Краеведческий курс в начальной школе "Мой город и край"
рабочая программа по окружающему миру по теме
В «Концепции модернизации российского образования» перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями». Предпосылкой для создания Курса по краеведению стало отсутствие в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ для начальной школы федерального и местного значения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskiy_kurs.docx | 66.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведческий курс в начальной школе
"Мой город и край "
Как же возникла идея создания такого проекта?
Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной». Поверьте, изучая историю Дальнереченска и Приморского края, я сделала для себя много открытий. А также решила рассказать о родном городе тем, кто только начинает свой жизненный путь, моим ученикам. Так была разработан курс краеведения.
Пояснительная записка.
В «Концепции модернизации российского образования» перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями». Предпосылкой для создания Курса по краеведению стало отсутствие в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ для начальной школы федерального и местного значения.
Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного города. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном городе, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного города, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.
Настоящий курс краеведения «Мой город и край» предусматривает реализацию регионального компонента содержания образования по предмету «Окружающий мир». Принципиальной особенностью краеведческого курса является то, что установление причинно-следственных связей в окружающем мире проходит на многообразном материале природы, истории и культуры родного края: микрорайона проживания, города Дальнереченска.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к изучению родного города, что позволяет учащимся увидеть свой город как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного города.
Курс призван дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом края и Дальнереченска (Иман), его настоящем. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.
Цели курса.
Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
Воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.
Задачи курса.
Ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью населения Приморского края и Дальнереченска, участием и значением родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.
Развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патриотического отношения к России и своему городу; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания.
Укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
Профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.
Ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.
Курс предусматривает организацию активных форм проведения занятий с учащимися. Это и традиционные уроки с применением иллюстративных и презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации. А также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии, выход в кинотеатр и библиотеку города.
Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает выполнение внеурочных (домашних) заданий. Это всевозможные практические и творческие задания. Изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов. А также выполнение письменных творческих и проектных работ.
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Данный курс ориентирован не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации курса «Мой город и край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по курсу «Мой город и край» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Дальнереченска, чувства сопричастности и гордости за свой город..
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Дальнереческа;
- чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику города;
- описывать достопримечательности г. Дальнереченска;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Приморского края и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой край и город;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Курс ориентирован на систематическую проектную деятельность младших школьников, он органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Мой город и край» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Приморского края, контурные карты.
Данный курс интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так, взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (повестями, рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Курс внеурочной деятельности «Мой город Дальнереченск и край» в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на четыре года обучения, формы подведения итогов, учета знаний, перечень ключевых слов, хронологическую таблица важней событий Приморского края и Дальнереченска
.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участия в конференциях разного уровня.
Содержание курса «Историческое краеведение»
и примерное тематическое планирование
1 класс
Курс содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина», «Наш город», «Наш край», «Люди нашего края». | ||
№ раздела | Название раздела | Всего часов |
1. | Моя маленькая родина | 5 часов |
2. | Наш город | 5 часов |
3. | Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир). | 18 часов |
4. | Люди нашего края | 4 часов |
5. | Итоговое занятие | 1 часов |
итого | 33 часа |
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Курс первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Курс предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Приморского края, о богатстве растительного и животного мира.
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Тема занятия | |
Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения | |||
Моя маленькая родина (5ч) | |||
1. | 1. | Моя школа – мой дом | Рассказ - экскурсия о нашей школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. |
2. | 2. | Из истории школы. Традиции школы | Беседа о школе, история школы. Правила поведения, бережного отношения. |
3. | 3. | Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. | Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в домике живет) |
4. | 4. | Достопримечательности нашей улице. За что люблю, что бы изменил | Беседа по содержанию. Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах. |
5. | 5. | Мой район | Дать представления об истории названий улиц нашего района. Практическая работа: индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой. |
Наш город (5ч) | |||
6. | 1. | Где мы живем (Россия, город Дальнереченск) Имя моего города | Заочное путешествие по городу. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
7. | 2. | Символы нашего города | Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба города Дальнереченска. Работа в парах. |
8. | 3. | Культурно – просветительные учреждения нашего города | Беседа. Работа в парах: вопросы по содержанию. |
9. | 4. | Профессии города. Где работают родители | Беседа по содержанию. Работа в парах: где работают мои родители. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об их профессии. |
10. | 5. | Конкурс рисунков «Наш город» | Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение итога конкурса |
Наш край(18 ч) | |||
11. | 1. | Географическое положение Приморского края. Наш край на карте России | Беседа. Сформировать представление о территории края и города. Практическая работа: Дальнереченск на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашей страны Фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
12. | 2. | История возникновения Приморского края | Сформировать представление об истории возникновения Приморского края. Работа в парах: вопросы по содержанию |
13. | 3. | Символика Приморского края | Практическая работа: раскрашивание герба Приморского края. Работа в парах. |
14. | 4. | Коренные жители нашего края | Беседа: первичное представление о коренных жителях нашего края. Познакомить с национальным составом населения Приморского края. Работа в парах: «Какими ты представляешь коренных жителей нашего края?» |
15. | 5. | Богатства нашей земли. | Беседа: важнейшие богатства нашего края. Как добывают, где используют. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых. |
16. | 6. | Традиционные ремесла моего края | Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края. |
17. | 7. | Растительность. Растительность нашего края. Разнообразие растений | Беседа: создать у учащихся представление о флоре и фауне края. Разнообразие растений. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории края. |
18. | 8. | Растительность. Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека | Беседа: значение растений в жизни человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах |
19. | 9. | Животный мир. Животный мир Приморского края. Разнообразие животного мира | Беседа: животные, обитающие на территории Приморского края. Практическая работа: |
20. | 10. | Животный мир. Животный мир Приморского края. Охрана и значение животного мира | Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу Приморского края, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса. |
21. | 11. | Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера | Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах. |
22. | 12. | Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов | Беседа: значение и охрана водоемов. Практическая работа: работа с энциклопедией, составление рассказа о растении или животном нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
23. | 13. | Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае | Беседа: первичные сведения о полезных ископаемых края. Рассматривание образцов полезных ископаемых. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
25. | 15. | Сельское хозяйство. Сельское хозяйство в Приморском крае | Фронтальная беседа. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров культурных растений встречающихся на территории края |
26. | 16. | Сельское хозяйство. Что растет на полях нашего края. | Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах нашего края. Устное описание растения (по выбору обучающих) |
27. | 17. | Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства. | Фронтальная беседа: труд людей на селе в разное время года. Организация конкурса рисунков. Конкурс рисунков. Подведение итога конкурса. |
28. | 18. | Викторина «Почемучек» | Викторина «История города Дальнереченска» |
Люди нашего края (4ч) | |||
29. | 1. | Труд людей нашего края | Фронтальная беседа: Дать первичные сведения о людях, работающих в нашем крае. |
30. | 2. | Люди, прославившие наш край. (Герои – земляки) | Знакомство с людьми прославивших наш край. (Пригласить, почетных тружеников) |
31. | 3 | Экскурсии на предприятия города | Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения. Практическая работа: организация конкурса рисунков о предприятия нашего края. Подведение итога конкурса. |
32. | 4. | Профессии и предприятия, на которых работают наши родители | Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему: «Моя мама (папа) работает - …) Защита проекта. |
Резервные занятия | 1 час | ||
33. | 1. | Мы хотим Вам рассказать… | Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной). Выступление. |
2 класс
Курс второго класса содержит три раздела: «Наш город», «Наш край», «Люди нашего края».
№ | Название раздела | Всего часов |
1. | Наш город | 8 часов |
2. | Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | 18часов |
3. | Люди нашего края | 5часов |
4. | Итоговое занятие | 3часа |
Итого | 34 часа |
Курс второго года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка о Приморском крае и городе Дальнереченске. Дети продолжают знакомиться с символикой края, города, с этапами становления города Дальнереченска, с историческими событиями, повлиявшими на становление города, продолжат знакомство с животным и растительным миром Дальнереченска. Во втором классе более углубленно изучается рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы нашего края.
№ | № урока в теме | Тема занятия | Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
На город (8ч) | |||
1. | 1. | Дальнереченск | Фронтальная беседа: продолжить знакомство и углубить знания учащихся об истории города, в котором живут. Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок города» |
2. | 2. | Из истории образования города | Работа в парах: вопросы по содержанию. |
3. | 3. | Главные исторические и культурные памятники | Беседа: «Памятники нашего города». Диспут: «Если я был бы мэром, то кому поставил памятник?» |
4. | 4. | Достопримечательности нашего города | Беседа, сопровождающая слайд презентацией «Достопримечательности нашего города». Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей нашего города. Рассматривание и обсуждение. |
5. | 5. | Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу | Рассказ экскурсовода. Обзорная экскурсия по городу. Практическая работа: картинные описания – устное изложение материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города. |
6. | 6. | Знакомство с районами города. Район, в котором я живу | Создание целостного представления о расположении районов города, улиц и площади. Познакомить с архитектурой города. . |
7. | 7. | Предприятия города. Значение для края и страны | Знакомство с предприятиями края, дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий. Практическая работа: рассказ обучающихся.. |
8. | 8. | Игра – викторина | Практическая работа: Викторина «Почемучек» |
Наша область | (18ч) | ||
9. | 1. | Географическое положение Приморского края. Наш край на карте мира. Символика края (флаг, гимн, герб) | Фронтальная беседа об истории своего края, символах края. Сформировать представление о территории края, географических объектах Практическая работа с контурной картой: обозначить Дальнереченск на карте России, наших соседей. |
10. | 2. | Приморский край в древности | Фронтальная беседа: Какой был наш край в прошлом. Практическая работа: сравнить Приморские землю в древности и до наших дней. |
11. | 3. | История создания и исследования Земли Приморской(проектная деятельность) | Индивидуальная работа (подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений презентаций). Групповая работа (выступление обучающихся на уроке города) |
12. | 4. | Народы Дальнего Востока. Национальный состав Приморского края | Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды. |
13. | 5. | Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества | Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр. |
14. | 6. | Экскурсия в краеведческий музей | Рассказ экскурсовода о народах нашего края, национальном составе, коренных жителях края, особенностях их быта, народного творчества. Практическая работа: обобщение и оформление материала. |
15. | 7. | Город Дальнереченск (Иман). История возникновения города | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции). Фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
16. | 8. | Водные ресурсы. Реки Приморского края на карте России. | Фронтальная беседа. Практическая работа: обучение работы с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера |
17. | 9. | Водные ресурсы. Реки Приморского края и море. Откуда берут начало и где заканчиваются | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Защита собственных исследовательских проектов. |
18. | 10. | Водные ресурсы. Озера Приморского края . Флора и фауна | Практическая работа: Описание и определение флоры и фауны озер. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Меры, предпринимаемые местным населением по охране водных объектов |
19. | 11. | Рельеф. Уникальность Приморского края | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическая работа: извлечение (по заданию учителя) необходимую информацию из словарей, хрестоматий, справочников об уникальности Приморского края. |
20. | 12. | Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое тайга. Растения тайги | Знакомство учащихся с яркими представителями растительного мира тайги. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории края. |
21. | 13. | Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу» | Знакомство с «Красной книгой», заповедниками края. Оценка своего и чужого поведения в природе. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток. Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Приморского края. |
22. | 14. | Животный мир. Животный мир Приморского края . Птицы нашего края. Перелетные и зимующие. | Знакомство учащихся с птицами нашего края. Практическая работа: описание и определение перелетных и зимующих птиц обитающих на территории Приморского края. |
23. | 15. | Животный мир. Насекомые нашего края Охрана и значение животного мира | Фронтальная беседа о насекомых, обитающих на территории нашего края. Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности насекомых. |
24. | 16. | Экскурсия в краеведческий музей. | Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения, обобщение и оформление материалов. |
25. | 17. | Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. | Практическая работа: работа с контурной картой. Обучение умению находить и показывать на физической карте Приморский край месторождения полезных ископаемых места и способы добычи. Выделить основные свойства полезных ископаемых. Значение полезных ископаемых для края и страны |
26. | 18. | Игра «Цветик - семицветик» | Игра «Цветик - семицветик» |
Люди нашего края | (5ч) | ||
27. | 1. | Н.Н.МУРАВЬЕВ-АМУРСКИЙ – первооткрыватель Земли Приморской | Беседа по содержанию. Практическая работа: Работа в парах: вопросы по содержанию. |
28. | 2. | Герои – Дальнереченцы в годы Великой Отечественной войны | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (выступление обучающихся на уроке города) |
29 | События на острове Даманском | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (выступление обучающихся на уроке города) | |
30. | 4. | Поэты, писатели Приморского края (участие обучающихся в классной конференции) | Познакомить со знаменитыми людьми Приморского края. Практическая работа: конкурс стихов поэтов |
31. | 5. | Художники нашего края | Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о художниках Приморского края |
Резервные занятия | (3ч) | ||
32. | 1. | Игра – викторина «Это было интересно» | Викторина «Страницы истории родного края» |
33. | 2. | «Город будущего». Организация исследовательской работы | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции) |
34 | 3. | Выставки и защита проекта «Город будущего» (пригласить родителей, учителей школы) | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. |
Курс третьего класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наш край», «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края».
№ | Название раздела | Всего часов |
1. | Наш город | 7 часов |
2. | Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | 14 часов |
3. | Путешествие вглубь веков. | 6 часов |
4. | Люди нашего края | 6часов |
5. | Итоговые занятия | 1часа |
Итого | 34 часа |
Основное направление внеурочных занятий по историческому краеведению в третьем классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашей области.
4 класс
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Тема занятия | Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
Наш город (7ч) | |||
1 | 1. | Появление города Дальнереченска (Иман) и станции | Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении станции Иман |
2 | 2. | Истории названий улиц города | Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста об истории названий улиц города. (выступление обучающихся на уроке города) |
3 | 3. | Церковь нашего города | |
4 | 4. | Экскурсия. в церквь нашего города | Практическая работа: подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии. |
5 | 5. | Итоги и уроки событий на острове Даманском | Практическая работа: просмотр презентации Работа в парах: вопросы по содержанию. |
6 | 6. | Брейн - ринг «Мой город» | Практическая работа: Брейн - ринг «Мой город» |
7 | 7. | Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города» | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции) |
Наш край (8ч) | |||
8 | 1. | Приморье в древности | Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о Приморской Земле в прошлом. |
9 | 2. | История создания и исследования Земли Приморской | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. |
10 | 3. | Рельеф. Знакомство с рельефом Приморского края | Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
11 | 4. | Рельеф. Особенности рельефа | Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию рельеф. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
12 | 5. | Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми Приморья | Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых. |
13 | 6. | Тайга Значение тайги в народном хозяйстве. | Беседа по содержанию. Практическая работа: умение находить и показывать на физической карте Приморский край |
14 | 7. | Тайга Вклад Уссурийской тайги в хозяйство страны. | Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования |
15 | 8. | Водные ресурсы. Реки, озера, водохранилища на территории нашего края | Практическая работа над проблемой: чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы. |
16 | 9. | Водные ресурсы. Характеристика основных водных объектов | Практическая работа: Тест « Реки, озера нашего края». Работа в группах: дать характеристику о водных объектах. |
17 | 10. | Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашего края. Мир растений тайги и лесов | Фронтальная беседа. Практическая работа: Игра «Аукцион» |
18 | 11. | Растительность. Мир растений Уссурийской тайги | Формирование представлений об особенностях природных комплексов края. Тайга. |
19 | 12. | Животный мир. Разнообразие животного мира в нашего края | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. |
20 | 13. | Животный мир. Распространенные и редкие животные нашей фауны | Фронтальная беседа. Практическая работа: причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. Работа в группах. |
21 | 14. | Самое интересное о природе Приморского края | Беседа по содержанию. Практическая работа: конкурс «Самое интересное о природе Приморского края» Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах |
Путешествие вглубь веков (6ч) | |||
22 | 1. | Средневековое королевство Бохай. | Беседа по содержанию. |
23 | 2. | Исторические памятники | Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста рисунков |
24 | 3. | Экскурсия в музей | Практическая работа: описать (по результатам экскурсии) о достопримечательностях музее |
25 | 4. | Коренное населения Уссурийского (Приморского) края, появление удыгейцев | Беседа по содержанию. Практическая работа: найти и показать на карте первые кочевые племена. |
26 | 5. | Жилища народов, проживающих на территории края | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. |
27 | 6. | Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Приморского края | Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. |
Люди нашего края (6ч) | |||
28 | 1. | Г.Уткин-первый редактор местной газеты "Красное знамя" | Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) |
29 | 2. | Дальнереченск в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу) | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. |
30 | 3. | Экскурсия в музей Боевой славы События на острове Даманском | Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация). |
31 | 4. | Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке города), (участие обучающихся в классной конференции) | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции) |
32 | 5. | Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции) | Определение и выбор темы собственного исследования (обмен литературой, рассматривание, обсуждение) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Рабочая программа краеведческого курса "С азбукой по родному краю"
Программа составлена на основе методических рекомендаций БИПКРО в соответствии с требованиями ФГОС....
Методические рекомендации к региональному краеведческому курсу «С азбукой по родному краю» 1 класс
Сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветани...
Методические рекомендации к региональному краеведческому курсу «С азбукой по родному краю»
Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальны...
Программа по краеведческому курсу "Наш край" 1-4 классы
Программа по краеведческому курсу «Наш край» призвана дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего края, и нацелена на выработку у учащихся навыка работать со в...
Конспект Урока литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка» в 4 классе. Тема урока: Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова.
laquo;Морянка» краеведческий курс.Раздел «Родом из поморской славной стороны». Биографические сведения о Ф.А. Абрамове. Анализ рассказов о природе родного края. Изобразительны...
Методическая разработка краеведческого урока «Я люблю свою страну, свой край, свой город»
Методическая разработка позволит обобщить знания обучающихся по краеведению, развивать познавательную активность и воспитывать любовь к родному краю....