Конспект Урока литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка» в 4 классе. Тема урока: Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова.
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
«Морянка» краеведческий курс.
Раздел «Родом из поморской славной стороны». Биографические сведения о Ф.А. Абрамове. Анализ рассказов о природе родного края. Изобразительные средства (эпитеты, метафоры,сравнения, олицетворения) в произведениях писателя. Синквейн. Словарь настроений. Словарь урока (диалектные слова).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка» в 4 классе.
Тема: Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова.
«Морянка» краеведческий курс.
Раздел «Родом из поморской славной стороны»
Цель: Видеть и воспринимать красоту северной природы, описанную в произведениях талантливого писателя, земляка Фёдора Александровича Абрамова.
Задачи:
Обучающие.
формировать умения использовать опыт работы над лирическим текстом; доказывать свою точку зрения, выражать своё мнение о прочитанном, выделять выразительные средства языка.
Развивающие.
развивать умения учащихся критически мыслить; действия контроля и оценки учащихся.
Воспитывающие.
воспитывать интерес к литературе как к виду искусства; способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, культуре общения. прививать любовь к своей малой Родине, родному северному краю.
Оборудование. Презентация, детские книги Ф.А.Абрамова «Где лето с зимою встречаются», «Алые олени», хрестоматия «Морянка», видеосюжеты.
Предварительная работа. Чтение книг с рассказами Ф.А.Абрамова. Найти незнакомые (непонятные слова), дать им объяснение.
Этапы урока.
1.Мотивационно – целевой.
2.Контроль за действительностью обобщенного способа в конкретных условиях практической задачи (осмысление содержания).
3.Решение конкретно – практических задач.
4.Рефлексия.
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Посмотрите в окно, поймайте в ладошки лучи солнышка, ощутите их тепло. Подарите это тепло всем, кто вас окружает, пожелайте хорошего настроения и успешной работы.
II.Сообщение темы и постановка целей.
- Какая работа вам была предложена для домашнего задания?
(прочитать рассказы о природе Ф.А.Абрамова).
-Что значит прочитать текст? (видеть картину произведения глазами автора)
3
- Что надо знать, чтобы работать с текстом? (хорошо знать содержание текста, быть внимательным читателем, уметь работать в позиции «читателя», понимать настроение автора, понимать его точку зрения).
-Как определить, кто рассказчик в тексте? (любой текст – доказательство, можно определить, кто там рассказчик: «Рассказчик – герой» или «Рассказчик – повествователь»)
- Как определить настроение рассказчика? (надо опять обратиться к тексту).
-Что еще надо сделать, работая над текстом? (внимательно слушать учителя и отвечать на его вопросы).
-В конце прошлого урока мы поставили перед собой цель последующей работы (продолжать работу над акцентным вычитыванием текста).
-Чтобы определить задачу на сегодняшний урок, послушайте отрывок из рассказа Людмилы Егоровой «Цыплята в лукошке»:
«Однажды Галина подходила к усадьбе со стороны дороги и, издали увидев на крыльце дядю, помахала ему рукой. И хотя её напряженный взгляд был устремлен в ту же сторону, откуда шла она, на приветствие он не отреагировал. Не заметил её Абрамов, даже когда она подошла к калитке и распахнула её.
- Что это ты там высматриваешь? – спросила Галина, определив, что завороженный дядин взгляд остановился на деревце.
- Тише ты, стрекоза! Слышишь? Моя осинка лепечет! А когда перед домом на круглой клумбе расцвели ноготки, тут же назвал их цыплятами в лукошке…».
-О ком рассказала нам героиня рассказа Галина? (о писателе Ф.А.Абрамове).
-Какая задача на сегодняшний урок? (чтение рассказов о природе писателя Ф.А.Абрамова)
-Какие черты характера писателя мы можем отметить, прослушав этот отрывок? ( любит природу, добрый, наблюдательный, …).
III. Работа по теме.
Знакомство с жизнью и творчеством Ф.А.Абрамова.
Родился Фёдор Александрович Абрамов 29 февраля 1920 года в далёкой северной деревеньке Веркола Пинежского района в крестьянской семье. Когда умер отец писателя, ему было 2 года, а старшему брату было всего 15 лет. Мать осталась одна воспитывать семерых детей. Деревенский труд был всегда тяжелым, он лег и на плечи осиротевших детей. В деревне дети всегда помогают взрослым, нужно было сеять, убирать урожай, косить траву, ухаживать за животными. В школе Абрамов учился хорошо, был смышлёным и очень талантливым. После окончания школы поступил в Ленинградский университет. В первые дни войны пошел на фронт в народное ополчение. В 1941 году участвовал в обороне Ленинграда. На войне он был дважды ранен и находился в госпитале блокадного города.
4
По «Дороге жизни» через Ладогу раненых переправляли на большую землю. Во время переправы колонна автомашин попала под обстрел фашистов, и писатель чудом уцелел.
После демобилизации Ф.А.Абрамов продолжил учебу в университете. В свои студенческие годы писатель ходил в гимнастерке и старых стоптанных солдатских сапогах. Не потому, что он хотел похвастаться своим фронтовым прошлым, а просто ему больше нечего было надеть.
Первые произведения писателя появились в 1949 году. Родные края для писателя не только страна его детства – это страна его творчества, его вдохновения, родина его героев.
«Мне просто необходимо хотя бы раз в год бывать в родной деревне, пожить там, подумать, поговорить с земляками»
Похоронен он на пинежской земле, в родной деревне Веркола».
ФИЗМИНУТКА. (для глаз).
IV. Продолжение работы по теме.
- Рассказ «Закат». Хрестоматия «Морянка». Стр. 111.
- Как называется рассказ Ф.Абрамова («Закат»)
-Что такое закат? (Заход солнца за горизонт, явление природы).
- Когда мы можем наблюдать закат? (вечером, на исходе дня)
- Что передал автор в своем рассказе? (мгновения захода солнца, которое увидел автор)
- Сколько мгновений захода солнца увидел автор? (семь, шесть)
- Прочитайте их в последовательности.
* «сперва огромный раскаленный шар»
* «потом…шар сверху и снизу сплющился…»
* «потом образовалась пирамидка с закруглённой верхушкой…»
* «потом шапка…»
* «плоский курганчик…»
* «краюха…»
* «тоненькая красная ниточка…»
- Какие сравнения приводит автор в тексте?
- Какие слова мы занесем в словарик урока (краюха, курганчик)
Лист №1. Задание №1.
СОЛНЦЕ | ||||||
шар | шар сплющился | пирамидка | шапка | курганчик | краюха | тоненькая ниточка |
- Какие слова требуют пояснения? (краюха, палевый).
- Называет ли автор предмет своего описания?
- Как вы узнали, о чем идет речь? (из названия рассказа, раскаленный шар, палевая заря).
5
Задание №2.
Сделайте зарисовку заходящего солнца, из рассказа Ф.А.Абрамова.
2.Рассказ Ф.А.Абрамова «Началось лето». Хрестоматия «Морянка». Стр. 98.
- С какого момента жизни природы в рассказе мы узнаем о начале лета?
(летней грозы).
- Найдите слова, которые помогли нам ярче увидеть грозу?
- Найдите слова, которые помогли нам услышать шум надвигающейся грозы?
Задание №3.
Увидели. | Услышали. |
- тяжелые тучи ползли - ползли медленно - грозно клубясь - властно разрастаясь - темно | - глухо бухнуло - немо притихло - оглушительный грохот - захлопали - радостно перекликались |
- Какие слова мы занесём в словарик урока? (властно, сотряс, ушат).
- Какой вывод делает автор в этом рассказе? (Началось короткое северное лето.)
- Почему короткое, что вы знаете про это? (Лето на севере действительно короткое. Природное лето на севере начинается с цветения шиповника, а заканчивается, когда процветает клевер. Это меньше чем два полных месяца.
Так у нас определяет лето природный календарь).
- Как автор описывает силу дождя? ( Ставили ушаты под потоки).
Каким настроением проникнут рассказ Ф.А.Абрамова? Выберем слова из «Словаря настроений».
Задание №4.
Первый абзац. | Второй абзац. |
Настороженное Ожидание Испуг | Шумное Суетливое Игривое Радостное |
- Какое название рассказу дали бы вы? (…….)
ФИЗМИНУТКА. (спортивная).
3.Работа по книге Ф.А.Абрамова «Где лето с зимою встречается».
- Почему книга получила такое название? (Название одного из рассказов).
- Где увидел встречу зимы и лета писатель? (Строки из рассказа).
- Когда мы можем увидеть подобное явление? (В ясный морозный день)
-Вы читали рассказы из этой книги. Сейчас мы с вами выполним несколько заданий, будем работать с книгой.
- Какой увидел природу автор, опишите, пользуясь «Словарем настроений»
6
Лист 2 задание 5.
Фантастическая, сказочная, торжественная, светлая, волшебная, чудесная. |
- Что описывает в своих рассказах автор?
-Какое время года описывает автор? (лето, зима, осень, весна).
- Обоснуйте свой ответ. Для этого заполните таблицу.
Задание 6.
Осень | Зима | Весна | Лето |
«Сентябрь» | «Февраль» | «Верба» | «Одуванчики» |
«Осеннее солнце» | Где лето с зимою встречаются» | «Зеленая весна» | «Лесная дорога» |
«Снегирь» | «Черёмуха» | «Картошка цветет» | |
«Тишина» | «Январь» | «Погожим летом» | |
«Первый снег» | «Утренняя заря» | «Пинега» | |
«Сосны» | |||
«Татарник» |
- По каким признакам вы распределили рассказы? (названия рассказов, внутреннее содержание)
- Какие рассказы вы не занесли в таблицу? («Соловьи», «Жаворонок», «Комары» «Закат»)
-Почему, обоснуйте свое решение? (в рассказах говорится о птицах, насекомых, солнце)
-Будет ли ошибкой, если мы поместим эти рассказы в таблицу (могут последовать разные варианты ответов, например; соловьи поют летом, жаворонки тоже летом, автор говорит, что «стон комара прибавляется к звукам весны». Закат – это явление природы мы можем наблюдать в любое время года, автор не указал когда это происходило).
4. Продолжаем работу над рассказами Ф.А.Абрамова.
Вспомните, какие выразительные средства языка используют поэты и писатели, описывая природу?
(На доске появляются таблички: сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, дети дают им пояснения, которые у них записаны на карточках, учитель оказывает помощь тем, кто затрудняется).
Сравнение | Образное выражение, в котором один предмет, явление, или людей сравнивают друг с другом. |
Эпитет | Художественное определение, дающее образность, эмоциональность предмету, явлению. Выражено чаще всего прилагательным. |
Олицетворение | Наделение животных, предметов, растений, явлений природы человеческими качествами. |
Метафора | Слово или выражение в переносном значении, слова указывающие на сравнение как, словно, будто. |
7
Задание 7. (Работа в парах).
- Я предлагаю вам несколько рассказов из книги Ф.Абрамова. Найдите в них выразительные средства языка, которые использовал автор. В конце таблицы дайте оценку своей работы.
«Зеленая весна», «Черёмуха», «Осина», «Погожим летом», «Сосны», «Сентябрь». (Тексты для работы должны быть напечатаны. Не забываем вносить в словарик урока непонятные слова).
Проверка работы.
V. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что было для вас особенно трудным?
-Что объединяет произведения Ф.А.Абрамова? ( В рассказах описание природы, мастерство автора создавать точные, яркие «живые образы»).
- Какие качества характера помогли автору создать свои маленькие рассказы о природе? (наблюдательность, терпение, любовь к родине, к природе, трепетное отношение ко всему живому).
- Я предлагаю в завершение нашей работы составить синквейн. Тему выберем из названий рассказов. Это будет нашим признанием к творчеству нашего талантливого земляка Ф.А.Абрамова.
Например:
Осина |
нервная стройная |
курлычет трепещет шумит |
Трепетная красавица северного леса. |
Красавица. |
Берёза |
стройная белоствольная |
шумит шепчет радует |
Любимое деревце русского народа. |
Символ. |
- Пользуясь словарем настроений, напишите, как менялось ваше настроение на протяжении нашего урока.
VI. Домашнее задание.
Написать мини – сочинение на тему «Прогулка по зимнему лесу». «В зимнем лесу».
В сочинении использовать словарь настроений.
8
Приложение к уроку.
Лист №1. Задание №1.
СОЛНЦЕ | ||||||
Задание №2.
Сделайте зарисовку заходящего солнца, из рассказа Ф.А.Абрамова.
Задание №3.
Увидели. | Услышали. |
|
|
Задание №4.
Первый абзац. | Второй абзац. |
|
|
9
Лист 2 задание 5.
Фантастическая |
Задание 6.
Осень | Зима | Весна | Лето |
10
« Словарь настроений»
ГРУСТНОЕ беспомощное усталое тихое занудливое жалобное ожиданное задумчивое тревожное ворчливое зачарованное тоскливое прощальное печальное | ТОРЖЕСТВЕННОЕ окрыленное сказочное благодарное удивленное вдохновенное приподнятое ожидание наслаждение удовольствие фантастическое волшебное чудесное светлое |
РАДОСТНОЕ игривое нежное весёлое приятное солнечное торопливое шумное счастливое приветливое светлое весеннее оживленное наслаждение волшебное ласковое озорное приятные воспоминания | СПОКОЙНОЕ тихое нежное ласковое приятное мечтательное любование загадочное душевное ожидание вдохновенное уютное удовлетворенное заботливое задумчивое таинственное усталое сонное |
11
«Словарь урока».
НАИВНАЯ - простодушная, неопытная
ВЕШКА – метка на тропе, дороге, болоте указывающая безопасный путь
НАЗОЙЛИВЫЙ – надоедливый, пристающий с просьбами
НА ВСЕ ЛАДЫ – стройно, созвучно, в согласии
ЩЕТИНИТСЯ – задираться, не уступать
БРОНЗОВАЯ – тёмно - коричневая
КУВАЛДА – молоток для ручной ковки металла
ЗАРЕВО – отсвет заката на небе
УШАТЫ – небольшая кадка с ушами
ЗАБЕРЕГИ – узкая полоска раннего льда вдоль берега
МЕЛКОЛЕСЬЕ – мелкий , незначительный лес
ВОРОБЬИНЫЙ СКОК – на очень маленькое время.
ГЛУХИЕ СУЗЁМЫ - дальний глухой дремучий лес.
ДУШОК - запах от чего –то загнивающего
СИНКВЕЙН.
(правила составления синквейна)
- Называем тему одним словом. (Существительное).
- Описание темы в двух словах (Прилагательные)
- Описание действия в рамках этой темы (ТРИ глагола)
- Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
- Синоним из одного слова, который повторит суть темы.
12
ЗЕЛЁНАЯ ВЕСНА
Удивительно разнообразие зелёного цвета весной! Светло – зелёные ёлки (новые побеги), дымчато – седой сосняк, зелёно – скромная берёза, серебристая зелень ивы, желтовато – зелёный дубок, румяно – зелёный, красноватый клён…И только к середине лета всё это растворится в едином океане.
ЧЕРЁМУХА
Погасли, отгорели ивы. Природа как бы в раздумье, как бы отдыхает перед тем, как снова взяться за кисть, чтобы сотворить новую красоту. На очереди – черёмуха – белая ярость, белый взрыв забродившей земли.
ОСИНА
Осина, как журавли среди деревьев: всё время курлычет.
Осина – дерево нервное. Берёзка и другие шумят ветками, а эта – каждым листочком.
ПОГОЖИМ ЛЕТОМ
Нынче каждая травка, каждая былинка расцвела, во всей своей красоте себя выявила. Всё необычно большое, сочное. Головка у розовой кашки, как колокол, мятлик в грудь, жёлтое блюдце ромашки, как солнце на стебле, а мышиный горошек, нежный мышиный горошек – просто колючая проволока. Словом, на земле, как в какой – то волшебной стране: всё непривычно большое, высокое.
СОСНЫ.
В лесу тихо. На все лады заливаются птицы. И только высокие сосны, купающиеся верхушками в небесной синеве, стоят равнодушными великанами. Шумят нескончаемым шумом. От них веет вечностью, космосом.
СЕНТЯБРЬ.
Брусничным соком стала наливаться листва черёмухи. Жёлтые зонтики клёнов висят в воздухе, красные флажки осинок. Малиново – розовые листья вяза. Бронзовая листва дуба. Красные сосны, прошитые лимонными берёзами.
Лимонно – солнечные кустарники.
Поле капустное. Иссиня – морозные кочаны.
Жёлтый березняк, густо расшитый красной рябиной.
13
Лист 3.
«Словарь урока».
СЛОВО | Лексическое значение |
| простодушная, неопытная |
метка на тропе, дороге, болоте указывающая безопасный путь | |
надоедливый, пристающий с просьбами | |
стройно, созвучно, в согласии | |
задираться, не уступать | |
молоток для ручной ковки металла | |
тёмно - коричневая | |
отсвет заката на небе | |
небольшая кадка с ушами | |
узкая полоска раннего льда вдоль берега | |
узкая полоска раннего льда вдоль берега | |
мелкий , незначительный лес | |
на очень маленькое время. | |
дальний глухой дремучий лес. |
14
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Рембуевская средняя школа»
муниципального образования «Холмогорский муниципальный район»
Архангельской области.
Природа родного края в произведениях
Фёдора Александровича Абрамова.
Урок литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка»
в 4 классе.
Лукина Мария Александровна
Самойленко Юлия Олеговна
Максимова Альбина Александровна
учителя начальных классов.
Рабочий адрес:
д.Рембуево
Холмогорский район.
Архангельская область.
д.Рембуево
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Титульный лист ________________________ 1
- Содержание ________________________2
- Конспект урока ________________________3
- Приложение ________________________9 – 14
Лист №1, лист№2, лист №3.
«Словарь урока»
Словарь настроений»
Тексты рассказов.
- Библиография ________________________15
2
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Э.И.Николаева ( научный руководитель) Хрестоматия о Русском Севере «Морянка». Архангельск – 2013.
2. И.Ф.Полякова (ответственный редактор) Учебно – методическое пособие для учителя. Архангельск – 2012 г.
3. О.Д.Ушакова. Двенадцать сочинений о временах года 2 – 4 класс.
Санкт – Петербург -2009 г.
4. Л.А.Ефросинина «Книгочей» Словарь по литературному чтению
1 – 4 класс «Вентана Граф» – 2014г.
5. Л.Егорова «Бывальщины» АЛМ – 2012 г.
6. Ф.Абрамов «Где лето с зимою встречаются» «Малыш» - 1987 г.
7. Ф.Абрамов «Алые олени» «Малыш» - 1980 г.
8. Рисунки учащихся Рембуевской школы .Студия изобразительного искусства «Истоки».
9. А.И.Фёдоров Толковый словарь устаревших слов и фразеологических оборотов русского литературного языка.
10. С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка
11. И.В.Гуркова Толково – этимологичекий словарь для начальной школы.
13.Отрывки из фильма «Пинега! Дай воды на живот!» Клавдия Хорошавина
15
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА : Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова. Цель: Видеть и воспринимать красоту северной природы описанную в произведениях Ф.А.Абрамова.
- Хорошо знать содержание текста. - Быть внимательным читателем - Понимать настроение автора. - Понимать его точку зрения. - Внимательно слушать вопросы учителя. - Отвечать на вопросы учителя. - Уметь находить ответы в тексте. - Доказывать свою точку зрения.
Абрамов Фёдор Александрович 1920 - 1983
Д.Веркола . Усадьба Ф.А.Абрамова
Недолго пришлось пареньку из северной деревни изучать литературу. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Она застала Ф . Абрамова на третьем курсе. В день объявления войны он добивался, чтобы у него приняли экзамен, и подал заявление о зачислении его добровольцем в ряды Красной армии . Сразу после экзаменов Ф.А.Абрамов добровольцем ушёл на фронт, записавшись в народное ополчение.
Хрестоматия «Морянка» стр 111 «Закат» СОЛНЦЕ о громный раскалённый шар ш ар сверху и снизу сплющился пирамидка с закруглённой верхушкой ш апка п лоский курганчик к раюха т оненькая красная ниточка
«Началось лето» Увидели Тяжелые тучи ползли Ползли медленно Грозно клубясь Властно разрастаясь Темно Услышали Глухо бухнуло Немо притихло Оглушительный грохот Захлопали Радостно перекликались
«Где лето с зимою встречаются» «….вверху летнее голубое небо, - а внизу белоснежная зима»
«Где лето с зимою встречаются» Описание картины природы. Фантастическая Сказочная Торжественная Светлая Волшебная Настроение Чудесное светлое
Сравнение Образное выражение в котором один предмет, явление или людей сопоставляют друг с другом
Эпитет Художественное определение дающее образность , эмоциональность предмету, явлению. Выражено чаще всего прилагательным.
Олицетворение Наделение животных, предметов , явлений природы человеческими качествами.
Метафора Слово или выражение в переносном значении, слова указывающие на сравнение: как, словно, будто.
«Словарь урока» Назойливый На все лады Щетинится Бронзовая Кувалда Зарево Ушаты Вешка Забереги Мелколесье Душок На воробьиный скок Глухие суземы
Ф. А. Абрамов родился и вырос в Архангельской области, в красивейшем краю белых ночей и бескрайних лесов, краю былин и сказок. И окружающая природа сыграла большую роль в жизни и творчестве писателя.
http://netuchebe.ucoz.com/load/sochinenija/sochinenie_po_literature_nravstvennye_i_ehkologicheskie_problemy_v_rasskaze_f_a_abramova_o_chem_plachut_loshadi/4-1-0-11 Рисунки учащихся МБОУ « Рембуевская общеобразовательная школа» Студия «Истоки» Отрывки из фильма «Пинега! Дай воды на живот! Клавдия Хорошавина. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Источники графики, музыки http://summoning.ru/images/maple.gif http://www.shunk.ru/pics/767.jpg http://blendering.narod.ru/tutor/t6/leaf_orig_small.PNG http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f686af63-bfd3-3e68-19b9-bdabae897409/?getZip
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Сохраним природу родного края"
Воспитание экологической культуры у современных школьников - это не дань моде, а веление времени, продиктованная самой жизнью. Сегодня экологические знания включены в программу курса "Окружающий ...
Конспект урока по познанию мира во 2 классе. Тема: Весна в родном краю. Правовое, экологическое и патриотическое воспитание младших школьников.
Конспект урока познания мира во 2 классе....
Природа родного края в произведениях кубанских писателей
Разработка урока кубановедения для 2 класса...
Проект по окружающему миру в 3 классе по теме "Разнообразие природы родного края"
Проект по теме "Разнообразие природы родного края". Конспект занятия в 3 классе по проектной деятельности "Мир природы Липецкой области". ЭТАП ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА....
Урок чтения во 2 классе. Тема: «Лучше нет родного края» П.Воронько
Урок чтения во 2 классе. Тема: «Лучше нет родного края» П.Воронько...
Презентация к уроку огружающего мира по теме "Разнообразие природы родного края" 4 класс УМК Школа России
Национальный парк "Лосиный остров"....
Урок по теме "Разнообразие природы родного края"
Тема урока: «Разнообразие природы родного края»Класс: 3Цель урока: создание условий для формирования целостного восприятия картины мира и осознание в нём места человека.Задачи урока:...
- Мне нравится (2)