Конспект открытого урока по окружающему миру: "Тундра. Природа тундры. Экологические проблемы тундры"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tundra._priroda_tundry._ekologicheskie_problemy_tundry.docx | 25.06 КБ |
tundra._priroda_tundry._ekologicheskie_problemy_tundry.ppt | 950.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока: «Тундра. Природа тундры. Экологические проблемы тундры».
Цели:
формировать знания учащихся об особенностях природы Севера, животном и растительном мире. Формировать умение определять природную зону по основным признакам;
познакомить с характерными особенностями тундры, её растительным и животным миром. Установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий;
развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы;
помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны. Формировать представление детей о единстве природы и человека.
Уметь: определять по основным признакам природную зону.
Знать: особенности природы Севера, её растительный и животный мир.
Оборудование: Карта природных зон. Модель самолета.
Таблички с названием птиц, растений, животных.
Животные | Растения | Птицы |
Белый медведь | Лишайники | Белая куропатка |
Песец | Ягель | Белая сова |
Лемминг | Водоросли | Стерх |
Олень | Грибы | Гусь |
Таблички:
Положение зоны- Климат-Почва-Растения-Животные-Условия жизни человека
Картинки с изображением животных, птиц, растений.
Ход урока:
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Постановка учебных задач урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной, с ее положением на карте, климатом, животным и растительным миром, занятиями населения. А с какой природной зоной познакомимся, вы узнаете во время нашего путешествия. Во время путешествия вы покажите знания по материалам предыдущих уроков.
К концу урока вы должны будете знать: особенности природы и условия жизни человека на Севере, уметь определять по основным признакам природную зону, составить экологическую пирамиду и сделать вывод, как зависит живая природа от неживой.
2. Актуализация ранее усвоенных знаний, умений и навыков, мотивация, целеполагание.
На доске таблички с названиями природных зон.
Зона лесов | Зона пустынь | Зона тундры | Ледяная зона | Зона степей |
В правильной последовательности распределите природные зоны.
(Индивидуальная деятельность учащихся по актуализации знаний).
Проверка: ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь.
- Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?
(Солнце неравномерно нагревает разные участки земли. В северных районах солнечные лучи скользят по поверхности земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на землю солнечные лучи, тем сильнее нагревают они земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, а южные больше. Вот почему природа изменяется с севера).
3. Деятельность учащихся в группах по актуализации знаний.
- Чтобы убедиться в этом мы отправляемся в путешествие на далекий Север на импровизированном самолете. Прежде чем отправиться, мы должны распределиться на группы.
1 группа – географы, 2 группа – ботаники, 3 группа – зоологи.
Зоология – наука о животных. Ботаника – наука о растениях. География изучает поверхность земли (гео - земля, графо - описываю).
- Работать будем по памятке-плану характеристики природной зоны:
1. Расположение
2. Климат: продолжительность зимы и лета, осадки и т.п.
3. Почва
4. Растения
5. Животные
6. Условия жизни человека
- Во время путешествия проверим, как каждая из групп знает природную зону, которую мы изучали на прошлом уроке. Итак, в путь на Север! Приготовиться! Пять… Четыре… Три… Два… Один… Старт! Полетели!
- А скорость-то какая! Все внизу так и мелькает!
- Как вы думаете, что там под нами сейчас, белое-белое? (Океан)
- Но океан же синий? (Смотря какой океан. Северный Ледовитый океан почти весь скован толстым, крепким льдом).
- Почему здесь, На крайнем Севере, В Арктике, Лед никогда не тает? (Коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются от снега и льда. Растопить здешнее солнце не может. Зимой здесь не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки - ночь. Полярная ночь. И тянется она полгода. Зато летом солнце совсем не заходит - сплошной день. Полярный день. Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и окрасили в белый цвет).
- Итак, что же это за зона? (Ледяная зона).
4. Работа с картой «Природные зоны» по группам.
- Покажите ее на карте и расскажите о ее расположении.
- Мы с вами уже разделились на три группы: зоологи, ботаники и географы. И первым слово предоставляется географам. Расскажите о расположении этой природной зоны.
(Ученик показывает на карте и рассказывает. На островах Арктики расположена ледяная зона. Арктика – это все огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами).
- Расскажите о климатических особенностях этой зоны. (Лето короткое, холодное. Летом в Арктике - полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния - словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в темном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60°.).
5. Организация поиска на проблемный вопрос.
- Какие живые существа могут приспособиться в условиях ледяной зоны? (К жизни в трудных условиях ледяной зоны приспособились немногие живые существа).
- Группа ботаников расскажет нам о растениях, которые приспособились к трудным условиям ледяной зоны. (На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где встречаются мхи, полярный мак. Мхи растут во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней.)
- И последним слово предоставляется зоологам, которые расскажут о животных, населяющих ледяную зону.
Тестовая проверка:
1. Полярный житель, не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден:
А. Тюлень
Б. Гагарка
В. Морж
2. Птица, обитатель птичьих базаров, питается рыбой. Имеет обильное пуховое оперение:
А. Чайка
Б. Кайра
В. Гагарка
3. Представитель ластоногих, прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты:
А. Тюлень
Б. Морж
В. Пингвин
4. Огромный морской зверь, который живет в просторах океана, питается маленькими рачками:
А. Кит
Б. Тупик
В. Белый медведь
- Мы выяснили, что в Арктике повсюду снег и лед, значит, тут никто не живет?
- Как так никто? Сейчас снизимся немного, и вы увидите среди скал несколько маленьких домиков, как вы думаете, кто в них живет? (Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки, изо дня в день следят за погодой и по радио сообщают об этом на большую землю. Потому что из Арктики ветры разносят холод далеко вглубь нашей страны. Вот полярники-метеорологи и предупреждают: холодный воздух движется туда-то и туда-то. Будьте готовы!)
Приближаемся к следующей природной зоне...
6. Рефлексия по актуализации знаний.
7. Физкульминутка.
8. Формирование новых знаний и умений.
- Покажите на карте остров, на котором находятся две природные зоны. (Остров Новая Земля).
- Как называется одна из природных он? (На юге острова находится зона тундры).
Слово “тундра” в переводе с финского значит “бесплодная” или “враждебная”. В конце урока вы выскажете своё мнение по поводу этих слов.
- А теперь посмотрите внимательно, где она находится. Находится она южнее ледяной зоны, вдоль берегов северных морей. Найдите на карте тундру и покажите её друг другу.
Организация поиска новых знаний по учебнику по группам.
- У всех на партах лежат карточки с заданиями. Переверните их. Географы расскажут о климате, об экологии. Ботаники о растениях. Зоологи о животных.
Самостоятельная индивидуальная работа по закреплению знаний с последующим согласованием в группе. Проверка.
- Читая все пункты по порядку, вам в течение пяти минут нужно будет подготовиться к ответу.
- Я желаю вам успеха! У вас все обязательно получится!
- Приступаем.
(Учитель в это время проверяет работу в классе, направляет).
Карточка – 1 группа географы.
1. Откройте учебник на странице с. 90
2. Где расположена тундра? (На севере России)
3. Что характерно для зимы в тундре? /Зима долгая, холодная, а температура достигает минут 50°./
4. Что представляет собой поверхность тундры? (Снег, мерзлота, которая уходит на глубину до 500 метров).
5. Какие водоемы преобладают на территории зоны тундры и почему?
- Чему дает жизнь почва? (Растениям)
Группа ботаников расскажет нам о растительности зоны тундры.
Карточка – 2 группа ботаники.
1. Откройте учебник на странице 90.
2. Какие растения населяют тундру? (Олений лишайник – ягель, мхи, морошка, голубика, брусника, карликовая березка, карликовая ива).
3. Почему растения в тундре низкорослые? (Так они приспособились к жизни в тундре. У поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров).
- Какие животные приспособились к жизни в условиях зоны тундры. Слово предоставляется зоологам.
Карточка – 3 группа зоологи.
1. Откройте страницу 91-92 учебника.
2. Какие животные могут жить в тундре? Как они приспособились к условиям обитания?
А) насекомые
Б) птицы
В) животные
- Как же связаны между собой обитатели тундры? Давайте проследим цепочки питания животных, обитающих в тундре?
1. Ягель – олень – волк
2. Ягода – лемминг – Белая сова
3. Ягода – лемминг – песец
4. Ягода – белая куропатка – белая сова
- К чему приводит нарушение человеком цепей питания? Как не допустить этого?
9. Включение в систему знаний и повторение. Задания на обобщение, систематизацию, рефлексию.
- А сейчас проверим, как каждая из групп знает природные зоны.
Каждая группа получает лист с тестовым заданием и три минуты на его выполнение.
Индивидуальная работа в группах по комплексному повторению материала с взаимным консультированием.
1 группа - географы. Задание: установи соответствие.
Положение зоны | Природная зона | Климат |
Вдоль берегов Северного Ледовитого океана. | Ледяная зона | Короткое, прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокий снег зимой и сильные метели |
Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нем | Зона тундры | Лето короткое, холодно. Зима длинная, очень холодная. Полгода полярный день, полгода полярная ночь. |
2 группа - ботаники.
Природная зона | Растения |
Ледяная зона | карликовая береза, полярная ива, морошка, брусника, голубика. |
Зона тундры | мхи, лишайники |
3 группа - зоологи
Природная зона | Животные | Птицы |
Зона тундры | Морж, тюлень, кит, белый медведь, касатка. | Белая сова, гуси, белая куропатка, утки, лебеди. |
Ледяная зона | Северный олень, песец, лемминг, волк. | Кайра, чайка, гагарка |
Проверка.
Вывод детей по теме урока. Причина разнообразия природных условий Земли: климат и почва определяют растительность данной местности, а также и ее животный мир.
10. Рефлексия деятельности (Итог урока).
Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Что нового, необычного, интересного вы узнали?
-Каким способом? (С помощью научных групп мы провели исследование двух природных зон).
- Кому что показалось трудным на уроке?
- Что на уроке было самым интересным?
Путешествие закончилось. Урок окончен. Всем большое спасибо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".
Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...
Открытый урок по окружающему миру. Тема: "Природа и мы".
К данному уроку дети подготовили презентации в виде альбомов и брошюры....
Открытый урок по окружающему миру «Царства природы»
урок изучения нового материала...
Открытый урок по окружающему миру на тему «Тундра».
Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельность...
Конспект открытого урока, окружающий мир, 1 класс, Природа в доме
Конспект открытого урока...
Конспект урока по окружающему миру "Тундра.Леса России"
Конспект урока по окружающему миру "Тундра.Леса России"...
Конспект открытого урока по окружающему миру "Круговорот воды в природе"
Учитель: Шнякина Марина ВладимировнаПредмет: Окружающий мирКласс: 3Тип урока: Открытие нового знания...