Урок - путешествие "Золотое кольцо России"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме
Знакомство детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми их достопримечательностями с помощью презентации, выступлений учащихся по разным городам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 46 КБ |
prezentaciya_zolotoe_kolco_rossii.rar | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир 3 класс урок по учебному плану.
Тема: Золотое кольцо России.
Форма проведения: урок-путешествие.
Цели урока:
1. Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми ее достопримечательностями.
2. Развивать речь, мышление, память, воображение, умение слушать.
3. Воспитывать чувство прекрасного, гордость за свою Родину.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, авторская работа (Ческидова Т.Н.) – презентация «Золотое кольцо России», клей, ножницы, карта России.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок
Постарайтесь все понять,
Много нового узнать.
II. Актуализация знаний:
Мы с вами закончили изучение большой темы «Чему учит экономика».
Давайте вспомним:
1)Что такое бюджет? (ответы детей – план доходов и расходов за определенный период времени)
2) Откуда государство получает доходы? (ответы детей – из налогов граждан и организаций)
3) На что государство тратит доходы? (на образование, на здравоохранение, на содержание армии и милиции, на науку и культуру, на выплату пенсий и пособий, на охрану природы)
III. Сообщение темы и цели урока.
Государство помогает сохранить и восстановить необыкновенную красоту древних русских городов. В прошлом году мы с вами «побывали» в столице нашей Родины в городе Москве познакомились с ее достопримечательностями.
Сегодня мы снова отправимся в путешествие и побываем в нескольких древних русских городах. А как вы думаете, на чем мы отправимся в путешествие? Попробуйте отгадать загадку.
Что за чудо – желтый дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! ( Правильно это автобус - Слайд №1)
Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце» (Слайд № 2).
А почему кольцо? А почему золотое? (предположения детей)
В конце урока, я надеюсь, вы сами сможете ответить на эти вопросы.
IV. Изучение нового материала.
В путешествие мы отправимся из Москвы. У вас на партах лежат тетради.
Они открыты на с. – это наша маршрутная карта. В ней мы будем отмечать города, в которых побываем.
Кто сможет показать на карте Москву? ( Слайд № 3)
А кто основал Москву? ( Юрий Долгорукий 1147г)
Давайте вспомним достопримечательности Москвы (Слайд №3)
Из Москвы мы едем на северо-восток и прибываем в Сергиев Посад.
/Сообщения детей о городах./
1) Город Сергиев-Посад. (Слайд №4)
Слово посад- поселение ремесленников. Здесь жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие. Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» обозначает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России.
Давайте отметим этот город в маршрутной карте. (в Рабочей тетради заполняют пустое место)
2) Из Сергиева-Посада мы едем в Переславль-Залесский. (Слайд № 5).
Этот город, как и Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Здесь сохранились старинные церкви и другие памятники архитектуры. В Спасо-Преображенском соборе закладывались основы русской государственности и веры, народного творчества и традиций архитектуры. Основной достопримечательностью Переславля-Залесского является Горицкий монастырь (заполнение в тетради)
3) Затем наш путь лежит в Ростов. (Слайд №6)
Первым из городов Золотого кольца был Ростов Великий, который упоминается в летописи уже во второй половине 9 века. Самая замечательная часть города – это Ростовский кремль. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном и известны во всём мире. В Ростове мы обязательно полюбуемся ростовской финифтью. Финифть – это один из распространённых народных художественных промыслов. Медную пластину покрывают эмалью и сверху наносят рисунок, который затем обжигают. Это броши, серги, браслеты и другое.
И этот город отметим на своих картах (Заполнение в тетради)
4) Следующая остановка на нашем маршруте – город Углич. (Слайд №7)
Город Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины. Кроме них интересна Угличская гидроэлектростанция – одна из первых гидроэлектростанций, построенных на реке Волге. При её постройке был взорван и ушёл под воду древний Покровский монастырь с уникальными памятниками 15 – 17 веков.
Усилиями реставраторов восстановлен архитектурный ансамбль Воскресенского монастыря. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка». - И этот город отметим в маршрутной карте.
5) Из Углича мы с вами отправляемся в Ярославль.
Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. (Слад №8) Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого он носит. Город тоже стоит на великой реке Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра. (Заполнение на карте).
6) Следующий город на Волге, в котором мы остановимся, - Кострома (Слайд № 9)
Если посмотреть на план города Костромы, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили: - Какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводится своё место. Об этом говорят сами названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды и многие другие. Кострому по праву называют жемчужиной Золотого кольца России. Кострома знаменита и Ипатьевским монастырём, с которым связана Ипатьевская летопись, где описываются наиболее важные события Киевской Руси. В Костроме происходило избрание на престол Михаила Романова – первого из династии царей Романовых, правивших нашей страной до 1917 года. ( И этот город запишем в своих картах)
7) Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим ещё один прекрасный город на Волге – Плёс. (Слайд №10)
Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Мы обязательно сможем увидеть их за работой. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плёс Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей Левитана и поставлен памятник. (Запись города на карте)
8) Из Плёса мы отправляемся в Суздаль. (Слайд № 11)
Суздаль - древний город. Считается, что он существовал уже к началу 12 века. Там крепко обосновались бояре. Они построили много не слишком больших, но нарядных церквей. А позже Суздаль стал городом ремесленников-плотников, гвоздарей. Они будто соревновались между собой, густо расставляя по берегам реки Каменки свои приходские храмы вместе с шатровыми колокольнями. Каждому хотелось свою церковь сделать особенной. Суздаль – всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей. 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – это церкви, избы, мельница. (Заполнение в маршрутной
карте).
9) От Суздаля совсем недалеко до Владимира. (Слайд № 12)
Этот город основал князь Владимир Мономах. Отсюда и его название. Красивый город стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Замечательный памятник старины – это Золотые ворота. А это величественный Успенский собор, который долгое время был главным на Руси. Позднее по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.
Среди храмов нарядностью выделяется Дмитриевский собор. Подобного ему не было нигде. На его стенах скульптурная резьба, как будто накинуто прозрачное кружево. /И этот город отметим в маршрутной карте./
Из Владимира мы снова возвращаемся в Москву.
Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.
Ребята, вам понравилось путешествие? Чем? А теперь мы с вами попробуем все вспомнить.
VI. Закрепление полученных знаний. Работа в парах.
У вас у всех на партах ножницы, клей. Из приложения нужно вырезать фотографии и приклеить в нужное место, помогая, друг другу.
1) Практическая работа в рабочей печатной тетради.
Проверка выполнения задания (Отметить, кто как справился)
2) Коллективная работа (с. 47 Рабочей тетради) Сейчас мы попробуем по описанию узнать город и записать его название. (Отметить, кто хорошо работает)
VII. Итог урока.
А теперь вернемся к нашим вопросам, которые были заданы в начале урока.
- Так почему называется кольцо?
- А почему золотое?
Вывод: Среди многочисленных русских городов с тысячелетней историей города Золотого кольца занимают особое место. На месте этих древнейших княжеств в XI – XII веках находилась колыбель Русской земли. Города названы Золотым кольцом, потому что их памятники бесценны и могут быть сравнимы с этим дорогим металлом.
VIII. Рефлексия.
Кому сегодня на уроке было интересно, поднимите Зелёную карточку, кому не очень интересно – Желтую карточку, а кому было очень скучно – Синюю карточку.
Спасибо за работу.
Подписи к слайдам:
Успенский собор с часовней
Собор Успения пресвятой богородицы
Горицкиймонастырь
Ростовский кремль
Ростовскаяфинифть
Ярослав Мудрый
Церковь Ильи Пророка
Театр имени Волкова
Часовня
Ярославль Екатерина Великая
Торговые ряды
Палаты Романовых
Дом-музейЛевитана
ПамятникЛевитану
Плёс Музей деревянного зодчества
Николаевская церковь
Суздаль Золотые ворота во Владимире
Владимир Мономах
Успенский собор
Дмитриевский собор
Владимир Назови города Золотого кольца России?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Золотое кольцо России» по предмету Окружающий мир в 3 классе. Программа "Школа России"
Цели урока: развивать познавательный интерес, творческую активность;познакомить детей с городами Золотого Кольца России, в частности, Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями;У...
Конспект урока "Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский" (3 класс, УМК "Школа России")
Цель деятельности учителя: ознакомление с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого кольца Ро...
Конспект урока "Золотое кольцо России. Ростов, Кострома, Иваново" (3 класс, УМК "Школа России")
Цель деятельности учителя: ознакомление с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого кольца Ро...
Конспект урока "Золотое кольцо России. Суздаль, Владимир" (3 класс, УМК "Школа России")
Цель деятельности учителя: ознакомление с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого кольца Ро...
Конспект урока "Золотое кольцо России" 3 класс, УМК "Школа России"
Конспект урока "Золотое кольцо России" 3 класс, УМК "Школа России"...