конспект урока "Организм человека"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Методическая разработка урока природоведения для учащихся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_organizm_cheloveka.doc478.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Организм человека

Тип урока: урок-обобщение.

Цели урока:

  1. Образовательные: закрепление и систематизация знаний об организме человека как. О целостной системе; расширение и углубление знаний о работе органов и систем организма.
  2. Воспитательные: содействовать воспитанию у младших школь ников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитание умения работать в коллективе.
  3. Развивающие: способствовать развитию логического мышле ния, мыслительных операций анализа и синтеза, навыков

личной гигиены.

Оборудование: муляжи внутренних органов, скелет, таблицы: «Дыхание, «Скелет», «Пищеварение», «Выделение», карточки для индивидуальной работы, компьютерная презентация.

Для практической работы: шина, марля, зубная паста, ножницы, шампунь, мыло, шило.

Организация рабочих мест: парты расставлены по группам (6 групп); на столах папки и конверты с заданиями ....

Подготовка детей к уроку: повторить тему «Организм человека», деление учащихся на группы, подготовка эмблем для каждой группы.

Ход урока:

I.  Организационный момент. Представление участников конференции.

Сегодня мы с вами присутствуем на очень важной конференции.

Люди разных профессий и занятий собрались сегодня здесь. Тема кон ференции «Организм человека» (слайд 1). Это очень важная тема, так как жизнь и здоровье человека напрямую зависят от состояния его организ ма, тела. Сегодня мы попытаемся взглянуть на эту проблему глазами людей разных профессий и занятий. Итак, кто же к нам приехал? (Учи тель перечисляет группы специалистов, дети встают и снова садятся.)

  1. Врачи-травматологи.
  2. Спортсмены.
  3. Экологи.
  4. Повара.
  5. Учителя.

6. Косметологи и парикмахеры. (слайд 2)

II.  Актуализация опорных знаний

Сейчас мы проверим, хорошо ли участники конференции знают ту часть организма человека, с которой связана их профессиональная де ятельность. (Каждая загадка сопровождается показом слайда или ри сунка: скелет, глаз, зуб, волосы, сердце, легкие.) (слайды 3-8)

- Это подвижная опора твоего тела. Без него мы были бы похожи на бесформенные мешки. Что это? (Скелет.)

- Работа людей какой профессии связана с этой частью организ ма? (Травматологи предъявляют эмблему и выставляют ее на стол.)

- Отгадайте, что это?

День и ночь оно Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. 

Этот орган трудится день и ночь. Делает 65-75 сокращений в ми нуту. (Изображение сердца на экране.)

_ У каких людей здоровое тренированное сердце? (Спортсмены

предъявляют эмблему и выставляют ее на стол.)

- Что это?

Их не сеют, не сажают,

Они сами вырастают. (Волосы.)

- Отгадайте, о какой профессии идет речь?

У этой волшебницы не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснется, тот станет красивым.

(Парикмахеры предъявляют эмблему и выставляют ее на стол.)

_ Трудятся в парикмахерской и люди другой профессии. Их зада ча - сделать нашу кожу чистой и красивой. Что за профессия? (Косме тологи предъявляют эмблему и выставляют ее на стол.)

- О каком органе идет речь?

Обычно мы делаем около 15 вдохов в минуту. Благодаря этому в этот орган поступает кислород. Это - ... (легкие)  

_ Как вы думаете, люди какой профессии заботятся о том, чтобы в наши легкие поступал только чистый воздух? (Экологи предъявляют эмблему и выставляют ее на стол.)

- Отгадайте, что это?

Когда мы едим, они работают,

 Когда не едим - отдыхают. (Зубы.)

_ К какой системе органов относятся зубы? (Пищеварительной.) _ Чья профессиональная деятельность связана со слаженной ра ботой этой системы?

Кто такие вкусные готовит щи капустные?

Пахучие котлеты, салаты, винегреты?

(Повара предъявляют эмблему и выставляют ее на стол.

)

- Отгадайте загадку:

На ночь два оконца сами закрываются.

А с восходом - сами открываются. (Глаза.)

_ К какой системе органов относятся глаза? (К органам чувств.) Есть среди нас люди очень интересной профессии, которые пос редством этих органов учат на все смотреть и все запоминать. (Учителя предъявляют эмблему и выставляют ее на стол.)

Организм человека - сложный механизм, а значит, он нуждается в управлении. Что управляет им, мы узнаем, когда соберем пазл. Посмотрим, что получится. Это и будет ответом на мой вопрос. Ваша задача – выбрать фрагмент с правильным ответом .

У каждой группы конверт с разрезанной  картинкой мозга. На обратной стороне цифры от 1 до 6, карточка с вопросами.

К доске выходит один представитель группы с картинкой части мозга, на которой стоит правильный номер ответа. Он зачитывает вопрос и пра вильный ответ, прикладывает деталь пазла на место, отмеченное циф рой на схеме.

Выбери то, что не относится к нервной системе.

  1. Головной мозг.         4. Нерв.
  2.  Спинной мозг.         5. Нейрон.

3. Сердце.         6. Зрительный цент

Ответ - 3.

Для чего служат нервы в организме человека?

  1. Чтобы громко плакать.
  2. Чтобы громко кричать в лесу.
  3. Чтобы нервничать.
  4. Для передачи команд от мозга ко всем органам.
  5. Чтобы разговаривать.
  6. Чтобы думать

__----------------------------------------------------------------------------

           

Ответ-4.

Как называется система, в состав которой входит головной мозг?

  1. Нервная.         4. Выделительная.
  2. Кровеносная.         5. Органы чувств.

3.  Дыхательная.         6. Пищеварительная.

Ответ - 1.

Как мозг управляет организмом?

  1. По телефону.
  2. По артериям.
  3. Команда передается по пищеводу.
  4. Команда передается рукой.
  1. Команда передается через сердце.

6. Команда передается по нервам.

Ответ -6.

Как называется поверхность головного мозга?

  1. Кожа.         4. Полушарие.
  2. Голова.         5. Кора.

3. Волосы.         6. Затылок.

Ответ - 5.

Самое ценное, что дает человеку мозг:

  1. Красота.
  2. Возможность узнавать новое, запоминать, учиться, думать.
  3. Помогает маскироваться в окружающей среде.
  4. Возможность спать.
  5. Возможность быстро двигаться.
  6. Возможность летать.

Ответ - 2.

Итог вступительной части:

Значит, именно головной мозг обеспечивает слаженную работу всего организма.

- В какую систему он входит?

(В нервную.)

- Какую роль играет нервная система в работе ваших органов?

(Она руководит всеми процессами в организме.)

III. Работа в группах

     Сейчас представители профессий будут готовиться к выступлению на нашей конференции. Рассмотрите рабочие материалы в папках. На каждом столе есть план выступления, справочные материалы, карточ ки и задания для практической работы. Время на подготовку 5-7 минут. Распределите работу в группе. Приступайте.

Первыми выступают врачи-травматологи.

Травматологи. Опорно-двигательная система.

Карточка № 1

        План выступления:         

  1. Строение скелета (показать на экране).
  2. Значение скелета для человека.
  3. Профессия - травматолог (чем занимаются - кратко).
  4. Советы доктора.

            5. Как оказать первую помощь при переломе?

 (Практическая работа. Показать.)

Карточка № 2

Сделайте вывод о том, с какими профессиями связана нормальная работа опорно-двигательного аппарата:

1. Если в пище. не хватает витамина D и минеральных солей, то кости становятся гибкими и легко искривляются. Такая болезнь называется рахит.

2. Очень важно следить за осанкой во время работы за столом.

Карточка № 3

Справка:

Как оказать первую помощь при переломе?

1. На место перелома наложить шину, палку или любое подручное средство.

2. Наложить сверху тугую повязку, закрепить с помощью бинта.

К выступлению:

Перелом - какое несчастье. Когда кость ломается, клетки надкост ницы начинают делиться. Чтобы кость срослась правильно, ей необ ходим покой. Поэтому: .. (продемонстрируйте практический совет).

Карточка № 4

Вставьте пропущенные слова.

Привычное положение тела при стоянии и ходьбе называют

        .................... Неправильная         может повлиять на работу

других органов. Если неправильно сидеть за столом, неправильно носить тяжести, сутулиться при ходьбе, то --------------_____        станет -------------------        искривленным. Зн

ачит очень важно следить за __------------_______        во время работы за столом.

Слова для справок: позвоночник, осанка, осанкой.

Карточка № 5

Сформулируйте советы, которые помогут сохранить здоровым опорно-двигательный аппарат.

         1. На бегу не забывай         .

        2. Не         с большой высоты.

        З. Если почувствовал резкую боль, не пытайся___________         , а

        срочно иди ---------------

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (под музыку «Сиртаки» вращение голеностопным суставом, запястьем, туловищем, головой)

Ш. Продолжение работы в группах

Закончите фразу: «Скелет - это не только форма, но и ... (защита внутренних органов).

О том, как сохранить наши органы, расскажут представители других профессий.

Спортсмены.           

        План выступления:

  1. Значение кровообращения для организма (кратко).

Сердце и его помощники (кроссворд).

  1. Влияние физкультуры и спорта на сердце. Что значит «спортивное сердце»?
  1. Советы спортсменов.
  2. Как и зачем определять пульс.

                               Карточка № 1

  1. Сосуд, который уносит кровь обратно к сердцу
  2. Сосуд, по которому течёт кровь, обогащённая кислородом
  3. Как называется самый мелкий кровеносный сосуд
  4. Как называется самый крупный кровеносный сосуд

Ответы: вена, артерия, капилляр, аорта

Карточка № 2

Практическое задание.

1. Отгадайте загадку и загадайте ее другим командам.

Сердце тикает в тебе, а что нащупать можно на руке?

  1. Как определить пульс?
  2. Измерить пульс в покое.
  3. Сделать 10 приседаний.  Как изменилась частота пульса?

Карточка № 3

Советы спортсменов.

1. Нагружая сердце, надо проявлять осторожность, чтобы ________________

         2. Во время бега дыши         ……..          Сердце нужно больше         . ………..

3. Чтобы не перегружать сердце при физических нагрузках, полезно знать нормальную частоту ………        .

        4. Средства, которые помогут сохранить здоровье - это ………..        .

Слова для справок: закаливание, глубже, кислорода, не надорвать перегрузкой, пульса, физкультура.

Экологи

План выступления:

1.  Схема дыхания. (Заполнить на листке; схема на экране.)

  1. Значение процесса дыхания для организма. (Кратко.)
  2. Как экологи связаны с процессом дыхания? (Что загрязняет атмосферу ?)
  3. Советы специалистов.
  4. Правила поведения в чрезвычайной ситуации. (Практическое задание.)

        

Карточка № 1  Схема дыхания. (Заполните пропуски.)

Карточка № 2

Вставьте пропущенные слова.

        Дыхание - это обмен         между организмом и         .

        То есть обеспечение организма         и выделение         в окружающую среду.

Слова для справок: углекислый газ, газов, кислород, окружающей средой.

Карточка  № 3

Справочная страница.

Вредные вещества вызывают заболевания органов дыхания, проникают через легкие в кровь. Когда такие вещества растворя ются в каплях дождя, они образуют разные кислоты. Кислотные дожди губят растительность. Вредны они и для волос. Люди ка кой профессии сталкиваются с этой проблемой?

В 20 веке появился новый вид воздействия на экосистему - сов ременная промышленность. Стало ясно: она может разрушить природу.

     Что влияет на то, что атмосфера становится загрязненной?

Карточка № 4

Советы специалистов.

1. В комнате ,пыли в 10-20 раз больше, чем на улице, значит помещение надо __________________        .

        2         очищают воздух.

        3. Транспорт должен перейти на экологически чистое         .

Слова для справок: топливо, зеленые насаждения, проветривание.

Карточка № 5

Практическая работа.

Вы попали в помещение, где воздух сильно загрязнен пылью.

Как защитить органы дыхания ?

Повара

План выступления:

  1. Путешествие пирожка. Процесс пищеварения. (Показать на экране – слайд 9)
  1. Значение процесса пищеварения. (Кратко.)
  2. Как работа повара связана с работой нашего организма?
  3. Советы по организации питания.
  4. Составляем меню для участников конференции.

Карточка № 1

Советы поваров:

        1. Чем красивее выглядит еда, тем больше выделяется                 .

        и желудочного         .

  1. Чтобы расти здоровым, надо правильно                 .
  2. Пища должна быть не/только вкусной, но и         .

4. Старинная английская пословица гласит: «Одно яблоко в день - и забудешь про докторов»

        Это говорит  о том, что надо есть больше         и         .

Слова для справок: овощей, сока, пользы, слюны, полезной, фруктов

Карточка № 2

 Вставьте пропущенные слова.

Питание - это процесс, благодаря которому организм усваивает         нужные вещества:_................................................................._________________________________________________

___...................................................._____ это наша профессия

Слова для справок: правильное питание, белки, углеводы, жиры

Карточка № 3

Составить обеденное меню для участников конференции, выбрав наиболее полезные продукты. (слайд 10)

  1. Хот-дог.
  2. Овощной салат.
  3. Куриный бульон с лапшой.
  4. Суп - концентрат в пакетике.
  5. Гамбургер.
  6. Картофель жаренный.
  7. Сок из свежевыжатых фруктов.
  8. Пепси-кола.
  9. Паровые котлеты.

Парикмахеры

План выступления:

  1. Кожа - часть выделительной системы.
  2. Значение выделительной системы.
  3. Советы специалистов.
  4. Наш девиз.

Карточка № 1

На рисунке изображена схема строения вы делительной системы человека .

Надпишите названия органов.

__

______________________________________________

        

Карточка № 2

Вставьте пропущенные слова.

        Красота         человека         зависит         от         состояния         .

.................. Тело содержит себя в чистоте. Часть ненужных веществ кожа выделяет вместе с         В процессе очистки организма участвуют         , которые фильтруют

        венозную кровь и выводят их в составе         .

Если система работает плохо, то ни один косметолог не вернет вам красоты.

Слова для справок: потом, кожи, мочи, волос, почки, очистки.

Карточка № 3

Справочная страница.

Был проведен такой опыт. Чистый палец смочили в бульоне, в ко тором много микробов. Через час часть микробов погибла. На грязном пальце не только не погибли, но их число увеличилось.

                 Кожа выделяет ……..и         Они перемешиваются с пылью и грязью.

 

Карточка № 4

Почему важно ухаживать за кожей?

        Кожа выделяет         и         Они перемешиваются

        с пылью и грязью                 на коже закупориваются. Кожа

        плохо         Размножаются болезнетворные         .

        Появляются         .

Слова для справок: прыщи, сало, поры, дышит, пот, микробы.

Карточка № 5

Советы специалистов

        1. Руки надо мыть с         . …….

        2         пена должна быть обильной, так как она хорошо растворяет кожное …….        и удаляет грязь.

       3.Необходимо следить за волосами. Надо мыть их         . ……….

        4. Ногти должны быть……..        Нельзя их грызть.

                                        Карточка № 6

Практическое задание.

Объяснить, как пользоваться средствами по уходу за кожей, волосами.

Физкультминутка

Включить магнитофон. Дети кладут голову на руки.

Реснички опускаются, глазки закрываются, Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засылаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляется ... Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать. Потянулись, улыбнулись.

        Карточка 'N!! 3

t.

        

IV. Продолжение работы в группах

Сейчас мы с вами присутствуем на уроке.

- Кто организует вашу работу на уроке, кто помогает вам следить за осанкой? (учителя)

Итак, слово учителям.

План выступления:

  1. Органы чувств. Какие они?
  1. Как связана профессия учителя с органами чувств?

3. Как научить слепого читать?

  4. Советы ,профессионалов.

Карточка  № 1

Ответьте на вопрос и задайте его другим командам.

Какой орган был включен в работу во время паузы? Какую еще роль он играет в организме человека?

Карточка № 2

Попросите представителя другой профессии с завязанными глаза ми описать предмет.

Будет ли информация о предмете? Почему?

                               Карточка № 3

Вставьте пропущенные слова.

        Около 90% информации об окружающем мире дают         .

Слепые люди ориентируются в пространстве, полагаясь на _____________

Слова для справок: слух, обоняние, глаза, осязание

                                             Карточка № 4

Справочная страничка.

Существует специальный алфавит для слабовидящих и слепых, (шрифт Брайля). В нем рельефные буквы можно нащупать пальцами.

                                               Карточка № 5

Написать букву с помощью шила. Попросить представителя дру гой команды прочитать с закрытыми глазами.

                                               Карточка № 6

Практические советы.

Как сохранить здоровыми наши органы чувств.

  1. Во время чтения, письма свет должен падать с __________________                .
  2. Нельзя читать         , а также в         .
  3. Не рекомендуется слушать очень громкую         ……………        .

4.Нельзя есть очень горячую пищу, так как травмируется _____________

V. Заключительная часть. Итоги урока

Завершается работа нашей конференции. Сегодня мы смогли пос мотреть на организм человека глазами людей разных профессий.

- Скажите, уважаемые участники, есть ли в организме органы бо лее или менее важные?

- Что можно сказать об их работе? (Взаимосвязь).

Сегодня, с вашей помощью,  мы поняли, что организм человека очень уязвим, а значит, нуждается ... (в защите).

Значит, мы должны заботиться о ... (здоровье).

- Сегодня мы выслушали разные выступления. Чьё вам понрави лось больше?

И на прощанье - главное пожелание: будьте здоровы! (слайд 11)

Домашнее задание

Подобрать интересные факты о работе одной из систем организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока "Человек и информация"

Технологическая карта урока информатики  в 3 классе по теме "Человек и информация"...

Конспект занятия: "Человек творец прекрасного".

Данное коллективное мероприятие направлено на культурно-эстетическое воспитание детей младшего и среднего школьного возраста. Оно представлено в игровой форме и является итоговым занятием по проверке ...

Конспект "Организм человека" 3 класс Плешаков

Конспект к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Организм человека" в техногоии ТРКМЧП Плешков УМК "Школа России"...

конспект урока \'\'Человек и природные сообщества\'\',3 класс, УМК \'\' ПНШ\'\'

конспект урока ''Человек и природные сообщества'',3 класс, УМК '' ПНШ''...

Конспект урока "Человек"

Конспект урока " Человек " по теме "Посуда" для обучающихся с ТМНР....