Урок по Окружающему миру "Русская трапеза" для 3 класса
план-конспект по окружающему миру по теме
На данном уроке учащиеся работаю в группах с различными видами информации: энциклопедиями, электронными словарями, презентациями, проводят анализ картин русских художников, дают характеристику блюд, связанных с различными праздниками, проводят мини - исследование о роли трапезы в русской культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trapeza.docx | 21.23 КБ |
zadaniya_dlya_grupp.docx | 12.9 КБ |
test.ppt | 377 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, ребята!
Как вы догадались, сегодня у нас необычный урок.
Мы с вами отправляемся в гости к нашим предкам – славянам. Мы уже не первый урок изучаем быт, обычаи и традиции нашего народа в древности. Какую же составляющую русской культуры мы будем изучать сегодня?
Это мы узнаем, если правильно разгадаем кроссворд. Тогда по вертикали в выделенных клетках у нас получится тема нашего урока.
По горизонтали:
- Мужская одежда, моду на которую ввел Петр 1.
- Амулет, который по славянским поверьям мог защитить хозяина от болезней и смерти.
- Одежда, название которой происходит от слова «рубить»
- Самая дешевая обувь славян
- Обязательный атрибут любого православного человека, может быть как нательным, так и престольным
- Как у славян назывался дом?
- Обязательный головной убор замужней женщины
К | А | Ф | Т | А | Н | |
О | Б | Е | Р | Е | Г | |
Р | У | Б | А | Х | А | |
Л | А | П | Т | И | ||
К | Р | Е | С | Т | ||
И | З | Б | А | |||
П | Л | А | Т | О | К |
Да, сегодня мы будем изучать русскую трапезу. Что такое трапеза? Правильно. Трапеза с греческого языка – кушанье.
На этом уроке мы будем рассматривать понятие «трапеза».
Без чего не обходилась ни одна трапеза в семье? (Без хлеба.)
Хлеб – это главная пища людей.
– Хлеб – батюшка – так важно называли хлеб. О хлебе как основном продукте мы говорили много. Откройте учебники на странице 59 и давайте рассмотрим картину Ильи Машкова «Снедь московская: хлебы». Какие виды хлеба здесь представлены?
Как вы думаете, сколько видов хлебных изделий продается в Белгороде сейчас? Хлебокомбинат «Золотой колос» выпускает более 250 наименований хлебобулочных изделий.
Вот тут возникает вопрос: неужели трапеза – это просто еда? Чтобы убедиться в этом или убедиться в обратном, я предлагаю вам провести исследование. Темой нашего исследования станет русская трапеза.
Гипотеза нашего исследования – трапеза не только прием пищи, но и важная часть русской культуры.
Наша цель на этом уроке – подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.
Для этого нам необходимо разбиться на группы. Каждая группа будет работать над своим отдельным заданием. А затем защитит его перед классом.
Первая группа исследует праздничные традиции, связанные с едой. В этом вам помогут словари и энциклопедии.
Рождество:
Сретенье:
Масленица:
Великий пост:
Пасха:
Для второй группы – другое задание. Вы исследуете традиции чаепития. Вам помогут картины, которые представлены в виде презентации и тексты - описания чаепития на Руси.
Свой рассказ составьте по плану:
Когда и почему появился чай на Руси?
Какие дела решались за чаем?
Кто наливал чай в доме?
Что означает – чай с полотенцем?
Найти и прочитать рецепт правильной заварки чая.
Третья группа исследует фразеологизмы, связанные с пищей. В этом вас поможет электронный словарь фразеологизмов.
каша в голове –
молоко на губах не обсохло –
лаптем щи хлебать –
хлеб насущный –
пир горой -
проще пареной репы –
первый блин комом –
положить зубы на полку -
Четвертая группа – оформление русского обеденного стола. Вам поможет в ответе мультимедийная презентация.
Свой ответ постройте по плану:
- Чем накрывали стол?
- На чем сидели за столом?
- С чего начиналась трапеза?
- Какой посудой и какими приборами пользовались за столом?
Пятая группа - читает текст в учебнике и отвечает на вопросы электронного теста.
- Определи блюдо, которое не является исконно русским?
- Символом какого праздника является блин?
- Из чего делали чай в Древней Руси?
- Что обозначает слово взвар?
- Как называли картофель по времена Петра 1?
- Какой овощ заменял картофель в Древней Руси?
- Что означает выражение – мало каши ел?
- Как называется каша, которая готовится из 4 видов круп?
- Что значит – скоромная пища?
- Что означает выражение – пир горой?
Защита задания 1 группы.
Физкультминутка.
Защита заданий остальными группами.
Мы с вами узнали и услышали много нового и интересного. Нам необходимо выполнить ещё одно задание, отражающее связь культуры и трапезы.
Это пословицы. Первая часть пословицы у вас в руках, а вторая – на столе. Соберите пословицы и постарайтесь их объяснить.
Итак, наше исследование закончено. Как вы думаете, подтвердилась ли наша гипотеза? Да, трапеза не только прием пищи, но и важная часть русской культуры.
За работу на уроке получили оценки….
Вот и подходит к концу наш урок. Осталось только напомнить, что почти все кушанья славяне готовили в печи. Печь – это тоже часть русской культуры.
И если вам урок понравился, и вы считаете, что плодотворно поработали, то приклейте ваши горшочки в устье печи, туда, где и должна стоять еда. А если вам кажется, что вы могли работать лучше, и вашему интеллектуальному блюду ещё нужны дополнительные ингредиенты, то поставьте ваш горшочек рядом с печью.
Д/з: найти в Интернете или узнать у взрослых рецепт какого – нибудь старинного блюда и на следующем уроке нам его рассказать.
Предварительный просмотр:
В русском языке очень много фразеологизмов (устойчивых словосочетаний) связано с трапезой. Это показывает, что трапеза – это не только прием пищи, но и целый обряд.
каша в голове –
молоко на губах не обсохло –
лаптем щи хлебать –
хлеб насущный –
пир горой -
проще пареной репы –
первый блин комом –
положить зубы на полку -
Свой рассказ построй по плану:
- Когда и почему появился чай на Руси?
- Какие дела решались за чаем?
- Кто наливал чай в доме?
- Что означает – чай с полотенцем?
- Найти и прочитать рецепт правильной заварки чая.
Сделай вывод: Как ты думаешь, чай – это только напиток или это целая традиция? Почему ты так думаешь?
Коротко расскажи о каждом празднике и о блюдах, которые готовились только на этот праздник.
Рождество:
Сретенье:
Масленица:
Великий пост:
Пасха:
Свой ответ постройте по плану:
- Чем накрывали стол?
- На чем сидели за столом?
- С чего начиналась трапеза?
- Какой посудой и какими приборами пользовались за столом?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Верно: 9 Ошибки: 1 Отметка: 4 Время: 0 мин. 27 сек. Результат теста Результат теста Повторить тест
Какое блюдо не является исконно русским? Вопрос 1 Вопрос 1 ботвинья взвар каша пицца
Что является символом Пасхи? Вопрос 2 Вопрос 2 блин яйцо
Как называется каша, которая готовится из 4 видов круп? Вопрос 3 Вопрос 3 Суворовская Гурьевская Рассыпуха Ядрица
Из какого материала обычно делали посуду в Древней Руси? Вопрос 4 Вопрос 4 Из металла Из глины
Какой из столовых приборов появился в России позже всего? Вопрос 5 Вопрос 5 ложка нож вилка тарелка
Что значит выражение «скоромная пища»? Вопрос 6 Вопрос 6 Пища, которую нельзя есть детям Пища, которую нельзя есть в пост
Как называли картофель во времена Петра 1? Вопрос 7 Вопрос 7 Земляное яблоко Золотой плод
Что обозначает слово взвар? Вопрос 8 Вопрос 8 напиток кашу суп варёное мясо
Из чего делали чай в Древней Руси? Вопрос 9 Вопрос 9 Из трав Из овощей Из меда Из фруктов
В каком месте в избе обычно ставили обеденный стол? Вопрос 1 0 Вопрос 1 0 У окна Около печки В самом тёплом углу Под иконами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна
Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)
Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.
Конспект урока по окружающему миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...