3 класс Методическая разработка Портрет в музыке
методическая разработка по музыке (3 класс) на тему
Закрепление понятий: интонация, выразительность и изобразительность в музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_portret_v_muzyke.docx | 28.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по предмету Музыка
3 класс, урок № 7 («Музыка» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская)
Тема: Портрет в музыке
Цели:
Воспитательная
- формирование эмоционального отношения к музыке, понимание музыки;
- развитие культуры речи;
- сравнение музыкальных образов и оценивание характеров.
Развивающая
- восприятие музыкальных образов;
- умение различать музыкальные фрагменты;
- способность сопоставлять факты, анализировать и высказывать свою точку зрения.
Обучающая
- углубить знания о средствах музыкальной выразительности – динамические оттенки, штрихи, тембр, интонация;
- использование полученных знаний при составлении музыкального портрета.
Задачи урока:
- формировать культуру слушателя;
- дать понятие о выразительных и изобразительных интонациях;
- познакомить со средствами музыкальной выразительности (тембром, динамикой, штрихами), их ролью в создании характера, образа;
- воспитывать в детях положительные черты характера.
Тип урока: использование и закрепление полученных знаний
Планируемые результаты
Предметные:
- формирование умения проводить интонационно-образный анализ произведения.
Личностные:
- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
- не бояться собственных ошибок;
- осознавать алгоритм своего действия.
Метапредметные:
Регулятивные
- самостоятельно распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки;
- принимать и удерживать учебные задачи;
- включаться в процесс решения поставленных задач.
Познавательные
- с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- понимать художественно-образное содержание музыкального произведения;
Коммуникативные
- умение слышать, слушать и понимать окружающих, участвовать в коллективном исполнении.
- различать в музыкальных портретах изобразительность и выразительность;
- самостоятельно раскрывать средства музыкально-образного воплощения персонажей.
Понятия и термины, которые будут введены или закреплены в ходе урока:
портрет в музыке, интонация, выразительность, изобразительность.
Формы работы на уроке:
слушание, интонационно-образный анализ, хоровое пение.
Образовательные ресурсы:
- Учебник «Музыка. 3 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева; 2017 г.
- CD-диск «Комплекс уроков по музыке. 3 класс»
- Фонохрестоматия. 3 класс;
- Фортепиано.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Задача этапа | Действия учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент (1-2 мин) |
|
|
|
2.Постановка учебной задачи |
|
|
«Портрет в музыке» |
3.Актуализация знаний |
|
|
|
4. Усвоение новых знаний и способов действий |
|
|
|
5. Актуализация полученных знаний |
|
|
|
6. Информация о домашнем задании |
|
|
|
7. Вокально-хоровая работа |
|
|
|
8. Подведение итогов |
|
|
|
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Видеть улыбку и радостный взгляд –
Вот оно счастье, так говорят!
Проверьте, все ли приготовились к уроку.
- Постановка учебной задачи.
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о том, как музыка описывает утро в природе.
Одно из произведений изображало красоту утренней природы, а другое выразило чувства человека утром. Вспомните, как назывались эти музыкальные произведения?
Ответы детей: П. Чайковский «Утренняя молитва», Э. Григ «Утро»
Учитель: Если музыка говорит о чувствах человека, то в ней есть ….
Ответы детей: выразительность.
Учитель: А если, слушая музыку, мы «видим» картины природы, «слышим» ее голоса, то в ней есть ….
Ответы детей: изобразительность.
Учитель: Может ли музыка изобразить самого человека?
Ответы детей…
Учитель: Как называется изображение человека на картине художника? В музыке?
Ответы детей: Портрет.
Учитель: Правильно. Тема нашего урока – Музыкальный портрет.
- Актуализация знаний
Учитель: Посмотрите на живописный портрет, о чем он может рассказать нам?
(Работа с портретом композитора С. Прокофьева)
Ответы детей: о внешности человека, возрасте, одежде, настроении …
Учитель: А музыка может описать внешность человека, возраст, одежду?
Ответы детей: Нет, только настроение.
Учитель: Эпиграф или вступление к нашему уроку говорит: «В каждой интонации спрятан человек». При помощи чего музыка может изобразить человека?
Ответы детей: При помощи интонаций.
Учитель: Но они должны быть очень выразительными, чтобы мы их смогли понять.
Распевка «Разные ребята» (исполнение по группам)
- Усвоение новых знаний и способов действий
Учитель: Сегодня мы познакомимся с двумя музыкальными портретами, их создал композитор С. Прокофьев (запись в тетрадь). Давайте прочитаем стихотворение, которое стало основой для одного из них.
Чтение стихотворения Агнии Барто «Болтунья»
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".
Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Учитель: Опишите героиню стихотворения!
Ответы детей: Маленькая девочка, школьница, симпатичная, веселая, но слишком болтливая, зовут Лидой.
Учитель: Какие музыкальные интонации могут выразить характер Лиды?
Ответы детей: легкие, светлые, быстрые…
Учитель: Какие музыкальные интонации могут изобразить ее движения или голос?
Ответы детей: очень быстрые, торопливые, как скороговорка.
Учитель: Давайте послушаем песню, которая получилась у композитора.
Слушание песни.
Учитель: Как музыка создала портрет Лиды? Какой характер у нее?
Ответы детей: Добрый, веселое настроение и очень быстрая речь.
Учитель: Как можно назвать эту песню?
Ответы детей: Веселая болтушка…
Учитель: Давайте отметим в тетради (запись в тетрадь: «Болтунья Лида», изображена речь девочки)
- Актуализация полученных знаний
Учитель: А если в музыке нет слов, ее исполняют только музыкальные инструменты, сможет ли она создать образ человека?
Ответы детей…
Учитель: Сейчас мы послушаем еще один музыкальный портрет, а вы угадайте, чей он. А музыка нам подскажет – если она будет говорить о мужчине, в ней появится маршевость, если о женщине - танцевальность, если герой - взрослый, музыка прозвучит серьезно и тяжело, если ребенок – шутливо и легко.
Слушание музыкального фрагмента С. Прокофьева «Джульетта – девочка»
Ответы детей: Музыка говорит о женщине, в ней есть танцевальность, героиня – молодая или маленькая девочка, музыка звучит быстро, легко, весело.
Учитель: Что можно делать вместе с музыкой?
Ответы детей: танцевать, играть, прыгать или бегать.
Учитель: Все верно. Эту героиню зовут Джульетта, а мы прослушали фрагмент балета «Ромео и Джульетта», в котором рассказывается история любви очень молодых героев. А Джульетта изображена в момент ожидания встречи со своим возлюбленным, поэтому ей не сидится на месте, и она, действительно, и бегает, и прыгает, и танцует от нетерпения. Слышите?
Повторное слушание фрагмента
Учитель: Что музыка изобразила больше: движения или речь героини?
Ответы детей: Движения
Учитель: Давайте запишем: «Джульетта», изображены движения (запись в тетрадь)
- Домашнее задание
Рисунок – загадка. Нарисуйте один предмет, который принадлежит или Болтунье Лиде, или Джульетте.
- Вокально-хоровая работа
Учитель: А хором мы можем создать чей-нибудь портрет?
Ответы детей…
Учитель: Давайте споем песню о маленьком щенке, который отправился на прогулку.
Повторение слов песни по группам:
1куплет – 1-й ряд, 2 куплет – 2-й ряд, 3 куплет -3-й ряд, 4 куплет – все.
Работа над кантиленным исполнением мелодии в куплетах и отрывистым звучанием в припеве.
Исполнение песни.
- Подведение итогов. Рефлексия
Учитель. Что необычного/интересного было на уроке?
Ответы детей …
Учитель. Выполнили мы все задачи?
Ответы детей …
Учитель. Что понравилось или не понравилось больше всего?
Ответы детей …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАУЧИТЕ НАС ДРУЖИТЬ. (методическая разработка урока по музыке в начальной школе)
Данный урок представлен с использованием игровой технологии, где учащиеся могут перевоплотиться в другие персонажи. Так как внимание детей начальной школы зачастую бывает рассеяно, я использовала разл...
Методическая разработка урока по музыке
Методическая разработка урока по музыке для 2 класса "Волшебный мир музыки"...
Методическая разработка фрагмента урока музыки в 4 классе по программе Д.Е.Критской «Что за прелесть эти сказки! Три чуда»
Урок подготовила и провела учитель музыки МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа№2Арского муниципального района Республики Татарстан Мухаметгалиева Алина Фирдинатовна....
Методическая разработка урока по музыке:" Музыкальные инструменты.Скрипка"(3 класс)
Технологическая карта и конспект урока по музыке :" Музыкальные инструменты.Скрипка"(3 класс) По программе Е.Д.Критской,Г.П.Сергеевой,Т.С.Шмагиной....
Методическая разработка турнира по музыке "Музыкальная отгадайка"
Этот турнир может быть проведён как внеклассное мероприятие между командами учеников 4-5 классов....
Методическая разработка урока по музыке для первого класса " Дела давно минувших дней"
Разработка урока для первого класса - это важный материал в подготовке учителя к уроку музыки....
Методическая разработка к уроку музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"
Данная презентация предназначена для использования в ходе урока музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"...