Урок по теме "Золотое кольцо России", 3 класс, методическая разработка
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Панина Татьяна Николаевна

Методическая разработка урока

Окружающий мир, (А.А. Плешаков, 3 класс), тема: "Золотое кольцо России"

Знакомство со старинными русскими городами, вошедшими в Золотое кольцо России;

            Воспитание любви к России, интереса к ее духовному наследию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6._zolotoe_kolco_rossii.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир, 3 класс

подготовила Панина Т.Н.

Тема урока:

«Золотое кольцо России»

Цели: Познакомить со старинными городами, вошедшими в Золотое кольцо России;

       Воспитывать любовь к России, интерес к ее духовному наследию.
      Развивать речь учащихся, кругозор, познавательную активность.

Средства обучения:  презентация, тетрадь на печатной основе А.А.Плешакова, учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», энциклопедия «Золотое кольцо России»,  энциклопедия «Знаменитые города России».

. Использованные ресурсы:

 1. Учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова стр.  88-97.

 2. Современный словарь русского языка.

 3. Ссылки из Интернета в презентации.

Ход урока

1.Организационный момент.

Мы отправляемся в путешествие по древним городам России.

Мы будем не просто рассматривать достопримечательности, а наблюдать, изучать, исследовать, то есть разгадывать тайны этих древних городов. Значит, мы не простые путешественники, а путешественники – исследователи!

2. Сообщение темы и целей урока

   Широка страна родная…Степи, леса, овраги – тишь да благодать, красота первозданной русской природы. Россия, наша Россия. От Волги до Енисея. От Москвы до Владивостока. Великолепная, сказочная, незабываемая наша Родина. Развитые столичные центры и обособленные деревушки. Необъятные просторы, широчайшие долины. Наша Россия. Блеск и роскошь позолоченных куполов русских храмов. Уютные и такие родные сердцу проселочные дорожки. Теплая, располагающая атмосфера. И это все – очарование исторического Золотого кольца России.

  - Сегодня на уроке речь пойдет о Золотом кольце России.

- Представьте себе, что у России есть не простое, а особенное Золотое кольцо Украшено оно особыми российскими самоцветами. (Слайд 1).

 - Какие чувства и мысли возникли у вас, когда вы узнали, что у России есть необыкновенное Золотое кольцо.  Расскажите.

Среди всех районов России Центральный выделяется самым большим числом городов. Каждый из них уникален своей историей, своей судьбой, своим неповторимым обликом.

 - У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название. Прислушайтесь к их необычному волшебному звучанию. (Слад 2) 

3. Организация групповой исследовательской работы

Класс делится на группы и получает задание для исследовательской работы.

Представитель каждой группы выберет карточку с  чудесным названием города. (Руководитель  группы  вслух  читает слово – название города).

- Каждая группа отправляется к своему месту назначения, а потом мы все сядем в воображаемый автобус и отправимся на заочную экскурсию по Золотому кольцу России.

 - Друзья мои. А ведь это не сказка. Действительно, есть такое понятие «Золотое кольцо России».  И украшением России являются Углич, Суздаль, Плес, Кострома, Сергиев Посад, Владимир, Переславль – Залесский, Ярославль, Ростов. Что же это? Хотите узнать? (Слайд 3).

 Тогда отправляемся в путешествие.  

- У вас на столах есть  маршрутные листы нашего путешествия.

Оказавшись в новом городе, вы должны будете запомнить его название, внести в таблицу. Выслушать выступление группы и записать две достопримечательности, о которых вы узнали.

 - Каждая группа сейчас получила  название города, рассказать о котором они должны. Всю информацию о нем вы можете взять из учебника со стр. 88-97  или энциклопедии, которая лежит у вас на столе. После 5 минут обсуждения,  группа должна подготовить выступление о своем городе и рассказать кто его основал, достопримечательности или легенду о городе.

 - Понятно задание для групп?

4. Исследовательская работа в группах.

5. Заочное путешествие.

а) Москва

В путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы (слайды 4-6)

                                 

б) Сергиев Посад

 - Первый город, который мы посетим, это Сергиев Посад. Запишите его в таблицу. (Слайды 7-8).

                           

 - Послушайте доклад  об этом городе. (Выступает творческая группа).

 - Итак, вы поняли, кто такой Сергий Радонежский?

 - Что он   основал? Чем прославился?

 - Какие достопримечательности вы  запомнили? (Троице-Сергиева лавра, рака с мощами С.Радонежского)

в) Переславль Залесский

 -  Далее мы оказываемся в  городе Переславле - Залесском. (Слайды 9-10)

Выступление творческой группы.

Город основан князем Юрием Долгоруким. На берегу Плещеева озера сушатся рыбацкие сети, темнеют на воде рыбачьи лодки. На озере проходили военные учения под руководством самого молодого Петра I. С музеем рядом стоит памятник Петру Великому - основателю военного флота России.

-  Этот город был основан тем же человеком, который основал Москву, помните кто это?

 - Кто из вас видел этот памятник? Где он установлен?

 - Какие достопримечательности вы  запомнили? (памятник Юрию Долгорукому, Никитский монастырь).

г) Ростов

 - Отправляемся в следующий город – Ростов   (Слайды 11-12)

Найдите его на карте. (Выступление творческой группы). Запишите название города в таблицу.

 Отражаются в воде купола - луковки белокаменных храмов, золотые кресты, терема да башенки. И плывёт над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних мест. У знаменитых ростовских колоколов есть и свои имена. Например, Сысой, Лебедь, Полиелей.

(Прослушивается запись колокольного звона)

- Как в древние времена называли этот город?

 - Чем славятся ростовские  колокола? Как их называли?

- Что такое финифть?

 - Какие достопримечательности вы  запомнили? ( Церковь Иоанна Богослова, колокола, финифть).

д) Углич

А теперь отправляемся в город Углич. (Слайды 13-14). Найдите его на карте.

                                           

(Выступление творческой группы)

Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течет «углом». В Угличе одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А еще в Угличе  большой часовой завод, где делают часы «Чайка».

- Почему этот город так назвали?

 - Какие достопримечательности есть в Угличе?

 - Что вы записали в таблицу? ( Первая ГЭС, часовой завод «Чайка»)

е) Ярославль

 Следующий город– Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. . Запишите  и этот город. (Слайды 15-16).

 

Послушайте легенду о создании этого города: « Плыл как-то по Волге - реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости," - решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль.».

Ярославль – родина русского театра. В нем был создан первый общественный театр Федором Григорьевичем Волковым. 

 - Какие достопримечательности вы  запомнили? ( Памятник Ярославу Мудрому, первый театр)

ж) Кострома

Еще один город, который стоит на Волге – Кострома. (Слайды 17-18).

(Выступление исследовательской группы).

 - Кто основал этот город?

 - В виде чего расположены улицы?

 - Какие достопримечательности вы  запомнили? (Торговые ряды, церкви)

Физкультминутка. 

. з) Плёс

- Продолжаем нашу экскурсию и отправляемся в город Плёс.  (Слайды 19-20) Кто нашел этот город на карте? Запишите.

 - Послушайте выступление  исследовательской группы.

Плес – это город художников. Особенно любил Плес И.И.Левитан. Свое название получил от речного плеса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

 

 -  Почему этот город получил такое имя?

 - Какой  известный художник  прославил  город Плес?

- Какие достопримечательности вы  запомнили? (Дом-музей И.Левитана)

и) Суздаль

Следующая остановке в городе Суздаль. (Слайды 21-22). Найдите и запишите в таблицу  этот город.

 -  Среди привольных просторов, полей и лесов, словно сказочный город, сияет крестами и куполами Суздаль. Прошли века, но и сегодня этот удивительный город пленяет нас своей первозданной красотой. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен.

- В этом городе есть музей деревянного зодчества.

- Какие достопримечательности вы  запомнили? (33 церкви, музей деревянного зодчества)

к) Владимир

 - И последний город, вошедший в Золотое кольцо – Владимир (Слайды 23-24).

 - Выступление последней исследовательской группы.

В прошлом подвергался этот город нападению врагов. Одним из них был хан Бату. Три дня длился штурм города. Мужественны были защитники Владимира. Город был частично сожжен. Но Владимир сумел восстать из пепла, подобно сказочной птице Феникс. Поднялись из руин прекрасные храмы, и вновь засияли их купола.

                                       

 - Найдите на карте город  Владимир. Запишите в таблицу.

- Кто основал город? 

 - Какие достопримечательности запомнили?  (Золотые ворота, Успенский собор).

А вы знаете, что здание Золотых ворот в городе построено из белого камня в 1158–1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни – Золотые. Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Вверху башни, над арочным проёмом помещалась церковь Положения риз Богородицы – миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окружённый зубчатой стеной, служил боевой площадкой. Через Золотые ворота вступали в город возвращавшиеся с победой дружины, около Золотых ворот встречали князей – союзников, послов и купцов из других стран.

6. Закрепление полученных знаний.

 - Вспомним все города, по которым мы сегодня путешествовали, ответим на вопросы

7. Работа в тетради на печатной основе.

Стр. 45  №1. (Приложение задание №1)

С помощью карты на доске подпишите города Золотого кольца.

- Проверьте в своей группе друг у друга.

8. Итог урока.

Итак, наше путешествие завершилось. Вы о многом услышали, многое узнали.

- Какие города Золотого кольца запомнили?

 - Почему этот туристический маршрут называют Золотым кольцом России?

 - Чьи ответы  в группах  вам сегодня запомнились?

 - Что удалось на уроке?

 - Что было самым трудным?

Каково же сегодня значение городов Золотого кольца России?

 (Очарование старины, героический дух народа, искусство русских зодчих и мастеров – это поистине золотое наследие России!).

Великая Святая Русь – навек мое Отечество!
Я – россиянин, русский, тем горжусь,
И не хочу другого я наследия!
Пусть бури судеб неизвестных
Несутся в небе над тобой,
Всегда России путь известен –
Честь, совесть, подвиг мировой.

 

9. Домашнее задание.

 - Учебник стр. 88-98 прочитать,

 - Ответить на вопросы на стр. 98.

 - Подготовить вопросы для викторины по городам Золотого кольца.

 - Тетрадь стр.47 №4, №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс методическая разработка урока немецкого языка по теме " Зима."

Взаимодействие учителя и ученика на уроке должно проявляться в соактивности и согласованности их речевых поступков . На уроке важны не столько практика ученика в слушании и говорении на немецком языке...

Урок - путешествие "Золотое кольцо России"

Знакомство детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми их  достопримечательностями с помощью презентации, выступлений учащихся по разным городам....

ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ КУБАНИ (виртуальное паломничество по святым местам для учащихся 3-4 класса; методическая разработка)

Зачем человеку паломничество? Наверное, это путь к себе, возвращение к своим истокам, к святой вере отцов и дедов: для кого-то это мольба о помощи, для кого-то утешение в скорбях, укрепление в вере. В...

Технология. 1 класс. Методическая разработка учебного задания по ФГОС.

УМК: «Перспективная начальная школа». Технология, 1 класс, учебник – Т.М. Рагозина, А.А. Гринева.Планируемый результат: формирование навыков разрешения проблем и проблемных ситуаций; формиро...

Окружающий мир. 1 класс. Методическая разработка учебного задания по ФГОС.

УМК: «Перспективная начальная школа». Окружающий мир, 1 класс, учебник – О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.Тема: «Лето пришло».Личностные: формирование ученической компетентности,...

Немецкий язык. 4 класс. Методическая разработка урока "Выходные в зоопарке"

УМК: Немецкий язык, Бим И.Л., Рыжова Л.И. Урок комплексного применения знаний по теме....

3 класс Методическая разработка Портрет в музыке

Закрепление понятий: интонация,  выразительность и изобразительность в музыке...