Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 393.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ– ХОТЫНЕЦКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании районного методического Заместитель директора по УВР Директор МОУ- Хотынецкой
объединения учителей начальных классов начальной общеобразовательной
Протокол №__________ _______________________ школы
от “____” _____________ 2011 г. _______________ С.В. Алехина
Руководитель РМО____________ “____” _______________ 2011 г. “____” _______________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 1 КЛАССА
2011-2012ГГ.
(Составлена по УМК «Школа России»)
Учебник: Плешаков А.А. «Мир вокруг нас»
Разработчик:
Суровых Марина Викторовна,
учитель начальных классов
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государ ственного образовательного стандарта начального общего обра зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на правлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание ме ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ ного многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса явля ются:
1) формирование уважительного отношения к семье, насе лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гума нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар монии с интересами природы и общества, тем самым обе спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте ственнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз вития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ ных оценивать своё место в окружающем мире и участво вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его из учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож ностями для формирования у младших школьников фунда мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже нию окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко прояв ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последо вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со временной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании са моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру емых результатов имеет организация проектной деятель ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями осо бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо ничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель ности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне способности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав ственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав ственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита на в 1 классе на 66ч (33 учебные недели).
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об разования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской иден тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен тации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и по искового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф фективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств пред ставления информации для создания моделей изучаемых объ ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и осо бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа ющий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной сре де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу ющие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, вос питание чувства гордости за национальные свершения, откры тия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и обще ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас сификация и др. с получением информации из семейных ар хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (66 ч)
№ | Дата | Тематическое планирование | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Задавайте вопросы! (1ч) Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на по ляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой | Учащиеся научатся вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы. | Учащиеся осваивают первоначальные умения: — задавать вопросы; — вступать в учебный диалог; — пользоваться условными обозначениями учебника; — различать способы и средства познания окружающего мира; — оценивать результаты своей работы на уроке | |
Раздел «Что и кто?» (20 ч) | ||||
2. | Что такое Родина? Знакомство с целями и задачами раздела. Роди на — эта наша страна Россия и наша малая роди на. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине | Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; работать с картинной картой России, сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го родах страны, занятиях жителей; — сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; — рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
3. | Что мы знаем о народах России? Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России | Учащиеся научатся рассматривать иллюстрации учебника; работать в паре; работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; — обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; — работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |
4. | Что мы знаем о Москве? Москва — столица России. Достопримечательно сти Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников | Учащиеся научатся рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; работать в паре; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; — узнавать достопримечательности столицы; — работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
5. | Проект «Моя малая Родина» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Учащиеся научатся готовиться к выполнению проекта; работать со взрослыми: находить с их помощью нужную информацию; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся: — фотографировать наиболее значимые досто примечательности своей малой родины; — находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; — интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; — составлять устный рассказ; — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | |
6. | Что у нас над головой? Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медве дицы | Учащиеся научатся наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; работать в паре; проводить наблюдения со взрослыми, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; — моделировать форму Солнца; — работать в паре: моделировать форму созвездий; — работать со взрослыми: находить на ноч ном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради); — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
7. | Что у нас под ногами? Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные разме ры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней | Учащиеся научатся группировать объекты неживой природы; выполнять практическую работу; работать в паре; и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; — практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; — различать гранит, кремень, известняк; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
8. | Что общего у разных растений? Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях | Учащиеся научатся рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; выполнять практическую работу в группе; работать в паре; и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; — практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять са мопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
9. | Что растёт на подоконнике? Наиболее распространённые комнатные расте ния. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе | Учащиеся научатся рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; выполнять практическую работу в группе; работать в паре; и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; — практическая работа: определять комнат ные растения с помощью атласа-определителя; — различать изученные растения; — работать в паре: использовать представлен ную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "са мопроверку; — приводить примеры комнатных растений; — рассказывать об особенностях любимого ра стения; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
10. | Что растёт на клумбе? Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, ка лендула), цветущие осенью. Распознавание рас тений цветника | Учащиеся научатся рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; работать с атласом-определителем; выполнять практическую работу в группе; работать в паре; и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — наблюдать растения клумбы и дачного участ ка и узнавать их по рисункам; — практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя; — работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку; — рассказывать о любимом цветке; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
11. | Что это за листья? Деревья возле школы. Листья деревьев, разно образие их формы и осенней окраски. Распозна вание деревьев по листьям | Учащиеся научатся рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; работать с атласом-определителем; выполнять практическую работу в группе; работать в паре; и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — наблюдать осенние изменения окраски ли стьев на деревьях; — узнавать листья в осеннем букете, в герба рии, на рисунках и фотографиях; — сравнивать и группировать листья по раз личным признакам; — практическая работа в группе: определять деревья по листьям; — описывать внешний вид листьев какого-либо дерева; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
12. | Что такое хвоинки? Лиственные и хвойные деревья. Ель и со сна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизме нённые листья. Распознавание хвойных деревьев | Учащиеся научатся рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; работать с атласом-определителем; выполнять практическую работу в группе; работать в паре; и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — различать лиственные и хвойные деревья; — практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя; — сравнивать ель и сосну; — описывать дерево по плану; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
13. | Кто такие насекомые? Насекомые как группа животных. Главный при знак насекомых — шесть ног. Разнообразие на секомых | Учащиеся научатся рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; работать с атласом-определителем; выполнять практическую работу в группе; работать в паре; и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, из влекать из них информацию о строении насеко мых, сравнивать части тела различных насекомых; — работать в паре: узнавать насекомых на ри сунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, при водить примеры насекомых; — сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
14. | Кто такие рыбы? Рыбы — водные животные, тело которых (у боль шинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы | Учащиеся научатся рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; работать с атласом-определителем; выполнять практическую работу в группе; работать в паре; и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, из влекать из них нужную информацию; — моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; — работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку; — описывать рыбу по плану; — приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
15. | Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп жи вотных. Перья — главный признак птиц. Перво начальное знакомство со строением пера птицы | Учащиеся научатся рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; работать с атласом-определителем; выполнять практическую работу в группе; работать в паре; и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, из влекать из них нужную информацию; — практическая работа: исследовать строение пера птицы; — работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определите ля, проводить самопроверку; — описывать птицу по плану; — сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
16. | Кто такие звери? Внешнее строение и разнообразие зверей. Ос новные признаки зверей: шерсть, выкармлива ние детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни | Учащиеся научатся рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; работать с атласом-определителем; выполнять практическую работу в группе; работать в паре; и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, из влекать из них нужную информацию; — практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; — работать в паре: узнавать зверей на рисун ке, определять зверей с помощью атласа-опре делителя, проводить самопроверку; — устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
17. | Что окружает нас дома? Систематизация представлений детей о предме тах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению | Учащиеся научатся рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; выполнять практическую работу в группе; работать в паре; и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — характеризовать назначение бытовых пред метов; — находить на рисунке предметы определённых групп; — работать в паре: группировать предме ты домашнего обихода; проводить взаимопро верку; — приводить примеры предметов разных групп; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
18. | Что умеет компьютер? Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в совре менной жизни. Правила безопасного обращения с ним | Учащиеся научатся рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; выполнять практическую работу по моделированию; работать в паре; и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — определять составные части компьютера; — характеризовать назначение частей компью тера; — сравнивать стационарный компьютер и ноут бук; — работать в паре: рассказывать (по ри сунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни; — моделировать устройство компьютера; — соблюдать правила безопасного обращения с компьютером; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
19. | Что вокруг нас может быть опасным? Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транс портом. Элементарные правила дорожного дви жения | Учащиеся научатся рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; выполнять практическую работу по моделированию; работать в паре; и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; — характеризовать опасность бытовых пред метов; — работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку; — моделировать устройство светофора; — оценивать своё обращение с предметами до машнего обихода и поведение на дороге; — сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
20. | На что похожа наша планета? Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Гло бус — модель Земли | Учащиеся научатся выдвигать предположения и доказывать их; использовать глобус для знакомства с фор мой нашей планеты; выполнять практическую работу по моделированию; работать в паре; и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — выдвигать предположения и доказывать их; — использовать глобус для знакомства с фор мой нашей планеты; — работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; — моделировать форму Земли; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
21. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | Учащиеся научатся выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | — Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) | ||||
22. | Как живёт семья? Проект «Моя семья» Знакомство с целями и задачами раздела. Се мья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии чле нов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределе ние заданий, обсуждение способов и сроков ра боты | Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; готовиться к выполнению проекта; работать со взрослыми: находить с их помощью нужную информацию; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | — Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; — называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; — рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; — оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи со бытий; — интервьюировать членов семьи; — оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; — составлять экспозицию выставки; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | |
23. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очист ных сооружений для предотвращения загрязне ния природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды | Учащиеся научатся работать с рисунками-схемами, принимать участие в обсуждении глобальных проблем; выполнять практическую работу: проводить опыты; работать в паре; оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — прослеживать по рисунку-схеме путь воды; — обсуждать необходимость экономии воды; — выяснять опасность употребления загрязнён ной воды; — практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
24. | Откуда в наш дом приходит электричество? Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы | Учащиеся научатся отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; правилам безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; — запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; — анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; — практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
25. | Как путешествует письмо? Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой по чты. Современные средства коммуникации | Учащиеся научатся наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; работать в паре; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; — работать в паре: строить из разрезных дета лей схему доставки почтовых отправлений, рас сказывать по схеме о путешествии письма, про водить взаимопроверку; — различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять са мопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
26. | Куда текут реки? Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде | Учащиеся научатся работать с рисунками-схемами; выполнять практическую работу в паре; сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; — сравнивать реку и море; — различать пресную и морскую воду; — практическая работа в паре: рассматри вать морскую соль и проводить опыт по «изго товлению» морской воды; — сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
27. | Откуда берутся снег и лёд? Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда | Учащиеся научатся выполнять практическую работу в группе: проводить опыты, формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответ ствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; — наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
28. | Как живут растения? Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необхо димые для жизни растений. Уход за комнатными растениями | Учащиеся научатся выполнять практическую работу в паре: проводить опыты, формулировать выводы из опытов; работать с рисунками-схемами; оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; — прослеживать по рисунку-схеме этапы жиз ни растения; — формулировать выводы об условиях, необхо димых для жизни растений; — практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
29. | Как живут животные? Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необхо димые для жизни животных. Уход за животными живого уголка | Учащиеся научатся наблюдать и рассказывать о своих наблюдениях; работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — наблюдать за жизнью животных, рассказы вать о своих наблюдениях; — работать в группе: выполнять задания, фор мулировать выводы, осуществлять самопроверку; — практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; — оценивать свои достижения на уроке | |
30. | Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц | Учащиеся научатся наблюдать и рассказывать о своих наблюдениях; работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — наблюдать зимующих птиц, различать зиму ющих птиц по рисункам и в природе; — обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; — практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предло женного подходящий для птиц корм; — запомнить правила подкормки птиц; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
31. | Откуда берётся и куда девается мусор? Источники мусора в быту. Необходимость со блюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора | Учащиеся научатся определять источники возникновения мусора и способы его утилизации; выполнять практическую работу в группе: сортировать мусор по характеру материала; сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; — обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; — практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; — сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
32. | Откуда в снежках грязь? Источники загрязнения нашей планеты и спосо бы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде | Учащиеся научатся обсуждать источники появления загрязнений в снеге; выполнять практическую работу в паре; сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; — обсуждать источники появления загрязнений в снеге; — формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; — сочинять и рассказывать сказку на предло женную тему; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» Проверка знаний и умений. Представление ре зультатов проектной деятельности. Формирова ние адекватной оценки своих достижений | Учащиеся научатся выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | — Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |
Раздел «Где и когда?» (11ч) | ||||
34. | Когда учиться интересно? Знакомство с целями и задачами раздела. Усло вия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный кол лектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обраще ние к учителю | Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; анализировать иллюстрации учебника; работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопо мощи в классе; оценивать результаты собственного труда | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; — работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопо мощи в классе; — рассказывать о своём учителе; формулиро вать выводы из коллективного обсуждения; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
35. | Проект «Мой класс и моя школа» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Учащиеся научатся готовиться к выполнению проекта; работать со взрослыми: находить с их помощью нужную информацию; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оформлять фотовыставку; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — фотографировать наиболее интересные со бытия в классе, здание школы, классную комна ту и т. д. — коллективно составлять рассказ о школе и классе; — презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); — оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | |
36. | Когда придёт суббота? Время и его течение. Прошлое, настоящее и бу дущее. Последовательность дней недели | Учащиеся научатся анализировать иллюстрации учебника; работать в паре; сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — анализировать иллюстрации учебника, раз личать прошлое, настоящее и будущее; — работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, на зывать дни недели в правильной последователь ности, проводить взаимоконтроль; — называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; — сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
37. | Когда наступит лето? Последовательность смены времён года и меся цев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явле ний от смены времён года | Учащиеся научатся анализировать иллюстрации учебника; работать в паре; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для вы полнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; — называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; — работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; — наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
38. | Где живут белые медведи? Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов | Учащиеся научатся рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире разных природных районов устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антаркти ду, характеризовать их, осуществлять самокон троль; — рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; — приводить примеры животных холодных районов; — устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
39. | Где живут слоны? Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов | Учащиеся научатся рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире разных природных районов устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учетную задачу урока и стремить ся её выполнить; — практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, харак теризовать их, осуществлять самопроверку; — работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации; — приводить примеры животных жарких райо нов; — устанавливать связь между строением, обра зом жизни животных и природными условиями; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
40. | Где зимуют птицы? Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными марш рутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму | Учащиеся научатся различать птиц; работать в паре; приводить примеры зимующих и перелётных птиц; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с ис пользованием цветных фишек; — работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осу ществлять самопроверку; — объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; — приводить примеры зимующих и перелётных птиц; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
41. | Когда появилась одежда? История появления одежды и развития моды. За висимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (дело вая, спортивная, рабочая, домашняя, празднич ная, военная) | Учащиеся научатся рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию, отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; работать со взрослыми; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; — отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; — работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; — работать со взрослыми: изготавливать ма скарадный костюм; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
42. | Когда изобрели велосипед? История появления и усовершенствования вело сипеда. Устройство велосипеда, разнообразие со временных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорож ного движения и безопасности при езде на вело сипеде | Учащиеся научатся рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию, работать в паре; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — сравнивать старинные и современные велоси педы; — работать в паре: извлекать из учебника ин формацию об устройстве велосипеда, осущест влять самопроверку; — обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; — запомнить правила безопасной езды на вело сипеде; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
43. | Когда мы станем взрослыми? Отличие жизни взрослого человека от жизни ре бёнка. Необходимость выбора профессии, целе вых установок на будущее. Ответственность че ловека за состояние окружающего мира | Учащиеся научатся рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию, работать в паре; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; — определять по фотографиям в учебнике про фессии людей, рассказывать о профессиях ро дителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; — работать в паре: сравнивать рисунки учебни ка, формулировать выводы в соответствии с за данием; — рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
44. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» Проверка знаний и умений. Представление ре зультатов проектной деятельности. Формирова ние адекватной оценки своих достижений | Учащиеся научатся выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | — Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) | ||||
45. | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва | Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; анализировать иллюстрации учебника; работать в паре; работать и обрабатывать информацию, моделировать, оценивать свои достижения. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; — работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаи мопроверку; — использовать атлас-определитель для полу чения нужной информации; моделировать со звездие Льва; — работать со взрослыми: наблюдать кар тину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
46. | Почему Луна бывает разной? Луна — спутник Земли, её особенности. Измене ние внешнего вида Луны и его причины. Спосо бы изучения Луны | Учащиеся научатся анализировать схемы движения Луны, формулировать выводы, моделировать, работать со взрослыми, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений , оценивать свои достижения. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; — моделировать из пластилина форму Луны; — рассказывать с помощью рисунков в учебни ке об изучении Луны учёными, осуществлять са мопроверку; — работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фикси ровать результаты наблюдений в рабочей тет ради; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
47. | Почему идёт дождь и дует ветер? Причины возникновения дождя и ветра. Их зна чение для человека, растений и животных | Учащиеся научатся анализировать иллюстрации учебника; работать в группе, сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — наблюдать за дождями и ветром; — работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, сит ничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять при чины возникновения дождя и ветра; осущест влять самопроверку; — сочинять и рассказывать сказку по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
48. | Почему звенит звонок? Разнообразие звуков в окружающем мире. При чина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши | Учащиеся научатся анализировать иллюстрации учебника; работать в группе, сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — анализировать рисунок учебника и переда вать голосом звуки окружающего мира; — практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; — обсуждать, почему и как следует беречь уши; — высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопро верку; — сочинять и рассказывать сказку по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
49. | Почему радуга разноцветная? Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги | Учащиеся научатся анализировать иллюстрации учебника; работать в паре, взаимопроверяя друг друга, сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблю дениям и рисунку учебника; — запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; — высказывать предположения о причинах воз никновения радуги, осуществлять самопроверку; — работать в паре: отображать последователь ность цветов радуги с помощью цветных поло сок, осуществлять взаимопроверку; — сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
50. | Почему мы любим кошек и собак? Взаимоотношения человека и его домашних пи томцев (кошек и собак). Предметы ухода за до машними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой | Учащиеся научатся описывать животное по плану; анализировать иллюстрации учебника; работать в группе, участвовать в ролевой игре; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — описывать по плану своего домашнего пи томца (кошку, собаку); — обсуждать наше отношение к домашним пи томцам; — рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; — практическая работа в паре: познакомить ся с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; — участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
51. | Проект «Мои домашние питомцы» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Учащиеся научатся готовиться к выполнению проекта; работать со взрослыми: находить с их помощью нужную информацию; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оформлять фотовыставку; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — наблюдать за домашним любимцем и фик сировать результаты наблюдений; — фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; — составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; — презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); — оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | |
52. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила пове дения на лугу | Учащиеся научатся анализировать иллюстрации учебника; работать в паре, формулировать правила и сопоставлять их с эталоном, устанавливать взаимосвязи на основе информации учебника, сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — работать в паре: определять цветы и бабо чек с помощью атласа-определителя, осущест влять самопроверку; — рассматривать и сравнивать рисунки учеб ника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, форму лировать правила поведения в природе, сопо ставлять их с эталоном; — устанавливать взаимосвязь цветов и бабо чек на основе информации учебника; — сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
53. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Звуки леса, их разнообразие и красота. Необхо димость соблюдения тишины в лесу | Учащиеся научатся анализировать иллюстрации учебника, устанавливать причинно-следственные связи; работать в паре; оценивать свое поведение и формулировать правила поведения в природе. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — определять лесных обитателей по звукам, кото рые они издают; передавать голосом звуки леса; — объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; — работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку; — оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушива ния) рассказов из книги «Великан на поляне»; — формулировать правила поведения в природе; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
54. | Зачем мы спим ночью? Значение сна в жизни человека. Правила подго товки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену | Учащиеся научатся анализировать иллюстрации учебника; работать в паре, формулировать правила, определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — сравнивать рисунки учебника, делать выво ды о значении сна в жизни человека; — работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполне ния задания цветные фишки, осуществлять вза имопроверку; — оценивать правильность своей подготовки ко сну; — рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; — определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
55. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигие ны при употреблении овощей и фруктов | Учащиеся научатся различать и группировать овощи и фрукты, анализировать иллюстрации учебника; работать в группе, , сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; запоминать правила гигиены, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цвет ных фишек, осуществлять самопроверку; — работать в группе: находить в учебнике ин формацию о витаминах в соответствии с задани ем; сравнивать роль витаминов А, В и С в жиз недеятельности организма; — сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; — запомнить правила гигиены при употребле нии овощей и фруктов; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
56. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук | Учащиеся научатся формулировать основные правила гигиены, анализировать иллюстрации учебника; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, — отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; — рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; — практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; — запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; — формулировать основные правила гигиены; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
57. | Зачем нам телефон и телевизор? Почта, телеграф, телефон — средства связи. Ра дио, телевидение, пресса (газеты и журна лы) — средства массовой информации. Интернет | Учащиеся научатся различать средства связи и СМИ, узнают о назначении Интернета, рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию, работать в паре; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — различать средства связи и средства массо вой информации; — рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; — объяснять назначение радиоприёмника, теле визора, газет и журналов; — работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники); — обсуждать назначение Интернета; — моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
58. | Зачем нужны автомобили? Автомобили — наземный транспорт, их разно образие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль буду щего | Учащиеся научатся классифицировать автомобили и объяснять их назначение; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию, работать в паре; сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — классифицировать автомобили и объяснять их назначение; — работать в паре: по рисунку-схеме знако миться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; — использовать представленную в учебнике ин формацию для выполнения задания; — сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
59. | Зачем нужны поезда? Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта | Учащиеся научатся классифицировать поезда в зависимости от их назначения; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию, работать в паре; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — классифицировать поезда в зависимости от их назначения; — работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; — использовать информацию учебника для вы полнения задания, сравнивать старинные и со временные поезда; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
60. | Зачем строят корабли? Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кора блей в зависимости от назначения (пассажир ские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля | Учащиеся научатся классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию, работать в паре; сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — классифицировать корабли в зависимости от их назначения; — рассказывать о своих впечатлениях от плава ния на корабле; — работать в паре: по рисунку-схеме знако миться с устройством корабля, проводить само проверку и взаимопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
61. | Зачем строят самолёты? Самолёты — воздушный транспорт. Виды само лётов в зависимости от их назначения (пасса жирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта | Учащиеся научатся классифицировать самолеты в зависимости от их назначения; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию, работать в паре; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; — рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; — работать в паре: по рисунку-схеме знако миться с устройством самолёта, проводить са мопроверку и взаимопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения нa уроке | |
62. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблю дать правила безопасности? Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае) | Учащиеся научатся обобщать сведения о транспорте, получен ные на предыдущих уроках; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию, работать в группе; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — обобщать сведения о транспорте, получен ные на предыдущих уроках; — обсуждать необходимость соблюдения пра вил безопасности в транспорте; — работать в группе: знакомиться с пра вилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о прави лах безопасности в автобусе, троллейбусе, трам вае; — участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
63. | Почему на корабле и в самолёте нужно со блюдать правила безопасности? Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте | Учащиеся научатся правила м безопасности со спасательными средствами на корабле и в самолёте; работать в группе, участвовать в ролевой игре; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — работать в группе: знакомиться с правила ми безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте; — участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
64. | Зачем люди осваивают космос? Систематизация сведений о космосе, получен ных в течение года. Освоение человеком космо са: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — пер вый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции | Учащиеся научатся рассказывать об освоении человеком космо са, опираясь на иллюстрации учебника; работать в группе, моделировать, участвовать в ролевой игре; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — рассказывать об освоении человеком космо са, опираясь на иллюстрации учебника; — работать в группе: высказывать предполо жения по вопросам учебника, осуществлять Са мопроверку; — моделировать экипировку космонавта; — участвовать в ролевой игре «Полёт в кос мос»; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
65. | Почему мы часто слышим слово «экология»? Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли | Учащиеся научатся анализировать текст учебника, устанавливать причинно-следственные связи; работать в паре; оценивать свое поведение в природе, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — находить в тексте учебника ответы на во просы; — приводить примеры взаимосвязей между че ловеком и природой; — оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; — участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
66. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питом цы» Проверка знаний и умений. Представление ре зультатов проектной деятельности. Формирова ние адекватной оценки своих достижений | Учащиеся научатся выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | — Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...