Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"
рабочая программа (окружающий мир, 1 класс) на тему
Программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основании Общеобразовательной программы начального обучения МБОУ «СОШ№2», с учетом особенностей УМК Общеобразовательная система «Школа 2100» и соответствует стандарту согласно базисному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена примерной программы авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2009).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_1_kl_r.doc | 497.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№2»
г.Назарова, Красноярского края
Утверждена приказом
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР руководителя образовательного учреждения
№ _______ от_________2011
____________________
Директор МБОУ «СОШ№ 2»
_______В.А.Гавриленко
СОГЛАСОВАНО
протокол заседания методического объединения учителей
от августа 2011 года № ____ 31 августа 2011 г.
Руководитель МО ________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Окружающий мир
Ступень обучения 1класс
Количество часов 132 (2 часа в неделю,всего 66 часов)
Учитель ГАНЖА С.Д.
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
- Описание места учебного предмета в учебном плане
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Банк измерителей уровней достижений обученности
- Список литературы
- Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Пояснительная записка
Программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основании Общеобразовательной программы начального обучения МОБУ «СОШ№2», с учетом особенностей УМК Общеобразовательная система «Школа 2100» и соответствует стандарту согласно базисному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена примерной программы авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2009).
Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю). Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя.
Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочно го, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Чтобы достичь целей для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной эле ментарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира -при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участни ком жизни.
Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир . При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний» объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируема вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов.
Задачи:
- развитие умений понимать и познавать окружающий мир; осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач;
- освоение знаний об окружающем мире, способности находить связь понятия с явлением и явлений друг с другом;
- формирование способности воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт;
- воспитание гуманного отношения к природе как среде существования жизни на Земле;
- создание условий для формирования и развития у школьников:
- творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
- умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах;
- общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой)
Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Вклю чение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествозна ния в начальной школе.
Задача курса познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постиже ния мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.
Используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содер жат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и состав ляющие сравнительно небольшую часть курса должны усвоить все учени ки. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение пони мать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полу ченные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Большинство тем рассчита но на 1-2 часа, поэтому уроки окружающего мира, как правило, относятся к типу комбинированного урока изучения нового, включающего как этап изучения нового материала, так и этап закрепления.
Содержание тем учебного курса по окружающему миру (66 часов)
Тема «Как мы понимаем друг друга» - 9 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-связь жеста и слова;
-названия пальцев;
-роль слова как символа предметов;
-слова обозначают не только предметы, но и их признаки;
-правила разумного поведения;
-понятия «верх», «низ», «вперед», «назад», лево», «право»;
уметь:
-пользоваться указкой при показе предметов в школе;
-показывать и называть окружающие предметы, их признаки, действия;
-обмениваться знаниями со своими друзьями;
-использовать свой жизненный опыт в разных жизненных ситуациях;
-различать предметы, расположенные спереди и сзади от себя и от другого ученика;
-называть предметы, расположенные спереди, сзади, слева, справа, вверху и внизу от самого себя и другого человека;
-различать правую и левую руки.
Рука и указательный палец - самый простой способ общения.(2)
Речь - основной способ общения людей. (2)
Ценный совет. (1)
Зачем нужен жизненный опыт? (1)
Учимся определять положение предметов и направления движения (2)
Учимся определять направления «вверх» и «вниз» (1)
Учимся пользоваться словами «раньше» и «позже» (1)
Тема «как мы узнаем, что перед нами» - 4 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-признаки предметов;
уметь:
-по набору признаков определять название предмета;
-называть признаки предметов;
-по свойству, действию и части предмета определять название предмета.
Предметы и их признаки (2)
Сочетания предметов (2
Тема «Времена года» - 3 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-осенние месяцы;
-признаки осени;
-осенние явления природы;
-как живая природа готовится к зиме;
уметь:
-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой осенью;
-по признакам живой и неживой природы определять время года,
-оценивать правильность поведения в природе.
Осень - природа готовится к зиме. (1)
Как мы узнаем, что наступила осень?
Экскурсия в парк «Осенняя природа».— 1час
Тема «Как ты узнаешь мир» - 4 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;
-основные органы чувств и их роль в жизни человека;
-что книги сохраняют и передают знания и опыт всего человечества;
уметь:
-соотносить органы чувств и их работу в организме человека;
-с помощью разных органов чувств различать предметы;
-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы.
Твои помощники - органы чувств (2)
Наши помощники - ум и память (2)
Родители, учителя и книги (2)
Тема «Твоя семья и твои друзья» - 7 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-значение семьи в жизни человека;
-режим дня;
-роли, которые выполняют члены семьи;
-правила общения;
уметь:
-с помощью заданий в учебнике уметь анализировать взаимоотношения в семье;
-выбирать поручение в семье по своим силам;
-составить рассказ о своей семье с помощью родителей;
-вежливо общаться со сверстниками и взрослыми.
Ты и твоя семья (2)
Один дома (2)
Ты и твои друзья (1)
Как нужно общаться (2)
Тема «Времена года» - 6 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-зимние месяцы;
-особенности погоды зимой;
-особенности живой и неживой зимней природы;
-свойства воды в различных агрегатных состояниях;
уметь:
-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой зимой;
-наблюдать за превращением веществ (таяние и испарение снега и льда);
-оказывать помощь птицам зимой;
-различать признаки зимы и их называть;
-правильно выбирать одежду для зимней прогулки.
Зима - покой природы (1)
Как мы узнаем, что наступила зима (1)
Экскурсия в парк «Зимняя природа» (1)
Тема «Что нас окружает» - 10 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
- название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
-некоторые виды дорожных знаков; виды улиц;
-основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
- отличительные особенности города, села, деревни, леса;
-примеры основных профессий людей и взаимопомощь людей разных профессий;
-основные структуры города, села;
-примеры продуктов животноводства, растениеводства;
-что такое природные богатства;
-признаки твердых , жидких и газообразных состояниях вещества.
уметь:
-различать жилые дома и специализированные учреждения, виды машин, по их назначению;
-правильно вести себя на проезжей части;
-различать разные профессии ;
-различать полевые культурные растения, овощи , фрукты;
-различать морской, воздушный, автомобильный транспорт;
-бережно относится к природным богатствам;
-отличать твердые тела от жидкости и газа.
Мой дом, моя улица (2)
Учимся быть пешеходами (1)
Учимся быть самостоятельными в городе (1)
Хозяйство человека (3)
Богатства природы (2)
Твердые тела, жидкости и газы (1)
Экскурсия «Безопасная дорога в школу» (1)
Тема «Времена года» - 4 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-весенние месяцы;
-особенности погоды весной;
-особенности живой и неживой весенней природы;
-определять последовательность событий в природе и их связи;
уметь:
-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой весной;
-вместе с родителями делать домик для птиц;
-выбирать одежду для весенней прогулки.
Весна - природа пробуждается (1)
Как мы узнаем, что наступила весна (1)
Экскурсия в парк «Весенняя природа» (1)
Тема «Живые обитатели планеты» - 9 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-отличия живых организмов от неживых предметов;
-свойства живых организмов;
-сходство и отличия растений и животных;
-что все в природе взаимосвязано;
-названия 5-10 названий растений и животных;
-отличия человека от животного;
-что такое экология;
-правила поведения в природе;
уметь:
-характеризовать отличительные особенности разумного существа - человека;
-называть основные группы домашних животных и растений;
-различать растения и животных;
-перечислять сходство и различие растений и животных;
-перечислять свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов.
Живые организмы и неживые предметы (2)
Растения и животные (2)
Связь живого и неживого (1)
Многообразие живых организмов (2)
Домашние животные и растения - наши друзья (2)
Культурные растения — (1)
Человек - разумное существо (2)
Природа и мы (2)
Тема «Времена года» - 2 час.
знать / понимать:
-знать названия летних месяцев;
- особенности живой и неживой природы летом;
уметь:
-оценивать правильность поведения в природе.
Тема «Отчего и почему» - 4 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-что такое причина и следствие; уметь:
-уметь находить причины явлений и следствия;
Отчего и почему. Дневник наблюдений (1)
Повторение — 4 часа
Что нас окружает. Живые природные богатства —1ч
Природа и мы — 1 час
Времена года — 1 час
Экскурсия в природу — 1 час
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.
Характеристика деятельности учащихся.
- Познакомиться с учителем и одноклассниками
- Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе
- Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
- Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах
- Практическая работа: составить режим дня
- Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление
- Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире
- Называть окружающие предметы и их признаки
- Различать предметы и выделять их признаки
- Различать времена года по признакам
- Характеризовать времена года
- Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
- Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
- Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются
- Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки
- Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека
- Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями
- Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками
- Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных
- Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями
- Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями
- Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе
- Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста
- Оценивать реальные и игровые ситуации общения Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой
- Практическая работа по освоению правил поведения в доме
- Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном Записывать телефоны экстренной помощи
- Различать времена года по признакам
- Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
- Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
- Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
- Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями
- Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни
- Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации
- Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры
- Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр
- Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения
- Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии
- Характеризовать разные виды транспорта
- Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону
- Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни
- Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей
- Приводить примеры использования человеком богатств природы
- Анализировать примеры использования человеком богатств природы
- Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства
- Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний
- Различать времена года по признакам
- Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
- Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
- Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
- Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы
- Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам
- Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями
- Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам
- Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности)
- Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные −дикорастущие растения
- Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности)
- Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности
- Приводить примеры особенностей человека как разумного существа
- Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире
- Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере)
- Оценивать конкретные примеры поведения в природе
- Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере
- Оценивать конкретные примеры поведения в природе
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Практическая часть курса «Окружающий мир»
Тема | Кол-во часов | Практические работы | Контрольные работы | Экскурсии | |
1. | Как мы понимаем друг друга | 9 | 1. С помощью рук разыграть представление в театре теней. 2. Нарисовать что-нибудь и объяснить словами, что нарисовал(а). 3. Соединить признак с предметом. | ||
2 | Как мы узнаем, что перед нами. | 4 | 1. Составить и нарисовать целый предмет по набору его частей. 2. Пронаблюдать свойства предметов. 3. Подобрать для города картинки среди разрезных карточек. | ||
3 | Времена года. Осень - природа готовится к зиме. | 3 | 1. Экскурсия в парк. 2. Сбор листьев для гербария. 3. Дневник наблюдений. | Экскурсия в парк «Осенняя природа» | |
4 | Как ты узнаешь мир | 4 | 1. Построить фигуры из кубиков с закрытыми глазами. 2. Провести дегустацию блюд, которые приготовили вместе с мамой. 3. Опыт с карандашом в стакане. 4. Кроссворд. Заполнить, пользуясь книгами. 5.Составить свою книгу при помощи разрезных карточек из приложения. | ||
5 | Твоя семья и друзья | 7 | 1. Составить режим дня. 2. Распределить «роли» в семье. 3. Сделать свой семейный альбом. Нарисуй портрет каждого члена семьи или рисунки заменить фотографиями. 4. Составить правила разумного поведения в доме, когда ты остался один. | ||
6 | Времена года. Зима - покой природы. | 6 | 1. Наблюдения за снежинками. 2. Опыт со льдом и снегом. | Проверочная работа №1 | Экскурсия в парк «Зимняя природа» |
7 | Что нас окружает. | 10 | 1. Экскурсия «Безопасная дорога в школу». 2. Выбрать из разрезных карточек виды городского транспорта. 3. Заполнить таблицу со своим адресом. 4. Нарисовать по одному дорожному знаку. 5. Наклеить из разрезных карточек по группам: овощи, фрукты, культурные растения. 6. Заполнить кроссворд по теме «Природные богатства». 7. Наблюдение за твердыми телами, жидкостями, газом. Опыт с детским шприцом. | Экскурсия «Безопасная дорога в школу». | |
8 | Времена года. Весна - природа пробуждается. | 4 | 1. Изготовление вместе с родителями скворечников. 2. Развешивание домиков для птиц. 3. Экскурсия в парк. Наблюдения за весенней природой. 4. Раскрасить картинку так, чтобы зима на ней превратилась в весну. 5. Наблюдение за солнцем в полдень 6. Дневник наблюдений. | Проверочная работа № 2 | Экскурсия в парк «Весенняя природа» |
9 | Живые обитатели планеты. | 9 | 1. Наблюдения за живыми организмами и показать стрелками на рисунке. 2. Составить правила, как должны вести себя люди, чтобы их окружали живые существа. 3. Наблюдения за растениями, если их поставить в темное место. 4. Обвести разными карандашами слова, которые относятся к разным группам: к растениям, к животным, ко всем организмам. 5. Разбить слова на группы: растения, грибы | Проверочная работа № 3 | |
10 | Времена года. Лето - природа цветет и плодоносит. | 2 | 1. Найти в книгах разные народные приметы. | ||
11 | Отчего и почему. Повторение | 4 4 | 1. Установить связь между весенними явлениями природы. Нарисуй стрелки от причины к следствию. 2. Игра «Путешествие в страну знаний». 3. Дневник наблюдений. Летнее задание. | Экскурсия в природу | |
3 | 5 |
Проверочные работы по окружающему миру.
№ | Раздел. Тема. | Вид контроля | Формы контроля | Приложение |
I | Как ты узнаёшь мир. | Текущий, тематический | Итоговая работа№1 | Самостоятельные и проверочные работы. Стр. 15-18 ееее работы. Стр. 7-8. |
Твои помощники-органы чувств. | Самостоятельная работа № 1. | Самостоятельные и проверочные работы. Стр. 3-4 | ||
Зима-покой природы. | Самостоятельная работа №3. | Самостоятельные и проверочные работы. Стр. 7-8 | ||
II | Что нас окружает. | Текущий, тематический | Самостоятельная работа№4 | Самостоятельные и проверочные работы. Стр.9-10 |
Мой дом, моя улица. | Самостоятельная работа № 2. | Самостоятельные и проверочные работы. Стр. 5-6 | ||
Богатство природы. | Самостоятельная работа № 5 | Самостоятельные и проверочные работы. Стр.23-24 | ||
Люди разных профессий. | Итоговая работа№2 | Самостоятельные и проверочные работы. Стр. 13-14, 19-20 ееее работы. Стр. 7-8. | ||
III | Живые обитатели планеты. | Текущий, тематический | Самостоятельная работа №7 | Самостоятельные и проверочные работы. Стр. 27-28 |
Растения и животные. | Самостоятельная работа №8. | Самостоятельные и проверочные работы. Стр. 29-30 | ||
Времена года. | Самостоятельная работа №6. | Самостоятельные и проверочные работы. Стр25-26 | ||
Зима. Весна. Лето. Осень. | Самостоятельная работа №9 | Самостоятельные и проверочные работы. Стр.31-32 | ||
Итоговая работа № 3за год | Самостоятельные и проверочные работы. Стр. 11-12; 21-22 ееее работы. Стр. 7-8. |
Виды и формы контроля.
- Текущий.
- Устный опрос
- Мини тест
- Самостоятельная работа
- Итоговая работа
- Итоговый
- Комплексная контрольная работа
- Стандартизированная контрольная работа.
Контроль за усвоением знаний
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.
Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для самостоятельных и контрольных работ (1 кл.) Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).
Положительные отметки ( в виде смайликов или с использованием цвета) за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам. При этом срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:
- таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений;
- портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Контроль УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.
Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.
Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.
Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.
Предметная методика
- Технология проблемного диалога (структура параграфов)
- Технология оценивания (правило самооценивания)
- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)
- Задания по групповой работе
Список литературы
Учебно-методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | Вахрушев А. А, А.С.Раутиан. - Москва: Баласс, 2008. | Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг». | Пособие для учителя |
2 | Вахрушев А. А, Я и мир вокруг: учебник для 1 класса 2 ч.- М.: Баласс, 2010. | Учебник «Я и мир вокруг» | Учебник для 1 класса |
3 | Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М.:Баласс.2010 | Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» | Рабочая тетрадь по окружающему миру |
4 | Вахрушев А. А..М.:Баласс.2009 | Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» | Пособие |
5. | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с. | Сборник программ | |
6. | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с. | Сборник программ | |
7. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
8. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
9. | Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100») | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | Вахрушев А. А, Я и мир вокруг: учебник для 1 класса 2 ч.- М.: Баласс, 2010. | Учебник «Я и мир вокруг» | Учебник для 1 класса |
2 | Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М.:Баласс.2010 | Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» | Рабочая тетрадь по окружающему миру |
3. | Вахрушев А. А..М.:Баласс.2009 | Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» | Пособие |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (УМК " ШКОЛА 2100") ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
1 класс.
«Окружающий мир», авт. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов .
Содержание курса | Тематическое планирование |
Человек и природа | 36 часов |
Человек и общество | 23 часа |
Резерв | 7 часов из них 2 часа – вводные урока. |
Человек и природа (36 ч)
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Растения, их разнообразие. Условия, не обходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Дико растущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение чело века к растениям. Животные, их разнообразие. Усло вия, необходимые для жизни жи вотных (воздух, вода, тепло, пи ща). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищ ные, растительноядные, всеядные). Дикие и домашние животные. Роль жи вотных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. ). Правила поведения в природе. Охрана при родных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, раститель ного и животного мира. Природа - это то, что нас окружа ет, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов; (цвет, форма, сравнительные раз меры и др.). Номера телефонов экстренной помощи Твердые тела, жидкости, газы. Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в приро де, значение для живых организ мов и хозяйственной жизни чело века. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значе ние в хозяйстве человека, береж ное отношение людей к полезным ископаемым Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности . Системы органов (органы чувств), их роль в жизнедеятель ности организма. | Времена года (12 ч) из них (3 ч – экскурсии) Осень. Осенние месяцы (сентябрь октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц подготовка зверей к зимовке). Осенняя жизнь растений и живот ных, и их подготовка к зиме. (2 часа). Зима. Зимние месяцы (декабрь январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность дня низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней 'жизни птиц и зверей). Погода зимой. (2 часа). Весна. Весенние месяцы (март, ап рель, май). Признаки весны (уве личение продолжительности дня высокое солнце, тепло, таяние сне га и льда, пробуждение природы прилет птиц, весенние растения). Погода весной. (2 часа). Лето. Летние месяцы (июнь, июль август) Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цве тение растений, потомство у жи вотных). (2 часа.). Природа вокруг нас (5 ч) Растения — живые организмы. Свет, вода, почва — условия жизни растений. Роль растений в очищении возду ха и обеспечении пищей живот ных. Животные - живые организмы. От личия животных от растений — подвижность и чувствительность. Вода и пища — условия для жизни животных. (2 часа). Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одо машненными растениями и живот ными. Их многообразие и полез ные свойства. (2 часа). Использование человеком богатств природы (солнце, ветер, вода, почва, лес, дикие растения и жи вотные). (1 час). Значение природы для существования всего живого на Земле. Правила поведения в парке, в ле су, на реке и озере. Бережное от ношение к окружающему миру. Природа неживая и живая (15 ч) Природа - это весь многообраз ный мир, который окружает чело века и может существовать без его участия. Знакомство с природными объектами и изделиями (искус ственными предметами). (1 час). Неживая и живая природа. (1 час). Примеры явле ний природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рас свет, закат, ветер, дождь, гроза. Твердые тела, жидкости, газы. (1 час). Воздух - смесь газов. Свойства воз духа (не виден, не имеет запаха; летуч; занимает форму любого сосу да; легко сжимается. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды (текуча; не имеет цвета и запаха; принимает форму любого сосуда); состояния воды, ее распространение в при роде, значение для живых орга низмов, человека. Круговорот во ды в природе. Бережное отношение к полезным ископаемым. Почва, значение для жи вой природы, хозяйства человека. Растения, их разнообразие. Условия, не обходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Дико растущие и культурные растения (на примере растений своей мест ности). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отноше ние человека к растениям. Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Прави ла сбора грибов. (1 час) Животные, их разнообразие. Усло вия, необходимые для жизни жи вотных (воздух, вода, тепло, пи ща). Насекомые, рыбы, птицы, звери (на примере животных сво ей местности), их отличия. (1 час). Осо бенности питания разных живот ных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Дикие и домашние животные (на примере животных своей мест ности). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отноше ние человека к животным. Человек — часть природы (2 ч) Природа - источник удовлетворе ния потребностей людей. Зависи мость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана при родных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Тело человека (2 ч) Системы органов (ор ганы чувств), их роль в жизне деятельности организма. Телефоны экстренной помощи.
| Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосред ственных наблюдений) связи жиз недеятельности растений, живот ных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Различать растения и животных, используя информацию, получен ную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности ди корастущих и культурных расте ний, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние—дикие животные; культурные-дикорастущие растения. Анализировать примеры использо вания человеком богатств приро ды. Обсуждать в группах и объяс нять правила поведения в различ ных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкрет ные примеры поведения в при роде. Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличи тельные свойства. Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом мате риале), характеризовать их осо бенности. Группировать классифицировать объекты живой или неживой при роды по отличительным призна кам. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состо яние. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, кругово рота воды в природе. . Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей мест ности Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорас тущие и культурные растения, диких и домашних животных, ха рактеризовать их роль в жизни человека (на примере своей мест ности). Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местнос ти). Характеризовать способы питания, условия, необходи мые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на при мере своей местности). Раз личать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей лю дей от природы. Анализировать влияние современ ного человека на природу, оцени вать примеры зависимости благо получия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохра нению природы и ее защите. Характеризовать основные функ ции систем органов (чувств) человеческого тела. |
Человек и общество (31 ч)
Младший школьник. Правила по ведения в школе, на уроке. Об ращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними: ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаи моотношений с взрослыми, свер стниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Дорога от дома до школы, прави ла безопасного поведения на до рогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопо жарной безопасности, основные правила обращения с газом, элект ричеством, водой. Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье и взаи мопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. За бота о детях, престарелых, боль ных — долг каждого человека. Хо зяйство семьи. Значение труда в жизни человека I и общества. Родной город (село), регион (об ласть, край, республика): назва ние, основные достопримечатель ности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности тру да людей родного края, профессии. Семейные традиции. Взаимо отношения человека с другими людьми. Культура общения. Уваже ние к чужому мнению. Человек — создатель и носитель культуры. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Правила пользование транспортом. | Я — школьник (7 ч) Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаи моотношений с взрослыми, свер стниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Правила безопасной жизнедея тельности (2 ч) Дорога от дома до школы, прави ла безопасного поведения на до рогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопо жарной безопасности, основные правила обращения с газом, элект ричеством, водой. Моя Родина (7 ч) Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее со став. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство. Распределе ние домашних обязанностей. Обя занности ребенка в семье. Место работы членов семьи, их профес сии. Родной город, село. Домашний ад рес. Главные достопримечатель ности населенного пункта. Занятия людей. Знакомые школьнику про фессии на примере своего населенного пункта. Городской транс порт. Правила уличного движения - гарантия безопасности на улицах города. Родной край — частица Родины (2 ч) Семья и семейные традиции Название админист ративного центра региона. Некоторые яркие и важные собы тия из истории родного региона. Человек — член общества (3 ч) Отличия человека от животного. Взаимоотношения человека с дру гими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Многооб разие видов деятельности людей. Человек - создатель и носитель культуры. Значение труда для человека и общества (2 ч) Профессии людей. Транспорт го рода и села. Правила пользования транспортом. Телефоны экстренной помощи. (23 часа) Резерв 5 часов. | Познакомиться с учителем и од ноклассниками. Познакомиться с правилами пове дения в школе, взаимоотноше ниями с взрослыми, сверстника ми и обсудить их. Моделировать и оценивать раз личные ситуации поведения в шко ле и других общественных местах. Различать формы поведения, кото рые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Выбирать оптимальные формы по ведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрос лыми. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, свое мес то в классе и т. п.). Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Обсуждать в коллективе необходи мость соблюдения правил здоро вого образа жизни. Выявлять потенциально опасные си туации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения лич ного и общественного имущества. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водо емах, в школе. Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге). Объяснять основные правила об ращения с газом, электричеством, водой. Готовить рассказы о семье, домаш нем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, мecтными жителями. Приводить примеры заботы школь ников о младших членах семьи, престарелых и больных. Рассказывать по результатам экс курсии о достопримечательностях родного города (села). Участвовать в игровых ситуациях по соблюде нию правил уличного движения. Работать с иллюстративным материалом. Приводить примеры культуры об щения во взаимоотношениях лю дей. Моделировать ситуации об щения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реаль ные и игровые ситуации общения.
Моделировать правила пользования телефо ном. Записывать телефоны экстрен ной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Участвовать в учебной игре о пра вилах пользования транспортом. |
Календарно-тЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Окружающий мир по учебнику «Я и мир вокруг»
Автор: А.А.Вахрушев
66 часов в год (2 часа в неделю)
№ урока | Дата | Тема урока | Цели | Результаты | Рубри-катор | ||
ЗУН | УУД | компетентности | |||||
Как мы понимаем друг друга | |||||||
1 | Как мы будем учиться. Знакомство с учебником. | Ознакомление с разделами, темами, содержанием учебника «Я и мир вокруг» | Умеет различать элементы книги, рассматривать рисунки | Соблюдает правила общения | Вступает диалог, Отвечает на вопросы | ||
2 | Я - школьник | Знакомство с правилами школьника | Умеет составлять рассказ по серии картинок | Соблюдает правила общения | Отвечает на вопросы; обращается к учителю, одноклассникам | ||
3 | Путешествуем не выходя из класса | Познакомить с главным инструментом человека – рукой и научить пользоваться ее возможностями | Умеет пользоваться главным инструментом человека - рукой | Соблюдает правила общения в школе | Вступает диалог, объясняет, что нарисовал | ||
4 | Ценный совет | Познакомить с правилами разумного поведения. Дать представление о понятиях совет, ценный совет, обмен знаниями между людьми | Умеет пользоваться словами в общении друг с другом; рассказывать, что делают дети на рисунках, как люди помогают друг другу; | Составляет рассказ вместе с товарищами; объясняет смысл пословиц | Рассуждает о том, какие новые знания появились. | ||
5 | Зачем нужен жизненный опыт | Познакомить с источником жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги | Умеет использовать жизненный опыт | Составляет рассказ по картинкам | Обменивается знаниями со своими товарищами | Рабочая тетрадь | |
6 | Где и куда | Познакомить со словами, которые указывают на положение предметов | Умеет рассказывать, с какой стороны находятся предметы; объяснять, за кем | Использует навыки ориентирования в пространстве. | Отвечает на вопросы, объясняет, показывает направление | ||
7 | Где и куда. Используем слова, обозначающие направление | Познакомить со словами, обозначающими направление | Умеет определять направления; показывать левую и правую руку | Ориентируется на местности. | Отвечает на вопросы, объясняет, показывает направление | ||
8 | Учимся определять верх и низ | Научить использовать в речи слова обозначающие направление | Умеет определять верх и низ у изображенных предметов | Определяет направление предметов | Вступает в диалог, выслушивает мнение других | ||
9 | Раньше и позже | Познакомить со словами, отвечающими на вопрос «когда?» | Умеет определять, что произошло раньше, а что – позже. | Отвечает на вопросы «когда?» | Объясняет, доказывает | ||
Как мы узнаем, что перед нами | |||||||
10 | Предметы и их признаки | Научить узнавать и различать предметы по их признакам | Умеет находить предметы с одинаковыми признаками; отгадывать загадки; подбирать нужное слово к каждому рисунку; | Узнает и различает предметы по их признакам (цвету, форме, размеру, части и действию) | Объясняет, доказывает, работает в парах | ||
11 | Как мы узнаем предметы | Познакомить со свойствами предметов | Умеет описывать части предмета, свойства и действия предмета | Узнает предметы по их свойствам | Объясняет, доказывает | ||
12 | Сочетания предметов | Дать понятие сочетания предметов. | Умеет подбирать (выбирать) названия к рисункам, подбирать (искать) различные сочетания предметов | Наблюдает и сравнивает свойства наблюдаемых предметов. | Работает в парах (игровые ситуации) | ||
13 | Предмет в роли признака | Определение по одному предмету, в каких сочетаниях он встречается. | Умеет определять сочетания предметов | Наблюдает и сравнивает свойства наблюдаемых предметов. | Объясняет, доказывает | рабочая тетрадь | |
Времена года | |||||||
14 | Осенняя экскурсия | Наблюдение за природой. Знакомство с признаками осени. | Умеет определять время года; называть признаки осени. | Называет признаки осени | Наблюдают за приходом осени | ||
15 | Осень: природа готовится к зиме | Познакомить как животные и растения готовятся к зиме | Умеет определять, чем питаются птицы; объяснять, почему птицы улетают на зиму; называть перелетных и оседлых птиц родного края; рассказывать, что делают животные осенью; выбирать одежду по сезону | Объясняет пословицы; выбирает рисунки с картинами осени; называет признаки осени | Делают выводы (выполняет исследовательские задания) | рабочая тетрадь | |
16 | Как мы узнаем, что наступила осень | Знакомство с признаками осени в городе и деревне | Умеет называть признаки осени. | Называет признаки осени | Объясняет, делает выводы | ||
Как ты узнаешь мир | |||||||
17 | Наши помощники – органы чувств | Познакомить учащихся с органами чувств и их ролью в жизнедеятельности организма. | Умеет называть органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма. | Узнает предметы с помощью органов чувств. | Играет - исследует | ||
18 | Наши помощники – память и ум | Дать представление о значении понятий память, ум | Умеет называть органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма. | Описывает рисунок, отгадывает загадки Благодаря памяти и уму познает окружающий мир | Рассуждает и делает выводы; проверяет свои умозаключения | ||
19 | Родители, учителя и книги | Дать понятие, что родители, учителя и книги помогают узнавать окружающий мир | Умеет рассказывать, чему люди могут научиться у своих родителей, а чему – | Называет сказочных героев, изображенных на рисунке; отгадывает загадки | Отвечает на вопросы, делает выводы, рассказывает о семейных традициях | ||
20 | Повторение и самостоятельная работа | Проверить знания учащихся по пройденным темам | Умеет применять знания на практике | Применяет знания при выполнении самостоятельной работы | Самостоятельно выполняет работу. | ||
Твоя семья и друзья | |||||||
21 | Ты и твоя семья | Дать понятие, что семья – самое близкое окружение человека. | Умеет придумывать и разыгрывать истории из жизни счастливой семьи, определять, что необходимо, чтобы семья была счастливой | Определяет, кем работают люди, изображенные на рисунках | Придумывает и разыгрывает истории из жизни счастливой семьи | ||
22 | Взаимопомощь в семье | Познакомить с ролью в семье каждого ее члена | Умеет рассказывать, как помогает своим родителям, какое поручение в доме. | Выполняет поручение родителей | Анализирует конкретные ситуации | ||
23 | Учимся быть самостоятельными. Один дома | Познакомить с правилами разумного поведения дома | Запомнил правила поведения дома | Помнит телефоны экстренной помощи | Вступает в диалог, выслушивает мнения других | ||
24 | Учимся быть самостоятельными. «Кто там?» | Познакомить с правилами разумного поведения дома | Запомнил правила поведения дома | Помнит телефоны экстренной помощи | Вступает в диалог, выслушивает мнения других | ||
25 | Ты и твои друзья | Познакомить с такими понятиями как ценность дружбы, согласие, взаимная помощь. | Умеет взаимодействовать друг с другом | Соблюдает правила взаимоотношений со сверстниками; культуру поведения в школе и других общественных местах; правила дружбы. | Анализирует конкретные ситуации, связанные с взаимоотношениями между друзьями. | ||
26 | Как нужно общаться | Познакомить с правилами общения с людьми | Умеет общаться с людьми | Соблюдает правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками; правила общения | Разыгрывание ситуаций | ||
27 | Повторение и самостоятельная работа | Проверить знания учащихся по пройденным темам | Умеет применять знания на практике | Применяет знания при выполнении самостоятельной работы | Самостоятельно выполняет работу. | ||
Времена года | |||||||
28 | Зимняя экскурсия | Наблюдение за природой. | Умеет различать времена года, их особенности. | Называет признаки зимы | Наблюдают за приходом зимы | ||
29 | Зимой – покой природы | Познакомить с признаками зимы | Умеет рассказывать, что животные делают зимой; выбирать одежду для зимней прогулки; объяснять народные приметы о зиме; рассказывать, как можно помочь птицам зимой | Придумывает названия к рисункам; отгадывает загадки | Наблюдают за приходом зимы, делают выводы | ||
30 | Как мы узнаем, что наступила зима | Познакомить с признаками зимы в городе, в деревне | Умеет различать времена года, их особенности. | Называет признаки зимы | Наблюдают за приходом зимы | ||
31 | Повторение и самостоятельная работа | Проверить знания учащихся по пройденным темам | Умеет применять знания на практике | Применяет знания при выполнении самостоятельной работы | Самостоятельно выполняет работу. | ||
32 | Итоговая работа по пройденным темам | Проверить знания учащихся по пройденным темам | Умеет применять знания на практике | Применяет знания при выполнении самостоятельной работы | Самостоятельно выполняет работу. | ||
33 | Учимся решать жизненные задачи | Обобщение знаний | Умеет использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни | Применяет знания на практике | Обменивается знаниями со своими товарищами | ||
Что нас окружает | |||||||
34 | Город, в котором мы живем | Дать представление о удобствах, которые создаются людьми разных профессий, об общественном транспорте | Умеет сравнивать рисунки; называть отличия города от села; объяснять, для чего нужен транспорт горожанам; профессии людей, живущих в городе | Соотносит название профессии и действия людей | Рассказывает, где в городе можно жить, работать, учиться, лечиться, отдыхать | ||
35 | Путешествие по городу | Дать представление о жилом районе города, о заводах и фабриках, о научных и деловых центрах, о зоне отдыха. | Имеет представление о жилом районе города, о заводах и фабриках, о научных и деловых центрах, о зоне отдыха. | Объясняет значения слов «банк», «фирма», «правительство», «посольство», «реклама» | Обменивается впечатлениями о посещении разных мест | ||
36 | Учимся быть пешеходами | Познакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками | Помнит правила дорожного движения | Соблюдает правила дорожного движения | Вступает в диалог, выслушивает мнения других | ||
37 | Учимся быть самостоятельными в городе | Познакомить с правилами поведения на улице и с незнакомыми людьми | Помнит правила поведения на улице и с незнакомыми людьми | Помнит домашний адрес | Отвечает на вопросы, рассуждает | ||
38 -39 | Хозяйство человека | Ознакомление с продуктами производства заводов, фабрик, сельского хозяйства | Имеет представление о сельском хозяйстве; о том, что выращивание растений называется растениеводством, а выращивание животных – животноводством. Умеет называть профессии людей; определять, к какой отрасли хозяйства относятся данные профессии | Составляет рассказы о занятиях сельских жителей, об особенностях их труда и его значении, отгадывает загадки о профессиях | Отвечает на вопросы, рассуждает, работает в парах | ||
40 | Повторение и самостоятельная работа | Проверить знания учащихся по пройденным темам | Умеет применять знания на практике | Применяет знания при выполнении самостоятельной работы | Самостоятельно выполняет работу. | ||
41 | Богатства природы | Познакомить с разнообразием природных богатств – живыми и неживыми, силами природы; правилами безопасного поведения в природе. | Умеет называть и группировать природные богатства. | Соблюдает правила безопасного поведения в природе. Составляет рассказы на тему «Как человек использует природные богатства» | Обсуждает, доказывает, отвечает на вопросы | ||
42 | Твердые тела, жидкости и газы | Познакомить учащихся со свойствами твердых, жидких и газообразных тел | Умеет называть твердые, жидкие и газообразные тела | Составляет рассказ с помощью схемы | Проводит несложные опыты | ||
43 | Повторение и самостоятельная работа | Проверить знания учащихся по пройденным темам | Умеет применять знания на практике | Применяет знания при выполнении самостоятельной работы | Самостоятельно выполняет работу. | ||
Времена года | |||||||
44 | Весенняя экскурсия | Наблюдение за природой. | Умеет различать времена года, их особенности. | Называет признаки весны | Наблюдает за приходом весны | ||
45 | Весна – природа пробуждается | Знакомство с временами года, их особенностями; правилами безопасного поведения в разное время года | Умеет определять время года; называть признаки весны; рассказывать, какие птицы зимующие, а какие перелетные; выбирать одежду для весенней прогулки | Объяснять народные приметы о весне, называет признаки весны | Наблюдает за приходом весны, делают выводы | ||
46 | Как мы узнаем, что наступает весна | Знакомство с временами года, их особенностями | Умеет определять время года; называть признаки весны | Называет признаки весны | Наблюдает за приходом весны, делают выводы | ||
47 | Итоговая работа | Проверить знания учащихся по пройденным темам | Умеет применять знания на практике | Применяет знания при выполнении самостоятельной работы | Самостоятельно выполняет работу. | ||
Живые обитатели планеты | |||||||
48 | Живое и неживое | Познакомить со свойствами живых организмов | Умеет различать живые организмы от неживых | Различает живыеи неживые организмы | Вступает в диалог, выслушивает мнения других | ||
49 | Растения и животные | Ознакомление с понятиями едоки и кормильцы, с ролью растений и животных в природе и жизни людей | Умеет находить общее у животных и растений и называть, чем растения отличаются от животных | Различает растения и животных | Бережно относится к природе | ||
50 | Равновесие в природе | Ознакомление с понятием природное равновесие, с Красной книгой и ее значением. | Имеет представление о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать природное равновесие; о значении Красной книги. | Называет растения и животных родного края | Выполняет правила охраны растений и животных | ||
51 | Домашние любимцы и комнатные растения | Познакомить с растениями и животными, живущими вместе с человеком в его доме | Умеет называть домашних животных и комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями и домашними животными | Составляет рассказы по рисункам | Обсуждает, работает в парах. Бережно относится к природе | ||
52 | Наши помощники – домашние животные и культурные растения | Познакомить с ролью культурных растений в жизни человека. | Умеет делить растения на три группы (овощи, фрукты, злаки), ухаживать за растениями | Составляет рассказы по рисункам, отгадывает загадки | Обсуждает, доказывает, отвечает на вопросы | ||
53 | Повторение и самостоятельная работа | Проверить знания учащихся по пройденным темам | Умеет применять знания на практике | Применяет знания при выполнении самостоятельной работы | Самостоятельно выполняет работу. | ||
54 | Человек – разумное существо | Дать представление о том, что человек – часть природы. Познакомить с правилами поведения в природе. | Умеет сравнивать человека и животных; принимать посильное участие в оказании помощи животным, соблюдать правила безопасного поведения в природе | Составляет рассказы по рисункам | Принимает посильное участие в охране природы. | ||
55 | Природа и мы | Познакомить учащихся с наукой - экологией | Имеет представление о науке экология, о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов Умеет отвечать на вопросы теста | Применяет знания при выполнении самостоятельной работы | Соблюдает правила поведения в природе. | ||
56 | Повторение и самостоятельная работа | Проверить знания учащихся по пройденным темам | Умеет применять знания на практике | Применяет знания при выполнении самостоятельной работы | Самостоятельно выполняет работу. | ||
Времена года | |||||||
57 | Лето: природа цветет и плодоносит | Познакомить с временем года – лето, с его особенностями | Умеет определять время года; называть признаки лета, объяснять, что такое круговорот воды | Использует полученные знания о превращениях воды, объясняет народные приметы, называет признаки весны | Наблюдают за приходом лета, делают выводы | ||
58 | Круговорот воды в природе | Познакомить с «путешествием» воды и правилами поведения при грозе | Умеет объяснять, что такое круговорот воды | Помнит правила поведения при грозе | Объясняет, делает выводы | ||
59 | Отчего и почему | Ознакомление с понятиями причина явления, следствие. | Умеет объяснять, что такое «причина явления»; находить причину; различать причину и следствие | Составлять рассказы по рисункам | Рассуждает о том, какие новые знания появились. Обменивается знаниями со своими товарищами | ||
60 | Повторение и самостоятельная работа | Проверить знания учащихся по пройденным темам | Умеет применять знания на практике | Применяет знания при выполнении самостоятельной работы | Самостоятельно выполняет работу. | ||
61 | Итоговая работа | Проверить знания учащихся по пройденным темам | Умеет применять знания на практике | Применяет знания при выполнении самостоятельной работы | Самостоятельно выполняет работу. | ||
62 | Учимся решать жизненные задачи | Обобщение и закрепление изученного | Умеет называть времена года и их признаки; называть растения и животных родного края; делить растения и животных на группы; объяснять связь животных и растений; различать живые и неживые предметы окружающего мира; проводить несложные опыты и наблюдения; рассказывать о своей семье; называть профессии родителей; выполнять правила общения со взрослыми и сверстниками | Соблюдает правила безопасного поведения в разное время года; бережно относится к обитателям планеты; соблюдает правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Помнит номера телефонов экстренной помощи; Соблюдает правила взаимоотношений с взрослыми, сверстниками, культуру поведения в школе и других общественных местах | Обменивается знаниями со своими товарищами | ||
63 | Повторение изученного материала. Игра «Путешествие в страну знаний» | Обобщение и закрепление изученного | Обменивается знаниями со своими товарищами | ||||
64 | Повторение изученного материала. Игра «Вспоминай-ка» | Обобщение и закрепление изученного | Обменивается знаниями со своими товарищами | ||||
65 | Повторение изученного материала. Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме | Обобщение изученного материала. | Обменивается знаниями со своими товарищами | ||||
66 | Летнее задание | Индивидуальные зад. И групповые | Умеет объяснять, что Летнее задание | Обменивается знаниями | Обменивается знаниями |
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
1-й класс
Тема | Число часов (из расчёта 2 ч в неделю.) | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | |
КАК МЫ ПОНИМАЕМ ДРУГ ДРУГА | |||
Как мы будем учиться | 1 | Познакомиться с учителем и одноклассниками (Н). Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе (Н). Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками (Н). Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах (П). Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах (Н). Практическая работа: составить режим дня (Н). Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление (Н). Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире (П). | |
Я – школьник | 1 | ||
Путешествуем, не выходя из класса | 1 | ||
Ценный совет | 1 | ||
Зачем нужен жизненный опыт | 1 | ||
Где и куда | 2 | ||
Учимся определять верх и низ | 1 | ||
Раньше и позже | 1 | ||
КАК МЫ УЗНАЁМ, ЧТО ПЕРЕД НАМИ | |||
Предметы и их признаки | 2 | Называть окружающие предметы и их признаки (Н). Различать предметы и выделять их признаки (Н.) | |
Сочетания предметов | 2 | ||
ВРЕМЕНА ГОДА | |||
Осень — природа готовится к зиме | 3 | Различать времена года по признакам (Н). Характеризовать времена года (Н). Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н). Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П). | |
КАК ТЫ УЗНАЁШЬ МИР | |||
Наши помощники – органы чувств | 1 | Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются (Н). Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки (П). Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека (Н). | |
Наши помощники – память и ум | 1 | ||
Родители, учителя и книги | 1 | ||
Повторение и самостоятельная работа | 1 | ||
ТВОЯ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ | |||
Ты и твоя семья | 2 | Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями (Н). Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками (Н). Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных (Н). Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями (Н). Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями (П). Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе (Н). Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста (Н). Оценивать реальные и игровые ситуации общения (Н). Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой (Н). Практическая работа по освоению правил поведения в доме (Н). Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном (Н). Записывать телефоны экстренной помощи (Н). | |
Учимся быть самостоятельными | 2 | ||
Ты и твои друзья | 2 | ||
Повторение и самостоятельная работа | 1 | ||
ВРЕМЕНА ГОДА | |||
Зима — покой природы | 3 | Различать времена года по признакам (Н). Характеризовать времена года (Н). Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н). Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П). | |
Повторение и самостоятельная работа | 1 | ||
Итоговая работа № 1 | 1 | Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н). | |
Учимся решать жизненные задачи | 1 | ||
ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ | |||
Город, в котором мы живём | 2 | Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями (Н). Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни (Н). Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации (П). Подобрать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры (П). Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр (П). Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения (Н). Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии (П). Характеризовать разные виды транспорта (Н). Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону (П). Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни (Н). Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей (Н). Приводить примеры использования человеком богатств природы (Н). Анализировать примеры использования человеком богатств природы (П). Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства (П). Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний (П). | |
Учимся быть пешеходами | 2 | ||
Хозяйство человека | 2 | ||
Повторение и самостоятельная работа | 1 | ||
Богатства природы | 1 | ||
Твёрдые тела, жидкости и газы. | 1 | ||
Повторение и самостоятельная работа | 1 | ||
ВРЕМЕНА ГОДА | |||
Весна: пробуждение природы | 3 | Различать времена года по признакам (Н). Характеризовать времена года (Н). Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н). Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П). | |
Итоговая работа № 2 | 1 | Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н). | |
| |||
Живое и неживое | 1 | Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (Н). Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам (П). Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н). Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам (П). Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности) (Н). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные −дикорастущие растения (П). Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности) (П). Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности (Н). | |
Растения и животные | 1 | ||
Равновесие в природе | 1 | ||
Домашние любимцы и комнатные растения | 1 | ||
Наши помощники – домашние животные и культурные растения | 1 | ||
Повторение и самостоятельная работа | 1 | ||
Человек – разумное существо | 1 | Приводить примеры особенностей человека как разумного существа (Н). Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире (П). Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере) (Н). Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П). Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере (П). Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П). | |
Природа и мы | 1 | ||
Повторение и самостоятельная работа | 1 | ||
ВРЕМЕНА ГОДА | |||
Лето – природа цветёт и плодоносит | 2 | Различать времена года по признакам (Н). Характеризовать времена года (Н). Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н). Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П). | |
Отчего и почему | 1 | Приведение примеров простейших причинно-следственных связей (П). | |
Повторение и самостоятельная работа | 1 | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | |
Итоговая работа № 3 | 1 | ||
Учимся решать жизненные задачи | 1 | ||
Часы по усмотрению учителя | 4 | ||
ИТОГО: | 66 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру ( " Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ( " Школа 2100")...
Рабочая программа по окружающему миру (Школа - 2100) 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100
Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа 2100" 2 класс
Рабачая программа по окружающему миру Программа "Школа 2100", автор Вахрушев для 2 класса в соотвествии с ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....