Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Учитель: Зиганшина Зинаида Николаевна. Тема: «Когда наступит лето?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Тема: «Когда наступит лето?»
Задачи урока:формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года.
Планируемые достижения учащихся:усвоить, в какой последовательности сменяются времена года; научиться узнавать время года по характерным признакам.
Оборудование:У учащихся – клей для работы с тетрадью, цветные фишки.
Предварительная работа:
1. Во время прогулки понаблюдать с детьми за зимними явлениями в природе.
2. С родителями вырезать картинки времён года из приложения тетради (но не клеить).
3. Нарисовать совместно с родителями рисунок любимого времени года на альбомном листе.
4. Составить мини-рассказ по рисунку времени года по плану:
1. Какое время года тебе нравится?
2. Чем тебе нравится это время года?
3. Чем любишь заниматься в это время года?
5. Выучить стихи о временах года?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_uroka_po_okruzh._miru_i_obzh_v_1_klasse_v_yanvare_2009_g..doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ижёвская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок
по окружающему миру
и ОБЖ в 1 классе.
Учитель: Зиганшина Зинаида Николаевна.
Тема: «Когда наступит лето?»
Задачи урока: формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой последовательности сменяются времена года; научиться узнавать время года по характерным признакам.
Оборудование: У учащихся – клей для работы с тетрадью, цветные фишки.
Предварительная работа:
- Во время прогулки понаблюдать с детьми за зимними явлениями в природе.
- С родителями вырезать картинки времён года из приложения тетради (но не клеить).
- Нарисовать совместно с родителями рисунок любимого времени года на альбомном листе.
- Составить мини-рассказ по рисунку времени года по плану:
- Какое время года тебе нравится?
- Чем тебе нравится это время года?
- Чем любишь заниматься в это время года?
- Выучить стихи о временах года?
Ход урока:
- Орг. момент.
- Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Необычен он тем, что на нашем уроке присутствуют гости - учителя, завуч и директор школы. Сегодня на уроке окружающего мира и ОБЖ мы с вами будем говорить о временах года:
- какие бывают времена года и месяцы,
- как называются,
- сколько их,
- как они сменяются друг за другом,
- будем учиться их различать по характерным признакам.
К концу урока мы должны:
- усвоить, в какой последовательности сменяются времена года;
- научиться узнавать время года по характерным признакам.
- Проверка домашнего задания:
Учитель: Но сначала, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке, что узнали нового. А для этого ответим на вопросы:
- Какой сегодня день?
- Какой день был вчера?
- Какой день будет завтра?
- Сколько дней в неделю?
- Назовите все дни по порядку?
- Назовите первый день недели?
- Назовите седьмой день недели?
- Назовите дни, когда мы отдыхаем, не учимся?
- А какое сейчас время года?
Слайд зимы.
Дети читают стихи:
1. Всё зима… А где же лето?
Звери, птицы! Жду ответа!
2. Лето, - ласточка считает, -
Очень скоро прилетает.
Лету нужно торопиться,
И оно летит, как птица!
3.- Прилетает? – фыркнул крот.
Под землёй оно ползёт!
Говорите, скоро лето?
Не надеюсь я на это!
4. Проворчал Топтыгин:
- Лето спит в своей берлоге где-то…
5. Конь заржал:
- А где карета?
Я сейчас доставлю лето!
6. Лето, зайцы мне сказали,
Сядет в поезд на вокзале,
Потому что может лето
Ездить зайцем - без билета!
- Изучение новой темы: Слайд Муравьишки.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке у нас в гостях снова Муравьишка. Нетерпеливый Муравьишка хочет узнать, когда наступит лето. Кто ему ответит? (Предполагаемые ответы детей).
Учитель: Ребята, для того, чтобы дать правильный и точный ответ на этот вопрос, я предлагаю ответить Муравьишке позже, а пока получше и подробнее познакомиться с временами года. И в конце урока мы должны дать ответ Муравьишке: Когда же наступит лето?
А для этого я вам предлагаю отправиться в путешествие – в путешествие по временам года. Вы любите путешествовать?
Слайд воздушного шара.
А путешествовать мы будем на большом воздушном шаре. А с собой возьмём учебники, где нарисован большой круг. Он будет для нас как карта, как компас, чтобы не заблудиться, не улететь в другую сторону, знать куда мы отправляемся и как мы будем двигаться. Откройте учебники на с. 70, положите перед собой и приготовьтесь к оправлению. Итак, сядьте поудобнее, мы отправляемся. Закройте глаза и послушайте загадку. (Звучит музыка на её фоне звучит стихотворение и загадка).
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зимой). Слайды зимы.
Учитель: Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Зимы.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
- А как вы догадались, что это зима?
- По каким признакам?
- Что вы видите на рисунках? (Снег, лед, сугробы, снеговик…).
- Ребята, вас рада видеть и приветствует у себя в гостях сама хозяюшка Зима.
(Звучит музыка. Выходит девочка Зима,
приветствует детей, рассказывает о себе, о месяцах зимы).
Зима: Благодарствую за радушный приём.
Любо мне входить в это дружный дом.
Видеть детушек, классных пап и мам,
Передать поклон из далёких стран.
Там на полюсе, средь могучих льдов,
Мой дворец стоит под оркестр ветров,
Но живу я в нём с нетерпением,
Чтоб вернуться к вам в услужение.
Намести снегов на озимые,
Побаюкать вас в ночи длинные,
Покатать на льду, поиграть в снежки,
Краской розовой по щекам пройти.
Ущипнуть за нос, взбудоражить кровь.
Вот такая к вам у меня любовь!
- Скажите, ребята, какие зимние месяцы вы знаете?
(Декабрь, январь, февраль).
- Правильно: Декабрь, Январь и Февраль. Выходите месяцы, расскажите о себе.
(Выходят Декабрь, Январь, Февраль, рассказывают стихи).
Декабрь.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
Январь.
Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег – на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом.
Февраль.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
Зима: Приглашаю вас играться,
С гор высоких покататься,
Посверкать на льду коньками,
Позабавиться снежками!
Всем желаю наиграться!
Силы и ума набраться!
А теперь уж мне пора!
Жду вас в гости, детвора!
А на память о себе я оставляю вам снежинки. До свидания!
(Звучит музыка. Зима дарит в подарок детям снежинки, уходит).
Учитель:
- Ребята, посмотрите на нашу так называемую карту, где мы были в гостях, у какого времени года? (У зимы).
- А как называются месяцы у зимы, сколько их? Давайте их хором произнесём. (Декабрь, январь, февраль).
- А каким цветом они обозначены на круге?
- Вам понравилось у Зимы?
- Полетим дальше?
Слайд воздушного шара.
Учитель: Итак, мы снова садимся на свой воздушный шар и отправляемся с вами дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весной). Слайды весны.
Учитель: Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Весны.
Зима недаром злится,
Прошла её пора.
Весна в окно стучится и гонит со двора.
- А как вы догадались, что это весна?
- По каким признакам? Что вы увидели? (Тает снег, распускаются почки, зеленеют листочки, трава зеленеет…).
- Ребята, вас рада видеть и приветствует у себя в гостях сама хозяюшка Весна.
(Звучит музыка. Выходит девочка Весна,
приветствует детей, рассказывает о себе, о приметах).
Весна:
Хорошая Зима, хорошая Зима,
Морозная и чистая,
Но ждёт её сестра, любимая сестра,
Красна-Весна лучистая!
- Ребята, отгадайте загадку:
С каждым днем теплей погода,
Птицам стало не до сна,
И такое время года
Называется ... (весна).
- Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь.
- А какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).
- Правильно: Март, Апрель, Май. Выходите весенние месяцы, расскажите о себе.
(Март, Апрель и Май рассказывают стихи и садятся).
Март.
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
Апрель.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Май.
Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день.
Май цветами провожая
Распускается сирень.
Весна: Голубеют тихие рассветы,
Стали дни длиннее и светлей.
Солнце греет ёлки сквозь просветы,
И клесты хлопочут веселей.
Я – Весна! Я – мать природы!
Обращаюсь к вам, народы,
И к надежде нашей, детям:
Берегите всё на свете! –
И моря, и океаны,
И берёзы, и вулканы,
И пшеницы зрелой колос,
И небесной птицы голос.
Берегите это, дети,
Мы за всё, за всё в ответе!
- А на память о себе я оставлю солнышки. Пусть они вас радуют и согревают своей улыбкой и теплом.
(Звучит музыка. Весна дарит в подарок детям солнышки, уходит).
Учитель:
- Ребята, посмотрите снова на нашу так называемую карту, где мы были в гостях, у какого времени года? (У весны).
- А как называются месяцы у весны, сколько их? Давайте их хором произнесём. (Март, апрель, май).
- А каким цветом они обозначены на круге?
- Вам понравилось у Весны?
- Полетим дальше?
Слайд воздушного шара.
Учитель: Отправляемся дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
(Летом).
Слайды лета.
Учитель: Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Лета.
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна, -
Значит, это уже Лето!
Значит, кончилась весна!
- А как вы догадались, что это лето?
- По каким признакам? (Трава зелёная, много цветов, поспевают ягоды, можно купаться…).
- Ребята, вас рада видеть и приветствует у себя в гостях сама хозяюшка Лето.
(Звучит музыка. Выходит девочка Лето,
приветствует детей, рассказывает о себе, о своих месяцах).
Лето: Ребята, вы меня узнали? Кто я?
Лето – очень красивое время года. И делает его таким изобилие цветов на лугах, в садах и парках.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь,
Всё кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Тёмные листы.
Дремлет лес: ни звука,
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
- Ребята, а какие летние месяцы вы знаете? (Июнь, июль, август).
- Правильно: Июнь, Июль, Август. Приглашаю вас сюда, летние месяцы. Выходите, расскажите о себе.
(Выходят Июнь, Июль, Август, рассказывают стихи, садятся).
Июнь.
Пришёл июнь – июнь, июнь!
В саду щебечут птицы…
На одуванчик только дунь –
И весь он разлетится.
Июль.
Сенокос идёт в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.
Август.
Собираем в августе урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
Солнце над просторными нивами стоит.
И подсолнух зёрнами чёрными набит.
Лето: Мне пора уходить. А на память о себе я оставляю вам цветочки.
(Звучит музыка. Весна дарит в подарок детям цветочки, уходит).
Учитель:
- Ребята, посмотрите снова на нашу так называемую карту, где мы были в гостях, у какого времени года? (У лета).
- А как называются месяцы у лета, сколько их? Давайте их хором произнесём. (Июнь, июль, август).
- А каким цветом они обозначены на круге?
- Вам понравилось у Лета?
- Полетим дальше?
Слайд воздушного шара.
Учитель: Отправляемся дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?
(Осенью).
Слайды осени.
Учитель: Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Осени.
Лес одевается яркими красками,
Птичка в нём больше теперь не поёт,
Солнце радует последними ласками:
Тихая осень идёт.
- А как вы догадались, что это осень?
- По каким признакам? (Дождь, жёлтые листья, листопад… ).
- Ребята, вас рада видеть и приветствует у себя в гостях сама хозяюшка Осень.
(Звучит музыка. Выходит девочка Осень,
приветствует детей, рассказывает о себе, о месяцах осени).
Осень: Здравствуйте, друзья!
Хожу я по равнинам
Тихой, светлой сказкой,
Расписываю рощи
Солнечной краской.
Я на ковре-самолёте летела, ветер северный за погонщика был, птицы за указчика, зори светили да листья дорогу стелили. А пока летала, леса разукрасила, паутинки развесила, землю к празднику прибрала. Познакомьтесь с моей свитой. Догадайтесь, кто это.
(Выходят Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).
Сентябрь: Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к нам пришёл?
Октябрь: Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Смолкли птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился…
Что за месяц к нам явился?
Ноябрь: Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мёрзнет в поле озимь ржи…
Что за месяц, подскажи?
Осень: Молодцы ребята. Да только потехе час, а делу время, пора и нам с вами про дела вспомнить. Настал черёд прощаться. А чтобы вы про нас не забыли, мы вам на память о себе оставим жёлтые листочки. До свидания! Всего вам доброго!
( Звучит музыка.
Осень с месяцами дарят в подарок детям листочки, уходят ).
Учитель:
- Ребята, посмотрите снова на нашу так называемую карту, где мы были в гостях, у какого времени года? (У осени).
- А как называются месяцы у осени, сколько их? Давайте их хором произнесём. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
- А каким цветом они обозначены на круге?
- Вам понравилось у Осени?
- Полетим дальше?
Слайд воздушного шара.
Учитель: Итак, сядьте поудобнее, мы отправляемся. Закройте глаза и послушайте музыку. (Звучит музыка).
Слайды зимы.
Учитель:
- Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались снова у Зимы.
- Что же получается? Мы с вами совершили круг, вернулись снова к зиме. Время очень быстро летело во время путешествия и прошёл целый год - круглый год, прошли 4 времени года или 12 месяцев.
- Вам понравилось путешествие?
- А что вы узнали во время путешествия?
- Сколько остановок мы делали? Как они назывались? Давайте обратимся к помощнику-карте. Назовите времена года в той последовательности, как мы путешествовали (Зима, весна, лето, осень).
Слайд всех времён года.
- Закрепление изученного.
Учитель: Ребята, дома вместе с родителями вы вырезали из приложения тетради рисунки времён года. Приготовьте их, пожалуйста. Посмотрите на них и определите, где какое время года изображено. Расположите эти картинке по кругу в учебнике в той последовательности, как мы путешествовали.
- Итак, сначала у какого времени года мы были? (Зима).
- Затем у какого? Значит, после зимы, какое наступает время года? (Весна).
- А после весны? (Лето).
- А после осени? (Осень).
- Все расположили картинки, правильно? Проверьте.
- А после осени, что снова наступит?
- А после зимы, весны, лета? И т.д.
- И так из года в год пролетают дни, недели, месяцы и времена года. И вы с каждым годом растёте, становитесь старше, взрослеете, умнеете. А месяцы и времена года остаются те же.
- Творческое задание и домашнее задание.
Учитель:
1. Ребята, я знаю, что вы дома ещё рисунки рисовали – рисунки своего любимого времени года и составили по ним небольшой рассказ. Расскажите об этом нам и своим одноклассникам.
2.Ребята, муравей Вопросик тоже нарисовал рисунки всех времён года. Он очень старался, но кое-что перепутал. Надо найти ошибки. Посмотрите на Мурвьишку и скажите в какое время года какую одежду носят (на с.71).
3.А Мудрая Черепаха придумала условные знаки, по которым можно определить каждое время года. Посмотрите на них и скажите, какой знак к какому времени года можно отнести: цветочек – лето, солнышко – весна, тучи – осень, снежинка – зима. И ещё она предлагает вам тоже придумать свои значки для каждого времени года и нарисовать их правильной последовательности, начиная с весны на с.71 учебника в рамочке.
4.Также картинки из приложения, которые вы вырезали дома, нужно будет приклеить в тетради на с.
(Дети показывают рисунки и рассказывают
небольшие рассказы по рисункам).
- Подведение итогов. Обобщение изученного.
Учитель:
- Ребята, можем ли мы теперь ответить на вопрос Муравьишки – когда наступит лето?
- После какого времени года бывает лето? (После весны).
- А сейчас какое время года? (Зима).
- А какое время года будет после зимы? (Весна).
- А после весны? (Лето). И будут летние каникулы.
- А после лета? (Осень). И мы снова придём учиться в школу уже во 2 класс.
- А кто запомнил названия месяцев? Сколько месяцев в году? (12 месяцев).
- Отгадайте загадку: Двенадцать братьев
Разно называются
И разными делами
Занимаются.
(Месяцы года).
- Давайте с помощью круга назовём хором все месяцы года. Начнём с месяца, с которого начинается каждый год. (Дети хором называют названия месяцев с января по декабрь). Их можно увидеть в календарях (маленьких и больших), численниках. (Показ календарей, численника).
- Выставка книг о временах года.
Учитель: Ребята, здесь вы видите выставку книг нашей библиотеки, где вы можете прочитать о временах года, о жизни животных, птиц в разные времена года, о приметах и поговорках, об особенностях всех времён года. А прочитать об этом вы сможете, сходив в нашу библиотеку, записавшись в неё. А библиотекаря школы зовут – Ирина …
- Когда приходит лето?
- На этом наш урок окончен. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"
Открытый урок окружающего мира в доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...
Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.
Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России....
Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Тема: "Разнообразие животных".
Целью данного урока является: создание условий для формирования представлений о классах животных «пресмыкающихся» и «земноводных».Были определены задачи педагога: систематизировать материал об известн...
Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс
Технологическая карта открытого урока окружающего мира в начальной школе (1 класс)...
Открытый урок окружающего мира, 3 класс "Круговорот воды в природе"
Тема: «Круговорот воды в природе»Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока:Закрепить знания детей о разных состояниях воды.Сформировать представление о круговороте воды в природе.Развить...
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс.Учитель: Веденеева СА
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс,Школа России, соответствует всем требованиям ФГОС НОО...
Урок по окружающему миру 1 класс (УМК Плешаков А.А.) Когда жили динозавры?
Урок по окружающему миру 1 класс (УМК Плешаков А.А.) Когда жили динозавры?...