 часа, контрольные уроки – 6 часов.
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Предварительный просмотр:
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО ПРОГРАММЕ «Окружающий мир»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
Средством достижения личностных результатов служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие вторую линию развития – умение определять свое отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока, после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования познавательных действий служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Таблица предметных требований к умениям учащихся по курсу
«Окружающий мир» (необходимый уровень)
Линии развития учащихся средствами курса «Окружающий мир» | |
Уметь объяснять мир | Уметь определять сове отношение к миру |
Часть «Человек и природа» | |
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека; | - оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно; |
- применять знания своем организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.); | - доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. |
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых, как твердых тел; | |
- объяснять , как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых; | |
- объяснять, в чем главное отличие человека от животных; | |
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения. | |
Часть «Человек и человечество» | |
- по поведению людей узнавать, какие эмоции (переживания) они испытывают, какие у них черты характера; | - объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; |
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества; | - замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка; предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений. |
- объяснять различие между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. |
Предварительный просмотр:
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «Окружающий мир»
ЧАСТЬ I. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
(34 ЧАСА)
Человек и его строение (17 часов)
Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и ее роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы; сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление легких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и ее транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и ее красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребенка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передается? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, ее причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Происхождение человека.
Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков - предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди - древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий руда. Хранение орудий и изготовление их впрок - главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнем и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
Рукотворная природа (13 часов).
Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличивать урожай.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.
Вода, ее свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полет в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас все более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
Повторение пройденного материала – 3 часа.
Часы по выбору учителя – 1 час.
ЧАСТЬ II. ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
(34 ЧАСА)
Человек и его внутренний мир (6 часов).
Человек – дитя природы и общества. «Маугли» - человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.
Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.
Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.
Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.
Человек в мире людей (6 часов).
Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребенка. Защита прав ребенка.
Человек и прошлое человечества (8 часов).
Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времен». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.
Первобытный мир (1 млн. лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V – XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV – XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжелых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.
Человек и многоликое человечество (5 часов).
Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).
Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
Человек и единое человечество (6 часов).
Образ «мирового хозяйства», объединяющего все человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединенных Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Все человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.
Обобщающее повторение – 2 часа.
Путь человечества в XXI век. Будущее зависит о каждого из нас.
Часы по выбору учителя – 1 час.
Предварительный просмотр:
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН уроков по курсу «Окружающий мир»
Часть 1. «Человек и природа» (34 часа, 2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты | Вид контроля | Внеурочная деятельность | Дата | ||
Метапредметные связи УУД | Предметные | План | Факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Часть 1. Человек и природа | |||||||||
«Как работает организм человека» (17 часов) | |||||||||
1 | Как устроен организм человека (Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма). Проверочная работа №1. | 1 | Вводный урок. | Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую очку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; - договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Личностные результаты: - оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Понимать, что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль. Иметь представление о работе системы органов кровообращения, нервной системе, органов чувств, выделения, дыхания, пищеварения, опорно-двигательной системе. Называть системы органов человека. | Тематический. Выборочный контроль 15 минут от урока. | Здоровый образ жизни. | ||
2 | Кожа – «пограничник» организма. (Кожа, строение кожи и ее роль в защите организма). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что кожа защищает организм от трения, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, что через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа – орган осязания. Составлять правила ухода за кожей; рассказывать о том, как кожа помогает нам в жаркую погоду, во время купания, при шитье и вязании. | Текущий. Практическая работа в парах. | Ожоги, обморожения, первая помощь. | |||
3 | Как человек двигается (Опорно-двигательная система). Проверочная работа №2. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Иметь представление о том, что сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединённых в суставах, позволяя человеку двигаться. Находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения для того, чтобы избежать переломов и вывихов. | Тематический. Выборочный контроль, 15 минут от урока. | Создание комплекса физических упражнений для зарядки. | |||
4 | Путешествие бутерброда (Органы пищеварения). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Иметь представление о том, что органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами. Называть органы пищеварения; объяснять, почему надо беречь зубы. | Текущий. Работа в малых группах. Фронтальный опрос. | Здоровое питание. Мое меню. | |||
5 | Как удаляются ненужные вещества (Органы выделения). Проверочная работа №3. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Иметь представление о том, что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды. Называть органы выделения; объяснять, почему почки – главный орган выделения. | Текущий. Индивидуальный опрос. Тематический. Выборочный контроль, 15 минут от урока. | ||||
6 | Для чего и как мы дышим (органы дыхания). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Иметь представление о том, что благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ; что кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела. Называть органы дыхания; рассказывать, как происходят у человека вдох и выдох; объяснять, почему вредно вдыхать воздух ртом на морозе. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос. | Дыхательная гимнастика. | |||
7 | Волшебная восьмерка (Органы кровообращения). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что органы кровообращения – главный «транспорт» в организме. Называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце; объяснять, почему кровь, поступающая от лёгких, не смешивается в сердце с кровью, идущей от других органов. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос. | Группа крови. | |||
8 | Что такое кровь. Проверочная работа №4. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Иметь представление о том, что кровь – это внутренняя среда организма, которая поддерживает благоприятные для жизни клеток условия. Называть условия для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови. | Тематический. Выборочный контроль, 15 минут от урока. | ||||
9 | Почему наш организм работает слаженно (Нервная система). Проверочная работа №5. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий. | Тематический. Выборочный контроль, 15 минут от урока. | Тип темперамента. | |||
10 | Окна в окружающий мир (Органы зрения). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что орган зрения – важнейший орган чувств человека, дающий наиболее полную информацию. Уметь называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищён от повреждений; составлять правила сохранения зрения. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Гимнастика для глаз. | |||
11 | Многогранный мир чувств (Органы чувств). Проверочная работа №6. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает. Уметь называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств. | Тематический. Выборочный контроль, 15 минут от урока. | Музыкальный слух. | |||
12 | Родители и дети (Размножение – свойство живых организмов). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребёнка своим молоком, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защиты семьи; что оба родителя и всё человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей. | Текущий. | ||||
13 | Отчего мы иногда болеем (защитные силы организма). Проверочная работа №7. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или когда организм ослаблен; что знание причин болезней помогает побеждать их или избегать. Рассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок в организме; объяснять, для чего люди делают прививки. | Тематический. Выборочный контроль, 15 минут от урока. | Современные болезни и защита иммунитета. | |||
14 | Наши предки – древесные жители (Предки человека). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что люди отличаются от обезьян хождением на двух ногах, развитием мышц ног и опорой на стопу; что люди могут предвидеть события, продумывать свои действия; что общаются люди с помощью речи. Называть особенности строения тела, свойственные только человеку; сравнивать речь людей и звуковые сигналы животных. | Текущий. Самостоятельная работа в малых группах. | Сообщение по теме. | |||
15 | На заре человечества (Появление человека разумного). Проверочная работа №8. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что с тех пор, как у предков человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества; что общественный опыт стал главным условием развития человека. Уметь объяснять значение слов «орудия труда», «человек разумный»; называть отличия первых людей от своих предков; объяснять, что помогло человеку расселиться на нашей планете. | Тематический. Выборочный контроль, 15 минут от урока. | ||||
16 | Контрольная работа №1 по теме «Как работает организм человека». | 1 | Урок контроля. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Тематический. | ||||
17 | Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Как работает организм человека». | 1 | Обобщающий урок. | Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека». Уметь рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Текущий. Самостоятельная работа в парах. | ||||
«Рукотворная природа» (13 часов) | |||||||||
18 | Рукотворная жизнь (Выращивание культурных растений и домашних животных). Проверочная работа №9. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. | Понимать, что человек одомашнивал полезные ему растения и животных; что он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы. Уметь называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своём домашнем животном. | Тематический. Выборочный контроль, 15 минут от урока. | |||
19 | На службе у человека (Сельское хозяйство). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что выращиванием культурных растений и домашних животных занимается сельское хозяйство. Рассказывать, как и почему менялось хозяйство человека; называть отрасли сельского хозяйства; описывать развитие сельского хозяйства в будущем; объяснять, какими способами можно добиться увеличения урожая и увеличения продукции животноводства. | Текущий. Сообщения. | Овощи и фрукты – полезные продукты. | |||
20 | Покорение силы (Изобретения человека). Проверочная работа №10. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что разум позволил человеку изобрести механизмы, увеличивающие силу и ловкость. Объяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжёлую лодку на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома. Иметь представление об изобретении первых часов с маятником. | Тематический. Выборочный контроль, 15 минут от урока. | Бытовая техника в жизни человека. | |||
21 | Как человек использует свойства воды. Проверочная работа №11. | 1 | Урок общеметодологической направленности Комбинированный урок. | Понимать, что люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства. Называть свойства воды; объяснять, как очистить воду от примесей и растворённых в ней веществ; рассказывать, как можно использовать силу водопада. | Текущий. Практическая работа. Тематический. Выборочный контроль, 15 минут от урока. | Тайны воды. | |||
22 | Как человек использует свойства воздуха. Проверочная работа №12. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Иметь представление о том, как люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей. Называть свойства воздуха; перечислять состав воздуха. Иметь представление об использовании водорода, углекислого газа, азота и кислорода. | Тематический. Выборочный контроль, 15 минут от урока. | ||||
23 | Горные породы и минералы. Проверочная работа №13. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую очку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; - договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Личностные результаты: - оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Называть свойства горных пород и минералов; рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород; называть различия горных пород и минералов. Иметь представление о драгоценных и поделочных камнях. | Тематический. Выборочный контроль, 15 минут от урока. | Загадки камней. | ||
24 | Металлы. Проверочная работа №14. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что использование металлов позволило производить изделия любой формы и прочные материалы со специально заданными свойствами. Перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов. | Тематический. Выборочный контроль, 15 минут от урока. | Металлы служат человеку. | |||
25 | Приручение огня. Проверочная работа №15. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что человечество прошло путь технического прогресса от костра до пламени ракеты, используя всё новые виды топлива и способы его сжатия. Рассказывать, какие преимущества получили древние люди, когда стали использовать огонь; объяснять, чем горючее напоминает джинна в бутылке; рассказывать, как тепло попадает в квартиру. | Тематический. Выборочный контроль, 15 минут от урока. | Созидание и разрушение. | |||
26 | Ракетный двигатель. Невидимая сила. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что электричество – универсальный вид энергии; что для получения электричества пригодны любые виды топлива или силы природы; что электричество позволило создать современную технику в быту и на производстве. Иметь представление о создании ракетного двигателя. | Текущий. Работа в малых группах. | Покорители космоса. | |||
27 | Звук – колебания среды. Свет – колебания потока частиц. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что волнообразные колебания частиц широко распространены в природе; что их изучение помогло приборы. Иметь представление о том, что такое звук; почему свет распространяется не так, как звук. | Текущий. Работа в парах. | ||||
28 | Человек проникает в тайны природы. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что человек осваивает просторы Вселенной, проникает в глубины микромира, познаёт структуру вещества, находит новые виды энергии, перерабатывает огромное количество информации; что накопленные знания позволяют людям быстрее и глубже проникать в тайны природы и использовать её богатства на благо человека. Иметь представление о том, для чего нужны знания о строении веществ; чем занимаются люди в космосе. | Текущий. Индивидуальный опрос. | ||||
29 | Как нам жить? (Экологическое хозяйство – будущее человечества). Проверочная работа №16. | 1 | Обобщающий урок. | Иметь представление о трёх типах хозяйства; рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения. | Тематический. Выборочный контроль, 15 минут от урока. | ||||
30 | Контрольная работа №2 по теме «Рукотворная природа» | 1 | Урок контроля. | Знать обязательный минимум изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Тематический. | ||||
Повторение пройденного материала (3 часа) | |||||||||
31 | Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Рукотворная природа». | 1 | Уроки обобщения и систематизации знаний. | Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа». Уметь рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи. Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир. Человек и природа». | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||
32 | Итоговая контрольная работа по курсу «Окружающий мир. Человек и природа». | 1 | Урок контроля. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Итоговый. | ||||
33 | Обобщение по курсу «Окружающий мир. Человек и природа». | 1 | Обобщающий урок. | Знать изученный материал по теме «Окружающий мир. Человек и природа». Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||
34 | Резерв. | 1 |
Предварительный просмотр:
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УРОКВ ПО КУРСУ «Окружающий мир»
Часть II. «Мое Отечество» (34 часа, 2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты | Вид контроля | Внеурочная деятельность | Дата | ||
Метапредметные связи УУД | Предметные | План | Факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
«Человек и его внутренний мир» (6 часов) | |||||||||
1 | Кого можно назвать человеком? (Отличие человека от живых существ). | 1 | Вводный урок. | Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др); - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; | Понимать, что человек отличается от всех живых существ тем, что в нём соединяются признаки врождённые и приобретаемые в обществе; что только в обществе ребёнок может вырасти человеком. Называть отличия между врождёнными и приобретёнными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребёнку вырасти человеком. | Текущий. Работа в малых группах. | |||
2 | Посмотри в свое «зеркало» (Основные качества личности). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира. | Текущий. Тестирование. | Добро и милосердие.. | |||
3 | Как понять, что творится у друга на душе? (Эмоции). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями. Сравнивать и определять положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций; рассказывать, как эмоции помогают человеку в жизни. | Текущий. Фронтальный опрос. | Эмоциональность. | |||
4 | Переживания, испытанные временем (Чувства) | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства. Называть отличия чувства от эмоций; рассказывать, как можно улучшить настроение и избавиться от тревоги. | Текущий. Индивидуальный опрос. | ||||
5 | Как узнать человека? (Характер). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что только в общении мы можем узнать внутренний мир человека, познакомиться с чертами его характера. Перечислять положительные и отрицательные черты характера. | Текущий. Работа в парах. | «Какой у меня характер». | |||
6 | Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир». Проверочная работа № 17. | 1 | Обобщающий урок. | Понимать, что нельзя оценивать человека по внешности; что только в общении мы можем узнать внутренний мир другого человека, познакомиться с чертами его характера. | Тематический. Выборочный контроль, 15 минут от урока. | ||||
«Человек и общество» (6 часов) | |||||||||
7 | Что такое общество. | 1 | Урок открытия новых знаний. | - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. | Понимать, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы. Объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы решения конфликтов. | Тематический. Фронтальный и индивидуальный опрос. | |||
8 | Как жить в мире людей (Правила поведения людей в обществе). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что для того, чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создаёт свои правила поведения. Рассказывать, с помощью каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои поступки; объяснять, что такое совесть; сравнивать право и мораль. | Текущий. Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой. | Самовоспитание. | |||
9 | Мое общество (Круг общения и социальные группы). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; | Понимать, что для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения. Объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком; в которых ты знаешь не всех, но можешь объяснить, что тебя объединяет с этими людьми. | Текущий. Блиц опрос. | С кем я хочу общаться и почему. | ||
10 | Права человека. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права. Объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека в современном обществе; называть свои обязанности перед близкими людьми. | Текущий. Тестирование. | ||||
11 | Повторение. | 1 | Урок развития умений. | Текущий. Индивидуальный опрос. Сообщения учащихся на заданную тему. | |||||
12 | Контрольная работа по темам «Человек и его внутренний мир» и «Человек и общество». | 1 | Урок контроля. | выделять главное, составлять план; - договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Тематический. | |||
«Картина всемирной истории человечества» (8 часов) | |||||||||
13 | Первобытный мир - первые шаги человечества. | 1 | Урок открытия новых знаний. | - учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Личностные результаты: - оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; | Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн. лет назад – 5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями. | Текущий. Самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой. | |||
14 | Древний мир – рождение первых цивилизаций. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Иметь представление о том, что Древний мир (5 тысяч назад - V век новой эры) – время возникновения первых городов и государств, которые передали нам достижения своей культуры. | Текущий. Индивидуальный опрос. | ||||
15 | Древний мир – рождение первых цивилизаций. | 1 | Комбинированный урок. | - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | Уметь составлять короткий рассказ о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Древнего мира (расположение на карте, достижения науки и культуры, известные исторические события); называть главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира. | Текущий. Творческий пересказ. Работа с картой. | |||
16 | Средние века – между древностью и новым временем. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Иметь представление о том, что Средние века (V – XV века) – время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими. Отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Достижения человека. | |||
17 | Средние века – между древностью и новым временем. | 1 | Комбинированный урок. | Определять по карте «Средние века» расположение цивилизаций; рассказывать о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Средних веков (расположение на карте, достижения науки и культуры, господствующая религия, известные исторические события). | Текущий. Работа с картой. Фронтальный опрос. | ||||
18 | Новое время – торжество Европы. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Иметь представление о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений. | Текущий. Блиц опрос. | Изобретения человека. | |||
19 | Новейшее время – трудный путь. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Иметь представление о том, что Новейшее время (XX – XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжёлых испытаний. | Текущий. Сообщения детей на самостоятельно выбранную тему. | Польза и вред технического прогресса. | |||
20 | Новейшее время – трудный путь. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий. Индивидуальный опрос. | |||||
21 | Обобщение по теме «Картина всемирной истории человечества». Проверочная работа № 18. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Знать изученный материал по теме «Человек и прошлое человечества». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи. | Тематический. Выборочный контроль, 15 минут от урока. | ||||
«Человек и многоликое человечество» (5 часов) | |||||||||
22 | Короли, президенты и граждане (Многообразие государств планеты). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. | Объяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; приводить примеры нарушение прав человека на участие в управлении своим государством; власть в России. | Текущий. Сообщения детей на данную тему. | Чудеса света. | ||
23 | Расы и народы. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Объяснять, что такое «раса», называть большие расы, которые выделяют в современном обществе. | Текущий. Блиц опрос. | ||||
24 | Кто во что верит (Религии мира. Свобода совести). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что человечество складывается из разных рас, народов, граждан отдельных государств, верующих разных религий и атеистов. Уметь объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами. | Текущий. Практическая работа. Работа с картой и глобусом. | Духовные стихи. | |||
25 | Пути духовных исканий. | 1 | Комбинированный урок. | Иметь представление о мировых религиях. Уметь объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами. | Текущий. Работа в малых группах. | ||||
26 | Обобщение по теме «Человек и многоликое человечество». Проверочная работа № 19. | 1 | Комбинированный урок. | Знать изученный материал по теме «Человек и многоликое человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи. | Тематический. Выборочный контроль, 15 минут от урока. | ||||
«Человек и единое человечество» (6 часов) | |||||||||
27 | Мировое хозяйство. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное, составлять план; - договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Личностные результаты: - оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; | Понимать, что мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами, объединяет человечество. Уметь объяснять, для чего были придуманы деньги. | Текущий. Сообщения на заданную тему. | |||
28 | Мировое сообщество государств. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Иметь представление о том, что Организация Объединённых наций, в которую входят почти все государства планеты, объединяет под своим флагом всё человечество. Уметь рассказывать, для чего была создана ООН. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||
29 | Что человечество ценит больше всего? (Моральные ценности человечества). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что общечеловеческие ценности одинаково важны для всех людей, живущих на Земле, что они объединяют человечество. Уметь называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности. | Текущий. Практическая работа. | Мораль и право. | |||
30 | Как нам жить? (Глобальные проблемы человечества). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Понимать, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы. Уметь перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет». | Текущий. Индивидуальный опрос. | Что зависит от каждого из нас? | |||
31 | Контрольная работа по теме «Человек и единое человечество». | 1 | Урок контроля. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Тематический. | ||||
Обобщающее повторение (2 часа) | |||||||||
32 | Обобщение по курсу «Человек и человечество». | Урок обобщения и систематизации знаний. | - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Иметь первичное представление о понятиях: «личность», «характер», «общество», «мораль», право». Осознавать проявление тех или иных черт характера; отличать черты характера от эмоций; ориентироваться в основных проблемах современного мира. | Текущий. Работа в малых группах. | ||||
33 | Итоговая контрольная работа по курсу «Человек и человечество». | 1 | Урок контроля. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Итоговый. | ||||
34 | Резерв. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Школа 2100" для 2 класса А.А. Вахрушева , Д.Д.Данилова
Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, развёрнутое планирование по окружающему миру для 2 класса по програме "Школа 2100" А.А.Вахрушев, Д....

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Школа 2100" для 2 класса А.А. Вахрушева , Д.Д.Данилова
Календарно-тематическое и развёрнутое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100" ( авт А.А.Вахрушева, Д.Д. Данилов)...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

УМК "Школа России" рабочая программа по окружающему миру.1 класс
Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программы по окружающему миру дл...