Рабочая программа по окружающему миру (3 класс, УМК "Гармония")
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_okr._miru.doc | 56.5 КБ |
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
ФБУП – 2004 года
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлено на основе программы к курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (автор: О.Т. Поглазова, изд-во «Ассоциация 21 век», - Смоленск, 2009г.). Также в комплект входит:
- О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин Окружающий мир: учебник для 3 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009г.;
- О.Т. Поглазова Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2010г.;
- Контрольно-диагностические материалы:
О.Т. Поглазова Окружающий мир: тестовые задания для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009г.
Курс рассчитан на 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Содержание курса «Окружающий мир» в третьем классе подчинено общей идее «Все изменяется под Солнцем». Основная цель данного курса – сформировать у учащихся представление об изменениях, происходящих в окружающем мире: в природе, в обществе и жизни людей.
Задачи:
- продолжить разностороннее развитие личности ребенка (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание), развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;
- последовательное формирование у третьеклассников целостной картины окружающего мира;
- ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов познания для дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных курсов: биологии, химии, физики, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у детей бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к здоровью, любви к природе;
- формирование у младших школьников навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
- познакомиться с изменчивостью и непрерывностью развития окружающего мира, с наличием взаимозависимости и общих закономерностей изменений в живой и неживой природе Земли, с некоторыми физическими свойствами воздуха, воды, почвы, с круговоротами воздуха, воды и других веществ в природе, а также с жизненными циклами цветкового растения и некоторых животных.
К концу года учащиеся должны знать:
- разнообразие растений и животных; культурные и дикорастущие растения; дикие и домашние животные;
- изменения в живой и неживой природе, жизни людей;
- календарь;
- понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», «температура», обозначать их условными знаками;
- природные явления, характеризующие погоду; уметь обозначать их условными знаками;
- устройство и работу жидкостного термометра;
- как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека;
- какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жизни растений, животных, причины перелета птиц;
- положение Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках;
- об осенних заботах человека;
- об обычаях и праздниках наших предков;
- что такое «тело», «вещество»; о трех состояниях вещества;
- об открытии простейших; о клетке; о болезнетворных бактериях и способах борьбы с ними;
- значение воздуха для жизни на Земле; отличие «сухого», «влажного» и «целебного» воздуха;
- понятие «ветер», «воздушный поток», причины его возникновения; об использовании силы ветра человеком;
- значение воды на Земле; об источниках питьевой воды;
- свойства воды: вкус, запах, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ;
- способы очистки воды в быту и в промышленности; фильтрование;
- образование тумана, инея, росы; принцип круговорота воды в природе;
- главное свойство почвы – плодородие; правила гигиены при работе с почвой; понятие «круговорот веществ в почве»;
- способы сохранения плодородия почвы; правила экономически грамотного поведения в природе, быту;
- изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы; значение снегового покрова для растений;
- о зимовке разных групп животных; как помочь птицам пережить зиму; обычаи, праздники, заботы зимой наших предков;
- науки, изучающие организм человека; основные внутренние органы человека; свойства костей;
- назначение мышц, работа мышц, их тренировка, состояние усталости;
- как предупредить заболевания органов дыхания;
- органы пищеварения, их роль в организме; состав пищи: белки, жиры, углеводы;
Название раздела | Кол-во часов |
Разнообразие изменений в окружающем мире. | 8 |
Осенние изменения в природе и в жизни человека. | 4 |
Тела и вещества. | 4 |
Свойства воздуха, воды, почвы. | 10 |
Зимние изменения в природе и в жизни человека. | 6 |
Организм человека и его здоровье. | 11 |
Развитие животных и растений. | 10 |
Весна – утро года. | 4 |
Изменение быта и культуры наших предков. | 11 |
Рабочая программа по окружающему миру откорректирована с учётом программы краеведческого курса «Морянка» (7 часов).
Авторы-составители: Гмырина И.Э., Полякова И.Ф. и др.
Краеведческое содержание материала направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи краеведческого характера;
- приобщение к народным традициям и искусству, освоение знаний о ближайшем природном и социальном окружении, их единстве и различии, многообразии и взаимосвязях, о человеке и его месте в природе и обществе родного края;
- воспитание эмоционально-ценностного, бережного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности сохранять и укреплять свое здоровье.
Курс, связанный с реализацией регионального компонента по «Окружающему миру», несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся начальной школы. Материал выстроен на основе краеведческого принципа, что позволит учащимся осмыслить сложные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между живой и неживой природой, человеком и окружающей средой.
Всего на региональный компонент отведено 7 часов.
Реализация регионального компонента в процессе изучения окружающего мира в 3 классе
№ п/п | Дата | Тема урока | РКМ |
1 | Очистка воды. | РКМ Охрана природы Архангельской области. | |
2 | Органы пищеварения. Как питались наши предки. | РКМ Поморская трапеза. Особенности здорового питания на Севере. | |
3 | Старинные города. | РКМ Древние города и села Севера. | |
4 | Занятия горожан в старину | РКМ Профессии основных отраслей хозяйства на Севере. | |
5 | Одежда наших предков. | РКМ Народный костюм русского Севера. | |
6 | Учение на Руси. | РКМ М.В.Ломоносов –путь в науку. | |
7 | Экскурсия в краеведческий музей. | РКМ М.В.Ломоносов –путь в науку. |
Литература:
- Морянка: жрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/ Науч.ред. Э.И. Николаева; сост., отв.ред. И.Ф.Полякова. – Архангельск: Поморский университет, 2010г.
- Архангельская область: Словарь – справочник для младших школьников/ Науч.ред. Э.Н.Николаева; отв.ред и сост. Е.В. Михайленко. – Архангельск: Поморский университет, 2010г.
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (2 часа в неделю, в год 68 часов)
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля. | Дата |
1 | Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч.) | Земля - наш общий дом. | 1 | Знать отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных. Уметь называть представителей животного и растительного мира. | Фронтальный опрос | |
2 | Всё изменяется под солнцем. Разнообразие изменений в окружающем мире. | 1 | Знать способы изучения изменений: наблюдение, эксперимент, работа с научно-популярной литературой, анализ, нахождение причин и следствий изменений. | Фронтальный опрос | ||
3 | Времена года. | 1 | Знать: -причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов; -старинный календарь | Беседа. | ||
4 | Природные явления и погода. | 1 | Уметь объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать их условными знаками | Самостоятельная работа. | ||
5 | Необычные природные явления. | 1 | Знать, какие природные явления характеризуют природу. Уметь обозначать их условными знаками. | Тест «Природные явления» | ||
6 | Тепло и холод. Температура и ее измерение. | 1 | Знать устройство и работу жидкостного термометра Уметь: -измерять, записывать температуру; -работать с научным текстом; -моделировать; -пользоваться измерительными приборами; -делать выводы по результатам простых опытов | Фронтальный опрос | ||
7 | Экскурсия по теме: «Осенние изменения в окружающем мире». | 1 | Уметь: -выявить осенние изменения у растений; -измерить температуру на теневой и солнечной сторонах школьного здания | Письменный отчет групп по результатам | ||
8 | Прогноз погоды. Обобщение по теме: «Разнообразие изменений в окружающем мире». | 1 | Знать, как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека. Уметь: -измерять температуру воздуха, воды; -составлять условными знаками карточку погоды | тест | ||
9 | Осенние изменения в природе и в жизни человека (4 ч.) | Осень в природе. Изменения в неживой природе осенью. | 1 | Знать: -какие изменения происходят в неживой и живой природе осенью, причины перелета птиц; -о положении Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках; -об осенних заботах человека; -об обычаях и праздниках наших предков | беседа | |
10 | Осень в природе. Изменения в живой природе осенью. | 1 | Работа в группах | |||
11 | Осенняя пора в жизни людей. | 1 | Фронтальный опрос | |||
12 | Обобщение по теме: «Осенние изменения в природе и в жизни человека». | 1 | Уметь ориентироваться в системе полученных знаний | Проверочная работа | ||
13 | Тела и вещества (4 ч.) | Тела и вещества. Три состояния вещества. | 1 | Знать: -что такое «тело», «вещество»; -о трех состояниях вещества. Уметь классифицировать предметы по существенным признакам | Отчет по практической работе | |
14 | Строение вещества | 1 | Уметь объяснять расположение и движение молекул в газообразном, жидком и твердом веществах | Опрос. | ||
15 | Удивительные открытия. | 1 | Знать: -об открытии простейших; -о клетке; -болезнетворные бактерии, способы борьбы с ними | Письменный опрос. | ||
16 | Обобщение по теме: «Тела и вещества». | 1 | Уметь: -определять состояние веществ; -ориентироваться в системе полученных знаний | Проверочная работа | ||
17 | Свойства воздуха, воды, почвы (10 ч.) | Воздух и его состав. | 1 | Знать значение воздуха для жизни на Земле | Опрос. | |
18 | Свойства воздуха. | 1 | Знать отличие «сухого», «влажного», «целебного» воздуха | тест | ||
19 | Движение воздуха. | 1 | Знать: -что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения; -об использовании силы ветра человеком | Опрос. | ||
20 | Замечательное вещество – вода. Свойства воды. | 1 | Знать: -о значении воды на Земле; -об источниках питьевой воды; -свойства воды: вкус, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ | Практическая работа | ||
21 | Очистка воды. РКМ | 1 | Знать: -способы очистки воды в быту и в промышленности; -фильтрование | Практическая работа | ||
22 | Превращения воды. | 1 | Знать, как образуется туман, иней, роса. Уметь отличать три состояния воды в природе | Отчет о проделанной работе | ||
23 | Круговорот воды в природе. | 1 | Знать принцип круговорота воды в природе | Фронтальный опрос | ||
24 | Плодородный слой земли. Почва, ее состав и свойства. | 1 | Знать главное отличие почвы – плодородие. Уметь определять состав почвы | Отчет о проделанной работе | ||
25 | Обитатели почвы. | 1 | Знать: -правила гигиены при работе с почвой; -понятие «круговорот веществ в почве». Уметь устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы | Опрос. | ||
26 | Почва – кормилица. | 1 | Знать способы сохранения плодородия почвы. Уметь объяснять отрицательное действие человека на плодородие почвы. | Фронтальный опрос. Тест. | ||
27 | Обобщение по теме: «Свойства воздуха, воды и почвы». | 1 | Уметь ориентироваться в системе полученных знаний | Проверочная работа | ||
28 | Зимние изменения в природе и в жизни человека (6 ч.) | Зимние явления в неживой природе. Экскурсия. | 1 | Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы. Уметь объяснять образование снежинок, изморози | Письменный опрос. | |
29 | Зима в природе. | 1 | Отчет о проделанной работе. | |||
30 | Растения зимой. | 1 | Знать значение снегового покрова для растений | Опрос. | ||
31 | Зимняя пора в жизни животных. | 1 | Знать о зимовке разных групп животных | Опрос. | ||
32 | Как зимовали наши предки. | 1 | Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков | Доклады по теме, опрос. | ||
33 | Январь – зиме середина. | 1 | Уметь объяснять зимние явления: снегопад, ледостав, гололедица | Проверочная работа | ||
34 | Человек и его здоровье (11 часов) | Организм человека. | 1 | Знать: -науки, изучающие организм человека; -основные внутренние органы человека. Уметь объяснять рождение и развитие ребенка | ||
35 | Скелет – надежная опора и защита. | 1 | Иметь представление о скелете человека, работе суставов. Знать свойства костей. Уметь оказывать первую помощь при травмах рук и ног, моделировать объект из его частей. | Опрос. | ||
36 | Мышцы и их назначение. Развитие мышц. | 1 | Знать: -назначение мышц, разнообразие; -сухожилия; -работа мышц, их тренировка, состояние усталости | Тест | ||
37 | Органы дыхания. Предупреждение их заболевания. | 1 | Знать, как предупредить заболевания органов дыхания. Уметь называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу | Опрос. | ||
38 | Органы пищеварения. Как питались наши предки. РКМ | 1 | Знать: -органы пищеварения, их роль в организме; -состав пищи – белки, жиры, углеводы. Уметь: -рассуждать о важности ухода за зубами; -разумно относиться к правильному питанию; -соблюдать чистоплотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения | Фронтальный опрос. | ||
39 | Кровь и кровообращение. | 1 | Знать: -основные функции крови, ее состав; -навыки здорового образа жизни; -как беречь и развивать сердце. Уметь: -называть органы кровообращения, их функции; -измерять пульс | Отчет по работе, опрос. | ||
40 | Очистка организма, органы выделения. | 1 | Знать, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы. Уметь соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения. | Опрос. | ||
41 | Органы чувств. | 1 | Знать: -органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа; -их работа и функции в организме. Уметь соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств | Практическая работа. Отчет. | ||
42 | Нервная система и ее роль в организме. | 1 | Знать: -значение нервной системы и ее органов в организме; -что такое память, ее виды и развитие Уметь: -объяснить значение сна, режима дня; -аргументировать понятие «здоровая нервная система»; -развивать свою память, объяснять ее значение для учебы | Опрос. | ||
43 | Как лечились наши предки. | 1 | Знать, какими способами лечились наши предки | Опрос. | ||
44 | Обобщающий урок по теме: «Организм человека и его здоровье». | 1 | Уметь систематизировать учебную информацию в схеме | Проверочная работа | ||
45 | Навстречу весне (13 часов) | Весна света | 1 | Знать первые признаки весны в неживой природе. Уметь: -выявлять связи между состояниями неживой природы и изменениями в живой природе; -находить в художественном тексте основные признаки природных явлений; -соблюдать экологически грамотное поведение в природе | Фронтальный опрос в ходе беседы. | |
46 | Как на Руси провожали зиму и встречали весну | 1 | Опрос. | |||
47 | Развитие животных | 1 | Знать, как размножаются разные животные, как они заботятся о потомстве. Уметь: -прослеживать последовательность развития живых организмов; -предлагать варианты решения экологических проблем | Опрос. | ||
48 | Развитие рыб и земноводных | 1 | Уметь: -прослеживать последовательность развития рыб и земноводных; -находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки | Опрос, тест | ||
49 | Стадии развития насекомых | 1 | Знать: -стадии развития насекомых; -способы борьбы с вредителями культурных растений | Опрос. | ||
50 | Растение – живой организм | 1 | Знать: -разнообразие растений (светолюбивые, теневыносливые и др.) | Фронтальный опрос. | ||
51 | Развитие цветковых растений | 1 | Знать: -разнообразие растений (светолюбивые и др.); -органы цветкового растения. Уметь: -выделять существенные признаки; -устанавливать причины и следствия природных явлений | тест | ||
52 | Стебли и листья растений | 1 | Знать: -функции стебля и листьев; -разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле. Уметь: -отличать разные виды листьев; -моделировать невидимые природные процессы | Отчет о проделанной работе. | ||
53 | Для чего цветет цветок | 1 | Знать: -строение цветка, значение опыления. Уметь ориентироваться в разнообразии цветков и плодов | Фронтальный опрос | ||
54 | Растение – единый организм | 1 | Знать: -цикл цветкового растения от семени до семени; -роль растений в окружающем мире. Уметь: -делать обобщающие выводы; -моделировать цикл цветкового растения | Тест. | ||
55-56 | Весенние изменения в живой и неживой природе (обобщение по теме) | 2 | Уметь обсуждать вопросы и проблемы, выдвинутые на конференции | экскурсия, отчет. | ||
57 | Наблюдение весенних изменений в природе и в жизни людей. | 1 | Знать: -приметы весны к началу цветения (апрель, май); -о цветах-первоцветах. Уметь называть признаки весны с учетом местного природного окружения | Проверочная работа. | ||
58 | Как жили наши предки (11 часов) | История вокруг тебя | 1 | Знать: -что и как изучает история, ее значение; -способы познания прошлого; -о быте и культуре своего народа; -понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки». Уметь видеть в настоящем опыт предыдущих поколений | Опрос. | |
59 | Природа в жизни наших предков. | 1 | Знать: -чем занимались наши предки, как они осваивали природу; -обычаи и традиции предков. Уметь объяснить, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя | Опрос. | ||
60 | Уклад жизни на Руси. | 1 | Знать: -значение семьи, родовой общины, племени; -виды жилищ наших предков | Опрос. | ||
61 | Жизнь на селе в старину. Крестьянский труд. | 1 | Знать: -как жили в старину на селе; -о старинном быте сельских жителей | Опрос. | ||
62 | Старинные города. РКМ | 1 | Знать: -строение старинных поселений, их виды; -значение исторического центра современного города, важность его сохранения. Уметь: -добывать информацию из иллюстраций и текста; -охранять памятники старины | Фронтальный опрос. | ||
63 | Занятия горожан в старину РКМ | 1 | Знать: -чем занимались горожане в старину; -старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув); -виды художественной росписи предметов быта. Уметь: -добывать информацию из иллюстраций и текста; -приобщиться к старинному ремеслу | Опрос. | ||
64 | Торговое дело на Руси. | 1 | Знать: -чем занимались купцы в старину; -появление денег; -историю возникновения торговли и денег на Руси; -понятия «меновая торговля», «купец», «монета». Уметь: -анализировать, сравнивать, обобщать; -сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края | Опрос. | ||
65 | Одежда наших предков. РКМ | 1 | Знать, как одевались наши предки в разные времена | Опрос. | ||
66 | Учение на Руси. РКМ | 1 | Знать, как в старину на Руси обучали счету, письму | Опрос. | ||
67 | Обобщающий урок по теме: «Как жили наши предки». | 1 | Уметь: -выполнять самостоятельные задания; -участвовать в играх, театрализациях, конкурсах | Проверочная работа | ||
68 | Экскурсия в краеведческий музей. РКМ | 1 | Уметь: -наблюдать, делать выводы, обобщать | Отчет об экскурсии. |
За год: РКМ – 7 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...