Урок по Окружающему миру "Русская трапеза" для 3 класса
план-конспект по окружающему миру по теме

Дубровина Наталья Валерьевна

На данном уроке учащиеся работаю в группах с различными видами информации: энциклопедиями, электронными словарями, презентациями, проводят анализ картин русских художников, дают характеристику блюд, связанных с различными праздниками, проводят мини - исследование о роли трапезы в русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trapeza.docx21.23 КБ
Файл zadaniya_dlya_grupp.docx12.9 КБ
Office presentation icon test.ppt377 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята!

Как вы догадались, сегодня у нас необычный урок.

Мы с вами отправляемся в гости к нашим предкам – славянам. Мы уже не первый урок изучаем быт, обычаи и традиции нашего народа в древности. Какую же составляющую русской культуры мы будем изучать сегодня?

Это мы узнаем, если правильно разгадаем кроссворд. Тогда по вертикали в выделенных клетках у нас получится тема нашего урока.

По горизонтали:

  1. Мужская одежда, моду на которую ввел Петр 1.
  2. Амулет, который по славянским поверьям мог защитить хозяина от болезней и смерти.
  3. Одежда, название которой происходит от слова «рубить»
  4. Самая дешевая обувь славян
  5. Обязательный атрибут любого православного человека, может быть как нательным, так и  престольным
  6. Как у славян назывался дом?
  7. Обязательный головной убор замужней женщины

К

А

Ф

Т

А

Н

О

Б

Е

Р

Е

Г

Р

У

Б

А

Х

А

Л

А

П

Т

И

К

Р

Е

С

Т

И

З

Б

А

П

Л

А

Т

О

К

Да, сегодня мы будем изучать русскую трапезу. Что такое трапеза? Правильно. Трапеза с греческого языка – кушанье.

На этом уроке мы будем рассматривать понятие «трапеза».

Без чего не обходилась ни одна трапеза в семье? (Без хлеба.)

 Хлеб – это главная пища людей.

– Хлеб – батюшка – так важно называли хлеб. О хлебе как основном продукте мы говорили много. Откройте учебники  на странице 59 и давайте рассмотрим картину Ильи Машкова «Снедь московская: хлебы». Какие виды хлеба здесь представлены?

Как вы думаете, сколько видов хлебных изделий  продается в Белгороде сейчас? Хлебокомбинат «Золотой колос» выпускает более 250 наименований хлебобулочных изделий.

Вот тут возникает вопрос: неужели трапеза – это просто еда? Чтобы убедиться в этом или убедиться в обратном, я предлагаю вам провести исследование. Темой нашего исследования станет русская трапеза.

Гипотеза нашего исследования – трапеза не только прием пищи, но и важная часть русской культуры.

Наша цель на этом уроке – подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.

Для этого нам необходимо разбиться на группы. Каждая группа будет работать над своим отдельным заданием. А затем защитит его перед классом.

Первая группа исследует праздничные традиции, связанные с едой. В этом вам помогут словари и энциклопедии.

Рождество:

Сретенье:

Масленица:

Великий пост:

Пасха:

Для второй группы – другое задание. Вы исследуете традиции чаепития. Вам помогут картины, которые представлены в виде презентации и тексты - описания чаепития на Руси.

Свой рассказ составьте по плану:

Когда и почему появился чай на Руси?

Какие дела решались за чаем?

Кто наливал чай в доме?

Что означает – чай с полотенцем?

Найти и прочитать рецепт правильной заварки чая.

Третья группа исследует фразеологизмы, связанные с пищей. В этом вас поможет электронный словарь фразеологизмов.

каша в голове –

молоко на губах не обсохло –

лаптем щи хлебать –

 хлеб насущный –

пир горой  -

проще пареной репы –

первый блин комом –

положить зубы на полку -

Четвертая группа –  оформление русского обеденного стола. Вам поможет в ответе мультимедийная презентация.

Свой ответ постройте по плану:

  1. Чем накрывали стол?
  2. На чем сидели за столом?
  3. С чего начиналась трапеза?
  4. Какой посудой и какими приборами пользовались за столом?

Пятая группа -  читает текст в учебнике и отвечает на вопросы  электронного теста.

  1. Определи блюдо, которое не является исконно русским?
  2. Символом какого праздника является блин?
  3. Из чего делали чай в Древней Руси?
  4. Что обозначает слово взвар?
  5. Как называли картофель по времена Петра 1?
  6. Какой овощ заменял картофель в Древней Руси?
  7. Что означает выражение – мало каши ел?
  8. Как называется каша, которая готовится из 4 видов круп?
  9. Что значит – скоромная пища?
  10. Что означает выражение – пир горой?

Защита задания 1 группы.

Физкультминутка.

Защита заданий  остальными группами.

Мы с вами узнали и услышали много нового и интересного.  Нам необходимо  выполнить ещё одно задание, отражающее связь культуры и трапезы.

Это пословицы. Первая часть пословицы у вас в руках, а вторая – на столе. Соберите пословицы и постарайтесь их объяснить.

Итак, наше исследование закончено. Как вы думаете, подтвердилась ли наша гипотеза? Да, трапеза не только прием пищи, но и важная часть русской культуры.

За работу на уроке получили оценки….

Вот и подходит к концу наш урок. Осталось только напомнить, что почти все кушанья славяне готовили в печи. Печь – это тоже часть русской культуры.

И если вам урок понравился,  и вы считаете, что плодотворно поработали, то приклейте ваши горшочки в устье печи, туда, где и должна стоять еда. А если вам кажется, что вы могли работать лучше, и вашему интеллектуальному блюду ещё нужны дополнительные ингредиенты, то поставьте ваш горшочек рядом с печью.

Д/з: найти в Интернете или узнать у взрослых рецепт какого – нибудь старинного блюда и на следующем уроке нам его рассказать.



Предварительный просмотр:

В русском языке очень много фразеологизмов (устойчивых словосочетаний) связано с трапезой.  Это показывает, что трапеза – это не только прием пищи, но и целый обряд.

каша в голове –

 

молоко на губах не обсохло –

лаптем щи хлебать –

 хлеб насущный –

пир горой  -

проще пареной репы –

первый блин комом –

положить зубы на полку -

Свой рассказ построй по плану:

  1. Когда и почему появился чай на Руси?

  1. Какие дела решались за чаем?

  1. Кто наливал чай в доме?

  1. Что означает – чай с полотенцем?

  1. Найти и прочитать рецепт правильной заварки чая.

Сделай вывод: Как ты думаешь, чай – это только напиток или это целая традиция? Почему ты так думаешь?

Коротко расскажи о каждом празднике и о блюдах, которые готовились только на этот праздник.

Рождество:

Сретенье:

Масленица:

Великий пост:

Пасха:

Свой ответ постройте по плану:

  1. Чем накрывали стол?

  1. На чем сидели за столом?

  1. С чего начиналась трапеза?

  1. Какой посудой и какими приборами пользовались за столом?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест по теме : « В ГОСТИ К ОСЕНИ » Русская трапеза Готовы начать тестирование ? Готовы начать тестирование ? Да Нет

Слайд 2

Верно: 9 Ошибки: 1 Отметка: 4 Время: 0 мин. 27 сек. Результат теста Результат теста Повторить тест

Слайд 3

Какое блюдо не является исконно русским? Вопрос 1 Вопрос 1 ботвинья взвар каша пицца

Слайд 4

Что является символом Пасхи? Вопрос 2 Вопрос 2 блин яйцо

Слайд 5

Как называется каша, которая готовится из 4 видов круп? Вопрос 3 Вопрос 3 Суворовская Гурьевская Рассыпуха Ядрица

Слайд 6

Из какого материала обычно делали посуду в Древней Руси? Вопрос 4 Вопрос 4 Из металла Из глины

Слайд 7

Какой из столовых приборов появился в России позже всего? Вопрос 5 Вопрос 5 ложка нож вилка тарелка

Слайд 8

Что значит выражение «скоромная пища»? Вопрос 6 Вопрос 6 Пища, которую нельзя есть детям Пища, которую нельзя есть в пост

Слайд 9

Как называли картофель во времена Петра 1? Вопрос 7 Вопрос 7 Земляное яблоко Золотой плод

Слайд 10

Что обозначает слово взвар? Вопрос 8 Вопрос 8 напиток кашу суп варёное мясо

Слайд 11

Из чего делали чай в Древней Руси? Вопрос 9 Вопрос 9 Из трав Из овощей Из меда Из фруктов

Слайд 12

В каком месте в избе обычно ставили обеденный стол? Вопрос 1 0 Вопрос 1 0 У окна Около печки В самом тёплом углу Под иконами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...