Открытый урок окружающего мира, 3 класс "Круговорот воды в природе"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Щапова Людмила Николаевна

Тема: «Круговорот воды в природе»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока:

  1. Закрепить знания детей о разных состояниях воды.
  2. Сформировать представление о круговороте воды в природе.
  3. Развить навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, умение делать выводы.
  4. Воспитать бережное отношение к природе.

Материалы к уроку:

  1. Презентация к уроку
  2. Иллюстрации с изображением явлений природы (дождь, град, роса, туман, снег, иней, лёд).
  3. Для опыта: зажим пробирочный, пробирка, спиртовка  лабораторная малая, спички, стакан химический, стекло предметное, салфетки.
  4. Рисунки тучи, капель, снежинок.
  5. Аудиозапись «Звуки природы - дождь», песня – музыка Минков М., слова Энтин  Ю. «Дождя не боимся».

Используемые технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Формы работы:

  • индивидуальные;
  • парные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Щапова Людмила Николаевна

Предмет: окружающий мир УМК «Гармония»

Класс: 3 «а»

Тема урока «Круговорот воды в природе»

Цели для ученика

1. Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов учащихся.

2. Развитие мотивации личности к познанию нового.

3. Создание ситуации успеха для каждого ученика.

Цели для учителя

Образовательные

Закрепить знания детей о разных состояниях воды.

Развивающие:

Сформировать представление о круговороте воды в природе.

Воспитательные

Воспитать бережное отношение к природе.

Тип урока 

Открытие новых знаний.

Форма урока 

Сочетания различных форм.

Формы контроля: индивидуальные, парные

Домашнее задание

- Учебник стр. 107-109

- С помощью условных знаков изобразить круговорот воды в природе (тетрадь, с.37, №38)

Используемые технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Материалы к уроку:

  1. Презентация к уроку
  2. Иллюстрации с изображением явлений природы (дождь, град, роса, туман, снег, иней, лёд).
  3. Для опыта: зажим пробирочный, пробирка, спиртовка  лабораторная малая, спички, стакан химический, стекло предметное, салфетки.
  4. Рисунки тучи, капель, снежинок.
  5. Аудиозапись «Звуки природы - дождь», песня – музыка Минков М., слова Энтин  Ю. «Дождя не боимся».
  6. Фильм «Круговорот воды в природе»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Организационный момент

.

Хоровое проговаривание девиза урока: «Долгожданный дан звонок – начинается урок»,

Объясняют «Шаги учебной деятельности»

Личностные

II. Мотивация

- Как вы думаете, о чём так говорил великий художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи? Почему вы так считаете?

На экране появляется полная фраза.

- Действительно, вода – одно из первых природных богатств. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет и до последнего дня.

- Давайте сформулируем о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

- Составим план нашей совместной работы:

- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель, информация на стендах)

Восстанавливают слова великого художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

Составляют план совместной работы на уроке:

1. Вспомним знания о воде, полученные на уроках.

2. Сами будем искать способ получения новых знаний.

3. Сопоставим свои предположения с учебником.

4. Устраним затруднение.

5. Упражнение в новом действии.

Познавательные

Регулятивные

III. Актуализация опорных знаний.

1.- Мы уже многое узнали о воде и сегодня обобщим наши знания, подведём итоги.

- За каждый правильный ответ сегодня на уроке будете  получать балл – капельку. К концу урока, те, кто наберёт 3 капельки, получат отличную отметку.

2. Работа в парах

Перед вами свойства воды. Что здесь лишнее. Вычеркните.

Проверка, чтение свойств воды

3. - В каком состоянии бывает вода в природе? (твёрдое, жидкое и газообразное)

«Три состояния воды»

- Вода – волшебница, она умеет становиться разной. Отгадайте загадки, и у нас получится настоящий портрет воды.

Учитель в процессе отгадывания загадок вывешивает карточки с ответами на доске.

1. Вспоминают полученные знания о воде.

2. Работают в паре,  решают тест «Перед вами свойства воды. Что здесь лишнее. Вычеркните»

  • не имеет цвета
  • имеет запах
  • не имеет запаха
  • имеет форму и цвет
  • не имеет формы
  • прозрачна
  • непрозрачна
  • обладает текучестью
  • является растворителем

3. Повторяют свойства воды.

4. Разгадывают загадки:

  1. Молоко над рекою плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман)

  1. Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? (Дождь)

  1. На дворе переполох,

С неба сыплется горох. (Град)

  1. Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лёд)

  1. Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

  1. Вечером родится,

Ночь живёт,

Утром умирает. (Роса)

  1. И не снег, и не лёд,

А серебром деревья убирает. (Иней)

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

IV. Создание проблемной ситуации.

- Распределите на схеме «Три состояния воды» карточки с ответами и рисунками.

- От чего же зависят различные состояния воды? (от температуры)

- Какой должна быть температура воды, чтобы она превратилась в лёд?

- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

5. Составляют «Портрет воды»

Познавательные

V.  Постановка цели.

Послушайте вопросы и постарайтесь дать ответы.

      - Как вы думаете, много ли на Земле воды?

      - А где ещё можно встретить воду? (в озёрах, реках, родниках, ключах, болотах, ручьях)

- Л.Н. Толстой писал:  «Из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьев в реки, из речек в большие реки, а из больших рек течёт в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворён. Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?»

 - Я послушала разные ответы. А как правильно ответить мы узнаем сегодня на уроке.

Сформулируйте тему и цель нашего урока.

 «Круговорот воды в природе»

Формируют тему и цель урока.

«Круговорот воды в природе»

- Узнать как происходит круговорот воды в природе

Познавательные

VI. Выход из затруднения.

Звучит аудиозапись «Звуки природы» - «Дождь» (звук дождя)

- Что вы слышите? (дождь)

- Как выглядят тела в природе и предметы после дождя? (мокрые)

- Что с ними происходит, когда пригреет солнышко? (они высыхают)

- Куда девается вода? (она испаряется)

ОПЫТ №1.

Проведём мокрой тряпкой по поверхности доски. Доска блестит, видно, что мокрая. Но через некоторое время она высыхает. Что происходит? (Доска высохла, а вода испарилась.)

- Такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар – испарение, мы наблюдаем при кипении воды в кастрюле, чайнике…

ОПЫТ №3

- У вас на партах лежат предметные стёкла, возьмите их и подышите на них.

- Что заметили? (запотели)

- Подержите на расстоянии. А теперь что заметили? (высохли, испарение)

ОПЫТ №2.

- Чтобы понять, почему идёт дождь, проделаем простой опыт: будем нагревать воду.

Учитель проводит опыт – кипятит воду.

- Видите, вода кипит, идёт пар. Поднесём к пару стекло, на стекле появляются капельки воды. Потом капли будут сливаться в струйку и с края стекла начнёт капать вода. Мы почти устроили дождь!

- Как это получилось? Откуда появились капельки воды? Ответы детей.

Вода, как сказочная волшебница может превращаться и переходить из одного состояния в другое.

Проблемный вопрос.

Учитель. Как вы думаете, такие превращения воды могут наблюдаться только с помощью опытов или могут они происходить и в природе?

Прежде чем ответить на этот вопрос мы с вами проведём физкультминутку.

Работа по учебнику с.108 - 109.

- А теперь давайте посмотрим, как в учебнике описано, что происходит с водой в природе с течением времени. (стр. 108,  абзац 3)

- А сейчас мы посмотрим  Фильм как на самом деле происходит  «Круговорот воды в природе»

Слушают аудиозапись «Звуки природы» - «Дождь»(звук дождя)

Совместно с учителем поводят опыты.

Физкультминутка.

Танцевально-ритмическая  пауза  (под музыку) Звучит песня «Дождя не боимся» музыка Минков М., слова Энтин Ю. (проводит Вика Галиахметова)

Работают  по учебнику с.108 - 109.

- подчеркнивают  только те действия (глаголы и  существительные, которые к ним относятся) что происходит с водой.

- Просмотр фильма «Круговорот воды в природе»

Познавательные

Коммуникативные

VII. Закрепление во внешней речи.

Слушают  стихотворение о круговороте воды в природе «В природе путешествует вода» (Хохлова Арина)

Познавательные

VIII. Итог урока.

- Посмотрите, на какую геометрическую фигуру похоже движение воды? (на круг)

- Потому что вода совершает движение в виде круга, его назвали круговорот воды в природе.

Итак, мы видим, вода  настоящая волшебница. Она умеет превращаться из одного состояния в другое. Но нам надо ответить на вопрос: куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край? (она испаряется)

Сравнивают круговорот с геометрической фигурой.

Познавательные

IX. Домашнее задание.

- Учебник стр. 107-109

- С помощью условных знаков изобразить круговорот воды в природе (тетрадь, с.37, №38)

Личностные

X. Рефлексия. 

-Оцените свою работу в баллах и символах.

1. - Работают в тетрадях достижения

2. - На доске две тучки, одна весёлая, другая грустная, возьмите снежинки и прикрепите  к весёлой тучке:

- Кому было легко выполнять все задания, отвечать и всё понятно на уроке

- А к грустной тучке:

- Кто испытывал определённые трудности.

Личностные

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку окружающего мира "Круговорот воды в природе" 3 класс

Презентация  и конспект к уроку окружающего мира "Круговорот воды в природе" 3 класс, автор учебника Плешаков УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира "Круговорот воды в природе"

Учащиеся путешествуют  с   Капитошкой. В папке конспект урока, карточки для групповой работы и презентация.  ...

Открытый урок окружающего мира "На воде и в лесу" 2 класс.

Конспект урока окружающего мира по ФГОС с использованием электронного приложения, презентации....

урок окружающего мира "Круговорот воды в природе" ( с применением информационных коммуникативных технологий)

На уроке использовала методы познания: наблюдение, поиск информации, сравнение. Средства обучения были использованы, как доска, дидактический материал, тесты, карточки, ИКТ. Применялся наглядный матер...

Конспект урока окружающего мира "Круговорот воды в природе."

Познавательный материал для урока окружающего мира...

Урок окружающего мира "Круговорот воды в природе" 2 класс

Данная тема изучается в разделе "Прироодные сообщества" по программе "Начальная школа 21 века"...