открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Кириченко Елена Георгиевна

открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kirichenko_e.g..doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по  окружающему миру. 4 класс.

Автрор А.А. Вахрушев

 «Школа 2100»

Тема: «Права обязанности человека в обществе»

Формы работы:  групповая, самостоятельная, индивидуальная

Тип урока: получение новых знаний

Цели и задачи урока:

- познакомить учащихся с основным документом «Всеобщей декларацией прав  человека», отражающей права ребёнка в обществе;

- научить правилам ведения дискуссий, умению выслушать мнение других, доказывать свою точку зрения;

- воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности;

- определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и обществе;

- развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Наш урок я хотела бы начать с такого вопроса.

- Как определить, что такое человек?

- Откройте учебник на стр. 26. Прочитайте высказывания. Подчеркните красным цветом с чем можно согласиться, зелёным – с чем согласиться нельзя.

(обсуждение)

Теперь своё определение ( Человек – это прямоходящее, общественное животное)

- Интересно, вопрос был один, а вы ответили на него по-разному. Почему?

- Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть своё отличающее его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Что это?

Это слово мы отгадаем поработав с кроссвордом

1

2

3

4

5

Дети заполняют кроссворд

  1. Качество человека, любящего говорить правду. (Правдивость)
  2. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (Разумность)
  3. Антоним существительному «неряшливость». (Аккуратность)
  4. Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия. (Вежливость)
  5. Качество человека с высокоразвитым чувством долга, ревниво относящегося к своим обязанностям. (Ответственность)

Учитель: Какое слово выделилось? (Право)

О чём мы будем говорить на уроке?

Тема нашего урока: «Права и обязанности человека в обществе»

- А что такое права человека в обществе?

(Ответы детей)

Толковый словарь Ожегова даёт нам такое определение права - …

Обобщая ваши ответы «Права  - это то, что ты можешь делать, а можешь и не делать»

- Какими же правами обладает человек в нашем государстве?

(Ответы детей)

Существуют документы, в которых отражены права человека. Это Декларация прав и свобод человека и гражданина.

- Декларация – это международные документы о правах человека. Приняли её в 20 ноября 1959 года. В протест против ужасов Второй Мировой войны. В дополнение к этим законам в 1960 году приняли Конвенцию о правах ребёнка. А все законы по которым живут граждане России – это Конституция.

Предлагаю рассмотреть ваши права, основываясь на статьи из этих документов.

Работа в группах.

1 группа.

Статья 1 – Все люди рождены свободными и равными в своих правах.

Статья 3 – Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

2 группа.

Статья 4 – Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

Статья 5 – Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.

3 группа.

Статья 12 – Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.

Статья 17 - Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать имущества.

4 группа.

Статья 26 – Каждый человек имеет право на образование.

Статья 24 - Каждый человек имеет право на отдых.

Список героев:

«Ванька» (24)

Старик Хоттабыч (4)

Три поросёнка (12)

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (5)

Золушка (1)

Филлипок (26)

Красная Шапочка (3)

Буратино (17)

Выступления групп

- Итак мы можем подвести первые итоги: что же такое права? (Ответы детей)

На доске плакат: Твои права кончаются там, где начинаются права другого.

Твои права кончаются там, где начинаются обязанности.

- Попробуйте объяснить эти высказывания. (Ответы детей)

- Что же такое обязанности? (Ответы детей)

На доске: Обязанности – это то, что ты должен делать хочешь ты этого или нет.

Какие обязанности должны соблюдать школьники? (Ответы детей)

- Откройте учебники на стр. 28, прочитайте текст.

- Работа в группах: подумайте как озаглавить текст. Найдите и выделите в тексте какие обязанности каждый из вас должен выполнять. (Ответы учеников)

- Каждая группа получает карточки на которых написаны ключевые слова. Вам нужно опираясь на слова в карточках сформулировать обязанности школьника. Начинать со слова «обязан»

1 группа:

- аккуратно, опрятно, одежда

- уважительно, к товарищам, к сотрудникам, к гостям

2 группа:

- прогул, уважительная причина

- принимать аккуратно, пища, спокойно, столовая

3 группа:

- имущество, бережно, школьное

- домашнее задание

4 группа:

- бегать, перемена, драться

- на уроках, принадлежности, необходимые

(составленные формулировки вывешиваются на доске)

- Что хотели бы добавить?

- А какая обязанность сейчас для вас самая главная? (учиться)

Рефлексия.

- У вас на столах лежат листики в клеточку, на них написаны цифры. Я буду читать вам высказывания, а вы ставите «+», если высказывание верное, и «-« , если неверное.

1 – Декларация написана для того чтобы люди лучше знали свои права (+)

2 – В старину считали, что ребёнок без битья не выучится. И били – те самым нарушали обязанности ребёнка (-)

3 – Ребёнок имеет право не учиться (-)

4 – «Конвенция о правах ребёнка» принята в дополнение к декларации прав человека (+)

5 – Конституция – не основной закон нашей страны (-)

6 – При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать кулаками (-)

7 – Декларация называется всеобщей, т.к. написана для всех (+)

8 – Когда ты ходишь в школу, ты помогаешь своей стране выполнять конвенцию (+)

Самоанализ деятельности:

В моих руках «волшебный микрофон». Каждый из вас имеет право сказать, что

- Я узнал…

Чему

- Я научился…

Что

- Мне захотелось…

(Ответы детей)

Итог урока:

- Как вы считаете справились мы с работой?

Дома вы начнёте писать свою книгу по правам человека. Назвать её можно «Мои права». На первой странице написать «Кто я?». Вклеить свою фотографию и написать:

- сколько лет, какие интересы, что любите, о своей семье, домашних животных, обо всём, что нравиться. А потом будем записывать интересные суждения, рисовать свои права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Урок по окружающему миру "Школа 2100" автор А.А. Вахрушев БРАТЬЯ НАШИ

Цель: ознакомить детей с с млекопитающими и их приспособлениями к жизни на суше;  показать многообразие млекопитающих;Объяснить детям, что человек тоже относиться к млекопитающим....

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...