Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс.Гармония.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Значение курса "Окружающий мир" состоит в том,что в ходе его изучения школьники овладевают основами практика-ориентированных знаний о человеке,природе и обществе,учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире,в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Предмет "Окружающий мир" подкрепляет умения,полученные на уроках чтения,русского языка,математики,музыки и изобразительного искусства.Совместно с ними,приучая детей к рационально-ценностному постижению окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematich._planir._po_oom_3klass.docx | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир. 3 класс.
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого – педагогических условий для индивидуального процесса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. Эти задачи решаются в процессе обучения
- всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Специфика предмета « Окружающий мир « состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса « Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально – гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет « Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно - зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Значение курса « Окружающий мир» состоит в том, в ходе его изучения школьники овладевают основами практико – ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватно природо – и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности. В нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет « Окружающий мир» подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально – ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально – гуманитарных наук и их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ ( метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем своё личное и социальное благополучие.
Основные содержательные линии предмета « Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками « Человек и природа», « Человек и общество».
Содержание курса.
Человек и природа.
Природа – это то, что не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Звёзды и планеты. Солнце. Земля. Глобус. Географическая карта и план. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности. Особенности поверхности родного края.
Водоёмы, их разнообразие.
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для жизни растений, животных, людей.
Вода. Свойства воды. Состояния воды. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.
Почва, её состав значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Растения родного края.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Животные родного края.
Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы.
Природные зоны России.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Положительное отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.
Красная книга России.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Номера телефонов экстренной помощи.
Человек и общество.
Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Человек – член общества. Взаимоотношение человека с другими людьми. Культура общения.
Семья. Семейные традиции. Забота о детях.
Младший школьник. Правила поведения в школе. Классный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними, ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня, личная гигиена.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация, Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации – глава государства.
Праздники в жизни общества.
Россия на карте. Государственная граница России.
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы.
Города России.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, особенности быта.
Родной край – частица России.
История Отечества. Счёт лет в истории.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле.
Тематическое планирование учебного материала интегрированного курса
«Окружающий мир». 3 класс.
№ | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Примечания |
Разнообразие изменений в окружающем мире – 8 часов | |||||
1 | Земля – наш общий дом | Повторение: разнообразие растений и животных. Ознакомление с учебником. | Знать отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных. Уметь называть представителей животного и растительного мира. | ||
2 | Разнообразие изменений в окружающем мире. | Представление об изменениях в живой и неживой природе, жизни людей. | Знать способы изучения изменений: наблюдения, эксперимент, работа с научно – популярной литературой, анализ, нахождение причин и следствий изменений. | ||
3 | Времена года | Периодически повторяющиеся изменения в природе. Наблюдения за изменениями. | Знать : причину смены дня и ночи, смену сезонов, старинный календарь. | ||
4 | Природные явления и погода | Ознакомление с понятиями «природные явления», «погода», с разнообразными состояниями неба, видами осадков, условными обозначениями этих явлений. | Уметь объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать их условными знаками. | ||
5 | Необычные природные явления | Знать, какие природные явления характеризуют погоду. Уметь их обозначать условными знаками. | Тест «Природные явления». | ||
6 | Температура и её изменение | Формирование понятия «температура». Виды термометров. Значение температуры для живых организмов. | Знать устройство и работу жидкостного термометра. Уметь: измерять, записывать температуру; работать с научным текстом; моделировать, пользоваться измерительными приборами; делать выводы по результатам простых опытов. | Практическая работа. | |
7 | Экскурсия | Наблюдение различных изменений в природе: за облаками, за ветром. Сбор природного материала для гербария. | Уметь: выявить осенние изменения у растений; измерить температуру на теневой и солнечной сторонах школьного здания. | Письменный отчёт по группам. | |
8 | Прогноз погоды | Обобщение знаний о характеристиках погоды. Знакомство с некоторыми растениями и животными, которые могут предсказывать погоду. | Знать, как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека. Уметь: измерять температуру воздуха, воды; составлять условными знаками карточку погоды. | Тестирование | |
Осенние изменения в природе и в жизни человека - 4 часа | |||||
9 - 10 | Осень в природе | Ознакомление с осенними изменениями в живой и неживой природе. Работа по развитию умений находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения: листопад, изменение цвета листьев, причины их явлений; как готовятся к зиме животные. | Знать: какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жизни растений, животных, причины перелёта птиц; о положении солнца осенью, об осадках, температуре воздуха. | Презентация | |
11 | Осень в жизни человека | ||||
12 | Обобщающий урок | Проверочная работа №1 | |||
Тела и вещества – 4 часа | |||||
13 | Тела и вещества. Три состояния вещества. | Выявление разных состояний веществ. Обучение различию разных состояний веществ. Примеры, подтверждающие выводы. | Знать: что такое «тело», «вещество»; о трёх состояниях вещества. Уметь классифицировать предметы по существенным признакам. | Практическая работа. | |
14 | Состояние вещества | Понятие о молекулах и атомах. Представление о строении вещества. | Уметь объяснить расположение и движение молекул в газообразном , жидком и твёрдом веществах. | ||
15 | Удивительные открытия | Понятия о простейших, бактериях и об увеличительных приборах – лупе, микроскопе, бинокле. | Знать: об открытии простейших; о клетке; болезнетворные бактерии, способы борьбы с ними. | Практическая работа | |
16 | Как всё устроено в природе. Обобщение | Систематизация и обобщение знаний о телах и веществах | Уметь: определять состояние веществ; ориентироваться в системе полученных знаний. | ||
Свойства воздуха, воды, почвы – 10 часов | |||||
17 | Воздух и его состав | Объяснение: что такое воздух. Исследование свойств веществ экспериментальным способом. | Знать значение воздуха для жизни на Земле. | ||
18 | Свойства воздуха | Выяснение, что воздух – это смесь газов. | Знать отличие «сухого», «влажного», «целебного» воздуха. | Тест | |
19 | Движение воздуха | Объяснение возникновения ветра, природных явлений, связанных с движением воздушных масс. | Знать: что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения; об использовании силы ветра человеком. | ||
20 | Вода и её свойства | Выявление значения воды для всего живого на Земле | Знать: о значении воды на Земле; об источниках питьевой воды | ||
21 | Очистка воды. Берегите воду! | Понятие «Очистные сооружения». Выяснение, кто и почему загрязняет воду. Ознакомление с методами очистки воды. | Знать: способы очистки воды в быту и в промышленности; фильтрование | Практическая работа Презентация | |
22 | Превращения воды | Выяснение опытным путём, какие состояния есть у воды. Изучение процессов испарения, конденсации, замерзания, таяния. | Знать: как образуется туман, иней, роса. Уметь отличать три состояния воды в природе | Практическая работа. | |
23 | Круговорот воды в природе | Представление о круговороте воды в природе. Задание: проследить за движением капельки воды из океана | Знать принцип круговорота воды в природе | ||
24 | Почва, её состав | Представление о почве и её образовании, о составе и свойствах. Значение почвы для растений, животных, человека. Определение состава почвы. Работа со схемами. | Знать главное отличие почвы – плодородие. Уметь определять состав почвы. | Практическая работа | |
25 | Обитатели почвы | Знания о живущих в почве животных, их роли для растений и плодородия земли. Представление о круговороте органических и минеральных веществ в почве | Знать: правила гигиены при работе с почвой; понятие «круговорот веществ в почве». Уметь устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы | ||
26 | Почва - кормилица | Объяснение значения почвы для человека. Представление о культуре обработки почвы и сохранении её плодородия. Выявление природных разрушителей почвы | Знать способы сохранения плодородия почвы. Уметь объяснить отрицательное действие человека на плодородие почвы. | Тест | |
27 | Обобщающий урок | Проверочная работа №3 | |||
Зимние изменения в природе и в жизни человека – 6 часов | |||||
28 | Зимняя экскурсия в парк | Выяснение особенностей декабря, изменений длительности дня и ночи, высоты солнца, температуры воздуха, состояния неба, осадков, почвы, водоёмов. | Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы. Уметь объяснять образование снежинок, изморози. | ||
29 | Зимние явления | Сочинить сказку о путешествии снежинки. | |||
30 | Растения зимой | Объяснение, как зимуют кустарники, травы, в чём значение коры для деревьев, каковы изменения в росте дерева зимой. | Знать значение снегового покрова для растения. | ||
31 | Зима в жизни животных | Объяснение, как зимуют дикие и домашние животные, какое значение имеет лёд на поверхности водоёмов для его обитателей | Знать о зимовке разных животных | ||
32 | Зима в жизни наших предков | Ознакомление с обычаями, занятиями, праздниками наших предков в зимнее время | Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков | Доклад по теме | |
33 | Январь – середина зимы | Выяснение свойств льда и снега. Обобщение знаний о зимних явлениях, особенностях жизнедеятельности человека в зимний период. | Уметь объяснять зимние явления: снегопад, ледостав, гололедица. | Практическая работа | |
Организм человека и его здоровье – 11 часов | |||||
34 | Организм человека | Ознакомление с науками, изучающими организм человека. Формирование понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «орган», «система органов», «внутренние органы». | Знать: науки, изучающие организм человека; основные внутренние органы человека. Уметь объяснять рождение и развитие ребёнка. | ||
35 | Надёжная опора и защита | Ознакомление со значением и строением скелета, суставов. Выяснение значения правильной осанки. | Иметь представление о скелете человека, работе суставов. Знать свойства костей. Уметь оказывать первую помощь при травмах рук, ног. . | ||
36 | Мышцы и их значение | Понятие о разнообразии мышц, их значении механизме работы. Гигиенические навыки по уходу за своим организмом. | Знать: назначение мышц, разнообразие; сухожилия; работа мышц, их тренировка, состояние усталости. | Практическая работа | |
37 | Органы дыхания | Выяснение, как и зачем мы дышим. Ознакомление с органами дыхания, их функциями. Работа лёгких. Вред курения. | Знать, как предупредить заболевания органов дыхания. Уметь называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу. | ||
38 | Питание и органы пищеварения | Ознакомление с органами пищеварения, их работой. Выяснение состава пищи. Возможные заболевания органов пищеварения. | Знать : органы пищеварения, их роль в организме; состав пищи – белки, жиры, углеводы. Уметь: рассуждать о важности ухода за зубами; разумно относиться к правильному питанию; соблюдать чистоплотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения. | ||
39 | Кровь и кровообращение | Рассмотрение основных функций крови в организме, состава крови, разнообразия кровяных частиц их функций; органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды, первая помощь при кровотечениях. Пульс, его измерение. | Знать: основные функции крови, её состав; навыки здорового образа жизни; как беречь и развивать сердце. Уметь: называть органы кровообращения, их функции; измерять пульс. | Практическая работа | |
40 | Органы очистки организма | Формирование знаний о выделительной системе организма. Органы выделения. Рассмотрение необходимости очистки крови. Обучение оказанию первой помощи при обморожениях и ожогах. | Знать, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы. Уметь соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения. | ||
41 | Органы чувств | Ознакомление с органами чувств человека, как источниках информации об окружающем мире, о механизмах работы: зрения, слуха, обоняния, осязания. Гигиена этих органов. | Знать: органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа; их работа и функции в организме. Уметь соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. | Практическая работа. | |
42 | Нервная система и её роль в организме | Ознакомление с головным, спинным мозгом, нервами. Объяснение механизма управления мозгом органами. Значение сна, отдыха для жизнедеятельности человека. Режим дня и его значение. | Знать: значение нервной системы и её органов в организме; что такое память, её виды и развитие. Уметь : объяснять значение сна, режима дня; «здоровая нервная система»; развивать свою память. | ||
43 | Как лечились наши предки | Ознакомление с развитием народной медицины. Роль знахарей. Польза бани. | Знать, какими способами лечились наши предки. | Доклад по теме | |
44 | Обобщающий урок | Проверочная работа | |||
Развитие животных и растений – 10 часов |
| ||||
45 | Весна в неживой природе | Объяснение, что такое оттепели, капели, проталины, ручьи; как изменяется высота Солнца над горизонтом, длительность его пребывания на небе, изменение температуры воздуха. День весеннего равноденствия (21 марта). | Знать первые признаки в неживой природе. Уметь: выявлять связи между состояниями неживой природы и изменениями в живой природе; соблюдать экологически грамотное поведение в природе. | Презентация | |
46 | Старинные обычаи проводов зимы | Проверочная работа №2 | |||
47 | Размножение животных | Ознакомление с размножением животных разных групп, с их заботой о потомстве. Ознакомление с развитием птиц на примере курицы. | Знать, как размножаются разные животные, как они заботятся о своём потомстве. Уметь: прослеживать последовательность развития живых организмов, варианты решения экологических проблем. | ||
48 | Развитие рыб и земноводных | Ознакомление со стадиями развития рыб и лягушек | Уметь: прослеживать последовательность развития рыб и земноводных; находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки. | Тестирование | |
49 | Чудесные превращения | ||||
50 | Растение – живой организм | ||||
51 | Развитие цветкового растения | Признаки живого у растений, условий, необходимых для развития растений. Строение семян цветковых растений и их развитие. | Знать разнообразие растений (светолюбивые, теневыносливые и другие); органы цветкового растения. Уметь: выделять существенные признаки; устанавливать причины и следствия природных явлений. | Практическая работа по уходу за комнатными растениями. | |
52 | Стебли и листья растений | Строение стеблей, виды листьев, расположение их на стебле. ФУНКЦИИ СТЕБЛЯ И ЛИСТЬЕВ. | Знать функции стебля, разнообразие листьев, их строение, расположение на листе. Уметь моделировать невидимые природные процессы. | Практическая работа с гербариями. | |
53 | Размножение растений | ||||
54 | Растение – единый организм | Проверочная работа №3 | |||
Весна – утро года – 3часа | |||||
55 | Весенняя экскурсия | ||||
56 | Весенние изменения в природе | Систематизация и обобщение знаний. Наблюдение весенних изменений в неживой и живой природе, цветение первоцветов | Уметь: находить на практике весенние приметы; соблюдать экологическую культуру; наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать. | Презентация | |
57 | Весна в жизни людей | Сообщение «Весна в жизни людей» | |||
Изменение быта и культуры наших предков – 11 часов | |||||
58 | Что и как изучает история | Ознакомление с историей как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдения, архивы, археологические раскопки. Исторические памятники родного края. | Знать: что и как изучает история, её значение; способы познания прошлого; о быте и культуре своего народа. Уметь видеть в настоящем опыт предыдущих поколений. | Сообщение «Странные вещи, хранящиеся в семье» | |
59 | Природа в жизни наших предков | Ознакомление с собирательством, охотой, рыболовством, бортничеством, с язычеством как обожествлением природы и поклонением ей. Воспитание уважительного отношения к обычаям и верованиям разных народов. | Знать: чем занимались наши предки, как они осваивали природу; обычаи и традиции предков. Уметь объяснить, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя. | ||
60 | Уклад жизни на Руси | Разнообразие жилищ наших предков: землянка, чум, юрта, изба, мазанка и др. Представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью. | Знать: значение семьи, родовой общины, племени; виды жилищ наших предков. | ||
61 | Жизнь на селе в старину | Ознакомление с устройством избы, отоплением, освещением, домашней утварью, трапезами крестьянских детей. | Знать: как жили в старину на селе; о старинном быте сельских жителей. | ||
62 | Старинные города | Ознакомление со старинными поселениями, с требованиями выбора мест для них, со способами защиты от врагов. Названия городских построек. Понятия «Исторический центр» | Знать: строение старинных поселений, их виды; значение исторического центра современного города, важность его сохранения. Уметь: добывать информацию из иллюстраций и текста; охранять памятники старины. | ||
63 | Занятия горожан в старину | Ознакомление со старинными ремёслами на Руси: кузнечное, ювелирное, гончарное, деревообрабатывающее, стеклодувное. Понятия «ремесло», «ремесленник». Художественная роспись предметов быта. Воспитание уважения к мастерам своего дела, к людям труда, гордости за свой талантливый народ. | Знать: чем занимались горожане в старину; старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув); виды художественной росписи предметов быта. Уметь: добывать информацию из иллюстраций и текста; приобщиться к старинному ремеслу. | Доклад | |
64 | Торговое дело на Руси | Ознакомление с появлением купцов на Руси, с меновой торговлей. Представление, чем торговали наши предки, как появились монеты, бумажные деньги. | Знать: чем занимались купцы в старину; появление денег; историю возникновения торговли и денег на Руси; понятия «меновая торговля», «купец», «монета». Уметь: анализировать, сравнивать, обобщать; сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края. | ||
65 | Одежда наших предков | Формирование понятий «исторические источники», «крестьянин», «ремесленник», понятий о домотканой одежде. Повседневная и праздничная одежда. Одежда простолюдинов, знати, военных. | Знать, как одевались наши предки в разные времена. | ||
66 | Учение на Руси | Старинные школьные принадлежности, форма одежды. Словарная работа: кириллица, береста, папирус, свиток, пергамент, тетрадь. | Знать, как на Руси обучали счёту, письму. | ||
67 | Обобщающий урок | Проверочная работа №4 | |||
68 | Экскурсия в краеведческий музей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по математике.2 класс "Гармония"
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета "Математика" на основе авторско...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Гармония"
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Гармония"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс Гармония
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс Гармония...