Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планиование окружающий мир 3 класс УМК "Школа 2100" | 309 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
3 класс
УМК «Школа 2100»
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
– учебной программы: Окружающий мир (авторы А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин, Е. Э. Белицкая, Н. В. Иванова, 2004).
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№7 ЗМР РТ» на 2011-2012 учебный год на окружающий мир отводится 68 часов.
На изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится 68 часов в учебный год (2 часа в неделю).
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. Обитатели Земли: учебник-тетрадь для 3 класса. – В 2 частях. – М.: Баласс, 2005.
2. Данилов Д. Д., Тырин С. В. Мое Отечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 3 класса. – В 4 частях. – М.: Баласс, 2005.
3. Данилов Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество». 3 класс. – М.: Баласс, 2005.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по курсу «Окружающий мир» осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Раздел 1. ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (5 часов) | ||||||||||
1 | Введение | 1 | Урок введения новых знаний | Знать: – что такое тело, природное явление; вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ; энергия; – роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле. Уметь: – применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений; – различать твердые тела, жидкости и газы; – пользоваться бытовыми приборами для взаимопревращения воды, льда и пара | Текущий контроль (устный опрос) | с. 2 | ||||
2 | Тела и вещества | 1 | Урок открытия новых знаний | Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ | Текущий контроль (устный опрос, с. 4, вопросы) | Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе | с. 3–4 | |||
3 | Из чего состоит вещество? | 1 | Комбинированный урок | Наблюдение разных состояний воды | Текущий контроль (лабораторная работа «Смеси») | Вещество состоит из частиц. Атомы и молекулы – мельчайшие частицы вещества. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ | ||||
4 | Что такое энергия? | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (тест 1) | Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая во-да – явления, обусловлен-ные действием энергии | с. 9–12, № 6 | ||||
5 | Превращение энергии | 1 | Урок рефлексии | Текущий контроль (письменный опрос, с. 14, № 2) | Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла. Энергия и вещество | с. 13–14 | ||||
Раздел 2. ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ (6 часов) | ||||||||||
6 | Где обитают живые организмы? | 1 | Урок открытия новых знаний | Знать: – что такое биосфера; – начальные сведения о круговороте веществ; – значение кислорода для дыхания живых организмов и человека. Уметь: – приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; | Текущий контроль (устный опрос) | Человек и его связь с природой. Связь человека с компонентами природы. Оболочки Земли. Воздушная. Водная и каменная оболочки. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Живые и неживые компоненты биосферы | с. 15–18, № 4 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
7 | Большой круговорот веществ | 1 | Комбинированный урок | – выделять звенья круговорота веществ; – классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ Знать: – что такое биосфера; – начальные сведения о круговороте веществ; – значение кислорода для дыхания живых организмов и человека. Уметь: – приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; – выделять звенья круговорота веществ; – классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ | Текущий контроль (тест 2) | Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие большого круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ. Стабильность условий на поверхности Земли и согласованность компонентов природы – заслуга жизни | с. 19–23, № 2, 3 | |||
8 | Живые участники круговорота веществ | 1 | Урок рефлексии | Текущий контроль (устный опрос, с. 27, вопросы) | Участники круговорота веществ. Растения и их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные и их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии и их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений. Биосфера – единство живого и неживого | с. 24–28, № 5 | ||||
9 | Путешествие веществ через организм | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (письмен-ный опрос, с. 31, № 5, 6) | Участие живых организмов в круговороте веществ | с. 29–32, № 7 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
10 | Обмен веществ в организме. Горение и дыхание | 1 | Урок-обобщение | Текущий контроль (устный опрос, с. 31, вопросы) | Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Использование поглощенных веществ на обмен веществ, рост и размножение | с. 32–33 | ||||
11 | Как живые организмы запасают энергию Солнца? | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (письмен-ный опрос, с. 35, № 2, 3) | Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами | с. 34–36, № 4 | ||||
Раздел 3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЖИВОЙ ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ (10 часов) | ||||||||||
12 | Жизнь экосистемы | 1 | Урок открытия новых знаний | Знать: – основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва); – об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике; – что такое почва и какова ее роль в плодородии. Уметь: – выделять цепи питания в экосистемах; – определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам | Текущий контроль (устный опрос) | Экологическая система – ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания | с. 37–40, № 3 | |||
13 | Почва – важнейшая часть экосистемы | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (тест 3) | Почва, ее значение для жизни. Полезные ископа-емые, распространенные в данной местности. Их использование человеком | с. 41–43, № 4 | ||||
14 | Экосистема озера | 1 | Урок открытия новых знаний | Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана | Текущий контроль (устный опрос, с. 47, вопросы) | Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера | с. 44–47, № 5 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
15 | Экосистема болота | Урок открытия новых знаний | Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни | Знать: – основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва); – об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике; – что такое почва и какова ее роль в плодородии. Уметь: – выделять цепи питания в экосистемах; – определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам | Текущий контроль (письмен-ный опрос. Карточки 1, 2, 3, 4, 5) | Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Самоосушение болота | с. 48–51, № 5, 6 | |||
16 | Экосистема луга | 1 | Урок открытия новых знаний | Дикорастущие и культурные растения родного края | Текущий контроль (устный опрос, с. 55, вопросы) | Природные сообщества родного края. Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в сохранении и создании рельефа. Насекомые-опылители и растения – пример взаимовыгодного сотрудничества. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом | с. 52–55, № 8 | |||
17 | Деревья – главные производители экосистемы леса | 1 | Урок открытия новых знаний | Деревья, кустарники, травы | Текущий контроль (самосто-ятельная работа 1 «Деревья, кустарники, травы») | Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Дере-вья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Распространение семян растений (береза, дуб, малина) | с. 56–58, № 7 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
18 | Потребители и разрушители лесной экосистемы | 1 | Урок рефлексии | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных | Текущий контроль (письмен-ный опрос, тест 4) | Значение лесных животных. Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ | с. 59–62, № 4 | |||
19 | Как природа залечивает раны? | 1 | Комбинированный урок | Знать: – основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва); – об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике; – что такое почва и какова ее роль в плодородии. Уметь: – выделять цепи питания в экосистемах; – определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам | Текущий контроль (устный опрос, с. 65, вопросы) | Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить раны? | с. 63–66, № 4 | |||
20 | Экосистема поля | 1 | Урок открытия новых знаний | Дикорастущие и культурные растения родного края | Текущий контроль (лабораторная работа 1 «Культурные растения») | Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Сезонная жизнь крестьян. Животные полей. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. | с. 67–71, № 4 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями | ||||||||||
21 | Аквариум – маленькая искусственная экосистема | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (графическая работа «Обитатели аквариума») | Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты в аквариуме. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста | с. 72–76, № 5 | ||||
Раздел 4. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (13 часов) | ||||||||||
22 | Растения – производители | 1 | Урок открытия новых знаний | Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика) | Знать основные груп-пы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии. Уметь: – проводить наблюдения за растениями и животными; – объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам | Текущий контроль (письмен-ный опрос. Карточки 6, 7, 8, 9) | Растения и их роль на Земле. Освоение суши. Главное достоинство суши – обилие света. Сплошное распространение растений – зеленый покров планеты. Главный недостаток суши – нехватка воды и высыхание. Появление побега у высших растений и освоение вертикали в воздушной среде. Стебель, лист, корень – основные органы высших растений. Семя и его роль. Плод. Цветок – орган размножения | с. 1–5 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
23 | Клетки – маленькие лаборатории | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (лабораторная работа 2 «Части растений под микроскопом») | Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Вода как исходная среда жизни растений. Цепочка клеток – ниточные водоросли | с. 6–7 | ||||
24 | Животные маленькие и большие | 1 | Комбинированный урок | Знать основные груп-пы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии. Уметь: – проводить наблюдения за растениями и животными; – объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам | Текущий контроль (устный опрос) | Животные и их роль на Земле. Появление одноклеточных и многоклеточных животных. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Первый скелет | с. 8–11, № 3 | |||
25 | Маленькие рыцари | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (письмен-ный опрос, с. 14, № 3, 4) | Появление твердых покровов – защита от хищников. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц. Наружный скелет раков – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие | с. 12–17, № 6 | ||||
26. | Первый шаг из моря на сушу | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос, с. 20, вопросы) | Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. | с. 18–22, № 7 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Позвоночные с внутренним скелетом – крупнейшие животные суши. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде | ||||||||||
27 | На суше – как дома | 1 | Урок открытия новых знаний | Рыбы, другие обитатели водоемов, особенность их оби-тания; понимание ценности рыб для жизни человека; охрана рыб | Знать основные груп-пы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии. Уметь: – проводить наблюдения за растениями и животными; – объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам | Текущий контроль (устный опрос, с. 25, вопросы) | Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела | с. 23–26, № 6, 7 | ||
28 | Пернатые изобретатели | 1 | Урок открытия новых знаний | Птицы, особенности обитания; значение птиц для природы и жизни на Земле; охрана птиц | Текущий контроль (устный опрос) | Птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособление к полету. Забота о потомстве у птиц. Мозг и органы чувств | с. 27–32, № 9 | |||
29 | Наши братья | 1 | Урок открытия новых знаний | Особенности среды обитания, питания, строения животных | Текущий контроль (устный опрос, с. 36, вопросы) | Звери – животные с постоянной температурой тела. Звери. Забота о потомстве у зверей. Мозг и органы чувств | с. 33–38, № 8 | |||
30 | Осторожно, животные! | 1 | Комбинированный урок | Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира | Текущий контроль (тест 5) | с. 39–43 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
31 | Прирожденные разрушители | 1 | Урок рефлексии | Понятие о грибах, их роли в природе; особенности строения, роста; значение для человека | Знать основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии. Уметь: – проводить наблюдения за растениями и животными; – объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам | Текущий контроль (письмен-ный опрос, с. 47, № 4, 5, 6) | Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание). Грибы – разрушители древесины. Дрожжи – тоже грибы, их роль в изготовлении хлеба. Съедобные грибы и их взаимовыгодное сотрудничество с растениями (подберезовик и береза, подосиновик и осина) | с. 44–47, № 8 | ||
32 | «Юные химики» | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (лабораторная работа 3 «Бактерии под микроскопом») | Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии – главные участники всех круговоротов | с. 48–51, № 5, 6 | ||||
33 | Как нам жить? | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, с. 55, вопросы) | Человечество и освоение всех ролей в биосфере. Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ | с. 52–55 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
и угроза благосостоянию людей. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества | ||||||||||
34 | Экскурсия в природу «Природа и человек» | 1 | Урок-экскурсия | Участие в элементарной экологической деятельности | Текущий контроль (устный опрос) | |||||
Раздел 5. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ (4 часа) | ||||||||||
35 | Живая связь времен | 1 | Урок введения новых знаний | Знакомство с понятием история | Знать понятия: родословное дерево, Родина, государство, общество, закон, эра, христианство. Уметь: – строить свое родословное древо, вести счет времени по векам и эрам; – определять последовательность исторических событий | Текущий контроль (устный опрос, с. 7, вопро-сы 1–4) | Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество – связь времен | с. 3–7 (учебник); с. 2, № 3 (тетрадь) | ||
36 | Как люди считают время? | 1 | Урок открытия новых знаний | Знакомство с понятием век | Текущий контроль (письмен-ный опрос, с. 3, № 6 – тетрадь) | Знакомство с понятием историческое время. Представление о «реке времени». Исторический счет времени. Век и эра – точка отсчета времени. Принятая в современном летоисчислении «христианская» эра. Первичные представления о христианстве | с. 8–11 (учебник); с. 4, № 8 (тетрадь) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
37 | С чего начинается Родина? | 1 | Урок рефлексии | Россия – наша Родина | Текущий контроль (устный опрос, с. 17, вопросы 1–6) | Наша Родина (дом, город, родной край, страна). Общество, в котором мы живем. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством | с. 12–17 (учебник); с. 5, № 9 (тетрадь) | |||
38 | Память о прошлом | 1 | Комбинированный урок | Углубление понятия история | Текущий контроль (письмен-ный опрос, с. 6, № 11 – тетрадь) | История моей Родины История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России | с. 18–21 (учебник); с. 6, № 12 (тетрадь) | |||
Раздел 6. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА (5 часов) | ||||||||||
39 | Когда на Руси появилось государство? | 1 | Урок открытия новых знаний | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена. Древняя Русь | Знать понятия: ислам и христианство, храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда. Уметь: – ориентироваться в образной исторической карте; – определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: | Текущий контроль (тест 1) | Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племен. Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче | с. 24–31 (учебник); с. 9, № 16 (тетрадь) | ||
40 | «За землю Русскую!» | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (письмен-ный опрос; карточки 1, 2, 3, 4, 5) | Защита русской земли. Набеги степняков-кочев-ников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский | с. 32–38 (учебник); с. 10, № 18 (тетрадь) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
41 | Древняя Русь – страна городов | 1 | Комбинированный урок | времена Древней Руси; – различать следы исторического прошлого в современной действительности | Текущий контроль (схемы-сравнения городов Древней Руси) | «Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города | с. 39–45 (учебник); с. 11, № 20 (тетрадь) | |||
42 | «Золотые ворота» в Древнюю Русь | 1 | Урок рефлексии | Текущий контроль (устный опрос, с. 53, вопросы 1–5) | Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица | с. 46–53 (учебник); с. 13, № 23, 24 (тетрадь) | ||||
43 | «Слово о погибели Русской земли» | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос) | Разорение и гибель Древ-ней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичное представление об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды | с. 54–63 (учебник); с. 15, № 28 (тетрадь) | ||||
Раздел 7. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV–XVII ВЕКА (5 часов) | ||||||||||
44 | От Древней Руси к единой России | 1 | Урок открытия новых знаний | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена Российского государства | Знать понятия: великий государь, царь. Уметь: – ориентироваться в образной исторической карте; – определять последовательность исторических событий, | Текущий контроль (устный опрос, с. 7, вопросы 1–5) | Время создания Московского государства – время борьбы, жестокости и спра-ведливости. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублева. Освобождение от Ордынского ига. | с. 3–7 (учебник); с. 18, № 33 (тетрадь) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства; – различать следы исторического прошлого в современной действительности | Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орел. Московское государство – наследник Древней Руси | |||||||||
45 | Земля и люди Московского государства | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (тест 2) | Московское государст- во – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства Москва | c. 8–14 (учебник); с. 19, № 34 (тетрадь) | ||||
46 | Москва златоглавая | 1 | Урок рефлексии | Текущий контроль (письмен-ный опрос; карточки 6, 7, 8, 9) | Московский Кремль – памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного | с.15–19 (учебник); с. 22, № 41 (тетрадь) | ||||
47 | «Хуже грозного царя только междуцарствие» | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, с. 25, вопросы 1–5) | Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского | с. 20–25 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
48 | Смутное время. Становление новой династии | 1 | Урок-обобщение | Тематический контроль | Освобождение Москвы и спасение Отечества | с. 23, № 43 (тетрадь) | ||||
Раздел 8. ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XIII–НАЧАЛО XX ВЕКА (7 часов) | ||||||||||
49 | Петр Великий | 1 | Урок открытия новых знаний | Знать понятия: император, чиновники, крепостное право. Уметь: – ориентироваться в образной исторической карте; – определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства | Текущий контроль (устный опрос, с. 31, вопросы 1–4) | Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург | с. 27–31 (учебник); с. 25, № 45 (тетрадь) | |||
50 | Эпоха преобразований | 1 | Урок-обобщение | Тематический контроль (тест 3) | Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг | с. 26, № 46, 47 (тетрадь) | ||||
51 | Власть и народ Российской империи | 1 | Комбинированный урок | Знать понятия: император, чиновники, крепостное право. Уметь: – ориентироваться в образной исторической карте; | Текущий контроль (письмен-ный опрос, с. 27, № 50 – тетрадь) | Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А. В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве | с. 32–35 (учебник); с. 27, № 49 (тетрадь) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
52 | Как Россия у Европы «училась» | 1 | Комбинированный урок | – определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства; – различать следы исторического прошлого в современной действительности | Текущий контроль (графическая рабо-та «Достижения российской культуры XIX в.») | Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». А. С. Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи | с. 36–40 (учебник); с. 28, № 52 (тетрадь) | |||
53 | «Гроза двенадцатого года» | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос, с. 44, вопросы 1–5) | Отечественная война 1812 года – угроза существованию России | с. 41–44 | ||||
54 | Отечественная война 1812 года | 1 | Урок-обобщение | Тематический контроль (графическая работа «Личности войны 1812 г.») | Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М. И. Кутузов | с. 29, № 54 (тетрадь) | ||||
55 | Император-освободитель | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос) | Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновленной империи | с.45–48 (учебник); с. 31, № 57 (тетрадь) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Раздел 9. ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР. 1917–1991 ГОДЫ (5 часов) | ||||||||||
56 | Россия в огне | 1 | Урок открытия новых знаний | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена СССР | Знать понятия: революция, Гражданская война, советы, коммунистическая партия, СССР. Уметь: – ориентироваться в образной исторической карте; – определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена советской России и СССР; – различать следы исторического прошлого в современной действительности | Текущий контроль (устный опрос, с. 12, вопросы 1–5) | Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николой II. Революция 1917 года. В. И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование СССР | с. 4–12 (учебник); с. 34, № 60, 61 (тетрадь) | ||
57 | «К светлому будущему» | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (тест 4) | Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистическая партия. Попытка строительства справедливого общества. Правление И. В. Сталина | с. 13–18 (учебник); с. 35, № 64 (тетрадь) | ||||
58 | «Вставай, страна огромная…» | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос) | Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом | с. 19–24 | ||||
59 | Великая Отечественная война | 1 | Урок-обобщение | Тематический контроль (самостоя-тельная работа) | Герои Великой Отечественной войны | с. 36, № 66, 67 (тетрадь) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
60 | «Через тернии к звездам» | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (письменный опрос; карточки 10, 11, 12, 13, 14) | Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране | с. 25–28 (учебник); с. 38, № 70 (тетрадь) | ||||
Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (10 часов) | ||||||||||
61 | В каком государстве мы живем? | 1 | Урок открытия новых знаний | Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России | Знать понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, государственные праздники. Уметь: – ориентироваться в образной исторической карте; – определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: современная Россия | Текущий контроль (устный опрос, с. 9, вопросы 1–5) | Важнейшие события, происходящие в современной России. Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов | с. 4–9 (учебник); с. 41, № 72 (тетрадь) | ||
62 | Я – гражданин России! | 1 | Урок рефлексии | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена. Российская Федерация. Конституция России. Права граждан России | Текущий контроль (устный опрос, с. 12, вопросы 1–4) | Понятия о гражданстве. Права и обязанности граждан. Права ребенка | с. 10–12 (учебник); с. 42, № 74 (тетрадь) | |||
63 | Власть народа | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (тест 5) | Что такое демократия? Представления об избирательной системе | с.13–17 (учебник); с. 45, № 80 (тетрадь) |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
64 | Кто в государстве самый главный? | 1 | Комбинированный урок | Знать понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, государственные праздники. Уметь: – ориентироваться в образной исторической карте; – определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: современная Россия | Текущий контроль (письмен-ный опрос, с. 46, № 82 – тетрадь) | Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная Дума –собрание избранных народом представителей, которое создает законы | с. 18–21 (учебник); с. 47, № 83 (тетрадь) | |||
65 | Народы России | 1 | Комбинированный урок | Россия на карте | Текущий контроль (графическая работа «Народы России») | Народы, населяющие Рос-сию: обычаи, характерные особенности быта. Единство и равноправие всех народов России | с. 22–26 (учебник); с. 49, № 86 (тетрадь) | |||
66 | Наш общий дом | 1 | Урок рефлексии | Города России: название, достопримечательности, расположение на карте | Текущий контроль (устный опрос, с. 30, вопросы 1–5) | Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россия-не – все граждане Российской Федерации | с. 27–30 (учебник); с. 50, № 88 (тетрадь) | |||
67 | Сокровища российской культуры | 1 | Урок-обобще-ние | Текущий контроль (устный опрос) | Достояние Российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение куль-турных богатств России | с.31–35 (учебник); с. 51, № 90 (тетрадь) | ||||
68 | Наши праздники | 1 | Комбинированный урок | Государственные праздники | Текущий контроль (устный опрос, с. 40, вопросы 1–4) | Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе по УМК "Школа 2100"
Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков окружающего мира по УМК "Школа 2100"...
календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс Школа 2100
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской программы ВахрушеваА.А. Календарно-тематическое планирование расчитано на 34 часа(1 раз в неделю). Соответствует требованием ФГОС....
Тематическое планирование по окружающему миру "Школа 2100" 3 класс
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира /ОБЖ "Школа 2100" 3 класс...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК ""ШКОЛА 2100
Тематическое планирование + пояснительная записка...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса "Школа 2100"...
Учебно-тематическое планирование по Окружающему миру. Система "2100! 3 класс
Даанное календарно-тематическое планирование можно использовать на уроках окружающего мира в 3 классе!...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Школа 2100. 3 класс. 68 ч. ФГОС (с УУД). 2015-2016 уч.год.
г.Волгоград. 31 страница.Рабочая программа содержит следующие разделы (по ФГОС НОО):Пояснительная записка.Общая характеристика учебного предмета.Описание места учебного предмета в учебном плане....