Урок по окружающему миру "Весна. Пробуждение природы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Конспект урока + презентация  по окружающему миру по ОС "Школа 2100" на тему "Весна. Пробуждение природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna.doc62.5 КБ
Office presentation icon vesna.ppt1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Весна:  пробуждение природы.

Тип урока: ОНЗ.

Цели: познакомить учащихся с изменениями, происходящими в природе весной; научить определять последовательность событий в природе и их связи; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: 

  1. учебник «Окружающий мир. 1 класс, часть 3» (А.А. Вахрушев)
  2. презентация к уроку
  3. музыка Чайковского «Времена года. Март»
  4. карточки для работы в парах
  5. динамическая картина
  6. репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»
  7. карточки для работы в группах
  8. результаты опыта с ветками деревьев
  9. для опыта «Волшебное зерно»: стаканчики, садовая земля, песок, мелкие камни, пленка, семена растений, вода.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами  отправимся в гости к природе, откроем некоторые её тайны.  (Слайд 2)

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями? (учитель)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-

                                       внимательность,

 А поможет всё узнать

Наша любознательность.

  1. Формулирование темы урока

- Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3) (На фоне музыки Чайковского «Времена года. Март» звучит стихотворение, которое подготовил ученик)

Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

                        (С.Маршак)

- Определите тему нашего урока.

-Кому знакома музыка, которая сейчас прозвучала? Это музыка известного композитора Чайковского «Времена года.Март»

-Действительно, мы будем говорить о весне. И тема нашего урока называется «Весна – пробуждение природы».

- (Слайд 4)

Весна – природа пробуждается.

- Как вы понимаете слово «пробуждается»?

- Ребята, а какой вопрос хочется задать, исходя из темы нашего урока? (Благодаря чему природа пробуждается?)

Проблемный вопрос: Какие изменения происходят в природе весной и как они влияют на её пробуждение?

- Ребята, какие весенние месяцы вы знаете?

Запомните, месяц март получил свое название в честь бога Марса, апрель – значит даровитый, а май – в честь богини Майи. Ей люди приносили подарки, чтобы она осенью дала богатый урожай.

  1. Совместное открытие нового.

  1. Станция. - Нам пора отправляться в путешествие. А передвигаться мы будем необычным способом, с помощью телепартации. Закройте все глазки, повернитесь вокруг себя и хлопните три раза в ладоши. Откройте глазки. Мы оказались на первой станции «Признаки весны».

Работа в парах.

- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 5)

Карточка № 1.

Стало холоднее.                                     Стало теплее

Образовались проталины.                     Земля покрылась снегом.

День уменьшается.                                День увеличивается.

Река замерзает.                                    Лёд на реке тает.

Листья распускаются.                        Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.                       Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.                                            Распускаются первоцветы.

- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 5)

- Давайте перечислим все признаки, которые остались. (Учитель на динамической картине показывает все изменения в природе)

- Давайте попробуем выделить самый главный признак. Почему тает снег, лед на реке? (День увеличивается и становится теплее)

- Да, весной начинает ярче и теплее светить солнце, потому, что к этому времени оно поднимается выше и  солнечные лучи попадают прямо на нашу Землю, а чем прямее они будут попадать, тем станет теплее. Это связано с обращением Земли вокруг Солнца. С данным явлением мы будем знакомиться во 2-м классе. (На динамической картине учитель Солнце поднимает выше).

(Слайд 6) Особенно быстро сходит снег при дружной весне, под теплыми лучами весеннего солнца. От таяния снега зависит такое природное явление, как половодье. На реках происходит быстрый подъём воды. Река переполняется водой, выходит из берегов и начинается грозное явление природы – наводнение, которое приносит людям много бед.

- Откройте учебники на с.38. (Слайд 7)

- Посмотрите на репродукцию картины. Знакома ли она вам? Кто помнит ее название?

 - Это репродукция картины известного художника А.К.Саврасова.

- Какое время года изобразил художник?

- По каким признакам вы догадались? ( Снег начал таять, появились первые проталины, бегут ручьи, грачи вьют гнезда на деревьях, солнце ярко светит.)

  1. Первичное закрепление (обучение способам применения).

2. станция. - А нам пора отправляться дальше в путь. Давайте телепартироваться. Откройте глазки. Наша станция называется «Первоцветы».

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.40. Рассмотрите верхние рисунки. Что нарисовано?

  - Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)

- Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья) (Слайд 8)

-У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.

-Мать-и-мачеха. Что готовят из листьев мать-и-мачехи? (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)

-Из под снега расцветает

Раньше всех весну встречает? (подснежник)

-Также подснежник называют «галантус». Они бывают синие и белые.

-Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)

- Почему она называется лекарственная?

(медуница-лекарственная  четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий.)

(Слайд 9) –Какие еще знакомые растения вы увидели? (ландыш майский, ветреница дубравная).

- Рассказ заранее подготовленного ученика о подснежнике.

- Ребята, а как вы думаете, в чем состоит главная причина оживления в жизни растений?

Опыт.

- Давайте проверим. Подойдите все к окну. Вспомните, мы с вами 2 недели назад начали проводить опыт с ветками деревьев. Что мы делали? (Одни ветки поставили в воду на подоконник,  другие поставили на подоконник без воды, третьи положили в холодильник)

- Что же произошло? Почему распустили листочки только те веточки, которые стояли на подоконнике в воде?

- Давайте сделаем вывод. Что необходимо растениям для того, чтобы распустили свои листочки? (Тепло и вода).

Охрана  растений. 

- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

- Представьте, если бы все люди сорвут по букету первоцветов. Что может произойти? Именно поэтому они занесены в Красную книгу. (Демонстрация книги).

- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)

 3 станция. - А нам пора отправляться дальше. Закройте глазки. Телепартируемся. Откройте глазки. Посмотрите, мы оказались на станции «Вестники весны».

- Послушайте загадку и отгадайте, что же это за вестники?

 

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боиться?

Угадали? Это …(птица)

Работа по учебнику.

 - Рассмотрите рисунок на стр. 40. Какие птицы зимуют вместе с нами? (Синицы)

- А какие птицы прилетают весной?

- Как называют этих птиц? (Перелётные)

- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

 Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…(грач)

(Слайд 10)

- Прочитайте на стр.41 народную примету о граче.

Доклад подготовленного ученика о граче.

Грач ежедневно уничтожает до 8 тыс. вредных червей и гусениц. Таким образом, он спасает посевы от насекомых вредителей.

 

 - А кто же прилетает сразу после грача?

Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай скорей …(скворец)

(Слайд 10)

- Прочитайте народную примету про скворца.

- Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 10)

 А вот синицы (Слайд 10)  в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых.

- В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки.  (Слайд 11)

Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 12)

- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

- Как люди заботятся о птицах? (Строят скворечники)

- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо?

- А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.

  1. Практическая часть урока (начало формирования умений).

- Ребята, мы с вами пополнили свой багаж знаний. А теперь нам пора возвращаться обратно. Телепартируемся.

- Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. Какие изменения происходят в природе весной и как они влияют на её пробуждение?

  - Теперь мы точно сможем на него ответить. Для этого мы поработаем в группах.

Работа в группах.

- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану (Слайд 13)

 Карточка № 2.

  1. Весна приходит к нам сразу после ________.
  2. Весенние месяцы – это_______________.
  3. Весну можно узнать по таким признакам_______,
  4. Какие раннецветущие растения появляются весной?
  5. Охрана раннецветущих растений.
  6. Какие птицы прилетают к нам весной?
  7. Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?
  8. Какую пользу приносят птицы? Забота о птицах.

- Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает свои пункты плана).

- Ребята, вам понравилось проводить опыты? Давайте сейчас выполним еще один опыт, который называется «Волшебное зерно» Каждая группа посадит семена растений, а затем мы будем наблюдать и фиксировать, что будет происходить с нашими семенами.

Опыт «Волшебное зерно» (работа в группах).

- У вас на столе находится 1 пластмассовый стаканчик, садовая земля и песок, маленькие камешки, вода, полиэтиленовая плёнка.

1. Сделаем домик для растения. Сначала сделаем дренаж: чтобы вода не застаивалась на дне горшочка, положите в него камешки и присыпьте их песком. Поверх песка насыпьте садовой земли. Слегка уплотните её. Домик готов.

2. Полейте землю.

3. Сделайте в земле ямку глубиной примерно 1 см. Используйте для этого палочку.

4. Положите в углубление семя растения. Засыпьте сверху землей. Еще раз полейте.

5. Закройте горшочек пленкой. Под ней земля не высохнет, и будет сохраняться тепло. А значит и семя растения выживет. Пройдет немного времени и появится росток. Тогда можно будет снять пленку.

Все, что будет происходить с растением, мы будем записывать в дневник жизни растений.

  1. Подведение итогов.

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Вызвало затруднения?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 1 класс Учебник «Я и мир вокруг» (А.А.Вахрушев) Учитель начальных классов: Михеева Маргарита Владимировна

Слайд 2

Что мы будем делать с вами, Чтоб природе стать друзьями? Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество- внимательность, А поможет всё узнать Наша любознательность .

Слайд 3

Снег теперь уже не тот,- Потемнел он в поле. На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. Облака бегут быстрей. Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Всё чернее с каждым днём Стёжки и дорожки, И на вербах серебром Светятся серёжки.

Слайд 4

Весна : пробуждение природы . МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ

Слайд 5

Стало холоднее Стало теплее Образовались проталины Земля покрылась снегом День уменьшается День увеличивается Река замерзает Лёд на реке тает Листья распускаются Листья желтеют Птицы улетают на юг Птицы прилетают с юга Тает снег и лёд

Слайд 6

Половодье

Слайд 7

А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

Слайд 8

Раннецветущие растения Мать-и-мачеха Подснежник Медуница

Слайд 10

Грач Скворец Жаворонок Синица

Слайд 11

Дрозд Зяблик Горихвостка

Слайд 12

Ласточка Стрижи

Слайд 13

Составь рассказ по плану Весна приходит к нам сразу после ________. Весенние месяцы – это_______________. Весну можно узнать по таким признакам_______, Какие раннецветущие растения появляются весной? Охрана раннецветущих растений. Какие птицы прилетают к нам весной? Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись? 8. Какую пользу приносят птицы? Забота о птицах весной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Будь природе другом"

На уроке я обобщала представления обучающихся о факторах, угрожающих живой природе. Способствовала умению понимать происходящее в природе процессы,  активному содействию животным. Прививала культ...

конспект урока по окружающему миру "Пробуждение семени"

Урок- исследование Знакомство  со строением семени; с условиями, необходимыми для его прорастания....

Разработка урока по окружающему миру "Живая природа. Животные" 1 класс

В матерале урока рассматриваются особенности животного мира, их основные виды. Используя краеведческий материал, учитель знакомит учащихся с видами и представителями животного мира Якутии.Работа детей...

План-конспект урока по окружающему миру "Явления природы"

План-конспект урока по окружающему миру, программа "Школа России" (ФГОС) для 2 класса. Тема "Явления природы"....

Урок по окружающему миру "Сохранить природу-сохранить жизнь"

В ходе урока ребята понимают важность сохранения экологии на земле....

Урок по окружающему миру "Наша природа" 1 класс.

Урок открытия нового знания "Наша природа".Предназначен для учащихся 1 класса. Природа живая и неживая. Животные.Презентация....