Разработка урока "Конституциия РФ"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Мингалева Светлана Владимировна

на уроке используется СПС "КонсультантПлюс: Средняя школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstituciya_rf.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающий мир: 4 класс

Тема:  Основной закон России и права человека

Тип урока:  урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Методы: словесные, наглядные, поисковая деятельность, работа со Cправочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа».

Цель урока:

1.  Разъяснить учащимся сущность Основного закона страны, познакомить с правовым            статусом гражданина РФ;

2.  Формирование умения работать в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать;

3.  Сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга.

                       

Задачи:

Образовательная:

  1. Формировать и обучать умению анализировать дополнительную литературу к уроку;
  2. Совершенствовать навыки работы со Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа».

Развивающая:

  1. Развивать у учащихся навыки работать в группе;
  2. Расширять правовой кругозор обучающихся, прививать навыки компьютерной грамотности и коммуникативной деятельности.

Воспитательная:

  1. Воспитывать  уважение к Основному закону государства:
  2. Формировать толерантность.

Методические приемы: аналитическая работа с документом, самостоятельная работа, творческая работа.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах с материалом Справочно-правовой системы «Консультант Плюс: Средняя школа».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, Справочно-правовая система «Консультант Плюс: Средняя школа», инструкция по работе со Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа», рабочие тетради.

Этапы  урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация темы, работа с инструкцией по работе со Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа»

3. Этап осмысления: изучение нового материала, работа  с документами.

4. Рефлексия.

 

Этапы урока

Деятельность  учителя и учащихся

Комментарии

1.

Организационный момент

Сегодня на уроке вы будете работать индивидуально и в  парах. Я попрошу вас быть внимательными друг к другу.

2.

Актуализация темы

3.

Изучение нового материала

                 

4.

Рефлексия

- Скажите, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность?

( паспорт, свидетельство о рождении)

- Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении?

( ФИО, год рождения, место жительства, гражданство, семейное положение, дети).

- Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение  учащегося?  

( дневник)

- Какую информацию можно извлечь из дневника?

( расписание, ФИО преподавателей, домашнее задание, отметки)

- Как вы считаете,  у государства может быть подобный  документ?

( да, Конституция)

-Совершенно верно, таким документом  является Конституция. Я думаю, что вы понимаете, как наша судьба не отделима от судьбы России, в которой мы все живем, как важна тема урока « Конституция РФ».

- Эпиграфом нашего занятия являются слова известного немецкого публициста и литературного критика Берне: «Какая конституция самая лучшая? Та, которая лучше исполняется».
- Как вы понимаете смысл данных слов?

- Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:

.  Основной закон страны.

.  Правовой статус гражданина России. Что значит быть гражданином России?

3в.  Основные права и обязанности человека и гражданина.

- Это мы с вами узнаем на сегодняшнем уроке с помощью Справочно-правовой системы «Консультант Плюс: Средняя школа».

У вас на столах лежат инструкции по работе с данной программой, посмотрите ее, пожалуйста, и подготовьте свой компьютер к работе.

(Работа с инструкцией. Приложение № 1 Выполните только 1 и 2 пункт инструкции)

Л.З. - Определить, что может сделать каждый молодой человек, обучающийся в школе, для процветания России и нашего города?

Работа над первым вопросом. 

Что же такое Конституция?

КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution  установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства, определяющий,

- Как устроено  государство,

- Как  образованы органы  власти,

- Каковы права и обязанности граждан.

-Как вы понимаете слово  «Основной» в определении термина «Конституция»?(главный закон, на его основе  разрабатываются все  остальные законы страны)

-Конституция РФ была принята в 1993 г. Рассмотрим структуру Конституции РФ. В этом нам поможет Справочно-правовая система «Консультант Плюс: Средняя школа».

(Работа с СПС «Консультант Плюс: Средняя школа» - инструкция п.3)

(Ответ : Преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).

Работа с понятиями. Задание по группам.  (раздаточный материал)

I группа: Понятие «Гражданин»

Задание – Какие значения слова гражданин вам известны?

  1. Обращение к человеку.
  2. Высокое звание, которым человека удостаивают за определённые поступки (почётный, уважаемый).
  3. Лицо, принадлежащее к постоянному населению.

Гражданин –  житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни.

II группа: Понятие  «Гражданские качества»

Каждый человек и гражданин обладает определенными чувствами.
Задание - Выберите из предложенного списка качества человека, которые на ваш взгляд являются гражданскими.

• Гуманность • Скромность • Чувство справедливости • Честность • Чувство долга
• Чувство чести • Искренность • Чувство вины • Стыдливость • Сочувствие • Милосердие
• Ответственность.
Задание - Объясните свой выбор. Ребята! Какими же качествами должен обладать настоящий гражданин?

III группа: Понятие «Патриот»

Задание – Определить, какое понятие зашифровано в данных словах?

Полезный, активный, творческий, решительный, инициативный, организованный, толерантный.

- Патриотом часто называют человека, совершившего подвиг.

- Какие памятники героям Великой Отечественной войны есть в городе Ухта?

IV группа: Понятие «Гражданство»

Задание – Выберите из предложенного списка определение понятия «гражданство»:

  1. Совокупность прав и обязанностей гражданина.
  2. Лицо, состоящее в устойчивом правовом государстве.
  3. Постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающая в их взаимных правах и обязанностях.

Вопрос всему классу.

-  Как можно стать гражданином России?

  1. Приобретение гражданства по рождению.
  2. Приобретение гражданства в порядке регистрации.
  3. Приём в гражданство (натурализация) – для иностранцев, проживающих на территории РФ, не менее 5 лет.

Работа над вторым вопросом.

- Рассмотрим второй вопрос. Что такое правовой статус?

( Правовой статус человека составляет совокупность его прав и обязанностей ).

Запись в тетрадях.

- Какие международные документы, закрепляющие права человека, являются фундаментом российской конституции? (Работа с СПС «Консультант Плюс: Средняя школа» - инструкция п.4)

 1948г. – Всеобщая декларация прав человека;

1950г. – Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

1959г. – Декларация прав ребенка;

1989г. – Конвенция о правах ребенка.

- Что значит быть гражданином России сегодня?

( во-первых, это значит иметь права, установленные юридическими нормами;

во-вторых, получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным)

Работа над третьим вопросом.  Групповая работа.

Быть гражданином – значит пользоваться определенными правами и нести  необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в основном законе страны Конституции РФ, II главе ((Работа с СПС «Консультант Плюс: Средняя школа» - инструкция п.5) Ранее вы уже с ними  ознакомились.  Перед вами документ, отражающий основные права  и свободы человека и гражданина РФ (раздаточный материал).

Задание:

I   группа – выделить гражданские (личные) права

II группа– выделить политические права

III группа– выделить социально-экономические права

IV группа– выделить культурные права

(Обсуждение, выступает  один человек).

 

Основные обязанности человека и гражданина РФ:

  1. Соблюдение Конституции и законов РФ, прав и свобод других людей
  2. Защита Отечества
  3. Уплата законно установленных налогов и сборов
  4. Бережное отношение к природе и окружающей среде
  5. Забота о памятниках истории и культуры
  6. Забота о детях и нетрудоспособных родителях
  7. Получение основного общего образования.

 Подведение итогов.

- Что может сделать каждый молодой человек, обучающийся в школе, для процветания России и нашего города?

- Становление личности человека происходит под влиянием многих факторов, но, в первую очередь, от нас самих, от того какие цели я ставлю  перед собой, какова моя гражданская позиция, воспитываю ли я в себе примерного семьянина, достойного жителя своего города, гражданина России, человека демократического общества. Мы все граждане одной страны с названием Россия. Только в согласии и единстве наша сила.

Откуда мы получили информацию о Конституции РФ?

(из Справочно-правовой системы «Консультант Плюс: Средняя школа»)

Понравилась ли вам работа с данной системой?

И в заключении нашего урока я прошу вас обратить внимание на п.6 инструкции. Рефлексия.

(работа учащихся с синквейном)

Правила написания синквейна (Приложение № 3)

1 строка

Существительное, обозначающее тему синквейна

«Конституция»

2 строка

Два прилагательных, раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна (российская, важная)

3 строка

Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету (обязует, защищает, охраняет)

4 строка

Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки (закон суров, но это закон)

5 строка

Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту (необходимость)

(желающие зачитывают свои синквейны)

Домашнее задание: Придумать Конституцию своего класса (школы)

Слайд № 2

(паспорт)

Слайд № 3

(дневник)

 

Слайд № 4

(Тема урока: Конституция РФ)

Слайд № 5

(Инструкция)

Слайд № 6

(Конституция – это…)

Слайд № 7

(Структура Конституции)

Слайд № 8

Гражданин

Слайд № 9

Гражданские качества

Слайд № 10

Патриот

Слайд № 11

Гражданство-

Слайд № 12

Гражданин России

Слайд № 13

Перечень документов

Слайд № 14

Гражданин России

Слайд № 15

права

Слайд №16

обязанности

Слайд № 17

Итог

Слайд № 18

(Синквейн)

Слайд № 19

Домашнее задание

Слайд № 20

Спасибо за работу!

Приложение № 2

Система прав человека и гражданина, закрепленная в Конституции РФ

  1. Гражданские (личные) права- принадлежат человеку как биосоциальному существу (ст. 19-25; 27-29; 45-54; 60; 62): право на жизнь; на свободу и личную неприкосновенность; на честь и достоинство; на гражданство; на равенство перед законом и судом; на свободу совести, свободу слова; на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и др.
  2. Политические права – обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны (ст. 30-33; 63): право избирать и быть избранным  в органы государственной власти и местного самоуправления; мирных собраний; создания союзов и объединений; направлять личные и коллективные обращения в органы власти.
  3. Социально-экономические права  – обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни (ст.38-43), обеспечивают возможность свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой, предметами потребления (ст. 34-37): право на социальное обеспечение; на жилище; на образование; на медицинскую помощь; на защиту материнства и детства; на благоприятную окружающую среду; право быть собственником; наследования, на труд; свободный выбор профессии; на отдых; на защиту от безработицы и др.

  1. Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности (ст.26; 44): право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, своду творчества; на культурную самобытность( пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т.д.

Приложение № 1

Инструкция по работе с справочно-правовой системой «Консультант Плюс: средняя школа»

Пункт 1.

На рабочем столе найдите ярлык Справочно-правовой системы «Консультант Плюс: Средняя школа» (двумя щелчками мыши - откройте программу)

Пункт 2.

В поле Быстрый поиск наберите Конституция РФ, затем найти, затем откройте первый документ ("Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) запроса. (Перед Вами первая страничка Конституции РФ)

Пункт 3.

(У нас открыта первая страница Конституции РФ), справа найдите оглавление и щелкните по нему. Открыть:  Основы конституционного строя.

Пункт 4.

1. В поле  Быстрый поиск  наберите даты и по ним найдите документы 1948 год -№3,1950 год - №3,1959 год - № 3, 1989 год - № 4

Пункт 5.

1. С помощью Оглавления откройте главу 2  Права  и свобода человека и гражданина

2. Пользуясь статьями  Конституции  РФ выделить права человека и гражданина.

Пункт 6.

Возьмите приложение № 3  и выполните задание.

Приложение № 3

Правила написания синквейна

1 строка

Существительное, обозначающее тему синквейна, - «Конституция»

2 строка

Два прилагательных, раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна

3 строка

Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету

4 строка

Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки

5 строка

Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»

Разработка рабочей программы по  курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...