Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Жигала Светлана Ивановна

Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по окружающему миру

для 1 класса по программе 2100

                

I. Пояснительная записка

Рабочая  программа  учебного  курса  окружающего мира   для  1  класса  (далее  –  Рабочая  программа) составлена  на  основе  Примерной программы начального общего образования по окружающему миру  Федерального государственного стандарта  и  Программы «Окружающий мир»  для  четырехлетней начальной школы авторов А.А. Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутина, С.В.Тырина (2010 года).      

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100»

Программа  рассчитана  на  66 часов (2 часа в неделю),  в  том  числе  на самостоятельные  работы  –  9 часов, итоговые работы - 3 часа, практические работы – 4 часа, экскурсии – 4 часа.

          Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. 

Цель  курса окружающего мира в 1 классе  – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Задачи: формировать целостную картину природного и социального мира со всем         многообразием его явлений;

 формировать  представления о месте и роли в нём человека;

 развивать  эмоционально-ценностное отношение  к природному и социальному  миру.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса окружающего мира  у учащихся идет формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

 Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

В этом случае используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

Ценностные ориентиры изучения предмета «Окружающий мир»: ценность человека как разумного существа, ценность добра, ценность истины, ценность семьи, ценность труда и творчества, ценность свободы, ценность социальной солидарности, ценность гражданственности, ценность патриотизма, ценность человечества.

 II. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения окружающего мира в 1 классе

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Контроль за усвоением знаний 

Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.

В связи с этим оценивание учащихся идет следующими двумя способами:

1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах (1кл). Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения.

2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, справившись с заданиями самостоятельных и итоговых работ.

Положительные оценки и отметки за выполненные задания являются своеобразным зачётом по изучаемым  темам. Школьники видят результаты своей работы постоянно, эту роль играют:

-оценочные листы по предмету. В них ученик дает самооценку выполненных  заданий.

  • «Портфолио», в которое  помещаются оригиналы или копии выполненных учеником заданий, работ;
  • накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

III. Содержание учебного предмета

Как мы понимаем друг друга

Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец – простейший способ общения. Рука. Указательный палец, его роль в показывании предметов. Речь – основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показать пальцем (далёкие, сказочные, предметы в будущем).

Польза обмена знаниями между людьми. Передача и накопление жизненного опыта – основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги[1].

Понятия «справа»,  «слева»,  «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ».  «Раньше» и «позже».

Как мы узнаём, что перед нами

 Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками.

Как ты узнаёшь мир

Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Память – хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия.

Твоя семья и твои друзья

Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья.

Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.

Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и её роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника. Чудеса общения (слушание, разговор, музыка, рисунки, танцы и т.д.). Виды общения у человека и животных, их сходство.

Что нас окружает

Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Путешествие по городу: жилые районы, заводы и фабрики, деловой и научный центр города, зона отдыха. Село, его особенности. Жизнь людей в сёлах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки.

Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Сказочный герой Колобок и его путешествие. Хозяйство человека. Роль природных богатств. Добыча из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Сфера обслуживания. Транспорт.

Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы – ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твёрдые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твёрдое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).

Экскурсия «Безопасная дорога в школу».

Живые обитатели планеты

Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение – свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли.

Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом. Растения – «кормильцы». Животные чаще подвижны, ищут добычу, поедают пищу. Их «профессия» – «едоки». Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни.

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения – пришельцы из разных стран. Уход за растениями (регулярный полив, свет). Сельский дом и его обитатели – животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Культурные растения. Садовые, огородные и полевые растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений.

Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детёнышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек – разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе.

Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру.

Отчего и почему

Последовательность событий и её причины. Причина и следствие.

Времена года

Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.

Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным.

Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы – первоцветы. Птицы и их гнёзда.

Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Всё живое приносит потомство, созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнёзда и логова животных.

Экскурсия в парк «Осенняя природа».

Экскурсия в парк «Зимняя природа».

Экскурсия в парк «Весенняя природа».

Повторение пройденного материала


IV. Тематическое планирование

уроков

по п/п

Тема урока

Тип

урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности обучающихся

Система оценки

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучаемый научится

Обучаемый получит возможность

научиться

Тема: Как мы понимаем друг друга     9 часов

1

Экскурсия по школе. Ты школьник

Формирования ЗУ

Называть окружающие предметы

Ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Познакомиться с учителем и одноклассниками

03.09

2

Как мы будем учиться

Формирования ЗУ

Оценивать правильность поведения

Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им. 

Определять правила поведения

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками

05.09

3

Ценный совет

Формирования ЗУ

Оценивать правильность поведения в быту и уличного движения

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 

Учиться находить класс, своё место в классе

10.09

4

Путешествуем, не выходя из класса

Формирования ЗУ

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах

12.09

5

Где и куда

Формирования ЗУ

Объяснять, как люди помогают друг другу жить

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах

17.09

6

Викторина. Зачем нужен жизненный опыт

Формирования ЗУ

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Моделировать  и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление

19.09

7

Учимся определять направление

Формирования ЗУ

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса

Моделировать  и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление

24.09

8

Учимся определять верх и низ

Формирования ЗУ

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса

Моделировать  и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление

26.09

9

Морское путешествие «Раньше и позже»

Формирования ЗУ

Объяснять, как люди помогают друг другу жить

Слушать и понимать речь других.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие

01.10

Тема: Как мы узнаем, что перед нами   2 часа

10

Сочетания предметов

Формирования ЗУ

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире

08.10

11

Что? Где? Когда? – игра: Предметы и их признаки

Формирования ЗУ

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи

Работать по предложенному плану

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире

10.10

Тема:   Времена года   3 часа

Осень — природа готовится к зиме

12

Осень — природа готовится к зиме

Формирования ЗУ

Называть основные особенности каждого времени года

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

Высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире

15.10

13

Осень — природа готовится к зиме. Практическая работа «Почему падают листья»

Формирования ЗУ

Называть основные особенности каждого времени года

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Различать времена года по признакам

17.10

14

Осень — природа готовится к зиме

Экскурсия

Оценивать правильность поведения людей в природе

Давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке

Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»

24.10

Тема:   Твоя семья и друзья   10 часов

15

Наши помощники – органы чувств

Формирования ЗУ

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Сопоставлять  признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются

22.10

16

Разгадыва

ние сканвордов, шарад и загадок Наши помощники – память и ум

Формирования ЗУ

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи

Слушать и понимать речь других

Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки

29.10

17

Родители, учителя и книги

Формирования ЗУ

Объяснять, как люди помогают друг другу жить

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие

Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека

01.11

18

Самостоятельная работа №1

Как ты узнаешь мир

Контроля

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи

Учиться работать по предложенному учителем плану

Самостоятельная работа №1

12.11

19

Ты и твоя семья.

Формирования ЗУ

Объяснять, как люди помогают друг другу жить

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.

Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями

14.11

20

Семейный альбом

Формирования ЗУ

Объяснять, как люди помогают друг другу жить

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных

19.11

21

Учимся быть самостоятельными

Формирования ЗУ

Оценивать правильность поведения в быту  (правила общения)

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками

21.11

22

Ты и твои  друзья

Формирования ЗУ

Оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношения с одноклассниками, друзьями  

Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения с друзьями

26.11

23

Ты и твои  друзья

Формирования ЗУ

оценивать правильность поведения в быту  (правила ОБЖ).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи

28.11

24

Твоя семья и друзья

Контроля

Оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе  

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста .

Оценивать  реальные и игровые ситуации общения  Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Самостоятельная работа №2

03.12

Тема:   Времена года   7 часов

25

Практическая работа « Растения зимой»

Зима — покой природы

Формирования ЗУ

Называть основные особенности каждого времени года.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года

05.12

26

Экскурсия. Зима — покой природы

Экскурсия

Называть основные особенности каждого времени года.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»

10.12

27

Практическая работа

«Почему лед плавает»

«Почему снег белый»

«Почему снег скрипит»

Зима — покой природы

Формирования ЗУ

Называть основные особенности каждого времени года.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

12.12

28

Самостоятельная работа №3

Зима — покой природы

Контроля

Называть основные особенности каждого времени года.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. 

Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни

Самостоятельная работа №3

17.12

29

Как мы понимаем друг друга. Твоя семья и друзья.   Времена года        

Контроля

Проговаривать последовательность действий на уроке

Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни

Итоговая работа №1

19.12

30

Учимся решать жизненные задачи

«Правила школьной жизни»

Применения ЗУ

Объяснять, как люди помогают друг другу жить

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

Оценивать  реальные и игровые ситуации общения  

24.12

31

Учимся решать жизненные задачи

 «У мамы день рождения»

Применения ЗУ

объяснять, как люди помогают друг другу жить

Слушать и понимать речь других

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

Оценивать  реальные и игровые ситуации общения  

26.12

Тема:   Что нас окружает   9 часов  3 четверть

32

Город, в котором мы живем

Формирования ЗУ

Называть окружающие предметы

Определять и формулировать цель деятельности на уроке

Подготовить рассказ о занятиях людей в городе

13.01

33

Экскурсия по району

Район, в котором мы живем

Экскурсия

Проговаривать последовательность действий на уроке

Подготовить рассказ о занятиях людей в родном селе

Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного села

16.01

34

Учимся быть пешеходами

Формирования ЗУ

Оценивать правильность поведения на дороге

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.

20.01

35

Путешествие колобка

Формирования ЗУ

Называть окружающие предметы

Подробно пересказывать небольшие тексты

Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни

23.01

36

Хозяйство человека

Формирования ЗУ

Называть окружающие предметы

Учиться работать по предложенному учителем плану

Характеризовать разные виды транспорта

27.01

37

Повторение.

Самостоятельная работа №4 «Что нас окружает»

Из чего делают вещи

Контроля

Называть живые и неживые природные богатства и их роль в природе

Учиться работать по предложенному учителем плану

Самостоятельная работа №4

06.02

38

Богатства природы

Формирования ЗУ

Называть живые и неживые природные богатства и их роль в природе

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник

Приводить примеры использования человеком богатств природы

11.02

39

Твердые тела, жидкости и газы. 

Практическая работа

«Сжимаются ли жидкости»

Формирования ЗУ

Называть живые и неживые природные богатства и их роль в природе

Проговаривать последовательность действий на уроке

Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы на примере воды и ее состояний

13.02

40

Самостоятельная работа №5по теме: Богатства природы и их свойства

Контроля

Называть живые и неживые природные богатства и их роль в природе

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Анализировать примеры использования человеком богатств природы

Самостоятельная работа №5

17.02

Тема:   Живые обитатели планеты   8 часов

41

Живые обитатели планеты

Формирования ЗУ

Называть живые и неживые

природные богатства и их роль в жизни человека

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы

Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам

21.02

42

Живое и неживое

Формирования ЗУ

Называть живые и неживые

природные богатства и их роль в жизни человека

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы

Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам

24.02

43

Растения и животные.

Формирования ЗУ

Называть особенности растений и животных

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Различать растения и животных, используя инфрмацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями

27.02

44

Практическая работа «Волшебное зерно»

Растения и животные.

Формирования ЗУ

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи

Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). 

Сравнивать и различать разные группы живых организмов

03.03

45

Равновесие в природе

Формирования ЗУ

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи

Оформлять свою мысль в устной речи

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). 

Группировать по названиям известные культурные растения и домашние животные (на примере своей местности)

06.03

46

Домашние любимцы и комнатные растения

Формирования ЗУ

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений. диких и домашних животных

10.03

47

Наши помощники – домашние животные и культурные растения

Формирования ЗУ

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений. диких и домашних животных

13.03

48

Итоговая работа №2

Живые обитатели Земли

Контроля

Называть живые и неживые

природные богатства и их роль в жизни человека

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы

Итоговая работа №2

17.03

Тема:   Времена года   7 часов

49

Весна: пробуждение природы

Март-апрель-май

Формирования ЗУ

Называть основные особенности каждого времени года.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы

Различать времена года по признакам

20.03

50

Экскурсия. К нам пришла весна, радость принесла

Экскурсия

Называть основные особенности каждого времени года.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке

Характеризовать времена года

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии

03.04

51

Весна: пробуждение природы

Практическая работа

«Как высоко расположено солнце весной»

Формирования ЗУ

Называть основные особенности каждого времени года.

Различать времена года по признакам

07.04

52

Народные приметы

Формирования ЗУ

Называть основные особенности каждого времени года.

10.04

53

Природа и мы.

Формирования ЗУ

Называть основные особенности природных явлений

14.04

54

Наши помощники – домашние животные и культурные растения

Формирования ЗУ

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений. диких и домашних животных

17.04

55

Проверочная работа №6 по теме «Времена года. Весна»Весна: пробуждение природы

Контроля

Называть основные особенности каждого времени года.

Слушать и понимать речь других

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

Проверочная работа №6

21.04

Тема:   Живые обитатели планеты   5 часов

56

Человек – разумное существо

Формирования ЗУ

Называть роль человека в природе

Учиться работать по предложенному учителем плану.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

Человек – разумное существо

24.04

57

Проверочная работа №7 по теме «Живые обитатели земли»

Контроля

Называть живые и неживые

природные богатства и их роль в жизни человека

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы

Проверочная работа №7

28.04

58

Экскурсия.Лето – природа цветет и плодоносит

Июнь-июль-август 

Называть основные особенности каждого времени года.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке

05.05

59

Учимся решать жизненные задачи

«Музей нашего края»

Формирования ЗУ

Знать свой край

Слушать и понимать речь других

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

08.05

60

Проверочная работа №8 по теме «Живые обитатели планеты»

Контроля

Называть роль человека в природе

Проговаривать последовательность действий на уроке

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

Проверочная работа №8

12.05

Тема:   Времена года   3 часа

61

Проверочная работа №9 по теме «Времена года. Весна и лето.»

Формирования ЗУ

Называть основные особенности каждого времени года.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы

Различать времена года по признакам

Проверочная работа №9

15.05

62

Отчего и почему

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи

Приведение примеров простейших причинно-следственных связей

19.05

63

Итоговая работа

№3

Формирования ЗУ

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

Приведение примеров простейших причинно-следственных связей

23.05


V. Материально-техническое обеспечение образовательного

процесса

  • Комплект наглядных пособий . 1 класс. Окружающий мир. В 4-х частях. - М.: «Баласс», 2006
  • Литература для учащихся:

-   Вахрушев А.А., Бурский О.В.,  Раутиан А.С.
   Окружающий мир. («Я и мир вокруг»).  Учебник для 1-го класса в 2-х частях. - М.:
«Баласс», 2010.

 -  Вахрушев А.А., Бурский О.В.,  Раутиан А.С.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг»).  1-й класс. - М.:
«Баласс»,           2010.

-  Вахрушев А.А., Бурский О.В.,  Родыгина О.А.
 Самостоятельные и итоговые  работы к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг» )  для      1-го класса. - М.:
«Баласс», 2010

-  Курапова И.И.
 Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу «Окружающий мир»  для      1-2 классов. - М.:
«Баласс», 2010

  • Литература для учителя:

- Примерная  программа начального общего образования по окружающему миру         Федерального государственного стандарта.- http://www.standart.edu.ru

- Планируемые результаты освоения учебной программы по окружающему миру.    http://www.standart.edu.ru

- Окружающий мир. Планируемые результаты освоения программ начального образования (Технологическая форма). - http://www.standart.edu.ru

             -  Вахрушев А.А

                 Окружающий мир. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.:   «Баласс», 2009

            -   Программа «Окружающий мир» (для четырехлетней школы) А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С. Раутиан, С.В.Тырин. - . http://www.school2100.ru

           


[1] Положения программы, выделенные шрифтом, предназначены для подготовки докладов, поиска ответов на вопросы любознательных школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру "Школа 21 век" 1 класс

рабочая  программа по окружающему миру "Школа 21 век" 1 класс  с учетом ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру ( " Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ( " Школа 2100")...

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа 2100" 2 класс

Рабачая программа по окружающему миру Программа "Школа 2100", автор Вахрушев для 2 класса в соотвествии с ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру "Школа 2100" 3 класс

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному пости...