Конспект Урока литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка» в 4 классе. Тема урока: Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова.
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Лукина Мария Александровна

«Морянка» краеведческий курс.

Раздел «Родом из поморской славной стороны». Биографические сведения о Ф.А. Абрамове. Анализ  рассказов о природе родного края. Изобразительные средства (эпитеты, метафоры,сравнения, олицетворения) в произведениях писателя. Синквейн. Словарь настроений. Словарь урока (диалектные слова).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка» в 4 классе.

Тема: Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова.

«Морянка» краеведческий курс.

Раздел «Родом из поморской славной стороны»

Цель: Видеть и воспринимать красоту северной природы, описанную в произведениях талантливого писателя, земляка Фёдора Александровича Абрамова.

Задачи:

Обучающие.

формировать умения использовать опыт работы над лирическим текстом; доказывать свою точку зрения, выражать своё мнение о прочитанном,  выделять выразительные средства языка.

Развивающие.

развивать умения учащихся критически мыслить; действия контроля и оценки учащихся.

Воспитывающие.

воспитывать интерес к литературе как к виду искусства; способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, культуре общения. прививать любовь к своей малой Родине, родному северному краю.

Оборудование. Презентация, детские книги Ф.А.Абрамова «Где лето с зимою встречаются», «Алые олени», хрестоматия «Морянка», видеосюжеты.

Предварительная работа. Чтение книг с рассказами Ф.А.Абрамова. Найти незнакомые (непонятные слова), дать им объяснение.

                                                 Этапы урока.

1.Мотивационно – целевой.

2.Контроль  за действительностью обобщенного способа в конкретных условиях практической задачи (осмысление содержания).

3.Решение конкретно – практических задач.

4.Рефлексия.

                                                     Ход урока.

I.Организационный момент.

- Посмотрите в окно, поймайте в ладошки лучи солнышка, ощутите их тепло. Подарите это тепло всем, кто вас окружает, пожелайте хорошего настроения и успешной работы.

II.Сообщение темы и постановка целей.

- Какая работа вам была предложена для домашнего задания?

(прочитать рассказы о природе Ф.А.Абрамова).

-Что значит прочитать текст? (видеть картину произведения глазами автора)

                                                             3

- Что надо знать, чтобы работать с текстом? (хорошо знать содержание текста, быть внимательным читателем, уметь работать в позиции «читателя», понимать настроение автора, понимать его точку зрения).

-Как определить, кто рассказчик в тексте? (любой текст – доказательство, можно определить, кто там рассказчик: «Рассказчик – герой» или «Рассказчик – повествователь»)

- Как определить настроение рассказчика? (надо опять обратиться к тексту).

-Что еще надо сделать, работая над текстом? (внимательно слушать учителя и отвечать на его вопросы).

-В конце прошлого урока мы поставили перед собой цель последующей работы (продолжать работу над акцентным вычитыванием текста).

-Чтобы определить задачу на сегодняшний урок, послушайте отрывок из рассказа Людмилы Егоровой «Цыплята в лукошке»:

«Однажды Галина подходила к усадьбе со стороны дороги и, издали увидев на крыльце дядю, помахала ему рукой. И хотя её напряженный взгляд был устремлен в ту же сторону, откуда шла она, на приветствие он не отреагировал. Не заметил её Абрамов, даже  когда она подошла к калитке и распахнула её.

- Что это ты там высматриваешь? – спросила Галина, определив, что завороженный дядин взгляд остановился на деревце.

- Тише ты, стрекоза! Слышишь? Моя осинка лепечет! А когда перед домом на круглой клумбе расцвели ноготки, тут же назвал их цыплятами в лукошке…».

-О ком рассказала нам героиня рассказа Галина? (о писателе Ф.А.Абрамове).

-Какая задача на сегодняшний урок? (чтение рассказов о природе писателя Ф.А.Абрамова)

-Какие черты характера писателя мы можем отметить, прослушав этот отрывок? ( любит природу, добрый, наблюдательный, …).

III. Работа по теме.

Знакомство с жизнью и творчеством Ф.А.Абрамова.

      Родился Фёдор Александрович Абрамов 29 февраля  1920 года в далёкой северной деревеньке Веркола Пинежского района в крестьянской семье. Когда умер отец писателя, ему было 2 года, а старшему брату было всего 15 лет. Мать осталась одна воспитывать семерых детей. Деревенский труд был всегда тяжелым, он лег и на плечи осиротевших детей. В деревне дети всегда помогают взрослым, нужно было сеять, убирать урожай, косить траву, ухаживать за животными. В школе Абрамов учился хорошо, был смышлёным и очень талантливым. После окончания школы поступил в Ленинградский университет.  В  первые  дни войны пошел на фронт  в народное ополчение. В 1941 году участвовал в обороне Ленинграда. На войне он был дважды ранен и находился в госпитале блокадного города.

                                                             4

По «Дороге жизни» через Ладогу раненых переправляли на большую землю. Во время переправы колонна автомашин попала под обстрел фашистов, и писатель чудом уцелел.

     После демобилизации Ф.А.Абрамов продолжил учебу в университете. В свои студенческие годы писатель ходил в гимнастерке и старых стоптанных солдатских сапогах. Не потому, что он хотел похвастаться своим фронтовым прошлым, а просто ему больше нечего было надеть.

     Первые произведения писателя появились в 1949 году. Родные края для писателя не только страна его детства – это страна его творчества, его вдохновения, родина его героев.

  «Мне просто необходимо хотя бы раз в год бывать в родной деревне, пожить там, подумать, поговорить с земляками»

   Похоронен он на пинежской земле, в родной деревне  Веркола».

ФИЗМИНУТКА. (для глаз).

IV. Продолжение работы по теме.

  1. Рассказ «Закат». Хрестоматия «Морянка». Стр. 111.

- Как называется рассказ Ф.Абрамова («Закат»)

-Что такое закат? (Заход солнца за горизонт, явление природы).

- Когда  мы можем наблюдать закат? (вечером, на исходе дня)

- Что передал автор в своем рассказе? (мгновения захода солнца, которое увидел автор)

- Сколько мгновений захода солнца увидел автор? (семь, шесть)

- Прочитайте  их в последовательности.

*  «сперва огромный раскаленный шар»

*  «потом…шар сверху и снизу сплющился…»

*  «потом образовалась пирамидка с закруглённой верхушкой…»

*  «потом шапка…»

*  «плоский курганчик…»

*  «краюха…»

*  «тоненькая красная ниточка…»

- Какие сравнения приводит автор в тексте?

- Какие слова мы занесем в словарик урока (краюха, курганчик)

Лист №1. Задание  №1.

                                                         СОЛНЦЕ

шар

шар

сплющился

пирамидка

шапка

курганчик

краюха

тоненькая

ниточка

- Какие слова требуют пояснения? (краюха, палевый).

- Называет ли автор предмет своего описания?

- Как вы узнали, о чем идет речь? (из названия рассказа, раскаленный шар, палевая заря).

                                       

                                                               5

Задание №2.

Сделайте зарисовку заходящего солнца, из рассказа Ф.А.Абрамова.

2.Рассказ Ф.А.Абрамова  «Началось лето». Хрестоматия «Морянка». Стр. 98.

- С какого момента жизни природы в рассказе мы узнаем о начале лета?

(летней грозы).

- Найдите слова, которые помогли нам ярче увидеть грозу?

- Найдите слова, которые помогли нам услышать шум надвигающейся грозы?

 Задание №3.

                       Увидели.

                        Услышали.

- тяжелые тучи ползли

- ползли медленно

- грозно клубясь

- властно разрастаясь

- темно

- глухо бухнуло

- немо притихло

- оглушительный грохот

- захлопали

- радостно перекликались

- Какие слова мы занесём в словарик урока? (властно, сотряс, ушат).

  - Какой вывод делает автор в этом рассказе? (Началось короткое северное лето.)

 - Почему короткое, что вы знаете про это? (Лето на севере действительно короткое. Природное лето на севере начинается с цветения шиповника, а заканчивается, когда процветает клевер. Это меньше чем два полных месяца.

Так у нас определяет лето природный календарь).

- Как автор описывает силу дождя? ( Ставили ушаты под потоки).

Каким настроением проникнут рассказ Ф.А.Абрамова? Выберем слова из «Словаря настроений».

Задание №4.

                   Первый абзац.

              Второй абзац.

Настороженное

Ожидание

Испуг

Шумное

Суетливое

Игривое

Радостное

- Какое название рассказу дали бы вы? (…….)

ФИЗМИНУТКА. (спортивная).

3.Работа по книге Ф.А.Абрамова «Где лето с зимою встречается».

- Почему книга получила такое название? (Название одного из рассказов).

- Где увидел встречу зимы и лета писатель? (Строки  из рассказа).

- Когда мы можем увидеть подобное явление? (В ясный морозный день)

-Вы читали рассказы из этой книги. Сейчас мы с вами выполним несколько заданий, будем работать с книгой.

-  Какой увидел природу автор, опишите, пользуясь «Словарем настроений»

                                                        6

Лист 2 задание 5.

 Фантастическая, сказочная, торжественная, светлая, волшебная, чудесная.

- Что описывает в своих рассказах автор?

-Какое время года описывает автор? (лето, зима, осень, весна).

- Обоснуйте свой ответ. Для этого заполните таблицу.

Задание 6.        

          Осень

          Зима

         Весна

           Лето

«Сентябрь»

«Февраль»

«Верба»

«Одуванчики»

 

«Осеннее солнце»

Где лето с зимою встречаются»

«Зеленая весна»

«Лесная дорога»

«Снегирь»

«Черёмуха»

«Картошка цветет»

«Тишина»

«Январь»

«Погожим летом»

«Первый снег»

«Утренняя заря»

«Пинега»

«Сосны»

«Татарник»

- По каким признакам вы распределили рассказы? (названия рассказов, внутреннее содержание)

- Какие рассказы вы не занесли в таблицу? («Соловьи», «Жаворонок», «Комары» «Закат»)

-Почему, обоснуйте свое решение? (в рассказах говорится о птицах, насекомых, солнце)

-Будет ли ошибкой, если мы поместим эти рассказы в таблицу (могут последовать разные варианты ответов, например; соловьи поют летом, жаворонки тоже летом, автор говорит, что «стон комара прибавляется к звукам весны». Закат – это явление природы мы можем наблюдать в любое время года, автор не указал когда это происходило).

4. Продолжаем работу над рассказами Ф.А.Абрамова.

Вспомните, какие  выразительные средства языка  используют поэты и писатели, описывая природу?

(На  доске появляются таблички: сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, дети дают им пояснения, которые у них записаны на карточках, учитель оказывает помощь тем, кто затрудняется).

Сравнение

Образное выражение, в котором один предмет, явление, или людей сравнивают друг с другом.

Эпитет

Художественное определение, дающее образность, эмоциональность предмету, явлению. Выражено чаще всего прилагательным.

Олицетворение

Наделение животных, предметов, растений, явлений природы человеческими качествами.

Метафора

Слово или выражение в переносном значении, слова указывающие на сравнение как, словно, будто.

                                                         7

Задание 7. (Работа в парах).

- Я предлагаю вам несколько рассказов из книги Ф.Абрамова. Найдите в них выразительные средства языка, которые использовал  автор. В конце таблицы дайте оценку своей работы.

«Зеленая весна», «Черёмуха», «Осина», «Погожим летом», «Сосны», «Сентябрь». (Тексты для работы должны быть напечатаны. Не забываем вносить в словарик урока непонятные слова).

Проверка работы.

V. Рефлексия.

 - Что нового вы узнали на уроке?

- Что было для вас особенно трудным?

-Что объединяет произведения Ф.А.Абрамова? ( В рассказах описание природы, мастерство автора создавать точные, яркие «живые образы»).

- Какие качества характера помогли автору создать свои маленькие рассказы о природе? (наблюдательность, терпение, любовь к родине, к природе, трепетное отношение ко всему живому).

- Я предлагаю в завершение нашей работы составить синквейн. Тему выберем из названий рассказов.   Это будет нашим признанием к творчеству нашего талантливого земляка  Ф.А.Абрамова.

  Например:

                                                               Осина

                           нервная                                                   стройная

  курлычет                                     трепещет                             шумит                    

                           Трепетная красавица северного леса.

                                                        Красавица.

                                               

 

                                                              Берёза

                            стройная                                   белоствольная      

   шумит                                    шепчет                                  радует                    

                            Любимое деревце русского народа.

                                                            Символ.

- Пользуясь словарем настроений, напишите, как менялось ваше настроение на протяжении нашего урока.

VI. Домашнее задание.

Написать мини – сочинение на тему «Прогулка по зимнему лесу». «В зимнем лесу».

В сочинении использовать словарь настроений.

                                                       8

Приложение к уроку.

 

Лист №1. Задание  №1.

                                                          СОЛНЦЕ

Задание №2.

Сделайте зарисовку заходящего солнца, из рассказа Ф.А.Абрамова.

   Задание №3.

                       Увидели.

                        Услышали.

 

 

 Задание №4.

                   Первый абзац.

              Второй абзац.

 

 

                                                               9

Лист 2 задание 5.

 Фантастическая

Задание 6.        

          Осень

          Зима

         Весна

           Лето

 

 

                                                                          10

                                       « Словарь настроений»

                     ГРУСТНОЕ

беспомощное

              усталое

                          тихое

                                        занудливое

жалобное

              ожиданное

                         задумчивое

                                        тревожное

ворчливое

              зачарованное

                          тоскливое

                                        прощальное

печальное

            ТОРЖЕСТВЕННОЕ

окрыленное

                 сказочное

                              благодарное

                                            удивленное

вдохновенное

                приподнятое

                              ожидание

                                           наслаждение

удовольствие

               фантастическое

                                   волшебное

                                                чудесное

светлое

                   РАДОСТНОЕ

игривое          нежное

весёлое              приятное

солнечное              торопливое

шумное                        счастливое

приветливое                         светлое

весеннее                     оживленное

наслаждение        волшебное

ласковое         озорное

приятные воспоминания

                     СПОКОЙНОЕ

тихое                 нежное

ласковое              приятное

мечтательное            любование

загадочное                    душевное

ожидание                       вдохновенное

уютное

удовлетворенное

заботливое

задумчивое

таинственное

усталое

сонное

                                                                       11

                                                     «Словарь урока».

НАИВНАЯ -                                  простодушная, неопытная                             

ВЕШКА –        метка на тропе, дороге, болоте указывающая безопасный путь

НАЗОЙЛИВЫЙ –                  надоедливый, пристающий с просьбами

НА ВСЕ ЛАДЫ –                         стройно, созвучно, в согласии

ЩЕТИНИТСЯ –                          задираться, не уступать

БРОНЗОВАЯ –                          тёмно - коричневая

КУВАЛДА –                          молоток для ручной ковки металла

ЗАРЕВО –                                    отсвет заката на небе

УШАТЫ –                                  небольшая кадка с ушами

ЗАБЕРЕГИ –                       узкая полоска раннего льда вдоль берега

МЕЛКОЛЕСЬЕ –                            мелкий , незначительный лес

ВОРОБЬИНЫЙ СКОК –                               на очень маленькое время.

ГЛУХИЕ СУЗЁМЫ -                                     дальний глухой дремучий лес.

ДУШОК -                                                   запах от чего –то загнивающего

                                       

                                                     СИНКВЕЙН.

                              (правила составления синквейна)

  1. Называем тему одним словом. (Существительное).
  2. Описание темы в двух словах (Прилагательные)
  3. Описание действия в рамках этой темы (ТРИ глагола)
  4. Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  5. Синоним из одного слова, который повторит суть темы.

                                       

                                                        12

                                        ЗЕЛЁНАЯ ВЕСНА

         Удивительно разнообразие зелёного цвета весной! Светло – зелёные ёлки (новые побеги), дымчато – седой сосняк, зелёно – скромная берёза, серебристая зелень ивы, желтовато – зелёный дубок, румяно – зелёный, красноватый клён…И только к середине лета всё это растворится в едином океане.

                                            ЧЕРЁМУХА

           Погасли, отгорели ивы. Природа как бы в раздумье, как бы отдыхает перед тем, как снова взяться за кисть, чтобы сотворить новую красоту. На  очереди – черёмуха – белая ярость, белый взрыв забродившей земли.

                                                   ОСИНА

         Осина, как журавли среди деревьев: всё время курлычет.

Осина – дерево нервное. Берёзка и другие шумят ветками, а эта – каждым листочком.

                                       ПОГОЖИМ ЛЕТОМ

          Нынче каждая травка, каждая былинка расцвела, во всей своей красоте себя выявила. Всё необычно большое, сочное. Головка у розовой кашки, как колокол, мятлик в грудь, жёлтое блюдце ромашки, как солнце на стебле, а мышиный горошек, нежный мышиный горошек – просто колючая проволока. Словом, на земле, как в какой – то волшебной стране: всё непривычно большое, высокое.

                                                   СОСНЫ.

           В лесу тихо. На все лады заливаются птицы. И только высокие сосны, купающиеся верхушками в небесной синеве, стоят равнодушными великанами. Шумят нескончаемым шумом. От них веет вечностью, космосом.

                                               

                                                   СЕНТЯБРЬ.

         Брусничным соком стала наливаться листва черёмухи. Жёлтые зонтики клёнов висят в воздухе, красные флажки осинок. Малиново – розовые листья вяза. Бронзовая листва дуба. Красные сосны, прошитые лимонными берёзами.

Лимонно – солнечные кустарники.

Поле капустное. Иссиня – морозные кочаны.

Жёлтый березняк, густо расшитый красной рябиной.

                                                         13

Лист 3.

                                           

                                           «Словарь урока».

         СЛОВО

                    Лексическое значение

                                   

                                 простодушная, неопытная                             

метка на тропе, дороге, болоте указывающая безопасный путь

  надоедливый, пристающий с просьбами

  стройно, созвучно, в согласии

  задираться, не уступать

  молоток для ручной ковки металла

   тёмно - коричневая

  отсвет заката на небе

  небольшая кадка с ушами

узкая полоска раннего льда вдоль берега

узкая полоска раннего льда вдоль берега

мелкий , незначительный лес

на очень маленькое время.

 дальний глухой дремучий лес.

                                                      14

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Рембуевская  средняя школа»

муниципального образования «Холмогорский муниципальный район»

Архангельской области.

 

 

                      Природа родного края в произведениях

                           Фёдора Александровича Абрамова.

   Урок  литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка»

                                                   в 4 классе.

                                                                               Лукина Мария Александровна

Самойленко Юлия Олеговна

Максимова Альбина Александровна

                                                                                              учителя начальных классов.

                                                                                           

                                                                                              Рабочий адрес:

                                                                                                                                              д.Рембуево                                                                                            

                                                                                              Холмогорский район.

                                                                                              Архангельская область.

                                                     

                                                              д.Рембуево

                                                                  2017 г.

               

                             СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Титульный лист  ________________________ 1
  2. Содержание         ________________________2
  3. Конспект урока   ________________________3
  4. Приложение        ________________________9 – 14

Лист №1, лист№2, лист №3.

«Словарь урока»

Словарь настроений»

Тексты рассказов.

  1. Библиография    ________________________15

 

                                             

 

 

 

                                             

   

 

                                                               2

                                          БИБЛИОГРАФИЯ.

1. Э.И.Николаева ( научный руководитель) Хрестоматия о Русском Севере «Морянка». Архангельск – 2013.

2. И.Ф.Полякова (ответственный  редактор)  Учебно – методическое пособие для учителя. Архангельск – 2012 г.

3. О.Д.Ушакова. Двенадцать сочинений о временах года 2 – 4 класс.

Санкт – Петербург -2009 г.

4. Л.А.Ефросинина «Книгочей» Словарь по литературному чтению

1 – 4 класс «Вентана Граф»  – 2014г.

 5. Л.Егорова «Бывальщины»  АЛМ – 2012 г.

6. Ф.Абрамов «Где лето с зимою встречаются» «Малыш» - 1987 г.

7. Ф.Абрамов «Алые олени»  «Малыш» - 1980 г.

8. Рисунки учащихся Рембуевской школы  .Студия изобразительного искусства «Истоки».

9. А.И.Фёдоров Толковый словарь устаревших слов и фразеологических оборотов русского литературного языка.  

10. С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка

11. И.В.Гуркова Толково – этимологичекий словарь для начальной школы.

12.http://netuchebe.ucoz.com/load/sochinenija/sochinenie_po_literature_nravstvennye_i_ehkologicheskie_problemy_v_rasskaze_f_a_abramova_o_chem_plachut_loshadi/4-1-0-11 

13.Отрывки из фильма «Пинега! Дай воды на живот!» Клавдия Хорошавина

                                                          15


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ. Краеведческий курс «МОРЯНКА» «Родом из поморской славной стороны». Учитель начальных классов Лукина М.А. МБОУ «Рембуевская средняя общеобразовательная школа» Холмогорский район. Архангельская область.

Слайд 2

ТЕМА : Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова. Цель: Видеть и воспринимать красоту северной природы описанную в произведениях Ф.А.Абрамова.

Слайд 3

- Хорошо знать содержание текста. - Быть внимательным читателем - Понимать настроение автора. - Понимать его точку зрения. - Внимательно слушать вопросы учителя. - Отвечать на вопросы учителя. - Уметь находить ответы в тексте. - Доказывать свою точку зрения.

Слайд 4

Абрамов Фёдор Александрович 1920 - 1983

Слайд 5

Д.Веркола . Усадьба Ф.А.Абрамова

Слайд 6

Недолго пришлось пареньку из северной деревни изучать литературу. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Она застала Ф . Абрамова на третьем курсе. В день объявления войны он добивался, чтобы у него приняли экзамен, и подал заявление о зачислении его добровольцем в ряды Красной армии . Сразу после экзаменов Ф.А.Абрамов добровольцем ушёл на фронт, записавшись в народное ополчение.

Слайд 7

Хрестоматия «Морянка» стр 111 «Закат» СОЛНЦЕ о громный раскалённый шар ш ар сверху и снизу сплющился пирамидка с закруглённой верхушкой ш апка п лоский курганчик к раюха т оненькая красная ниточка

Слайд 8

«Началось лето» Увидели Тяжелые тучи ползли Ползли медленно Грозно клубясь Властно разрастаясь Темно Услышали Глухо бухнуло Немо притихло Оглушительный грохот Захлопали Радостно перекликались

Слайд 9

«Где лето с зимою встречаются» «….вверху летнее голубое небо, - а внизу белоснежная зима»

Слайд 10

«Где лето с зимою встречаются» Описание картины природы. Фантастическая Сказочная Торжественная Светлая Волшебная Настроение Чудесное светлое

Слайд 11

Сравнение Образное выражение в котором один предмет, явление или людей сопоставляют друг с другом

Слайд 12

Эпитет Художественное определение дающее образность , эмоциональность предмету, явлению. Выражено чаще всего прилагательным.

Слайд 13

Олицетворение Наделение животных, предметов , явлений природы человеческими качествами.

Слайд 14

Метафора Слово или выражение в переносном значении, слова указывающие на сравнение: как, словно, будто.

Слайд 15

«Словарь урока» Назойливый На все лады Щетинится Бронзовая Кувалда Зарево Ушаты Вешка Забереги Мелколесье Душок На воробьиный скок Глухие суземы

Слайд 16

Ф. А. Абрамов родился и вырос в Архангельской области, в красивейшем краю белых ночей и бескрайних лесов, краю былин и сказок. И окружающая природа сыграла большую роль в жизни и творчестве писателя.

Слайд 17

http://netuchebe.ucoz.com/load/sochinenija/sochinenie_po_literature_nravstvennye_i_ehkologicheskie_problemy_v_rasskaze_f_a_abramova_o_chem_plachut_loshadi/4-1-0-11 Рисунки учащихся МБОУ « Рембуевская общеобразовательная школа» Студия «Истоки» Отрывки из фильма «Пинега! Дай воды на живот! Клавдия Хорошавина. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Офтальмотренажёр «Осенние листья»

Слайд 3

Источники графики, музыки http://summoning.ru/images/maple.gif http://www.shunk.ru/pics/767.jpg http://blendering.narod.ru/tutor/t6/leaf_orig_small.PNG http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f686af63-bfd3-3e68-19b9-bdabae897409/?getZip


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Сохраним природу родного края"

Воспитание экологической культуры у современных школьников - это не дань моде, а веление времени, продиктованная самой жизнью. Сегодня экологические знания включены в программу курса "Окружающий ...

Природа родного края в произведениях кубанских писателей

Разработка урока кубановедения для 2 класса...

Проект по окружающему миру в 3 классе по теме "Разнообразие природы родного края"

Проект по теме "Разнообразие природы родного края". Конспект занятия в 3 классе по проектной деятельности "Мир природы Липецкой области". ЭТАП ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА....

Урок чтения во 2 классе. Тема: «Лучше нет родного края» П.Воронько

Урок чтения во 2 классе. Тема: «Лучше нет родного края» П.Воронько...

Урок по теме "Разнообразие природы родного края"

Тема урока:  «Разнообразие природы родного края»Класс: 3Цель урока: создание условий для формирования целостного восприятия картины мира и осознание в нём места человека.Задачи урока:...